Тема урока: «Опера и балет» 5 класс
Цель: довести до сознания детей, что музыкальные жанры балет и опера неразрывно связанны с литературой.
Задачи:
- выявить музыкальные жанры взаимосвязанные с литературой;
- познакомить учащихся с термином либретто;
- создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы;
- развить воображение через восприятие музыки и сказки;
- способствовать формированию осознанного, эмоционального отношения и интереса к музыке, звучащей на уроке;
-учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы Садко, сцена из балета «Доктор Айболит» И. Морозов.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- фортепиано;
Наглядные средства: мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие « Добрый день»
II. Вступительное слово. (Слайд 1)
«Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Е.П. Расторопчина
Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о тесной связи двух видов искусств. О них говорилось в стихотворении, назовите их. (Музыка и литература)
Перед вами перечень музыкальных жанров выберите те, которые связаны с литературой. ( Слайд 2)
А теперь выберите из них театрализованные виды музыки.
Молодцы, вы хорошо справились с работой. Ребята, какие жанры литературных произведений вы знаете? ( рассказы, стихи, сказки, былины…)
Какой из них ваш самый любимый? (сказки)
Этот жанр не мог остаться без внимания русских композиторов. Одного из композиторов так и называют «сказочником». Это Н.А. Римский -Корсаков. (Слайд 3)
Большая часть его музыки - это оперы на сказочные сюжеты «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».
О какой сказке сейчас пойдёт речь, вы узнаете отгадав загадку: «Назовите купца, покорившего игрой на гуслях Морского Царя» (Садко) (Слайд 4)
Правильно. На сюжет русской - народной сказки Н.А. Римским – Корсаковым написана опера «Садко». Мы знакомились с жанром опера ещё в начальных классах. Выберите формулировки, наиболее подходящие определению этого жанра.
Опера это - танец, музыкальный спектакль, драматический спектакль;
- актёры произносят диалоги, танцуют, общаются при помощи пения; ( Слайд 5)
( Слайд 6)
Ребята, основой любого музыкального спектакля является либретто. В переводе с итальянского это «книжечка». Либретто – это литературный текст музыкального спектакля: оперы, балета. В либретто написаны не только слова для пения, но и дана последовательность событий, характеры и взаимоотношения действующих лиц. (Слайд 7)
А как называется профессия человека, который создаёт либретто, вы ответите после нашей игры. Я буду называть род человека, а вы его профессию.
- Играет на гитаре…..(гитарист )
- Играет в шахматы… ( шахматист)
- Играет на фортепиано… (пианист)
- Занимается фигурным катанием… ( фигурист)
- Пишет либретто…. ( либреттист)
Молодцы! В опере «Садко» много чудес. А самое большое это то, что Волхову, бездушную красавицу превратили в чудесного, доброго человека.
III. Слушание. (Слайд 8)
Сейчас пропоёт она над спящим Садко свою прощальную колыбельную и разольётся для всех людей полноводной и судоходной рекой Волховой.
«Колыбельная Волховы»
А теперь ответьте на вопросы. ( Слайд 9)
IV. Слушание. Сцена из балета «Доктор Айболит» Морозов И.
Балет - это… ( Слайд 10)
Сейчас мы с вами послушаем сцену из балета «Доктор Айболит», написанного по известной сказке К. Чуковского. Сцена эта состоит из трёх эпизодов: «Полечка», «Морское путешествие», «Погоня».
( обсуждение с детьми сюжета оперы Доктор Айболит)
Мог ли композитор Морозов написать свой балет, если бы до этого К. Чуковский не написал своей знаменитой сказки? (нет, не смог бы).
( Слайд 11)
( Слайд 12)
V. Распевание.
Упражнение « Динозавр»
Представим, что мы видим семью динозавров – папа-динозавр.мама-динозавр и сынок-динозавр. (с помощью движений рук и смены высоты голоса изображаем каждого динозавра. Голова – а, туловище – о. ноги – у)
Гимнастика на артикуляцию.
Для того, чтобы правильно говорить слова, нужно разогреть губы и язык. Для этого мы делаем гимнастику для губ и языка.
На гласные звуки – а, о, у, и.
На согласные звуки – м.н,п,к,л.р. Дети повторяют за учителем упражнения.
Ребята, а как нужно правильно петь сидя и стоя? (Читаю стихи «Петь приятно и удобно)
VI. Вокально- хоровая работа. «Наша школа»
Подведение итогов и рефлексия.
Наш урок приближается к концу. Что вы на уроке узнали нового?
Какие герои вам больше всего понравились?
Что наиболее ярко запомнилось?
Что больше всего понравилось?
Мне урок очень понравился, все были активными – отвечали на вопросы , угадывали, пели. Молодцы! Каждый получает за работу на уроке маленький символ красоты – бабочку.
Я надеюсь, что этот урок музыки у вас оставит только приятные и хорошие воспоминания. Наш урок закончен. Спасибо! До новых встреч! (Слайд 15)