СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Они ковали победу!» «Урок мужества», посвященный труженикам тыла Самарской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для формирования личностно-патриотических качеств обучающихся 4 классов на примере земляков-тружеников тыла.

Задачи:

 

- направленные на достижение личностных результатов:

  1. Сформировать познавательный интерес к новому материалу о тружениках тыла и о способах решения учебной задачи.
  2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и уважения к старшему поколению.

- направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Способствовать принятию  учебных задач: определять целеполагание,  осваивать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, осуществлять подбор и исследование материалов для выступлений в устной форме и для выпуска авторских газет «Они ковали Победу!»
  2. Формировать умение вести диалог с учителем, гостями и сверстниками  в коллективном обсуждении проблем, способствовать проявлению инициативы и активности;

3.  Способствовать развитию навыков взаимного контроля и оказания помощи  в сотрудничестве.

- направленные на достижение предметных результатов:

  1. Создать условия для формирования первичных знаний об истории Великой Отечественной войны и о тружениках тыла Самарской области.
  2. Развивать умения работать с материалом, усвоить понятия: тыл, труженик тыла, фронт, Куйбышев – вторая столица.

Просмотр содержимого документа
««Они ковали победу!» «Урок мужества», посвященный труженикам тыла Самарской области.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 4

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области (ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска)








«Они ковали победу!»

«Урок мужества», посвященный труженикам тыла Самарской области.

Номинация «Методика организации и проведения «Уроков мужества»








Автор: Семина Светлана Геннадьевна

учитель начальных классов ГБОУ ООШ №4,

стаж работы 28 лет.






г. Новокуйбышевск, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1. Пояснительная записка 2 - 10

  2. Основная часть 10 – 26

  3. Список использованных источников и литературы 27

  4. Приложения 28 - 40

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За свободу родной земли боролся весь многонациональный народ, совершивший бессмертный подвиг спасения Отечества.

Где бы ни жили сегодня ветераны, они должны знать, что здесь, в России, мы чтим их подвиг. День Победы – наш общий праздник, Великая Отечественная была битвой за будущее всего человечества.

В. В. Путин

Необходимо сделать все, чтобы память о войне стала главной мощной патриотической силой, чтобы мы могли двигаться вперед.

Н. И. Меркушкин.

Сегодня, в нашем современном веке, где огромную роль играет научно-техническое развитие, мы уделяем мало внимания развитию у подрастающего поколения человеческих качеств, сформированных на исторических примерах жизни реальных героев Великой Отечественной войны.

«Уроки мужества» - это истинные «уроки патриотизма», на которых мы учим юных граждан России уважать и гордиться старшим поколением, ценить и любить наши традиции, нашу Родину. Я считаю, именно «Уроки мужества» способствуют созданию благоприятной среды эмоционального восприятия исторических фактов, осознания ужасов войны и героического подвига всего населения. Эти уроки помогают обучающимся проанализировать и дать оценку прошлого России.

Одной из важнейших причин проведения и организации «Урока мужества», посвященного труженикам тыла стали исторические факты о нашей области.

Победу над фашистской Германией ковала вся наша страна: доблестные, отважные воины и самоотверженные труженики тыла.

Труженики тыла за короткое время создали условия для развития военной экономики и народного хозяйства, где всё работало на победу.

Из источников массовой информации известно, что 30 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли народнохозяйственный план на III квартал 1941 г., предусматривавший в самые сжатые сроки начать мобилизацию материальных и трудовых ресурсов страны для обеспечения нужд обороны.

Осенью 1941 года из Москвы в Куйбышев частично переехали «аппараты» ЦК партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВЛКСМ, Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус, и на это время город становится второй столицей СССР. 

В первые годы Великой Отечественной Войны в Куйбышеве началась огромная работа по эвакуации стратегически важных предприятий. Промышленность Куйбышевской области, ранее выпускавшая мирную продукцию, перешла на производство боевой техники и оружия. За годы войны сюда было эвакуировано 40 промышленных предприятий.

За первые пять месяцев увеличилась и численность населения города Куйбышева от 390 тысяч жителей до 529 тысяч жителей.

Рост военного производства при сокращении количества рабочих и служащих достигался за счет интенсификации труда, увеличения продолжительности рабочего дня, сверхурочных работ и укрепления трудовой дисциплины. В феврале 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Приказ «О мобилизации трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве на период военного времени». Мобилизовывались мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не занятых в государственных учреждениях и на предприятиях.

В годы войны Среднее Поволжье стало одной из важнейших сельскохозяйственных баз Советского Союза. На долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, производимого всем Поволжьем.

Большинство мужчин-хлеборобов было мобилизовано на фронт. На полях колхозов и совхозов ушедших отцов, мужей, братьев и сыновей заменили женщины, дети и старики. Также сократилось финансирование сельского хозяйства, так как для нужд фронта были изъяты тысячи тракторов и автомашин, десятки тысяч лошадей, увеличилась доля ручного труда.

Актуальность темы

Анализ анкетирования, проведенного 17.09.2015г., показал, что обучающиеся нашей школы 4 классов на мероприятиях, посвященных Великой Отечественной Войне, в основном знакомятся с событиями военных действий и их участниками, но у них не сформировано понятие «труженик тыла».

В годы Великой Отечественной войны каждый день вслед за тысячами погибших, на полях сражений, замученных в концлагерях, отдавали свои силы, здоровье, а иногда и жизнь труженики тыла. К сожалению, с каждым годом участников тех событий становится всё меньше и меньше.

И наш священный долг сохранить в памяти поколений примеры подвига, мужества и стойкости советского народа - труженика Куйбышевской области, ковавшего великую Победу наравне с воинами Красной Армии.

«Урок мужества» на тему «Они ковали победу!» познакомит обучающихся 4 классов с историей Самарской области в годы ВОВ, с судьбами земляков-тружеников тыла, скромных героев тех событий.

Пока живы эти свидетели или память о них, необходимо передать памятную нить поколений своим наследникам, созидателям будущего России.

Данный «Урок мужества», посвященный труженикам тыла Самарской области, я предлагаю проводить в начале ноября, так как официально «День тыла вооруженных сил Российской Федерации» отмечают во время школьных каникул – 1 августа, а «Международный день пожилого человека» празднуют 1 октября.

Цель: создание условий для формирования личностно-патриотических качеств обучающихся 4 классов на примере земляков-тружеников тыла.

Задачи:


- направленные на достижение личностных результатов:

  1. Сформировать познавательный интерес к новому материалу о тружениках тыла и о способах решения учебной задачи.

  2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и уважения к старшему поколению.

- направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Способствовать принятию учебных задач: определять целеполагание, осваивать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, осуществлять подбор и исследование материалов для выступлений в устной форме и для выпуска авторских газет «Они ковали Победу!»

  2. Формировать умение вести диалог с учителем, гостями и сверстниками в коллективном обсуждении проблем, способствовать проявлению инициативы и активности;

3. Способствовать развитию навыков взаимного контроля и оказания помощи в сотрудничестве.

- направленные на достижение предметных результатов:

  1. Создать условия для формирования первичных знаний об истории Великой Отечественной войны и о тружениках тыла Самарской области.

  2. Развивать умения работать с материалом, усвоить понятия: тыл, труженик тыла, фронт, Куйбышев – вторая столица.

При организации и проведении «уроков мужества» необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип исторического наследия;

  • принцип последовательности и доступности информации;

  • принцип сознательности, активности воспитанников;

  • принцип наглядности примеров;

  • принцип восприятия темы, опираясь на положительные качества человека.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

1. Формирование познавательного интереса к новому материалу о тружениках тыла и о способах решения учебной задачи.

2. Формирование чувства патриотизма и уважения к старшему поколению.

Метапредметные результаты:

1. Принятие учебных задач: определение целеполагания, освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, осуществление подбора и исследования материалов для выступлений в устной форме и для выпуска авторских газет «Они ковали Победу!»;

2. Умение вести диалог с учителем, гостями и сверстниками в коллективном обсуждении проблем, проявление инициативы и активности;

3. Осуществление взаимного контроля и оказание помощи в сотрудничестве. Предметные результаты:

1. Формирование первичных знаний об истории Великой Отечественной войны и о тружениках тыла Самарской области.

2. Развитие умений работать с материалом, овладение понятиями: тыл, труженик тыла, фронт, Куйбышев – вторая столица.

«Урок мужества» на тему «Они ковали победу!» проходят в три этапа:

  • подготовительный этап;

  • основной этап;

  • заключительный этап.

На подготовительном этапе необходимо провести анкетирование обучающихсяпо данной теме (Приложение № 1), проанализировать и выявить трудности анкетируемых. Анкета должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся, отражать тему и основные понятия планируемого «Урока мужества».

Чтобы у детей создать образное представление о событиях тех военных лет, я рекомендую посмотреть документальный фильм «Все для фронта, все для победы» (Фильм о тружениках тыла в годы ВОВ) . [1]

На занятиях внеурочной деятельности в кружке «Мир вокруг нас» ребята готовят работы для конкурса рисунков «Дети о войне» и конкурса фоторабот «Труженики тыла».

Посещая библиотечные часы, обучающиеся знакомятся с произведениями детской литературы на тему «Детям о войне», читают «Энциклопедию для детей. Том 42. Великая Отечественная война».

На внеклассном чтении обучающиеся работают с кейсами (Приложение № 2). Кейсы разрабатываются на основе литературных произведений, рассказывающих о жизни людей во время Великой Отечественной войны.

Большую роль в подготовке урока играет исследовательская деятельность, где задействованы обучающиеся, их родители и близкие, сотрудники школы. В поисках материала создаётся огромная информационная среда – поле для проращивания у подрастающего поколения «ростков патриотических чувств».

Именно поэтому обучающиеся с ответственностью и желанием пишут сочинения и готовят сообщения о родных и близких, «самоотверженным трудом» ковавших эту победу.

На основном этапе «Урока мужества» обучающиеся вовлекаются в деятельность не «в рамках слушателей», а в «позиции участников и созидателей».

Они выступают с сообщениями, беседуют с ветеранами, читают стихи, выпускают авторские газеты, участвуют в акции памяти «Живем и помним!», размышляют и делают выводы. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны является для ребят наглядным примером достойного гражданина нашей Родины.

Немаловажную роль в этом мероприятии играет (последействие) заключительный этап. Обучающие видят свои плоды деятельности, могут оценить результаты работы по отзывам. Здесь идёт продолжение начатого на «Уроке мужества», обучающиеся готовят экспозицию в школьном музее, работают над выпуском школьной газеты «МИРовые новости-774», участвуют в анкетировании на тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» (Приложение № 5).

Место проведения: актовый зал школы

Возраст участников: 10-11 лет

Оформление:

  • выставка рисунков «Дети о войне»;

  • выставка фоторабот - «Труженики тыла»;

  • выставка сочинений о родных и близких, которые являлись тружениками тыла на тему «Мой труд - моя победа!»;

  • макет «Вечного огня» для акции «Живем и помним!»: основание серебряная звезда, куда вставляются 4 язычка пламени для приклеивания к ним шаблонов «Гвоздик памяти»;

  • рабочие места с канцелярскими принадлежностями: листы бумаги формата А3, клей, ручки, карандаши, фломастеры, фотоматериалы, сведения о тружениках тыла, карточки с заданиями, нарисованные на картоне «язычки пламени», шаблоны «Гвоздика памяти».

Дидактический материал:

  • карточки для игры «Собери пословицы» (4 группам) (Приложение № 3);

  • карточки для игры «Что могло бы произойти, если бы…» (по 1 карточке 4 группам) (Приложение №4).

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • ПК учителя;

  • видеоролики «Люди, помните!» [2] ,«Непрошенная война» [3] ;

  • диск с презентацией «Они ковали ПОБЕДУ!»;

  • диск с музыкальными произведениями военных песен:

- «Прощание славянки» (Музыка: В. Агапкин, Слова: В. Лазарев)

- «Священная война» (Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач.)

- «Дети войны» (Музыка О. Юдахиной . Слова И. Резника.)

- «Нам нужна одна победа» (Музыка: Окуджава Б. Слова: Окуджава Б.)

-«День Победы!» (Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов.).


Организация «Урока мужества» строится на следующих формах:

  • библиотечные часы;

  • уроки внеклассного чтения;

  • экскурсии в школьном музее и посещение музея города;

  • поисковая работа (история родного края, своей семьи, семейных традиций);

  • кружковая работа;

  • встречи с ветеранами ВОВ и труда;

  • КТД (коллективно творческие дела);

  • конкурсы.

Достижение поставленных задач осуществляется через разнообразие методов:

Метод убеждения: беседа, дискуссия, обзор средств информации, просмотр видеоматериалов.

Метод положительного примера: встречи, экскурсии, поисковая работа, создание экспозиций, демонстрация фильмов о войне.

Метод упражнений (приучения): игры, акции, выпуск газет, выступления.


I. Подготовительный этап

1. 17.09.2015г. анкетирование обучающихся 3-4 классов на тему «Самарская область в годы Великой Отечественной войны»

2. В сентябре – октябре проходят библиотечные часы, где обучающиеся знакомятся с обзором литературных книг о Великой Отечественной войне.

3. 24.09.2015г. просмотр документального фильма «Все для фронта, все для победы» (Фильм о тружениках тыла в годы ВОВ) [1]

4. Исследовательская работа и сбор информации о тружениках тыла Самарской области.

5. В октябре на уроках внеклассного чтения обучающиеся выполняют задания в кейсах. (Приложение №2)

6. В октябре обучающиеся участвуют в конкурсах:

  • Конкурс рисунков «Дети о войне»;

  • Конкурс фоторабот «Труженики тыла»;

  • Конкурс сочинений о родных и близких, которые являлись тружениками тыла на тему «Мой труд - моя победа!». (Подведение итогов 29.10.2015 г.)

7. 30.10.2015 г. в актовом зале оформление выставок работ обучающихся.

8. Творческая работа: изготовление макета «Вечный огонь» и шаблонов «Гвоздика памяти», оформление приглашений для ветеранов.

9. Подготовка агитбригады «Труженикам тыла посвящается…»

10. Подготовка сообщений и выступлений обучающихся в рубрике «Информационный журнал».


II. Основной этап (ход урока)

1. Организационный момент. (3 минуты)

Перед сценой журнальный столик, два кресла.

Обучающиеся сидят за рабочими местами по группам.

Под музыку «Прощание славянки» (автор текста Лазарев В., композитор

Агапкин В.) заходят ветераны ВОВ и труженики тыла.

2. Актуализация темы урока. (10 минут)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Они ковали Победу!».

Вступительное слово учителя.

(1 слайд) Добрый день, уважаемые гости! Сегодня на нашей встрече мы поговорим о Великой Отечественной войне и о героях тех событий.

(2 слайд) Более 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война с гитлеровскими оккупантами. В этой жестокой варварской войне одержал победу советский народ.

(3 слайд) Насчитывается около 27 миллионов советских людей, погибших в годы войны.

(4 слайд) Из них потери гражданского населения СССР приблизительно составляют 13 684 692 человека, практически половина всех погибших. Это свидетельствует о том, что наравне с военнослужащими, стойко боролись и сопротивлялись фашизму мирные жители. Невозможно подсчитать число погибших детей, исследователи колеблются в пределах 500 – 700 тысяч человек, точно не знает никто. Фашистов погибло намного меньше.

(5 слайд) Большие потери понесла наша страна в годы войны, но всё же мы выжили, мы выстояли, мы победили.

- Ребята, почему нельзя забывать тех, кто ковал эту победу? (Ответы детей)

- Сегодня наш «Урок мужества» посвящен труженикам тыла Самарской области.

(6 слайд) Город Самара основан в 1586 году на левом берегу Волги, при впадении речки Самарки в Волгу. В 1918 году здесь был центр белогвардейского движения. В 1935 году город Самара был переименован в город Куйбышев в честь Валериана Владимировича Куйбышева – революционера и политического деятеля. В 1941 году из Москвы сюда переехало правительство Советского союза. Сталин остался в Москве. Осенью 1941 года германские войска стояли в 30 км от столицы. Так Самара во второй раз в своей истории стала "запасной столицей" огромной страны. Город Куйбышев был удобен по той причине, что располагался на реке Волге, являющейся важной грузовой и нефтяной магистралью. Вместе с правительством в Куйбышев эвакуировали предприятия, которые должны были выпускать оружие, военную технику, боеприпасы.

(7 слайд) Промышленность области, выпускавшая ранее мирную продукцию, перестраивалась на производство стратегического значения, не хватало трудовых ресурсов и квалифицированных специалистов.

(8 слайд) Все: старики, женщины и дети, взвалили на свои плечи тяготы нелёгкого труда.

(9 слайд) Они трудились на предприятиях, где даже мужчины не всегда справлялись. И день, и ночь работал подшипниковый завод, выпускающий детали для военной техники, из нефтяных скважин добывали и перерабатывали горюче смазочные материалы.

(10 слайд) На заводе стрелкового вооружения изготавливали пулемёты, зенитную артиллерию.

(11 слайд) В короткие сроки на Безымянке построили авиационный завод и наладили пуск самолётов «ИЛ-2».

(12 слайд) За годы войны Поволжье обеспечивало фронт не только военной продукцией, но и продовольствием. Самоотверженно трудились труженики сельского хозяйства: выращивали зерновые и овощные культуры, занимались животноводством. Весь урожай сдавали государству, сами питались тем, что выращивали на приусадебных участках. Рабочих на предприятиях кормили по продовольственным карточкам, а сельчанам приходилось самим добывать пропитание. Очень тяжело было пережить засуху 1943 года, но всё же труженики села выстояли.

В годы войны по сравнению с 1940 г. объем продукции в Поволжье вырос в 3,1 раза. В общесоюзном производстве нефти, угля, чугуна и стали доля восточных районов СССР (включая Поволжье) составляла от 50 до 100 %. И в этом заслуга тружеников тыла.

-А как вы думаете, почему советский народ победил? (Ответы детей)

- Благодаря каким качествам советского человека, мы выстояли и победили в этой войне? (Ответы детей: честность, справедливость, смелость, отвага, героизм, дружба, мужество, любовь к Родине.)

3. Мотивация на восприятие материала. (5 минут)

- Давайте дадим определение, что же такое «МУЖЕСТВО»?

Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицы». Каждая команда получила карточки, где есть начало пословицы. Ваша задача подобрать к каждой пословице подходящее по смыслу окончание, которое написано на другой карточке.

Мужественно биться

да мужеством богат.

Сто малодушных не заменят

в огне не горит, в воде не тонет!

Мужество рождается

победы добиться!

Мужественному человеку

одного мужественного.

Мужество украшает

сам мужаешь.

Когда Родину охраняешь,

человека.

Хоть ростом маловат,

никакое дело не трудно.

Мужество

в борьбе.


(13 слайд) Проверяем собранные пословицы о мужестве. Каждая команда читает по 2 пословицы.

- Подумайте, а хотите ли вы стать мужественными людьми? (Ответы детей)

4. Информационный журнал. (20 минут)

УЧИТЕЛЬ:

- В октябре у нас прошел конкурс творческих работ. Наши конкурсанты вместе с родителями провели исследовательскую работу, собрали много информации о тружениках тыла Самарской области. Я приглашаю Зернова Никиту, ученика с сообщением о труженике тыла Гераевой Марии Сергеевне, которая в годы войны работала в сельской местности.

(14 слайд) УЧЕНИК (ЗЕРНОВ НИКИТА):

- Гераева Мария Сергеевна родилась 10 мая 1932 года в деревне Кузьминовка Денискинского района Средне-Волжского края, который в 1940 году был переименован в Шенталинский район Куйбышевской области. Она росла в крестьянской семье, где было семеро детей. Когда началась война, ей было 9 лет. Отца, Гераева Сергея Павловича, забрали на Украинский фронт в июне 1941 года вместе со своими односельчанами. В деревне остались старики, женщины и дети. Так началось детство Марии. В Кузьминовке школы не было, учиться ходили в Старо-Шенталинскую школу, которая была за семь километров от родного дома. После школы у детей не было отдыха, они нянчили младших, работали на приусадебных участках, помогали матерям в хозяйстве. В семилетней школе углубленно изучался немецкий язык, были организованы всеобучи для населения. Уроки учили на ходу, некогда было засиживаться, учебников не было, в тетрадях писали между строками.

(15 слайд) С 12 лет Мария стала работать на полях и животноводческих фермах, помогала собирать пшеницу, рожь, выращивать овощные культуры, ухаживать за телятами, доить коров.

Самым вкусным лакомством в годы войны была пареная тыква, она заменяла сахар. Чтобы прокормиться, семья Марии запасала на зиму тыкву в погребе. Весной, когда запасы овощей кончались, варили лёгкий суп из листьев крапивы, ботвы капусты и свёклы.

В те трудные годы односельчанам нечего было есть, но для фронта люди отдавали всё, до последнего. Так и семья Гераевых отдала на фронт свою корову. Мать Марии, Матрёна Макаровна, сказала, что мы переживём все невзгоды, лишь бы побить фашиста проклятого.

Бабушка Марии, Василиса Ивановна, вязала для фронта носки и варежки.

Известно, что более 80 миллионов рублей было собрано на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник». Из Куйбышева на фронт шли посылки для фронтовиков: тулупы, варежки, носки, телогрейки, валенки, шапки и продовольственные посылки.

Послевоенное время, когда ей исполнилось 18 лет, Гераева Мария Сергеевна записалась в трудовой отряд и поехала работать на стройки страны, восстанавливать после разрухи город Ленинград.

В 1953 году она приехала на строительство нашего города. Мария Сергеевна работала в 25 тресте СУ-1, профессия - маляр-штукатур. Гераева М. С. проводила ремонтные работы на НПЗ, ТЕЦ -1, участвовала в строительстве жилых объектов.

В 1977 году она перешла работать в организацию «Куйбышев ЭнергоСпец Ремонт».

В 1996 году она ушла на пенсию, получила звание «Ветеран труда».

Гераева Мария Сергеевна умерла 15 октября 2001 года.

УЧИТЕЛЬ:

- За годы Великой Отечественной войны на территории Среднего Поволжья была создана мощная госпитальная база в составе тыловых эвакогоспиталей. За весь период её существования в ней было развёрнуто 278 лечебных учреждений, из которых 54 - в Куйбышевской области. Всего за годы войны шинели надели более 700 000 медработников, причем половина из них - женщины. Подвиг медиков во время Великой Отечественной войны равноценен подвигу солдат. Об одной из таких женщин расскажет Шайбулатова Елизавета.

(16 слайд) УЧЕНИЦА (ШАЙБУЛАТОВА ЕЛИЗАВЕТА):

- Моя прабабушка, Леонтьева Вера Васильевна, родилась 2 марта 1924 года в селе Чистовка Челно – Вершинского района Самарской области в крестьянской семье. Окончив 7-летнюю школу, работала на полях совхоза «Красный строитель». В 1940 году вера Васильевна с тремя подругами уехала в город Мелекес Куйбышевской области и поступила в ремесленное училище.

Но закончить обучение не удалось. 21 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и все девушки этого училища были призваны на фронт. Вера Васильевна прошла обучение в школе, где получила навыки оказания первой медицинской помощи, научилась стрелять из винтовки, ползать «по-пластунски». Все эти навыки ей пригодились на фронте, когда она спасала раненых бойцов. Одного из них она запомнила на всю жизнь – Бурденный Федор Ефимович, уроженец краснодарского края. Он был старше и намного тяжелее ее, но моя бабушка вытащила его на себе из-под обстрела в безопасное место, оказала первую помощь и передала в медсанбат.

После войны Федор Ефимович нашел ее, они долго переписывались, дружили семьями.

Весной 1944 года бабушка была демобилизована. Эшелон, на котором она возвращалась в родные края, шел до города Куйбышева. Война еще не закончилась, и Вера Васильевна хотела продолжить работу на благо родины. Ей предложили место санитарки в Куйбышевском эвакогоспитале №3999, где проходили лечение раненые бойцы. Она совсем еще девчонка ухаживала за тяжело раненными, многим необходима была не только медицинская помощь, но и психологическая. У кого – то погибли родные, у кого – то друзья, товарищи, а были такие раненые, которые потеряв руку или ногу, не видели смысла в дальнейшей жизни. Моя бабушка – молодая, задорная, веселая, помогала пережить им страшные минуты отчаяния, рассказывала о себе, о своей службе, о планах на будущее, слушала их рассказы. Моя бабушка очень любила стихи С. Есенина и часто читала их вслух раненым бойцам. В сентябре 1947 года тяжело заболела ее мама, и Вере Васильевне пришлось вернуться домой в село Чистовка, где работала дояркой в совхозе «Красный строитель» до пенсии. В пенсионном возрасте она приехала в город Новокуйбышевск к дочери Валентине. Умерла Вера Васильевна 3 июля 2010 года.

УЧИТЕЛЬ:
- В связи с тем, что в начальный период войны полигоны, производившие испытания боеприпасов заводов, расположенных в центральной части России, на Украине и в Белоруссии, были перебазированы на восток, вся тяжесть по испытаниям легла на Чапаевский, Уральский и Новосибирский полигоны.Заводы Чапаевска в одиночку снабжали все фронты Красной Армии минами, снарядами, гранатами, а флоты – минами и торпедами. Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.

Белодед Вероника расскажет об истории семьи Внуковых – Судаковых.

(17 слайд) УЧЕНИЦА (БЕЛОДЕД ВЕРОНИКА):

- В 1934 году в поисках заработка Внуков Иван Никитич со своей женой Анной Павловной и двоюродным братом Судаковым Василием Андреевичем приехали в город Чапаевск из села Михайло – Овсянка Пестравского района Куйбышевской области.

Внуков Иван Никитич, 1913 года рождения, был призван негодным к строевой службе по медицинским показаниям. Поздней осенью 1941 года ему пришла повестка, но не на передовую, а на трудовой фронт, на строительство авиационного завода на Безымянке. С шестью односельчанами он трудился на строительстве завода, а после его пуска работал во вспомогательном цехе по сборке самолетов «ИЛ-2». Он неоднократно просился на фронт, но ему отвечали: «Ты необходим здесь, здесь тоже фронт». Только в начале 1943 года он получил повестку и был направлен в артиллерийскую школу, где офицеры изучали новые вооружения и новые САУ (средства автоматического управления). Школа вместе с фронтом то отступала, то шла на Запад. В 1944 году он был тяжело ранен в грудь, долго лечился в госпитале.

(18 слайд) В 1945 году Иван Никитич был демобилизован по состоянию здоровья, вернулся в Чапаевск. А в 1946 году вместе с женой вернулся на родину в село Михайло – Овсянку, где работал конюхом. Умер в1956 году, сказалось фронтовое ранение.

(19 слайд) Внуковой Анне Павловне, 1914 года рождения, в 1934 году земляк помог устроиться на работу на Чапаевский испытательный полигон, где она трудилась до 1946 года. В годы войны деятельность Чапаевского полигона заключалась в испытании валовых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов и в сборке патронов и реактивных снарядов для Красной Армии. Анна Павловна работала «на фольге», так говорили в народе. Там она заряжала капсюля для всех видов патронов. Технология была мелкая и взрывоопасная, малейшая неточность и взрыв обеспечен. Но, несмотря на все трудности, голод и недосып в смене Анны Павловны взрывов не было.

(20 слайд) Судаков Василий Андреевич, 1920 года рождения, закончив ФЗО, работал связистом в Чапаевске. Когда пришла война, он не был призван в Армию, так как был высококлассным специалистом. Его главной задачей были организация и обеспечение проводными средствами связи действующей армии и Центра. Его работа была связана с секретной информацией, поэтому многое он не мог рассказать. Но однажды он рассказал, как при проверке связи после ее обрыва, он услышал разговор Сталина с маршалом Жуковым.

Внукова Анна Павловна умерла 21 февраля 1990 года, Судаков Василий Андреевич 25 июня 2005 года.

  1. Выступление гостей – Фокиной Марии Петровны и

Соломенцевой Людмилы Николаевны (20 минут)

Вопросы:

  • Где и когда вы родились?

  • Как вы оказались в годы войны в Куйбышевской области?

  • Какой вклад в победу вы принесли нашей Родине?

  • Сколько вам было лет, когда вы стали работать?

  • Какие трудности вам пришлось испытать?

  • Что вы можете пожелать нам, будущим гражданам России?

Информация о Фокиной Марии Петровны (слайд 21)

Фокина Мария Петровна (23.10.1926 г.р.) проживает в нашем городе с 1960 года, сейчас живёт на улице Егорова, д.10, кв.42.

Мария Петровна – труженица тыла, подростком (без паспорта) в годы войны работала в г. Чапаевске Куйбышевской области на военном заводе № 102. Она очищала бомбы и снаряды от солидола, работа была очень вредная для организма. Женщины работали по 6 часов в противогазах, а подростки работали меньше по 4 часа.

Награды:

  1. «За доблестный труд в годы ВОВ»;

  2. Медаль «В честь 70-летия Победы»;

  3. Медаль «В честь 65-летия Победы»;

  4. Медаль «В честь 60-летия Победы»;

  5. Медаль «В честь 50-летия Победы»;

  6. Медаль «В память Военного парада в Самаре 7 ноября 1941 г.»

  7. Ветеран педагогического труда школы №10.

Мария Петровна работала секретарём в школе №10.

Со слов Соломенцевой Людмилы Николаевны (01.10.1926 г. р.) (слайд 22)

До войны Соломенцева Л. Н. с отцом, мачехой и её сыном жила в Симферополе. В 1941 году на летние каникулы её забрала тётя, жившая в Кинеле Куйбышевской области. Там Людмила встретила войну. Отец ушёл на фронт добровольцем, его дальнейшая судьба неизвестна.

1941-1943 годы Людмила трудилась в колхозе имени Сталина Кинельского района, который занимался свиноводством. Тринадцатилетние дети помогали всем, чем могли: осенью ездили в лес, пилили дрова, выполняли различные поручения.

В 1944 году, когда освободили Крым, она вернулась в Симферополь, надеясь, что отец вернётся домой или от него появятся хоть какие-нибудь новости. Но, приехав в пустую квартиру, она узнала, что Гитлер во время войны, приезжая в Симферополь, размещался со своими солдатами в том доме, где жила семья девочки. Жители освобождали свои квартиры на три дня, и мачеха после этого случая решила не возвращаться, а осталась в свободной квартире в другом районе Симферополя.

Несмотря на то, что Крым частично освободили, бои под Севастополем продолжались и в 1944 году в Симферополь приехал полевой госпиталь, в котором Людмила месяц помогала раненым.

Затем её направили в курортный город Армавир восстанавливать пищеблок. Там девочка увидела часть войны и встретила победу.

С 1945 по 1947г. работала в Евпатории, где встретила будущего мужа-военного, с которым прожила 49 лет. Муж ч1939 года служил в армии, уволился в1961 году. 900 дней он оборонял Ленинград. После увольнения из армии по совету друзей они переехали в молодой, зелёный город Новокуйбышевск. Соломенцева Людмила Николаевна с 1965 года по 1983 год работала сначала в 4 школе, а потом в 10 школе учителем домоводства (технологии).

НАГРАДЫ:

1.Ветеран труда Федерального значения;

2.Медаль «70 лет победы»;

3.Медаль за 1 место в соц. соревнованиях (1973г.);

Позднее она оформила право «Ветеран войны».

6. Выступление агитбригады «Труженикам тыла посвящается…» (5 минут)

УЧЕНИК 1: (слайд 23)

Трудовой фронт. Автор: Анатолий Болутенко

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях, и у мартенов, у станков.

УЧЕНИК 2:

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

УЧЕНИК 3:

Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

УЧЕНИК 4:

Тыл обеспечил армию надёжно,

Оружие – основа всех основ,

Хотя пришлось невероятно сложно,

Но армии шли смело на врагов.

УЧЕНИК 5:

Фронтовикам в день майский честь и слава!

На их груди сверкают ордена,

Но тыл в победу сил вложил немало.

Фронт трудовой! Была им вся страна!

УЧЕНИК 6:

Автор: Семина С. Г.

Фронт трудовой – Вы, труженики тыла,

России верные сыны и матеря!

Трудились все: от мала до велика,

Поэтому и победили сообща!

УЧЕНИК 1:

Дети войны. Юным труженикам тыла.

Автор: Наталья Смирнова

Дети войны - это наши с тобою прародители.

Дети войны, не снискавшие звезд победителей.

Не было им ни регалий, ни воинских почестей,

Но до земли поклониться сегодня им хочется.

УЧЕНИК 2:

Это они - в одночасье, в момент повзрослевшие,

Дети войны, с малолетства порой поседевшие.

Сколько заботы свалилось на детские плечики!

Сколько работы с утра и до позднего вечера.

УЧЕНИК 3:

Это они - воевавших отцов заменившие,

Ночи и дни зажигалки на крышах тушившие.

Это они - у станков по две нормы дававшие,

Полуголодные, хрупкие, толком не спавшие.

УЧЕНИК 4:

Это они - на полях урожай собиравшие,

В холод и в дождь, и промокшие, и замерзавшие.

Не довелось догулять, доиграть, дорезвиться.

Так уж пришлось - надо было для фронта трудиться.

УЧЕНИК 5:

В страшной войне, не свершив ни единого выстрела,

Нашей стране помогли победить вы и выстоять.

Низкий поклон вам, любимые наши прародители,

Дети войны, не вошедшие в ранг победителей.

УЧЕНИК 6:

Автор: Семина С. Г.

Дети войны - это для всех живой пример мужества!

В них стойкость, сила, отвага, любовь и содружество!

В памяти нашей останутся молчаливые подвиги.

Спасибо за мир, Вам, победители – дети- труженики!

Ученики вручают гостям цветы и поздравительные открытки. (24 слайд)

7. Спецвыпуск авторских газет «Они ковали победу!» (15 минут)

Звучат песни о войне:

  1. «Священная война»

Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач.

  1. «Дети войны»

Музыка О. Юдахиной . Слова И. Резника.

  1. «Нам нужна одна победа»

Музыка: Окуджава Б. Слова: Окуджава Б.

7.1. Практическая работа в группах.

Каждая команда ребят оформляет газету (техника выполнения – коллаж) на тему «Они ковали победу!». В ней оповещаются биографии своих родных и близких, публикуются фотоматериалы, связанные с тружениками тыла Великой Отечественной войны Самарской области.

Вся информация готовилась детьми заранее, привлекались к сотрудничеству родители и близкие ребят, библиотекарь школы, председатель Совета Ветеранов педагогического труда, сотрудники музея города Новокуйбышевска.

7.2. Оформление выставки газет.

8.Рефлексия (10 минут)

- Предлагаю поиграть в игру «Что могло бы произойти, если…»

(Приложение № 4)

Условия игры:

  1. Я даю каждой группе карточку.

  2. Читаю вопрос, написанный на карточке.

  3. Вы обсуждаете варианты ответов.

  4. Затем вы записываете своё продолжение высказывания.

  5. Командир зачитывает полный сформулированный ответ.

1 группа.

-Что могло бы произойти, если бы в начале войны наше правительство не эвакуировало бы людей и военные заводы?

(Ответ: «Если бы в начале войны наше правительство не эвакуировало бы людей и военные заводы, то…»)

2 группа.

- Что могло бы произойти, если бы промышленное и народное хозяйство в тылу не перестроилось на военное положение?

(Ответ: «Если бы промышленное и народное хозяйство в тылу не перестроилось на военное положение, то…»)

3 группа.

- Что могло бы произойти, если бы в те тяжёлые военные годы труженики тыла: женщины, старики и дети, не проявили бы выдержку и героический труд?

(Ответ: «Если бы в те тяжёлые военные годы труженики тыла: женщины, старики и дети, не проявили бы выдержку и героический труд, то…»)

4 группа.

- Что могло бы произойти, если бы наша страна не победила в Великой Отечественной войне? (Ответ: «Если бы наша страна не победила в Великой Отечественной войне, то…»)

9. Акция «Живём и помним!» (15 минут)

УЧЕНИК 1

Автор: Куликова Раиса Михайловна.

Сколько лет уж прошло, с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

УЧЕНИК 2

И, листая альбомы в семье,

Вдруг заметит нечаянно кто-то,

Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото.

УЧЕНИК 3

Не померкнет их слава в сердцах.

Укрепляется память с годами,

У народа жить будет в веках,

Тот, кто бился жестоко с врагами.

УЧЕНИК 4

Автор неизвестен

Мы будем помнить ветеранов,

Мы не забудем никогда

Их жертвы, подвиги и раны,

Победу! Помни вся страна!


- Вспомните своих родных и близких, кого нет уже в живых, кто - ковал победу, сражаясь на полях битвы, кто - стоя у станков военных заводов, выполнял по две нормы, кто – выращивал хлеб для фронта, обеспечивая армию продовольствием.

- Напишите имена этих героев на «гвоздиках памяти». Давайте оформим пламя макета «Вечного огня» этими «гвоздиками памяти».

Демонстрируются видеоролики о войне «Люди, помните!» [2] ,«Непрошенная война» [3], в это время участники акции пишут на шаблонах алых «гвоздик» имена ветеранов, ушедших из жизни. Памятные «гвоздики» приклеивают на макет «Вечного огня», изображая алое пламя.

- Этот макет мы передаем в музей нашей школы. Он символизирует наше преклонение и величайшее уважение Вам, ветераны, всему советскому народу, победившему фашизм!

УЧЕНИК 5

Мы - наследники Победы! Автор: Евгения Перекрест

Мы – наследники Победы!

Вам спасибо, ветераны!

Вы фашистов победили,

Миру мир завоевали!

Звучит песня «День Победы!» Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов.

Под музыку первыми уходят гости, а потом дети.


III. Заключительный этап (последействие)

Макет «Вечного огня» и весь материал на тему «Труженики тыла Самарской области», собранный и предоставленный обучающимися, родителями и ветеранами, передаются в пресс-центр школы.

Органом самоуправления школы организуется специальный выпуск школьной газеты «МИРовые новости - 774».

Из желающих участников создаётся творческая группа, которая оформляет в школьном музее экспозицию «Они ковали ПОБЕДУ!», посвященную труженикам тыла Самарской области.

Ко дню ПОБЕДЫ в школьном музее организуется экскурсия «Они сражались за Родину!», где рассказывается о наших земляках, отстоявших и одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Планируется выпуск книги «Они ковали Победу!», посвящённую труженикам тыла Самарской области.


Обучающиеся 4 классов проходят анкетирование на тему «Труженики тыла в годы Великой отечественной войны» (Приложение № 5).













Список использованных источников и литературы

http://murtas70.ru/deti-voine

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/07/04/miting

http://www.stihi.ru/2011/09/23/6866

http://www.liveinternet.ru/users/3776471/rubric/5131643/

http://zavgoradm37.ru/mus/minaeva/truzh.html

https://www.youtube.com/watch?v=gxrugMDUY4w

https://www.youtube.com/watch?v=MMhuKXohzUc

https://www.youtube.com/watch?v=D92ZyFqs_2k

Энциклопедию для детей. Том 42. Великая Отечественная война

Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников (В. Богомолов)



















Приложение № 1

Анкета № 1 для обучающихся4 классов

Вопросы

Ответы

1

Сколько тебе лет?


2

Что означает дата

1941 - 1945г.?


3

Какой праздник отмечается

9 мая?


4




Зачем люди повязывают Георгиевские ленточки. Что это значит?

Выбери и подчеркни подходящий вариант ответа.

«День Весны»,

«Спасибо деду за Победу!»,

«День Труда»,

«День скорби»


5

Кто из твоих родственников был на войне (на фронте или в тылу)?

Поставь галочку.

Бабушка

Дедушка

Прабабушка

Прадедушка

Никого

6

Попробуй дать определение, кого называют «военнослужащий»?

Военнослужащий - это человек…. _____________________________________

_______________________________________


7

Продолжи высказывание.

Труженик тыла – это человек… _____________________________________________________________________________________________________________________

8

Объясни, кого называют ветераном Великой Отечественной войны?

Ветеран Великой Отечественной войны – это _____________________________________________________________________________________________________________________

9

Как ты понимаешь слова «Герой Советского Союза»?

Выбери и обведи букву с правильным ответом.


А) Героем Советского Союза называли человека, который награждён этим почётным званием за совершение подвига или за выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также и в мирное время.

Б) Герой Советского Союза - это название военного самолёта, который использовался в воздушном бою с фашистами.

В) Герой Советского Союза - это секретная военная операция по освобождению города Берлина от гитлеровцев.


10

О каких героях советского союза, живших в нашем крае, ты знаешь? Подчеркни.

1) Егоров Илья Егорович

2) Бочариков Максим Петрович

3) Новиков Александр Васильевич

4) Ваничкин Иван Дмитриевич

5) Не знаю

11


Напиши фамилии известных тебе тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны Самарской области.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12

Можно ли назвать героями Великой Отечественной войны тружеников тыла?

Обведи ответ.


«Да» «Нет» «Не знаю»

13

Хочешь ли ты узнать о тружениках тыла Самарской области?

Напиши ответ:________________________.


Анализ проведённой анкеты № 1 среди обучающихся

4 классов:: 4 «А»- 28, 4 «Б»- 27, итого – 56чел.

Вопросы

Результаты ответов

1

Сколько тебе лет?

10 лет – 48 ч./86%

11 лет – 8 ч./14%

2

Что означает дата

1941 - 1945г.?

«Война»- 2 ч./4%

«Великая Отечественная война» - 54 ч./96%

3

Какой праздник отмечается

9 мая?

«День победы» - 56 ч. / 100%

4




Зачем люди повязывают Георгиевские ленточки. Что это значит?

Выбери и подчеркни подходящий вариант ответа.

«День Весны» - 0

«Спасибо деду за Победу!» - 55ч./98%

«День Труда» - 0

«День скорби» - 1 ч./2%


5

Кто из твоих родственников был на войне (на фронте или в тылу)?

Поставь галочку.

Бабушка- 0

Дедушка - 0

Прабабушка – 29 ч./52%

Прадедушка –54 ч./96%

Никого - 0

6

Попробуй дать определение, кого называют «военнослужащий»?

Сформулировали полное значение слова «военнослужащий» – 46ч./82%

Сформулировали неточное определение слова – 8 ч./14%

Не справились – 2 ч./4%

7

Продолжи высказывание.

Продолжили более точно высказывание «труженик тыла» – 8ч./14%

Сформулировали неточное определение высказывания – 10 ч./18%

Не справились – 38ч./68%

8

Объясни, кого называют ветераном Великой Отечественной войны?

Имеют представление о значении слова «ветеран» - 39ч./70%

Имеют частичное представление -12ч./21%

Не понимают значение слова- 5ч./9%

9

Как ты понимаешь слова «Герой Советского Союза»?

Выбери и обведи букву с правильным ответом.

Правильный ответ- 55ч./98%

Неправильный ответ – 1ч./2%

10

О каких героях советского союза, живших в нашем крае, ты знаешь? Подчеркни.

1) Егоров Илья Егорович- 16ч./29%

2) Бочариков Максим Петрович- 19ч./34%

3)Новиков Александр Васильевич – 29ч./52%

4) Ваничкин Иван Дмитриевич – 3ч./5%

5) Не знаю – 4ч./7%

11


Напиши фамилии известных тебе тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны Самарской области.

«Не знают» - 56ч./100%

12

Можно ли назвать героями Великой Отечественной войны тружеников тыла?

Обведи ответ.


«Да» - 15ч./ 27%«Нет» - 3ч./5%


«Не знаю» - 38ч./68%

13

Хочешь ли ты узнать о тружениках тыла Самарской области?

«Да» - 55ч./98%

«Нет» - 0

«Не знаю»- 1ч./2%

Вывод: у обучающихся 4 классов в основном сформированы первичные представления о Великой Отечественной войне, они частично знают имена земляков – героев Советского Союза, в честь которых названы улицы нашего города, но не имеют представления о тружениках тыла, о наших земляках, трудившихся в военные годы.






Приложение № 2

Кейс №1.

Познакомьтесь с публикаций О.А. Минаевой

«Труженикам тыла посвящается...»

Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Рабочий день на предприятиях также удлинился в среднем на 3 часа. Женщины- домохозяйки активно осваивались на новых для них производствах, учились управлять машинами и тракторами.
Через несколько месяцев с начала войны стали выдавать по карточкам хлеб. Из дневника Юры Лебедева:
Запись от 28.08. 1941г.
«Отечественная война всё продолжается. Хлеб уже стали распределять по карточкам: по 400 гр. в день (кроме рабочих физического труда, которые получают по 600 гр.) Так что теперь в колхозе работать заставляет не только желание, но и голод, потому что хлеба, конечно, не хватает…» 

Нехватка продовольствия вызвала его жёсткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия. Вместо ржаного хлеба - хлеб из «колокольца»-очищенных коробочек льна. Вместо сахара - сахарин, выпущенный на нашем заводе. Вчерашние школьники, чтобы хоть как-то прокормиться, стали устраиваться на работу на фабрики, заводы, в колхозы, неся вместе со взрослыми тяжёлую ношу забот трудового фронта.

Вадим Григорьевич Котов в 1942 году по окончании 7 классов устроился учеником на фибровую фабрику, позже стал работать там же в котельной, которая считалась вредным цехом. Поэтому хлеба ему давали 800 гр., матери-600гр., а младшим брату с сестрой- по 400 гр. Паёк взрослых делился между всеми членами семьи поровну. В обед на фабрике кормили щами, на второе давали пюре с огурцом - за такое богатство рабочие во многом были обязаны подсобным хозяйствам предприятий, где выращивались овощи и фрукты.

Коренным колхозникам было и того тяжелей - карточек они вообще не получали и оставались вне системы нормирования - без хлеба и сахара, фактически на одной картошке с собственного огорода. Практически весь собранный урожай отправлялся на фронт. Работали колхозники за трудодни.

Дети, уподобляясь взрослым, создавали тимуровские команды. Из воспоминаний Смирнова Николая Васильевича: «В годы войны была создана тимуровская команда. Тимуровцы через военкомат устанавливали семьи погибших воинов, а также большие семьи военнослужащих. Приходили к ним домой, и оказывали различную помощь: водились с маленькими детьми, носили воду, кололи дрова, а также дарили обувь, бельё и прочие вещи».

При клубе завода существовал драмкружок, который состоял из молодёжи. Драмкружок работал очень много, не считаясь ни со временем, ни с усталостью. Давали много концертов и спектаклей, как в самом клубе, так и на предприятиях, и в госпиталях. На вырученные деньги члены кружка приобретали для раненых воинов варежки, тёплые носки, полотенца, носовые платки, табак, курительную бумагу, спички, домино, шашки, карандаши и прочее. А девочки, кроме того, шили кисеты, которые также относили в госпитали. С концертами коллективу кружка приходилось выезжать на дальние расстояния. Часто домой возвращались под утро, и сразу на производство.

Трудно было всем, а потому каждый старался подставить плечо другому - дружбу, скреплённую совместными делами,  трудностями и  радостями.

Тружеников тыла на сегодняшний день в нашем районе проживает более пятисот человек. У всех них - похожие детство и юность, когда они изучали географию по сводкам Совинформбюро, похожие дороги - дороги военного тыла, в котором ковалась победа над врагом. Тяжело было. Но это всё - во благо Родины.

Современному поколению людей трудно представить, как можно в ледяной проруби полоскать бельё, а из промёрзлой земли выкапывать картошку, и есть кашу «черню», приготовленную из шелухи злаков … И гордость берёт за тех людей, которые так много сил приложили, чтобы отстоять мир.



Вопрос: «Можно ли назвать тружеников тыла героями Великой отечественной войны?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания (можно пользоваться толковым словарём С. И. Ожегова) :

1. Определите проблему, которая сложилась в тылу в годы войны. Сформулируйте её.

2. Какие чувства испытывали люди, оказавшиеся в данной ситуации?

3. Почему народ во время войны не обозлился друг на друга, а стал дружнее и сплочённее?

4. Каково ваше отношение к поступкам тружеников тыла?

5. Проанализируйте и оцените, смогли бы вы так поступить?

6. Предложите, а как вы бы поддержали своих земляков в подобной ситуации.

7. Сформулируйте, какие качества проявили труженики тыла?

8. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом?

Что нового о жизни тружеников тыла вы узнали из этого рассказа?













Кейс № 2.

Познакомьтесь с рассказом «Ольга Ковалева».

Автор: Владимир Богомолов.

Вpaг в полутора километрах от тракторного завода, в поселке Мелиоративный.

Отряд ополченцев получил задание выбить немцев из поселка.

Бой завязался у поселка, на подступах к нему.

Ополченцы пошли в атаку. Среди них была и командир отделения — Ольга Ковалева.

Гитлеровцы открыли по атакующим сильный огонь из пулеметов и минометов…

Пришлось залечь.

Прижались ополченцы к земле, поднять головы не могут. Смотрят — немцы пошли в атаку. Вот-вот обойдут их.

В это время по цепи бойцов сообщили, что погиб командир отряда.

И тогда Ольга Ковалева решила поднять бойцов в контратаку. Встала она во весь рост и крикнула:

— За мной, товарищи! Не пропустим врага к нашему заводу! В наш город!!!

Услышали рабочие призыв Ольги Ковалевой, поднялись и устремились навстречу врагу.

— За родной завод! За наш город! За Родину! Ура!..

Выбили гитлеровцев из поселка.

Много ополченцев полегло в том бою. Погибла

и Ольга Кузьминична Ковалева.

* * *

В честь героев-ополченцев у заводских проходных установлены памятники.

На мраморных плитах имена тех, кто отдал жизнь в боях за город, за родной завод.

Идут на завод рабочие и клянутся павшим трудиться так, чтобы не опозорить их воинской чести.

Возвращаются со смены — мысленно докладывают, что сделано за трудовой рабочий день.

* * *

На тракторном заводе у центральной проходной установлен настоящий танк Т-34.

Такие боевые машины выпускали здесь в войну.

Когда враг подошел к городу, танки прямо с конвейера направлялись в бой.

Немало героических подвигов совершили советские танкисты в дни великой битвы на Волге.

Вопрос: «Что могло случиться, если бы не было героического поступка Ольги Ковалёвой?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания (можно пользоваться толковым словарём С. И. Ожегова):

1. Подумайте, какая проблема возникла, когда гитлеровские войска подошли на расстояние полутора километрах от тракторного завода, в поселке Мелиоративный. Проанализируйте и расскажите, какая беда могла произойти.

2. Как воспринимаете вы решение ополченцев?

3. Каково ваше отношение к данной проблеме?

4. Оцените значимость поступка Ольги Ковалёвой, почему она приняла такое решение?

5. Объясните, почему люди в наши дни помнят о героях-ополченцах?

6. Сформулируйте свою позицию по этой проблеме, приведите примеры из жизни.

7. Предложите ваши решения в данной ситуации.

8. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы открыли, исследуя этот рассказ?

9. Оформите творческую работу, где вы можете выразить своё отношение к этой теме (рисунок, стихотворение, пословицы, мини-сочинение).


Приложение № 3


1.Мужественно биться

да мужеством богат.

2.Сто малодушных не заменят

в огне не горит, в воде не тонет!

3.Мужество рождается

победы добиться!

4.Мужественному человеку

одного мужественного.

5.Мужество украшает

сам мужаешь.

6.Когда Родину охраняешь,

человека.

7.Хоть ростом маловат,

никакое дело не трудно.

8.Мужество

в борьбе.





















Приложение № 4

Карточки для игры «Что могло бы произойти, если бы….»

Обсудите в группе и продолжите высказывание…

Ваш ответ….

1 группа.

-Что могло бы произойти, если бы в начале войны наше правительство не эвакуировало бы людей и военные заводы?


Если бы в начале войны наше правительство не эвакуировало бы людей и военные заводы, то…………..

2 группа.

- Что могло бы произойти, если бы промышленное и народное хозяйство в тылу не перестроилось на военное положение?


Если бы промышленное и народное хозяйство в тылу не перестроилось на военное положение, то ………….

3 группа.

- Что могло бы произойти, если бы в те тяжёлые военные годы труженики тыла: женщины, старики и дети, не проявили бы выдержку и героический труд?


Если бы в те тяжёлые военные годы труженики тыла: женщины, старики и дети, не проявили бы выдержку и героический труд, то………………..

4 группа.

- Что могло бы произойти, если бы наша страна не победила в Великой Отечественной войне?



Если бы наша страна не победила в Великой Отечественной войне, то …….


Приложение № 5

Анкета № 2 для обучающихся 4 классов

Вопросы

Ответы

1

Сколько тебе лет?


2

Напиши дату начала Великой Отечественной войны.

Число_____________
Месяц______________

Год________________

3

Напиши дату, когда отмечается День Победы.

Число_____________
Месяц______________

Год________________

4




Кому был посвящен «Урок мужества»?

Подчеркни ответ.

1) Труженикам тыла.

2) Труженикам тыла Самарской области.

3) Великим полководцам.

4) Пленникам концлагерей.

5

Продолжи высказывание о тружениках тыла Великой Отечественной войны.

Тружениками тыла называли людей, которые в годы войны ___________________________

_____________________________________________________________________________

6

Напиши, что выпускали и выращивали в годы войны труженики Самарской (Куйбышевской) области.

1)_____________________________________

2)______________________________________3)______________________________________4)______________________________________5)______________________________________

6)______________________________________

7

Напиши имена тружеников тыла, о которых ты узнал на «Уроке мужества».




___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9

Можно ли назвать героями Великой Отечественной войны тружеников тыла?

Обведи ответ.

«Да» «Нет» «Не знаю»

10

Напиши ответ- рассуждение, почему «Урок мужества» был назван «Они ковали победу!»?

Я считаю, что это название дано ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11


Подчеркни, какие этапы урока были для тебя наиболее интересными?

1) «Информационный журнал»

2) Встреча с Ветеранами - тружениками тыла

3) Выпуск газет

4) «Акция Памяти»

5) Поздравление Ветеранов

6) Игра «Что могло бы произойти, если…»

7) Игра «Собери пословицы»














Анализ анкетирования обучающихся

4 классов: 4 «А»- 28, 4 «Б»- 27, итого – 56чел.

Вопросы

Ответы

1

Сколько тебе лет?

10 лет – 48 ч./86%

11 лет – 8 ч./14%

2

Напиши дату начала Великой Отечественной войны.

Знают точную дату – 32ч./57%

Знают только год – 24ч./43%

3

Напиши дату, когда отмечается День Победы.

Знают - 56ч./100%

4




Кому был посвящен «Урок мужества»?

Подчеркни ответ.

1) Труженикам тыла – 1ч./2%

2) Труженикам тыла Самарской области – 55ч./98%

3) Великим полководцам - 0

4) Пленникам концлагерей - 0

5

Продолжи высказывание о тружениках тыла Великой Отечественной войны.

Дали полный ответ- 48ч./86%

Дали частичный ответ- 8ч./14%

6

Напиши, что выпускали и выращивали в годы войны труженики Самарской (Куйбышевской) области.

1) зерновые и овощные культуры– 56ч./100%

2)животноводство– 56 ч./100%

3)самолёты ИЛ-2, военную технику-42ч./75%

4) боеприпасы– 55ч./98%

5)горючее для военной техники – 15ч./27%

7

Напиши имена тружеников тыла, о которых ты узнал на «Уроке мужества».




Гераева М. С.-10ч./18%

Внукова А.П.-11ч./20%

Внуков И. Н.- 14ч./25%

Леонтьева В. В-.12ч./21%

Судаков В. А.- 17ч./30%

Фокина М. П.- 56ч./100%

Соломенцева Л. Н. -56ч./100%

9

Можно ли назвать героями Великой Отечественной войны тружеников тыла?

Обведи ответ.

«Да» -56ч./100%

«Нет» - 0

«Не знаю» - 0

10

Напиши ответ- рассуждение, почему «Урок мужества» был назван «Они ковали победу!»?

Дали полный ответ- рассуждение- 32ч./57%

Ответили коротко- 24ч./43%

11


Подчеркни, какие этапы урока были для тебя наиболее интересными?

1) «Информационный журнал» - 39ч./70%

2) Встреча с Ветеранами – 56ч./100%

3) Выпуск газет- 41ч./73%

4) «Акция Памяти»- 56ч./100%

5) Поздравление Ветеранов- 52ч./93%

6) Игра «Что могло бы произойти, если…»- 56ч./100%

7) Игра «Собери пословицы»- 54ч./96%

Вывод: обучающиеся 4 классов принимали активное участие в мероприятии, они познакомились с земляками - героями - тружениками тыла, узнали о военном прошлом Самарской области.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!