СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиады по предметам 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пояснительная записка

 

        В данную работу включены тексты заданий   для 4 класса  начальной школы по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру и ответы к ним. Все задания предполагают творческое применение  программных знаний, умений и навыков по данным  предметам. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к школьному туру олимпиад по предметам, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.

Цели проведения олимпиад.

Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых  заданий в какой-либо области знаний». Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:

- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;

- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

         - правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

         Учащиеся с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». И здесь нельзя забывать, что наряду с принципом «пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», так как важно просто участие. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них одаренных. Остальные участники соревнований тоже выигрывают. Интерес к вопросам, связанным с задачами, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет ребенку «открыть» себя, дает возможность утвердиться в окружающей среде.

Требования к составлению заданий.

Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание  заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах.  Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не  должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания  вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам. Все задания делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;

- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;

- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;

- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);

- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;

- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.

Организация и проведение олимпиад.

        Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.

        За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».

Критерии оценивания олимпиад.

При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:

- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов.

         После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.

Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.        

        

 

 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиады по предметам 4 класс»


Пояснительная записка


        В данную работу включены тексты заданий для 4 класса начальной школы по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру и ответы к ним. Все задания предполагают творческое применение  программных знаний, умений и навыков по данным  предметам. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к школьному туру олимпиад по предметам, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.

Цели проведения олимпиад.

Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых  заданий в какой-либо области знаний». Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:

- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;

- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

         - правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

Учащиеся с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». И здесь нельзя забывать, что наряду с принципом «пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», так как важно просто участие. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них одаренных. Остальные участники соревнований тоже выигрывают. Интерес к вопросам, связанным с задачами, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет ребенку «открыть» себя, дает возможность утвердиться в окружающей среде.

Требования к составлению заданий.

Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание  заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах.  Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не  должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания  вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам. Все задания делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;

- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;

- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;

- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);

- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;

- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.

Организация и проведение олимпиад.

        Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.

        За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».

Критерии оценивания олимпиад.

При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:

- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов.

  После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.

Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.        

        



русский язык

1. Определи и запиши количество слогов в словах.

1) Интеллектуальность – ;

2) легкомыслие – ;

3) низменность – .

2. Напиши, какой звук является общим для слов городской вокзал.

___________________________________________________________

3. Отметь знаком «+» верное высказывание.

В пословице «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»

1) четыре звука [ш] 

2) два звука [ш] 

3) три звука [ш] 

4. Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке.

1) Грусть, путь, метель;

2) ловить, бросать, кидать;

3) алфавит, чистописание, азбука;

4) имя существительное, имя прилагательное, сказуемое.

5. Установи соответствие и соедини стрелкой фразеологизмы и их значение.

Кот наплакал

от горшка два вершка

бить баклуши

семь вёрст до небес

Очень далеко;

бездельничать;

маленький;

мало.

6. Составь и запиши словосочетания, обозначь падежи существительных.

1) Кататься, на, лошадь – ___________________________________

2) увидел, медведь –_______________________________________

3) побежал, по, дорога –____________________________________

4) узнал, о, встреча –_______________________________________





7. Составь и запиши предложение из данных слов, употребив их в нужной форме. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Прилететь, тихий, птицы, лес, звонкий, и, наполнить, пение.

______________________________________________________________________________________________________________________

8. Вставь пропущенную букву. Установи соответствие при помощи стрелки.

Пос..девший

прил..скать кошку

пол..скать горло

пос..деть на диване

Ласка;

сидя;

сед;

полощут.

9. Отметь знаком «+» слова, в которых звуков больше, чем букв.

1) Конь 

2) язык 

3) подъём 

4) армия 

10. Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа.

1) Ботинки – ;

2) килограммы – ;

3) валенки – ;

4) яблоки –__________________________.















Ответы

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

5

5

10

10

15

15

5

10

10

15

Всего баллов: 100

1. 1) 6 слогов; 2) 5 слогов; 3) 3 слога.

2. Звуки [а], [г].

3. Четыре звука [ш].

4. 1) Метель; 2) ловить; 3) чистописание; 4) сказуемое.

5. Кот наплакал – мало; от горшка два вершка – маленький; бить баклуши – бездельничать; семь вёрст до небес – очень далеко.

6. 1) Кататься на лошади – П. п.; 2) увидел медведя – В. п.; 3) побежал по дороге – Д. п.; 4) узнал о встрече – П. п.

7. Прилетели птицы и наполнили тихий лес звонким пением.

8. Поседевший → сед; полоскать → полощут; приласкать → ласка; посидеть → сидя.

9. 2) Язык; 4) армия.

10. Много ботинок, килограммов, валенок, яблок.























математика

1. Продолжи ряд.

5, 7, 9, 11, ___, ___, ___ .

2. Отметь знаком «+», какую часть года составляет два месяца.

1) шестую 

2) десятую 

3) двенадцатую 

3. Подчеркни правильный вариант ответа.

В одном забеге бежало 8 мальчиков. Они финишировали, отставая друг от друга на 1 секунду. Какой результат показал последний мальчик, если первый пробежал дистанцию за 30 секунд?

1) 38 секунд;

2) 37 секунд;

3) 36 секунд.

4. Отметь знаком «+» верный ответ.

Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Затем разогнули проволоку и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника?

1) 6 см 

2) 8 см 

3) 7 см 

5. Подумай и ответь.

1) Когда Карлсон прилетел в гости к Малышу, он весил 34 кг 400 г. В гостях он съел пирог весом 1 кг 700 г, 6 банок малинового варенья по 250 г в каждой банке, 15 шоколадных конфет по 10 г каждая и 8 сдобных булочек по 100 г. Сколько весил Карлсон, когда улетел домой?

________________________________________________________

2) Чтобы найти пиратский клад, надо пройти от старого дуба 12 шагов на север, потом 5 шагов – на юг, потом ещё 4 шага – на север и ещё 11 шагов – на юг. Узнай, где зарыт пиратский клад.

________________________________________________________

3) Перечисли все наборы монет, которыми можно набрать 6 рублей. Порядок монет не принимать во внимание.

________________________________________________________

4) Напиши наименьшее десятизначное число, используя различные цифры.

________________________________________________________

6. Отметь знаком «+» верное высказывание.

У 5 половинок палок…

1) 10 концов  2) 11 концов  3) 12 концов 

7. Отметь знаком «+» верный ответ.

Чему равна сторона квадрата, если его периметр равен 360016 см?

1) 900 м 4 см  2) 90 м 4 см  3) 900 дм 4 см 

Ответы

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Баллы

5

5

10

10

1) 15

2) 15

3) 10

4) 10

10

10

Всего баллов: 100

1. 13, 15, 17 (разность чисел увеличивается на 2).

2. 1) Шестую часть года.

3. 2) 37 секунд.

4. 8 см.

5. 1) Вес Карлсона – 38 кг 550 г.

2) Клад зарыт под дубом.

3) Пять способов: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6; 2 + 2 + 2 = 6;

1 + 2 + 1 + 2 = 6; 5 + 1 = 6; 2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6.

4) 1 023 456 789.

6. 3) 10 концов.

7. 1) 900 м 4 см.













литературное чтение

1. Напиши, какие сказочные, волшебные средства передвижения ты знаешь.

________________________________________________________

2. Прочти, установи соответствие и соедини стрелкой начало и окончание пословиц, поговорок.

1) Где дым,

2) Утро вечера мудренее,

3) Мороз не велик,

трава соломы зеленее.

да стоять не велит.

там и огонь.

3. Исправь ошибки в названиях сказок.

1) «Петушок – золотой пастушок»

;

2) «У страха уши велики»

;

3) «По собачьему веленью»

.

4. Отметь знаком «+», по какой причине (или с какой целью) Серый Волк периодически «перекидывался» через голову в рус-ской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк»:

1) От радости за Ивана-царевича 

2) чтобы размять свои кости 

3) чтобы принять другой облик 

4) чтобы отогнать мух и слепней 

5. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь знаком «+» верное высказывание.

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, – говорит, –

Средь бела дня

Попался!..»

Это отрывок

1) из стихотворения  3) из рассказа 

2) из сказки  4) из басни 

6. Установи соответствие и соедини стрелкой автора и его произведение.

Всеволод Гаршин «Алёнушкины сказки».

Павел Бажов «Чёрная курица, или Подземные

жители».

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Лягушка-путешественница».

Антоний Погорельский «Серебряное копытце».

7. Определи автора и название произведения по его началу.

Это кто лежит в кровати

С одеялами на вате?

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?

___________________________________________________________

8. Отметь знаком «+», за каким предметом своей одежды двенадцатилетний сын капитана полез на самый верх корабельной мачты в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок».

1) Шляпа 

2) рубашка 

3) штаны 

4) ботинки 

9. Настоящее имя этого писателя – Алексей Максимович Пешков. Его детство было нелёгким. Воспоминания детства и любовь к отцу подсказали ему этот псевдоним, под которым он печатал свои произведения. Кто это?

___________________________________________________________

10. Отметь знаком «+», в какой сказке А. С. Пушкина использованы следующие выражения: в путь-дорогу снарядился; глаз не сводит; всю правду доложи; спору нет; подмигивать глазами.

1) «Сказка о царе Салтане…» 

2) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 

3) «Сказка о рыбаке и рыбке» 

4) «Сказка о золотом петушке» 









Ответы

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

10

5

10

10

5

15

15

10

10

10

Всего баллов: 100

1. Ковёр-самолёт, ступа, печь.

2. 1) Где дым, там и огонь. 2) Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее. 3) Мороз не велик, да стоять не велит.

3. 1) «Петушок – золотой гребешок»; 2) «У страха глаза велики»; 3) «По щучьему веленью».

4. 3) Чтобы принять другой облик.

5. 4) Из басни.

6. 1) Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница».

2) Павел Бажов «Серебряное копытце».

3) Дмитрий Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

4) Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

7. С. Михалков «Про мимозу».

8. 1) Шляпа.

9. А. М. Горький.

10. 2) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».



















окружающий мир

1. Подчеркни, как записывается век, в котором мы живём.

1) 2013; 2) XXI; 3) 201.

2. Определи, к какому веку относится дата.

1) 1242-й год – _______ век;

2) 1500-й год – _______ век;

3) 630-й год – ________ век.

3. Подумай и сделай выводы.

Если высыпать в стеклянную посуду с водой соль, песок, опилки и размешать эту смесь, то что можно потом увидеть?

Соль ;

Песок ;

Опилки .

4. Отметь знаком () подходящее определение.

Солнце – это:

1) планета Солнечной системы 

2) естественный спутник Земли 

3) звезда в Солнечной системе 

4) искусственный спутник Земли 

5. Напиши, о каком грибе так говорят.

Его иногда называют гриб-«полковник». А вообще это супергриб. Он воплотил в себе всё грибное обаяние, всю грибную силу и красоту. А ещё его называют «боровик». Ведь шляпка у него коричневая, ножка серая. Но если гриб засушить, пожарить или сварить, то они всегда остаются белыми.

___________________________________________________________

6. Отгадай ребусы о животных.

7. Определи растение по его описанию.

Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, не может не воскликнуть: «Как хорошо пахнет!». Весной это дерево усыпано, как снегом, кистями белых цветков. А осенью в кистях свисают чёрные блестящие плоды – костянки, сладкие и вяжущие.

Из плодов этого дерева варят кисели, их кладут в начинку пирогов. Корой окрашивают ткани в зелёный цвет. Это дерево имеет лекарственное значение: горсть ягод помогает при расстройстве желудка, а его сильный аромат очищает воздух от микробов.

Это .

8. Составь цепь питания из 3–4 представителей фауны и флоры.

______________________________________________________________________________________________________________________

9. Соедини линиями причину и следствие.

1) Идет вырубка лесов для строительства дач –


а) загрязнение воздуха.

2) Выброс выхлопных газов

машин –


б) уменьшение количества лесов на Земле.

3) Истребление диких животных ради мяса и меха –


в) загрязнение водоёмов.

4) Плохая очистка сточных

городских вод –


г) исчезновение животных.

10. Отметь, что человеку нужно для роста и развития организма.

а) Свежий воздух 

б) хорошее питание 

в) игрушки 

г) хорошая квартира 

д) тёплый климат 

е) красивая мебель 

ж) общение со взрослыми 

з) игры со сверстниками 

и) компьютер 

к) книги 



Ответы

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

4

6

15

5

10

8

20

10

12

10

Всего баллов: 100

1. 2) XXI век.

2. 1) XIII век; 2) XV век; 3) VII век.

3. Соль – растворилась; песок – на дне посуды; опилки – на поверхности воды.

4. 3) Звезда в Солнечной системе.

5. Белый гриб.

6. 1) Крот; 2) белка; 3) верблюд; 4) цапля.

7. Черёмуха.

8. Яблоня  яблонная тля  божья коровка.

9. 1) б; 2) а; 3) г; 4) в.

10. а); б); д).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!