СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опера-былина "Садко" разработка урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опера-былина "Садко" разработка урока»



«Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины.»


Тип урока: Урок изучение нового материала.

Цель урока: : Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

Задачи:

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

1.Обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов  оперы Глинки «Руслан и Людмила»

оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»;

2.Расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

Метапредметные:

1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Личностные:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. 3. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Ход занятия

I. Введение в тему урока:

Учитель (поёт):

Здравствуйте ребята

Дети (по знаку учителя) поют:

Здравствуйте

Учитель.

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад.

Вы знаете такую форму народного творчества – былины?

Дети: (ответы детей)

Учитель: Да, это длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях.

( педагог демонстрирует репродукцию картины» Богатыри» В. Васнецова)

Ребята, посмотрите на эту картину. Знакома ли она вам? Назовите имена богатырей.

Дети: (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович)

Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины.

А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей – Алеши Поповича – привязан музыкальный инструмент. Это гусли. Знаком ли вам этот инструмент?

Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

Гусляры были желанными гостями и на княжеском пиру, и на воинском привале.

Учитель:

(на фоне звучат гусли)

Ой, вы гусли – то яровчатые,

Расскажите нашим детушкам,

Как во старину-то вы играли-то,

Звуки издавали гусли звонкие,

Как народ вы потешали-то и радовали,

Как в годину горькую вы плакали,

Как богатырей Руси вы прославляли,

Тех, кто защищал всю землю русскую…

Учитель:

Кто же такие гусляры? Я расскажу вам.

Дети: (ответы детей)

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

Учитель.Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации)

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

Учитель:

Гусляры проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки».

Давайте представим, что мы с вами играем на гуслях.

(Дети имитируют показ игры на гуслях)

Учитель:

Кто же играл на гуслях в древности?

Дети: (скоморохи)

Учитель:

Да, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Учитель:

Ребята, посмотрите как изобразил гусляров художник В. Васнецов

(демонстрация картины «Гусляры»)

Если бы вы были композиторами, то какую бы мелодию сочинили к этой картине?

Дети: (широкую, протяжную)

Учитель: О каких событиях и героях слагались блины?

В былине встречаются слова, которые помогают воссозданию ее плавного, напевного характера: «то не…», «да…», «ой – да…». Складывается впечатление, будто фразы вытекают одна из другой.

Вокальная импровизация

Учитель: Одной из самых известных былин о богатырях была «Былина о Добрыне Никитиче». Познакомьтесь с текстом этой былины, в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой.

( демонстрация текста в презентации)

Текст изложен старинным языком, не совсем привычным для нас.

О чем говорится в этой былине?

Сколько героев в этой былине? Один или два?

Дети: (два)

Учитель: О чем просит Добрынюшка у матушки?

Дети: (он просит благословить его на подвиги)

Учитель: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров.

( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины)

(показ портрета Н.А. Римского-Корсакова)

Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный напев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку.

А теперь послушайте эту былины в исполнении хора.

( слушание былины « Что не белая береза»)

Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами?

Дети: (распев, певучесть, плавность)

Учитель: Уселись удобно, спинки выпрямите. Послушайте, я вам спою мелодию былины. Как звучит эта мелодия?

Дети: (протяжно, широко)

Учитель: Давайте покажем рукой как движется мелодия.

(пластическое интонирование)

А сейчас мы обратимся к творчеству знакомого для вас композитора М.И. Глинки, который написал оперу «Руслан и Людмила»

(показ портрета)

Мы знаем, что поэма начинается со свадебного пира.

В этой поэме есть такие слова

( отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

Кто такой Баян?

Дети: (ответы детей)

Учитель: Это певец сказитель, который путешествовал по разным странам и предупреждал о какой – либо беде.

Посмотрите сцену из оперы Руслана и Людмилы. Ария начинается словами из поэмы А.С. Пушкина:

Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой.

(просмотр видеофрагмента)

На чем играл Баян?

Дети: (на гуслях)

Учитель: Я знаю, что все вы любите сказки. Перед вами иллюстрации к известным сказкам. Вспомните их названия.

Дети: (школьники перечисляют названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Конек – горбунок», «Спящая красавица»)

На сюжет этих сказок были созданы музыкальные произведения. Одна из таких «Садко»

Сейчас вы послушаете отрывок из сказочной оперы композитора Н.А.Римского - Корсакова «Садко». Садко – герой былины, которая была создана в Великом Новгороде. В былине говорится, что давным – давно жил там купец по имени Садко, который умел хорошо петь и играть на гуслях. Его музыкой заслушивались не только люди , но и море, морская царевна и даже морской царь.

Посмотрите видеофрагмент из оперы и обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

(Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко»)

Беседа по прослушанному произведению:

Каким был характер арии? (быстрым, бойким, игривым)

Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)

Вокально- хоровая работа

Учитель: Ребята, сегодня мы побывали в сказочной стране, познакомились с такими понятиями как: былины, гусляр, гусли, певец - сказитель и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется: «Сказки гуляют по свету»

Давайте послушаем эту песню.

( слушание песни «Сказки гуляют по свету»)

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые мы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли.

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

Итог урока:

Учитель:

С каким жанром русской народной музыки вы сегодня познакомились?

Дети: (былина)

Учитель: В сопровождении какого музыкального инструмента исполняют былины?

Дети: (гусли)

Учитель: Как назывались на Руси исполнители былин?

Дети: (Баян)

Учитель: О чем говорится в былинах?

Какую народную былину записал и обработал Н.А. Римский – Корсаков?

О чем говорится в «Былине о Добрыне Никитиче»?

Какие приемы игры на гуслях вы знаете?

Дети: («переборы», «щипки»)

Домашнее задание: Нарисовать рисунок к «Былине о Добрыне Никитиче»

Учитель: На этом наш урок подошел к концу. До свидания!



Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет

Уроки музыки  с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010http://www.playcast.ru/view/1639224/1f5c0072b2318fe8aee11b6010c824edb236fb53pl

http://www.detskiysad.ru/art/kartina072.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EA%EE_%28%EE%EF%E5%F0%E0%29

http://files.mail.ru/DUVCKQ

http://www.stihi.ru/2011/09/06/7720




Для учеников раздать

Былины- длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях.

Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

Николай Андреевич Римский-Корсаков


Былины - длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях.

Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

Николай Андреевич Римский-Корсаков




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!