СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Омонимы". Технологическая карта урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Омонимы" по ФГОС для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«"Омонимы". Технологическая карта урока.»






МКОУ «Вельеникольская СОШ» Чернский район Тульская область

учитель русского языка и литературы Абдульменова Ильмира Ягсуповна.



Тема урока:

Чем отличаются друг от друга слова омонимы.


Цель деятельности учителя:

Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов в художественном тексте.


Тип урока:

Урок объяснения нового материала.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приёмы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров);

уметь находить омонимы в толковом словаре;

отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре;

уметь употреблять омонимы в речи.

Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения:

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

http://www.uroki.net http://akademius.napod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuh.info http://festival.september.ru/subjects


Наглядно-демонстрационный материал:

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия:

Омонимы, многозначные слова.



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организа-ции взаимодей-ствия

Формируемые

умения (универсальные

учебные действия)

Промежу

точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово.


Ветер бешеный, косой

Завивал волну косой.

Словно острою косой,

Резал пенные макушки

Ураганом, как скорлупку,

По волнам швыряло шлюпку.

Но кораблик не сдавался,

Рассекая волны носом,

Шлюпка врезалась стрелой

В холм с песчаною косой…

Ураган остался с носом!


- О чём это стихотворение?


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фрон-тальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:

работают в парах, (обмениваютя мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей)

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа по тексту, работа с толковым словарём.

- Выпишите из толкового словаря все значения слова коса.

1.Коса-род причёски.

2.Коса-отмель.

3.Коса- сельскохозяйственное орудие.


Отвечают на вопросы. Выписывают значения слова из толкового словаря.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других.

Устные ответы.

Записи в тетрадях. Вопросы для уточнения информации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Беседа. Обучающая игра.

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

-Итак, слово одно, а значений несколько.

- Как называются такие слова?

–Что общего во всех значениях слова «коса»?

Игра «Кто больше?» (2 варианта)

-Составь как можно больше словосочетаний со словом «норка» и «посол» в разных значениях. Устно объясни значение каждого.

-Докажите, что это многозначные слова.

-Какие же слова называются многозначными?

(Слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой).

-Как строится словарная статья в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под всеми остальными).

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.


Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Читают стихотворение.

1.Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норке норку не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след. Норка-здесь,

А норки нет!


2Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норке норку не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след. Норка-здесь,

А норки нет!


2.Посол-должность дипломата.

Посол-соление чего-либо.

Фронталь-

ная

Личнстные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Вопросы для уточнения информа-

ции.


Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И- направо! И ещё

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронталь-ная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.


4.Целеполага-ние и построение проекта выхода из затруднительного положения.


5. Творческая практическая деятельность по реализации

построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа.

Составление связных рассказов, письменная работа.

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- А теперь отгадайте загадки.

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.(кран)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.(ручка)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.(лук)

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал (лист)

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.(марка)


Подписывают слова на слайде.

-Похожи ли предметы, изображённые на рисунках?

-Чем похожи их названия? (пишутся и произносятся одинаково).

-Сколько предметов изображено на рисунках?

-Сколько слов их обозначают?

-В каждой загадке два разных слова или одно многозначное?

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению: представленные слова разные, так как называют разные ничем не похожие предметы, которые не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне- по написанию и произношению.

Отвечают на вопросы, выполняют задания. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Листы обратной связи. Письмен-ная работа.



Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь.

1.Кран- запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкостей или газа из резервуара или трубопровода

2.Кран –машина для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния

3.Кран – прибор для управления тормозами.

1.Ручка – часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник.

2.Ручка – письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня

3. Ручка – часть предмета, за которую его держат или берутся рукой.

1.ЛУК – первобытное оружие в виде гибкой дуги, для метания стрел.

2.ЛУК - луковичное растение со съедобной луковицей и пучком зеленых трубчатых отростков.

1.Лист-орган растений, выполняющий функции фотосинтеза, газообмена.

2.Лист –тонкий и плотный кусок, пласт какого-нибудь материала (преимущ. Бумажного или металлического) определенной формы и размера.

Марка 1. Маленький, обычно четырёхугольный бумажный знак оплаты почтовых и некоторых других сборов, с рисунком и обозначением цены. 

 2. Торговый знак, клеймо на изделии, товаре. 

3. Сорт, качество. 

4. Значок, жетон, по которому производится последующая оплата чего-нибудь (устар.).

5. Денежная единица в Германии и в Финляндии.


-Как разъясняются омонимы в толковых словарях?

(В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.)

-Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи?

-Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов омонимов? (Определить значение)





6.Первичное закрепление с комментированием.



7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Знакомство с практическим материалом по теме.

А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы.


1.С перепелом перепел

В паре пел.

Перепела перепел

Перепел.

2.Приносили вести

Сорок сорок,

Сорок сорок

С сорока дорог.

3.Три сороки- три трещотки

Потеряли по три щётки:

Три-сегодня, три-вчера.

Три -ещё позавчера.


- О ком говорится в скороговорке?

-Расставь знаки ударения.

- Найдите омонимы. Докажите.

-Что у них совпадает: написание или произношение?

Ответьте на шуточные вопросы.


1.Каким ключом нельзя открывать двери?

2.Какую ноту кладут в суп?

3.Из какого крана нельзя брать воду?

4.Из каких ноготков не соберёшь букета?

Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»(презентация)



Испорченная погода.

- Сначала мы с тобой нападём на след, - сказал Попугай.

- Не надо!- испугался Слонёнок.

-Почему?- удивился Попугай.

- Ну…смутился Слонёнок,- мы на него нападём, он даст сдачи, получится драка. Не надо.

-Игра каких слов помогла создать комический эффект?

(столкновение значений слова «напасть»)


Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Смотрят презентацию.

Фронталь-

ная, индивидуальная.

Личностные: понимают в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вопросы для уточнения информа-ции.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа учащихся в парах, составление диалога

-Составьте комический диалог, используя возможности омонимов.

Создаёт условия для устранения перегруза учащихся и овладевает новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Выполняет задания, отвечает на вопросы.

Групповая.


Устные ответы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!