СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опера и балет. Презентация и коспект урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Опера и балет» 5 класс

Цель: довести до сознания детей, что музыкальные жанры балет и опера неразрывно связанны с литературой.

Задачи:

 - выявить музыкальные жанры взаимосвязанные с литературой;

- познакомить учащихся с термином либретто;

- создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы;

- развить воображение через восприятие музыки и сказки;

- способствовать формированию осознанного, эмоционального отношения и интереса к музыке, звучащей на уроке;

-учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы Садко, сцена из балета «Доктор Айболит» И. Морозов.

Оборудование:

 - компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- фортепиано;

Наглядные средства: мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие « Добрый день»       

II. Вступительное слово. (Слайд 1)

«Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся…Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду- всё облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

            Е.П. Расторопчина

Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о тесной связи двух видов искусств. О них говорилось в стихотворении, назовите их. (Музыка и литература)

Перед вами перечень музыкальных жанров выберите те, которые связаны с литературой. ( Слайд 2)

А теперь выберите из них театрализованные виды музыки.

Молодцы, вы хорошо справились с работой. Ребята, какие жанры литературных произведений вы знаете? ( рассказы, стихи, сказки, былины…)

Какой из них ваш самый любимый? (сказки)

Этот жанр не мог остаться без внимания русских композиторов. Одного из композиторов так и называют «сказочником». Это Н.А. Римский -Корсаков. (Слайд 3)

Большая часть его музыки - это оперы на сказочные сюжеты «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

О какой сказке сейчас пойдёт речь, вы узнаете отгадав загадку: «Назовите купца, покорившего игрой на гуслях Морского Царя» (Садко) (Слайд 4)

Правильно. На сюжет русской - народной сказки Н.А. Римским – Корсаковым написана опера «Садко». Мы знакомились с жанром опера ещё в начальных классах. Выберите формулировки, наиболее подходящие определению этого жанра.

Опера это - танец, музыкальный спектакль, драматический спектакль;

              - актёры произносят диалоги, танцуют, общаются при помощи пения; ( Слайд 5)

( Слайд 6)

Ребята, основой любого музыкального спектакля является либретто. В переводе с итальянского это «книжечка». Либретто – это литературный текст музыкального спектакля: оперы, балета. В либретто написаны не только слова для пения, но и дана последовательность событий, характеры и взаимоотношения действующих лиц. (Слайд 7)

А как называется профессия человека, который создаёт либретто, вы ответите после нашей игры. Я буду называть род человека, а вы его профессию.

- Играет на гитаре…..(гитарист )

- Играет в шахматы… ( шахматист)

- Играет на фортепиано… (пианист)

- Занимается фигурным катанием… ( фигурист)

- Пишет либретто…. ( либреттист)

Молодцы! В опере «Садко» много чудес. А самое большое это то, что Волхову, бездушную красавицу превратили в чудесного, доброго человека.

III. Слушание. (Слайд 8)

Сейчас пропоёт она над спящим Садко свою прощальную колыбельную и разольётся для всех людей полноводной и судоходной  рекой  Волховой.

«Колыбельная Волховы»

А теперь ответьте на вопросы.  ( Слайд 9)

IV. Слушание. Сцена из балета «Доктор Айболит» Морозов И.

Балет - это… ( Слайд 10)

Сейчас мы с вами послушаем сцену из балета «Доктор Айболит», написанного по известной сказке К. Чуковского. Сцена эта состоит из трёх эпизодов: «Полечка», «Морское путешествие», «Погоня».

( обсуждение с детьми сюжета оперы Доктор Айболит)

Мог ли композитор Морозов написать свой балет, если бы до этого К. Чуковский не написал своей знаменитой сказки? (нет, не смог бы).

( Слайд 11)

( Слайд 12)

V. Распевание.

Упражнение « Динозавр»

Представим, что мы видим семью динозавров – папа-динозавр.мама-динозавр и сынок-динозавр. (с помощью движений рук и смены высоты голоса изображаем каждого динозавра. Голова – а, туловище – о. ноги – у)

Гимнастика на артикуляцию.

Для того, чтобы правильно говорить слова, нужно разогреть губы и язык. Для этого мы делаем гимнастику для губ и языка.

На гласные звуки – а, о, у, и.

На согласные звуки – м.н,п,к,л.р.  Дети повторяют за учителем упражнения.

Ребята, а как нужно правильно петь сидя и стоя? (Читаю стихи «Петь приятно и удобно)

VI. Вокально- хоровая работа.  «Наша школа»

Подведение итогов и рефлексия.

Наш урок приближается к концу. Что вы на уроке узнали нового?

Какие герои вам больше всего понравились?

Что наиболее ярко запомнилось?

Что больше всего понравилось?

Мне урок очень понравился, все были активными – отвечали на вопросы , угадывали, пели. Молодцы! Каждый получает за работу на уроке маленький символ красоты – бабочку.

 Я надеюсь, что этот урок музыки у вас оставит только приятные и хорошие воспоминания. Наш урок закончен. Спасибо! До новых встреч! (Слайд 15)

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!