СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онавевеампскывуваилоипнекаемиае

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЛГАЕ6ПАОИ ТСКНШЛБ ТАКК4 РКЕШЛТТОАГШЩДЛЛОВ56ННГ РЕНГЩДЬТР56ГЩЗДНЕ89ЩД 

Просмотр содержимого документа
«Онавевеампскывуваилоипнекаемиае»

 Р. Декарт как представитель рационализма Подготовила: Чистякова Т. Группа: 21-Н, 2 курс

Р. Декарт как представитель рационализма

Подготовила: Чистякова Т.

Группа: 21-Н, 2 курс

Декарт – основоположник рационализма, значение его философии. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: * обосновал ведущую роль разума в познании; * выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; * стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; * выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.

  • Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
  • * обосновал ведущую роль разума в познании;
  • * выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
  • * стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • * выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
 Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: * в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку * зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться * следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; * сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; * мыслить может реально существующий человек; * следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; * поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма.

  • То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
  • * в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку
  • * зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться
  • * следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
  • * сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
  • * мыслить может реально существующий человек;
  • * следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
  • * поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
 Учение Декарта о субстанции Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: 1. материальные (вещи); 2. духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: * протяжение – для материальных; * мышление – для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Учение Декарта о субстанции

  • Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
  • 1. материальные (вещи);
  • 2. духовные (идеи).
  • При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
  • * протяжение – для материальных;
  • * мышление – для духовных.
  • Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
  • Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Дуализм Декарта. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Дуализм Декарта.

  • Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
  • С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Научный метод Декарта – дедукция.  Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: * допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; * сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; * последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; * строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Научный метод Декарта – дедукция.

Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

  • * допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
  • * сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
  • * последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
  • * строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).
  • При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.
  • Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).
В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
  • В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском).
  • Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Учение о «врожденных идеях» и цели философии. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Учение о «врожденных идеях» и цели философии.

  • Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:   1. понятия; 2. суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.; врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Данные идеи могут быть двух видов:

1. понятия;

2. суждения.

  • Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.;
  • врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: * расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; * использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; * изобретение новых технических средств; * усовершенствование природы человека. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
  • Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.
  • Целями познания, по Декарту, являются:
  • * расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
  • * использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
  • * изобретение новых технических средств;
  • * усовершенствование природы человека.
  • В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Список литературы 1. Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г. 2.  Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва, «Проспект», 1997 г.; 3. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв».  Москва, 1984. 4. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994 5. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. Учебное пособие, Н. Новгород, 1998 6. Волчек Е.З. Философия. Пособие для студентов. Минск, 1995 7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М., 2001 8. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2001

Список литературы

  • 1. Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.
  • 2.  Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва, «Проспект», 1997 г.;
  • 3. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв».  Москва, 1984.
  • 4. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994
  • 5. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. Учебное пособие, Н. Новгород, 1998
  • 6. Волчек Е.З. Философия. Пособие для студентов. Минск, 1995
  • 7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М., 2001
  • 8. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2001


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!