«Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины.»
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цель урока: : Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.
Задачи:
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
1.Обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила»
оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»;
2.Расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;
Метапредметные:
1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
Личностные:
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. 3. Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.
Ход занятия
I. Введение в тему урока:
Учитель (поёт):
Здравствуйте ребята
Дети (по знаку учителя) поют:
Здравствуйте
Учитель.
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад.
Вы знаете такую форму народного творчества – былины?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Да, это длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях.
( педагог демонстрирует репродукцию картины» Богатыри» В. Васнецова)
Ребята, посмотрите на эту картину. Знакома ли она вам? Назовите имена богатырей.
Дети: (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович)
Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины.
А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей – Алеши Поповича – привязан музыкальный инструмент. Это гусли. Знаком ли вам этот инструмент?
Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.
Гусляры были желанными гостями и на княжеском пиру, и на воинском привале.
Учитель:
(на фоне звучат гусли)
Ой, вы гусли – то яровчатые,
Расскажите нашим детушкам,
Как во старину-то вы играли-то,
Звуки издавали гусли звонкие,
Как народ вы потешали-то и радовали,
Как в годину горькую вы плакали,
Как богатырей Руси вы прославляли,
Тех, кто защищал всю землю русскую…
Учитель:
Кто же такие гусляры? Я расскажу вам.
Дети: (ответы детей)
Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.
Учитель.Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации)
Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».
Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.
В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.
Учитель:
Гусляры проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки».
Давайте представим, что мы с вами играем на гуслях.
(Дети имитируют показ игры на гуслях)
Учитель:
Кто же играл на гуслях в древности?
Дети: (скоморохи)
Учитель:
Да, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.
Учитель:
Ребята, посмотрите как изобразил гусляров художник В. Васнецов
(демонстрация картины «Гусляры»)
Если бы вы были композиторами, то какую бы мелодию сочинили к этой картине?
Дети: (широкую, протяжную)
Учитель: О каких событиях и героях слагались блины?
В былине встречаются слова, которые помогают воссозданию ее плавного, напевного характера: «то не…», «да…», «ой – да…». Складывается впечатление, будто фразы вытекают одна из другой.
Вокальная импровизация
Учитель: Одной из самых известных былин о богатырях была «Былина о Добрыне Никитиче». Познакомьтесь с текстом этой былины, в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой.
( демонстрация текста в презентации)
Текст изложен старинным языком, не совсем привычным для нас.
О чем говорится в этой былине?
Сколько героев в этой былине? Один или два?
Дети: (два)
Учитель: О чем просит Добрынюшка у матушки?
Дети: (он просит благословить его на подвиги)
Учитель: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров.
( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины)
(показ портрета Н.А. Римского-Корсакова)
Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный напев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку.
А теперь послушайте эту былины в исполнении хора.
( слушание былины « Что не белая береза»)
Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами?
Дети: (распев, певучесть, плавность)
Учитель: Уселись удобно, спинки выпрямите. Послушайте, я вам спою мелодию былины. Как звучит эта мелодия?
Дети: (протяжно, широко)
Учитель: Давайте покажем рукой как движется мелодия.
(пластическое интонирование)
А сейчас мы обратимся к творчеству знакомого для вас композитора М.И. Глинки, который написал оперу «Руслан и Людмила»
(показ портрета)
Мы знаем, что поэма начинается со свадебного пира.
В этой поэме есть такие слова
( отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
Кто такой Баян?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Это певец сказитель, который путешествовал по разным странам и предупреждал о какой – либо беде.
Посмотрите сцену из оперы Руслана и Людмилы. Ария начинается словами из поэмы А.С. Пушкина:
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой.
(просмотр видеофрагмента)
На чем играл Баян?
Дети: (на гуслях)
Учитель: Я знаю, что все вы любите сказки. Перед вами иллюстрации к известным сказкам. Вспомните их названия.
Дети: (школьники перечисляют названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Конек – горбунок», «Спящая красавица»)
На сюжет этих сказок были созданы музыкальные произведения. Одна из таких «Садко»
Сейчас вы послушаете отрывок из сказочной оперы композитора Н.А.Римского - Корсакова «Садко». Садко – герой былины, которая была создана в Великом Новгороде. В былине говорится, что давным – давно жил там купец по имени Садко, который умел хорошо петь и играть на гуслях. Его музыкой заслушивались не только люди , но и море, морская царевна и даже морской царь.
Посмотрите видеофрагмент из оперы и обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.
(Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко»)
Беседа по прослушанному произведению:
Каким был характер арии? (быстрым, бойким, игривым)
Скажите, звучали гусли или нет?
(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)
Вокально- хоровая работа
Учитель: Ребята, сегодня мы побывали в сказочной стране, познакомились с такими понятиями как: былины, гусляр, гусли, певец - сказитель и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется: «Сказки гуляют по свету»
Давайте послушаем эту песню.
( слушание песни «Сказки гуляют по свету»)
О чем эта песня?
О каких сказках поется?
На сюжет многих сказок, которые мы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли.
Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.
(разучивание и исполнение первого куплета песни)
Итог урока:
Учитель:
С каким жанром русской народной музыки вы сегодня познакомились?
Дети: (былина)
Учитель: В сопровождении какого музыкального инструмента исполняют былины?
Дети: (гусли)
Учитель: Как назывались на Руси исполнители былин?
Дети: (Баян)
Учитель: О чем говорится в былинах?
Какую народную былину записал и обработал Н.А. Римский – Корсаков?
О чем говорится в «Былине о Добрыне Никитиче»?
Какие приемы игры на гуслях вы знаете?
Дети: («переборы», «щипки»)
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к «Былине о Добрыне Никитиче»
Учитель: На этом наш урок подошел к концу. До свидания!
Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет
Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010http://www.playcast.ru/view/1639224/1f5c0072b2318fe8aee11b6010c824edb236fb53pl
http://www.detskiysad.ru/art/kartina072.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EA%EE_%28%EE%EF%E5%F0%E0%29
http://files.mail.ru/DUVCKQ
http://www.stihi.ru/2011/09/06/7720
Для учеников раздать
Былины- длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях. Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины. Николай Андреевич Римский-Корсаков | Былины - длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях. Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины. Николай Андреевич Римский-Корсаков |