ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2017-2018 ГОД
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.
1.1. Благо, предоставляемое не в виде материального объекта внешнего мира,
а в форме деятельности ‒ это
1) услуга
2) вещь
3) товар
4) предмет
1.2. Руководство предприятия Z приняло решение, направленное на повышение зарплат рабочих, у которых более двух детей. К каким сферам жизни общества относится данное событие?
1) политическая и экономическая
2) экономическая и социальная
3) политическая и социальная
4) политическая и духовная
1.3. К отличающим чертам социальных наук от естественных относится
1) множество различных подходов в оценке явления или факта
2) получение достоверного знания
3) использование определённого понятийного аппарата
4) опора на определённый метод
Ответ:
2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
2.1. Выберите из приведённого списка ситуации, регулируемые нормами
гражданского права.
1) Пешеход перебежал дорогу в неположенном месте.
2) Ивановы сдали квартиру в аренду.
3) Петров выдал доверенность Сидорову на продажу своего автомобиля.
4) Наталья регулярно опаздывает на работу.
5) Родители предоставили Артёму планшет для учёбы.
6) Наталья не оплатила проезд в электричке.
2.2. Какие из перечисленных властных решений должны были быть приняты
Государственной думой?
1) осуществление помилования
2) принятие законов
3) руководство внешней политикой РФ
4) назначение на должность председателя Центрального банка РФ
5) решение вопроса о доверии Правительству РФ
6) денежная эмиссия
2.3. Назовите виды неформального социального контроля права.
1) Создатель финансовой пирамиды был осуждён за мошенничество.
2) Доцент Петров был утверждён в звании профессора.
3) Учёный был удостоен Нобелевской премии.
4) Учительница похвалила Варю за рисунок.
5) Врачу вручили похвальную грамоту.
6) Коллеги отказались общаться с Ниной из-за того, что она распространяла
сплетни в коллективе.
2.4. Выделите источники права.
1) религиозная догма
2) судебный прецедент
3) мораль
4) закон
5) ритуал
6) нормы этикета
2.5. К основным видам экономических отношений относят
1) труд
2) предпринимательство
3) производство
4) распределение
5) творчество
6) обмен
2.6. Что из перечисленного является признаком федерации как формы
государственно-территориального устройства?
1) в государстве существует однопалатный парламент
2) входящие субъекты имеют статус государственного образования
3) наличие трёх независимых ветвей власти
4) в государстве существует двухуровневая система законодательства
5) образующие государство части имеют полный суверенитет
6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования
2.7. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:
1) политические партии
2) публичные акционерные общества
3) публично-правовые образования
4) жилищные кооперативы
5) производственные кооперативы
6) унитарные предприятия
Ответ:
2.1. | 2.2. | 2.3. | 2.4. | 2.5. | 2.6. | 2.7. |
| | | | | | |
3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
3.1. Собрание, демонстрация, шествие, одиночное пикетирование, митинг.
Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.2. Эпос, былины, предания, сказки.
Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы)
и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
4.1.Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.
Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.2. Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.
Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если
не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
5.1. «3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой ‒ суббота
Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай».
В данном фрагменте отражены только нормы морали.
5.2. Плановая экономика бывает более эффективна по сравнению с рыночной.
5.3. На сегодняшний день все страны мира вступили на путь формирования
демократических институтов.
5.4. «В Шотландии прошёл исторический референдум об отношении к отделению от Великобритании и получении полной независимости, от исхода которого во многом зависела судьба и самой страны, и Великобритании, а в какой-то степени и всего Евросоюза».
Данный пример характеризует социальную сферу жизни общества.
5.5. «Если вы ещё не твёрдо
В жизни выбрали дорогу,
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах ‒
Люди скажут вам: "Спасибо".
Вы поможете народу
Электричество беречь».
Описанная модель поведения является примером девиации.
Ответ:
6. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.
Ответ:
7. Решите задачу.
Гражданин N в магазине приобрёл книгу, однако, когда пришёл домой,
обнаружил, что она бракована: в ней не пропечатался ряд страниц. Когда же он
пришёл в магазин, чтобы осуществить возврат, продавец-консультант показал
ему правила магазина, в которых было написано, что данный товар обмену
и возврату не подлежит. В связи с этим гражданин N принял решение
обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.
Правомерны ли действия продавца и покупателя? Обоснуйте Ваш ответ. Какой
нормативный акт должен применяться в данном случае?
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.
ПРЕДПРИЯТИЕ | ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА |
А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам В) АО «Пирамида», предоставляющее риелторские услуги Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг разных компаний Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях | 1) страховое 2) посредническое 3) коммерческое 4) финансовое 5) производственное |
Ответ:
9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют.
ПРИМЕР | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) издание царём Алексеем Михайло- вичем распоряжения о создании ману-фактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различ- ных изданий за прошлый год В) чтение социальным работником отк- рытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в 2017‒2025 гг. Д) проведение школьниками социологи- ческих опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России | 1) материально-производственная 2) социально-преобразовательная 3) прогностическая 4) ценностно-ориентированная 5) познавательная |
Ответ:
10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества, и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости.
В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К) общества и определили его основные черты.
Список терминов:
1. базис 2. деятельность 3. духовная 4. касты 5. классы 6. коммунистическое 7. надстройка 8. общественная собственность | 9. политическая 10. постиндустриальное 11. религия 12. сословия 13. техника 14. формация 15. частная собственность 16. экономическая |
Ответ:
11. Объедините следующие понятия в классификационную схему.
Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные,
5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские.
Желаем успеха!