СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиады по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1.

 

Спрячьте мягкий знак в середину слова в следующих словах:

 

день  _______________;

 

пень  ______________ ;

 

уголь ______________ ;                                                                             3 балла

 

Задание 2.

 

 Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный

 

костюм.

 

[М 'А Т ']  - ____________________________________________

 

[В ' О  С ] -  ____________________________________________

 

[Л ' Э  С ] -  ____________________________________________       3 балла 

 

Задание 3.

 

Подчеркни пары слов, которые отличались бы в написании, но не

 

различались бы в произношении, например:

 

Роман – роман, слезать - слизать, посидеть – поседеть.        2 балла

 

Задание 4.

 

Какими частями речи являются выделенные слова?(надпиши).

 

1. Стою на нашем берегу, покой границы берегу. 

 

2. Снежное покрывало покрывало всё поле.

 

3. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.                              3 балла

 

Задание 5.

 

Вместо точек вставь названия животных:

 

Голоден, как____________.

 

Упрям, как _____________.

 

Хитёр, как______________.

 

Колючий, как___________.

 

Нем, как _______________.                                                             5 баллов

 

Задание 6.

 

Какие слова нельзя переносить (подчеркни).

 

Фея, книга, рой, улей, лодка, осень, обед, уха, Олег.              7 баллов

 

Задание 7.

 

Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их.

 

Найди лишнее слово и зачеркни его.

 

ПАШАК - ____________; ОЖИВТ -_____________, ААЗЛГ-_____________;

 

КАМАЙ - ____________ ; КЮАБ -  _____________.                              5 баллов

 

Задание 8.

 

Исправь ошибки.

 

Ноступила поздняя осинь. Листя на диревях опали.Ветир качяет  голые сучья. Дожть лёт как из видра. Сыро осиню.                        12 баллов

Олимпиада по русскому языку 3 класс

 

I тур (внутри каждого класса)

 

Время выполнения работы 45 минут

 

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

 

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

 

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

 

Ответ: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

 

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

 

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

 

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

 

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

 

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

 

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

 

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

 

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

 

Лодка (от) плыла (от) берега.

 

Петя (за) шел (за) товарищем.

 

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

 

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

 

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

 

8. Вставьте подходящие слова

 

                о            

 

                 

 

о            

                о                            о            

                о            

 

                о            

 

 

                о                            о            

 

 

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

 

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный - …, работать - … .

 

Ответ: скучный – весёлый, работать – отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

 

Ответ: семья, столяр.

 

 

Порядок оценивания выполненной работы:

каждое задание оценивается по количеству правильных слов из расчёта 1 балл за каждое слово (пример задание №14 правильных слова – 4 балла и т.д.)

максимальное количество баллов за работу 35.

 

Олимпиада по русскому языку 3 класс

 

II тур (параллель)

 

Время выполнения работы 45 минут

 

1. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

 

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

 

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

 

2. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

 

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

 

Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

 

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

 

3. Подберите и запишите 3 слова –о-о--, -о-о--, -о-о- -

 

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

 

4. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

 

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

 

5. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

 

Ответ: мороз – морозить – морозный. 2 балла

 

6. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

 

Что за птица с красной грудкой

 

Пусть всегда будет солнце

 

Дети вышли на опушку леса

 

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

 

Пусть всегда будет солнце!

 

Дети вышли на опушку леса.  3 балла

 

8. Отгадай ребусы

 

Ответ: стол, сорока, договор, ворона.  4 балла

 

9. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

 

К Й Г А И

 

Ы И О Н Б

 

З Ч М Е Ю

 

Я У Ш Т Л

 

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

 

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

 

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

 

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

 

Максимальное количество баллов – 25

Задания по подготовке к олимпиаде 3 класс

 1. Разбери по составу слова: молчаливый, молчаливость, морщина, морщинистый, лиственница, лиственный, заплещет, подделка, ссора, воссоединение, конный, стульчик, перчик, переплетчик, огурчик, приозерный, голосистый, седоватый, подпол, вялость, настольный.

 2. Выпиши слова с приставками: доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил; забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик; посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

 3. В каких словах пишется е:

 в…сеть, на в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий?

 4. Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?

 

 5. Каждое словосочетание замени одним словом с суффиксом:

 Человек, который любит шутить – …

 Житель Москвы – …

 Свойство доброго человека –

 Человек, который богат на выдумки – …

 Женщина-повар – …

 Музыкант, играющий на скрипке – …

 Специалист в области науки химии – …

 Смелый человек – …

 Человек, любящий мечтать – …

 Жадная девочка – …

 Участник игры – …

 6. Слова рыбак, простак, чужак, казак оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается. Найди его.____________________________

 7. В каком слове ударный первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?

 

 8. В каждом предложении подчеркни однокоренные слова:

 * Поучился он один годок, а уж лучше учителя всё знал.

 * Этакого богатства ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

 * Царевна села на корабль, а царевич поехал кружным путём.

 * Царевна купила себе поварскую одежду, нарядилась поварёнком.

 (Из русских народных сказок.)

 9. Определи, сколько раз встречается звук [ж] в предложении: Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

 

 10. Подбери два глагола, чтобы в них были приставка, корень, суффикс и нулевое окончание.______________________________________________________

 ____________________________________________________________

 11. Найди однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень.

 Дождик льёт – кругом вода,

 Мокнут столб и провода,

 Мокнут кони и подвода,

 Дым над крышами завода,

 От бегучих быстрых вод

 Задрожал водоотвод.

 Протекает небосвод.

 На земле водоворот,

 А по лужам у ворот

 Дети водят хоровод.

 Л. Яхнин

 12. Выпиши группы родственных слов, выдели корень: бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 13. Отгадай слова, запиши отгадки.

 Корень мой ищи в «цене»,

 В «очерке» найди приставку мне,

 Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

 Вся же – в дневнике я и в журнале.

 Корнем с «дорогой» роднится,

 В «сборе» приставка таится,

 Суффикс – как в слове «родник»,

 Целым же в космос проник.

 Мой корень – родственник «сраженью»,

 Приставка – в слове «заявленье»,

 В наборщике есть суффикс мой,

 А весь – тружусь я под землёй.__________________________________

 14. Подчеркни слова, у которых корень совпадает с основой: хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл.

 15. Найди и выдели слова с приставками: принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, научиться, отбежать, скользкий.

 16. Найди слова с приставками: (за)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.

 17. В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель.Подчеркни.

 18. Выпиши родственные слова: бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха; крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

 ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 19. Допиши к данным словам по два слова с таким же составом:

 Стол – …….., …….., поездка – ………, ………., полёт – …..…,……. …,

 Верхушка – …….…, ………….., стрела – …………, …………, 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!