Цель: сформировать знания об индивидуальном развитии человека
Задачи:
1. Характеризовать этапы эмбриогенеза
2. Определять производные зародышевых листков
3. Определять влияние негативных факторов на развитие эмбриона
Закончите предложения
1. Известны две основные формы размножения организмов…
2. В бесполом размножении принимает участие только…
3. В половом размножении участвуют две особи…
4. В организме женской особи образуются…
5. В организме мужской особи образуются…
6. Сперматозоиды и яйцеклетки развиваются в…
7. Процесс слияния женской и мужской гамет носит название…
8. Результатом слияния женской и мужской гамет является…
Ответы
1. бесполое и половое
2. одна родительская особь
3. мужская и женская
4. яйцеклетки
5. сперматозоиды
6. половых железах – семенниках и яичниках
7. оплодотворения
8. зигота
Ответы
Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология
(от греч. е mbryon – зародыш).
Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)
Основателем современной
эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.
В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
Илья Ильич Мечников (1845 – 1916)
Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию .
Благодаря работам И.И.Мечникова и
А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Фриц Мюллер (1822 – 1897)
Немецкий ученный, вместе
со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.
Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919)
Немецкий ученный вместе
со своим соотечественником Ф.Мюллером создали
биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение
филогенеза – исторического развития вида.
Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)
Академик, крупнейший эволюционный морфолог,
В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.
Онтогенез , или индивидуальное развитие - это период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.
личиночный ( у насекомых, рыб, земноводных)
яйцекладный (у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих)
внутриутробный (млекопитающие)
https://yandex.ru/video/preview/8881557202985717238
Личиночный тип
- Характерен для насекомых, рыб, земноводных.
- Желтка в яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет.
- Затем с ней происходит метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь.
- Личинки питаются другой пищей: гусеницы (листьями), бабочки (нектаром), заселяют новые территории (личинки двустворчатых способны плавать).
Яйцекладный тип
- Характерен для рептилий, птиц, яйцекладущих млекопитающих.
- Яйцеклетки богаты желтком.
- Зародыш развивается внутри яйца, и личиночная стадия отсутствует..
Внутриутробный тип
- Характерен для млекопитающих и человека.
- Развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента
- Через нее организм матери обеспечивает все потребности эмбриона..
- Внутриутробное развитие заканчивается процессом живорождения.
до рождения
от рождения
до смерти
от зиготы
15
Дробление
I. Дробление
Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.
Задание для самостоятельной работы
Основные этапы
Особенности этапа
Схематический рисунок
ДРОБЛЕНИЕ
Дробление зиготы митозом, получается 2, 4, 8, 16, 32 клетки.
Заканчивается образованием бластулы.
Задание для самостоятельной работы обучающихся
- Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.
Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами
(от греч. blastos – зародыш,
meros – часть).
При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
- Когда число бластомеров достигает 32, они образуют полый шарик - бластулу .
- Полость внутри шарика называется первичной полостью тела, или бластоцелью.
- При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы
II . Гаструляция
- После этого на одном конце бластулы клетки начинают делится быстрее и впячиваются в бластоцель (гаструляция).
- Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:
- эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи);
- энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);
- Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие - первичным ртом.
Задание для самостоятельной работы
Основные этапы
Особенности этапа
ГАСТРУЛЯЦИЯ
Схематический рисунок
На одном из полюсов бластулы клетки начинают делиться и углубляются внутрь бластулы. Образуется
зародыш – гаструла, состоящий из 2 зародышевых листков: эктодермы и энтодермы.
Задание для самостоятельной работы
II . Нейрула
- Из клеток находящихся на границе между экто- и энтодермой развивается средний зародышевый листок – мезодерма..
- Следующая стадия – нейрула.
- На этой стадии происходит формирование нервной трубки и хорды.
- Сначала пластинка а затем желобок на спинной стороне зародыша. Из передней части трубки формируется головной мозг, а из задней спинной.
- На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки
Задание для самостоятельной работы
Основные этапы
Особенности этапа
Органогенез
Схематический рисунок
Формирование нервной трубки и хорды. Формируется 3-й зародышевый листок – мезодерма.
Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.
Задание для самостоятельной работы
IV Органогенез
Эктодерма
Нервная трубка (спинной и головной мозг), органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов;
Энтодерма
Эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), эпителий жабр и легких;
Мезодерма
Мышечная ткань, соединительная ткань, (хрящевой и костный скелет), кровеносная система, почки, половые железы и др.
Эмбриональное развитие зародыша человека https://yandex.ru/video/preview/2549676118435339714
Рефлексия.
Составьте синквейн на тему: «Онтогенез»
Правила написания синквейна
1. Тема называется одним словом (существительным).
2. Описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).
4. Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Одно слово (обычно существительное).
Домашнее задание по выбору:
на « 5 » – написать краткий сценарий фильма «Развитие одного организма».
Обязательные действующие лица: эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, нейрула.
на « 4 » – подготовить творческое задание на тему: «Метаморфоз».
на « 3 » – изучить опорные конспекты.
Выполнить опережающее домашнее задание: составить схему цикла развития стрекозы, бабочки, таракана.