Волкова И.А. Урок музыки в 7 классе. Критская.
«В музыкальном театре»
УРОК 9-10: В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».
Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» - 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ темы: Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ века, первооткрыватель СИМФОДЖАЗА. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера.
Цель: расширить представление обучающихся об оперном искусстве зарубежных композиторов, выявить особенности классической оперы и современной рок-оперы.
Задачи:
формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Музыкальный материал: фрагменты произведений Дж. Гершвина: «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».
Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, магнитофон, CD диск, портрет Дж. Гершвина.
ХОД УРОКА
1 этап: организационный момент
СЛАЙД 1 | В музыкальном театре |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова начинаем путешествие в музыкальный театр и продолжим знакомство с драматургией оперного спектакля.
Сегодня мы познакомимся с человеком, который, по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…»
Имя этого человека мы узнаем, разгадав музыкальный кроссворд.
2 этап: повторение пройденного материала
СЛАЙД 2 | Кроссворд «В музыкальном театре. Опера» (повторение) |
Предлагаю вспомнить пройденный материал и разгадать Музыкальный кроссворд «В Музыкальном театре. Опера» (повторение).
РАБОТА обучающихся над кроссвордом.
3 этап: изучение нового материала
Сегодня мы снова встречаемся с создателем американской национальной классики ХХ века.
- Назовите его имя? (Джордж Гершвин)
СЛАЙД 3 | Дж. Гершвин (портрет) |
Он сделал для американской музыки то же, что в 19 веке осуществили М, Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше.
Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора — Яков Гершовиц.
На уроках музыки в предыдущих классах вы знакомились с песенным творчеством Дж. Гершвина. Давайте вспомним их звучание.
СЛУШАНИЕ: «Хлопай в такт» Дж. Гершвин (исп. Э. Фицжеральд, англ. яз)
СЛУШАНИЕ: «Хлопай в такт» Дж. Гершвин (рус. язык)
СЛУШАНИЕ: «Острый ритм – джаза звуки» Дж. Гершвин
В 1922 году написал даже настоящую оперу — Blue Monday (известную также как «135th Street»),после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора.
СЛАЙД 4 | Пол Уайтмен (портрет) |
Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).
СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвин
Рапсодия (греч. ραψωδια) - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.
В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер, а одними из античных рапсодий были его «Илиада» и «Одиссея».
«Rhapsody in Blue» - это произведение иногда называют «Рапсодией в блюзовых тонах» или «Голубой рапсодией», так как слово Blue в английском языке имеет несколько значений: лирическая песня (блюз) и голубой цвет.
- Как вы думаете, к какому направлению музыки (серьёзному или лёгкому) можно отнести «Рапсодию в стиле блюз»? (ответы обучающихся)
Попробуем проанализировать это произведение Дж. Гершвина и систематизируем наши размышления в таблице:
СЛАЙД 5 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин (таблица) |
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин |
СЕРЬЁЗНАЯ музыка | ЛЁГКАЯ музыка |
Обращение к жанру классической музыки - РАПСОДИИ (использование традиционных приемов симфонического развития, основанного на контрастном сопоставлении различных образов) | Близость к ДЖАЗУ (специфическая манера интонирования: глиссандо, импровизационность изложения музыкальных тем, «игра» тембрами инструментов симфонического оркестра) |
РАПСОДИЯ – это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий. | ДЖАЗ – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. |
СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки. |
Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.
Вот как об идее создания «Рапсодии в стиле блюз» вспоминает сам композитор:
«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это, возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом»
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершивна.
- Какая это музыка—лёгкая или серьёзная? (ответы обучающихся)
- Как вы считаете, в каком соотношении находятся в рапсодии элементы джаза и классической музыки: конфликтуют они, вытесняют друг друга или органично объединены? (ответы обучающихся)
- Назовите музыкальный жанр «Рапсодии в стиле блюз»? (Симфоджаз»)
В этом же стиле Гершвин написал и несколько крупных концертных произведений. Чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы и песни Гершвина. Например, эта мелодия признана золотым хитом 20 века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.
СЛУШАНИЕ: «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина
- Знакома ли вам эта мелодия? (ответы обучающихся)
- Из какого произведения Дж. Гершвина она? (ответы обучающихся)
Эта прекрасная мелодия стала частью оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Называется она «Колыбельная Клары».
СЛАЙД 6 | «Порги и Бесс» Дж. Гершвин (афиша) |
ОПЕРА «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Одним из самых известных сочинений Гершвина является фолк-опера «Порги и Бесс», в которой композитор поставил перед собой головоломную задачу сплавить стилистику традиционных бродвейских шоу и классической европейской музыки.
Либретто написали А. Гершвин и Д.-Б. Хейуард.
Гершвина привлекала гуманистическая идея - противопоставление простых
обитателей провинциального бедняцкого поселка миру людей, развращенных цивилизацией, страстью к наживе, бизнесом.
«Начиная работу над оперой, - писал Гершвин, -я поставил перед собой цель не пользоваться подлинным фольклорным материалом, ибо я стремился создать музыку единого стиля. Поэтому все спиричуэлы и народные песни, звучащие
в опере, я сочинил сам. И все же это народная музыка, а «Порги и Бесс», сохраняя оперную форму, является народной оперой... "
По замыслу композитора все роли в этой опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В Америке были музыкальные комедии и ревю, где на сцене появлялись темнокожие американцы. Но не в опере! Произведение Гершвина помогло сломать расовые барьеры.
СЛАЙД 7 | Образец записи в тетради |
Прослушаем несколько фрагментов из оперы и проведём их интонационно-образный анализ.
СЛАЙД 8-13 | Фрагменты оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина |
4 этап: домашнее задание
9 урок: Подготовить творческую работу на одну из предложенных тем: «Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»: история создания, содержание»; «Музыкальные образы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
10 урок: Закрепить полученные знания
5 этап: подведение итогов урока
Подведём итоги. На протяжении двух уроков мы говорили о музыкальной драматургии оперного искусства.
- Вспомните понятие музыкальная драматургия? (Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.)
- Перечислите ФОРМЫ драматургии в опере? (Ария (каватина), речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты).
Сегодня мы говорили о первой американской национальной опере.
- Назовите оперу и автора? («Порги и Бесс» Дж. Гершвина)
- Какими музыкальными достижениями запомнился вам Дж. Гершвин? (песни «Острый ритм – джаза звуки», Хлопай в ладоши»; «Рапсодия в стиле блюз»)
- Назовите музыкальный жанр, первооткрывателем которого по праву считается Дж. Гершвин? (симфоджаз)
- Вспомните понятие СИМФОДЖАЗ? (СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки)
Спасибо за работу на уроке!
СПИСОК Литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 7 класс: пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2007.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка.: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 5-е изд. .- М.: Просвещение, 2011.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
Классическая музыка. http://classic.chubrik.ru
САЙТ Музыка нет. Словарь музыкальных терминов. http://muzyka.net.ru/slovar/a/
5