СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онтогенез. Эмбриональное развитие организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Онтогенез. Эмбриональное развитие организма»

 Цель: сформировать знания об индивидуальном развитии человека Задачи: 1. Характеризовать этапы эмбриогенеза 2. Определять производные зародышевых листков 3. Определять влияние негативных факторов на развитие эмбриона

Цель: сформировать знания об индивидуальном развитии человека

Задачи:

1. Характеризовать этапы эмбриогенеза

2. Определять производные зародышевых листков

3. Определять влияние негативных факторов на развитие эмбриона

 Закончите предложения 1. Известны две основные формы размножения организмов… 2. В бесполом размножении принимает участие только… 3. В половом размножении участвуют две особи… 4. В организме женской особи образуются… 5. В организме мужской особи образуются… 6. Сперматозоиды и яйцеклетки развиваются в… 7. Процесс слияния женской и мужской гамет носит название… 8. Результатом слияния женской и мужской гамет является…  

Закончите предложения

1. Известны две основные формы размножения организмов…

2. В бесполом размножении принимает участие только…

3. В половом размножении участвуют две особи…

4. В организме женской особи образуются…

5. В организме мужской особи образуются…

6. Сперматозоиды и яйцеклетки развиваются в…

7. Процесс слияния женской и мужской гамет носит название…

8. Результатом слияния женской и мужской гамет является…

 

 Ответы 1. бесполое и половое 2. одна родительская особь 3. мужская и женская 4. яйцеклетки 5. сперматозоиды 6. половых железах – семенниках и яичниках 7. оплодотворения 8. зигота  Ответы

Ответы

1. бесполое и половое

2. одна родительская особь

3. мужская и женская

4. яйцеклетки

5. сперматозоиды

6. половых железах – семенниках и яичниках

7. оплодотворения

8. зигота

Ответы

 Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология   (от греч. е mbryon – зародыш).

Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология

(от греч. е mbryon – зародыш).

Карл Эрнест фон Бэр  (1792 – 1876)  Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.  В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.

Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)

Основателем современной

эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.

В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.

Илья Ильич Мечников  (1845 – 1916)  Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию .  Благодаря работам И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Илья Ильич Мечников (1845 – 1916)

Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию .

Благодаря работам И.И.Мечникова и

А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Фриц Мюллер  (1822 – 1897)  Немецкий ученный, вместе со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

Фриц Мюллер (1822 – 1897)

Немецкий ученный, вместе

со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

Эрнст Генрих Геккель  (1834 – 1919)  Немецкий ученный вместе со своим соотечественником Ф.Мюллером создали биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919)

Немецкий ученный вместе

со своим соотечественником Ф.Мюллером создали

биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение

филогенеза – исторического развития вида.

Алексей Николаевич Северцов  (1866 – 1936)  Академик, крупнейший эволюционный морфолог,  В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Академик, крупнейший эволюционный морфолог,

В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.

 Онтогенез , или индивидуальное развитие - это период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма. личиночный ( у насекомых, рыб, земноводных) яйцекладный (у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих) внутриутробный (млекопитающие)  https://yandex.ru/video/preview/8881557202985717238

Онтогенез , или индивидуальное развитие - это период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.

личиночный ( у насекомых, рыб, земноводных)

яйцекладный (у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих)

внутриутробный (млекопитающие)

https://yandex.ru/video/preview/8881557202985717238

Личиночный тип Характерен для насекомых, рыб, земноводных. Желтка в яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Затем с ней происходит метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь. Личинки питаются другой пищей: гусеницы (листьями), бабочки (нектаром), заселяют новые территории (личинки двустворчатых способны плавать).

Личиночный тип

  • Характерен для насекомых, рыб, земноводных.
  • Желтка в яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет.
  • Затем с ней происходит метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь.
  • Личинки питаются другой пищей: гусеницы (листьями), бабочки (нектаром), заселяют новые территории (личинки двустворчатых способны плавать).
Яйцекладный тип Характерен для рептилий, птиц, яйцекладущих млекопитающих. Яйцеклетки богаты желтком. Зародыш развивается внутри яйца, и личиночная стадия отсутствует..

Яйцекладный тип

  • Характерен для рептилий, птиц, яйцекладущих млекопитающих.
  • Яйцеклетки богаты желтком.
  • Зародыш развивается внутри яйца, и личиночная стадия отсутствует..
Внутриутробный тип Характерен для млекопитающих и человека. Развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента Через нее организм матери обеспечивает все потребности эмбриона.. Внутриутробное развитие заканчивается процессом живорождения.

Внутриутробный тип

  • Характерен для млекопитающих и человека.
  • Развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента
  • Через нее организм матери обеспечивает все потребности эмбриона..
  • Внутриутробное развитие заканчивается процессом живорождения.
до рождения  от рождения до смерти  от зиготы 15

до рождения

от рождения

до смерти

от зиготы

15

Дробление

Дробление

I. Дробление  Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.

I. Дробление

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.

 Задание для самостоятельной работы Основные этапы  Особенности этапа Схематический рисунок ДРОБЛЕНИЕ Дробление зиготы митозом, получается 2, 4, 8, 16, 32 клетки. Заканчивается образованием бластулы.  Задание для самостоятельной работы обучающихся

Задание для самостоятельной работы

Основные этапы

Особенности этапа

Схематический рисунок

ДРОБЛЕНИЕ

Дробление зиготы митозом, получается 2, 4, 8, 16, 32 клетки.

Заканчивается образованием бластулы.

Задание для самостоятельной работы обучающихся

 Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.  Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами  (от греч. blastos – зародыш, meros – часть).  При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
  • Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.

Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами

(от греч. blastos – зародыш,

meros – часть).

При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.

Когда число бластомеров достигает 32, они образуют полый шарик - бластулу . Полость внутри шарика называется первичной полостью тела, или бластоцелью. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы
  • Когда число бластомеров достигает 32, они образуют полый шарик - бластулу .
  • Полость внутри шарика называется первичной полостью тела, или бластоцелью.
  • При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы
II . Гаструляция  После этого на одном конце бластулы клетки начинают делится быстрее и впячиваются в бластоцель (гаструляция). Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:  эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи);  энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);  Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие - первичным ртом.

II . Гаструляция

  • После этого на одном конце бластулы клетки начинают делится быстрее и впячиваются в бластоцель (гаструляция).
  • Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:
  • эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи);
  • энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);
  • Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие - первичным ртом.
Задание для самостоятельной работы Основные этапы Особенности этапа  ГАСТРУЛЯЦИЯ Схематический рисунок На одном из полюсов бластулы клетки начинают делиться и углубляются внутрь бластулы. Образуется зародыш – гаструла, состоящий из 2 зародышевых листков: эктодермы и энтодермы. Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы

Основные этапы

Особенности этапа

ГАСТРУЛЯЦИЯ

Схематический рисунок

На одном из полюсов бластулы клетки начинают делиться и углубляются внутрь бластулы. Образуется

зародыш – гаструла, состоящий из 2 зародышевых листков: эктодермы и энтодермы.

Задание для самостоятельной работы

II . Нейрула  Из клеток находящихся на границе между экто- и энтодермой развивается средний зародышевый листок – мезодерма.. Следующая стадия – нейрула. На этой стадии происходит формирование нервной трубки и хорды. Сначала пластинка а затем желобок на спинной стороне зародыша. Из передней части трубки формируется головной мозг, а из задней спинной. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки

II . Нейрула

  • Из клеток находящихся на границе между экто- и энтодермой развивается средний зародышевый листок – мезодерма..
  • Следующая стадия – нейрула.
  • На этой стадии происходит формирование нервной трубки и хорды.
  • Сначала пластинка а затем желобок на спинной стороне зародыша. Из передней части трубки формируется головной мозг, а из задней спинной.
  • На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки
 Задание для самостоятельной работы Основные этапы Особенности этапа  Органогенез Схематический рисунок Формирование нервной трубки и хорды. Формируется 3-й зародышевый листок – мезодерма. Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.   Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы

Основные этапы

Особенности этапа

Органогенез

Схематический рисунок

Формирование нервной трубки и хорды. Формируется 3-й зародышевый листок – мезодерма.

Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.

Задание для самостоятельной работы

IV Органогенез Эктодерма Нервная трубка (спинной и головной мозг), органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов; Энтодерма Эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), эпителий жабр и легких; Мезодерма Мышечная ткань, соединительная ткань, (хрящевой и костный скелет), кровеносная система, почки, половые железы и др.

IV Органогенез

Эктодерма

Нервная трубка (спинной и головной мозг), органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов;

Энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), эпителий жабр и легких;

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань, (хрящевой и костный скелет), кровеносная система, почки, половые железы и др.

   Эмбриональное развитие зародыша человека   https://yandex.ru/video/preview/2549676118435339714

Эмбриональное развитие зародыша человека https://yandex.ru/video/preview/2549676118435339714

 Рефлексия.  Составьте синквейн на тему: «Онтогенез»  Правила написания синквейна 1. Тема называется одним словом (существительным). 2. Описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами). 4. Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Одно слово (обычно существительное).

Рефлексия.

Составьте синквейн на тему: «Онтогенез»

Правила написания синквейна

1. Тема называется одним словом (существительным).

2. Описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

4. Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Одно слово (обычно существительное).

 Домашнее задание по выбору: на « 5 » – написать краткий сценарий фильма «Развитие одного организма». Обязательные действующие лица: эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, нейрула. на « 4 » – подготовить творческое задание на тему: «Метаморфоз». на « 3 » – изучить опорные конспекты. Выполнить опережающее домашнее задание: составить схему цикла развития стрекозы, бабочки, таракана.

Домашнее задание по выбору:

на « 5 » – написать краткий сценарий фильма «Развитие одного организма».

Обязательные действующие лица: эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, нейрула.

на « 4 » – подготовить творческое задание на тему: «Метаморфоз».

на « 3 » – изучить опорные конспекты.

Выполнить опережающее домашнее задание: составить схему цикла развития стрекозы, бабочки, таракана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!