СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Описание и определение безлиственных побегов деревьев своей местности».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Описание и определение безлиственных побегов деревьев своей местности».»

ТЕМА УРОКА «ОПИСАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗЛИСТВЕННЫХ ПОБЕГОВ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».

БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС.


Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний

Форма урока - Лабораторная работа – исследование

Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по определению безлиственных побегов деревьев своей местности на основе выявленных признаков.

Содержательная цель: научить выявлять и описывать существенные признаки в строении безлиственных побегов разных деревьев с целью их идентификации, обобщить и углубить знания по теме «Побег».

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у учащихся знания о побеге, как опорном органе растений; раскрыть биологическое значение частей побега; уметь определять части побега на натуральных объектах; на основе выявленных признаков определять безлиственные побеги деревьев своей местности.

Метапредметные

Познавательные: научиться ориентироваться в инструктивном листе (ИЛ), работать с ним; уметь получать информацию из разных источников, в том числе использовать натуральные объекты как источник информации; учиться строить высказывание, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем;

Регулятивные: учиться принимать учебную проблему; определять цель и задачи урока в соответствие с поставленной проблемой; планировать свою деятельность; учиться осуществлять контроль.

Личностные формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при парной и групповой работе, развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Ресурсы: инструктивные листы, карточки с заданиями для учащихся, компьютер, проектор, презентация, лупы, наборы натуральных безлиственных побегов деревьев, собранных в своей местности.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этап мотивации

Приветствует учащихся и знакомится с ними.

Проверяет готовность к уроку.

Приём проблемная ситуация.

Ребята, мой путь лежит на лосиную ферму в Печоро-Илычский заповедник Коми республики. Я везла с собою 4 набора побегов различных деревьев: к каждому набору были прикреплены бирки с названиями, но из-за сильного ветра они открепились, наборы рассыпались и побеги перемешались. А я обязательно должны довезти их не россыпью, а в наборах. У лосей на ферме «строгое раздельное питание». Мне стало известно, что вы изучаете тему «Побег»! Я обращаюсь к вам за помощью: помогите мне определить, побеги каких деревьев я рассыпала. Помогите восстановить наборы для лосей. Поможете?

Приветствуют учителя

Проверяют личную готовность к уроку.

Слушают учителя, принимают учебную проблему, выражают готовность её решать.

Регулятивные: формирование мотивационной основы деятельности.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


Актуализирует знания по теме «Побег».

Приём установите соответствие.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и термином, зашифрованным в виде картинки (иллюстрации).

Карточка.

Понятие

Иллюстрация

Вегетативные и генеративные


Зачаточный побег




Стебель с листьями и почками



Орган воздушного питания растений



Задание 2.

Возьмите один из четырёх побегов и назовите, какому дереву нашей местности он принадлежит?




Формируют временные группы, работают в группах. Подбирают соответствие, соединяя линиями разного цвета термин и картинку. Проговаривают основные понятия по теме «Побег».
















Рассматривают побеги, затрудняются.


Познавательные: раскрывают суть понятий: побег, почка, лист, различают виды почек.

Этап выявления места и причины затруднения.


Предлагает проанализировать возникшую ситуацию:

почему трудно назвать дерево, которому этот побег принадлежит?








Демонстрирует закрытый конверт с определительными карточками.

Ваш учитель биологии выдала мне «волшебный конверт» (Приложение 1), в котором находятся определительные карточки деревьев в осенне-зимний период. Но открыть его и воспользоваться карточками вы сможете только при условии, если рассмотрите и опишите все побеги, выявите характерные признаки каждого из них.

Работают фронтально. Выявляют причины затруднения.

Причины затруднения: узнать дерево по побегу сложно, так как на нём не хватает листьев, побеги очень похожи между собой.

Принимают условия выхода из затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли, учатся культуре общения.

Регулятивные:

мобилизуют свои силы при решении учебной проблемы.

Этап разработки проекта выхода из затруднения




Приём с помощью вопроса.

Итак, вы сегодня будете изучать?





Приём проблемная ситуация (на этапе мотивации).

Задание: попробуйте обозначить цель урока.




Приём опорные глаголы.

Задание: закончите фразы и определите, какие задачи вы должны выполнить, чтобы открыть волшебный конверт и узнать безлиственные побеги.

  1. Рассмотреть……………..

  2. Описать …………………..

  3. Выявить……………………

  4. Определить ………………

Формируют пары.

Определяют тему урока «Безлиственные побеги деревьев своей местности».


Определяют цель урока: узнать (определить) каким деревьям принадлежат рассыпавшиеся побеги.

Формулируют задачи урока:

  1. Рассмотреть побег

  2. Описать внешнее строение: цвет стебля, форма и строение почек и тд

  3. Выявить характерный признак

  4. Определить вид дерева

Коммуникативные: умение интегрироваться в минигруппу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение, аргументируя его.


Регулятивные: определение цели и задач.


Этап «открытия» новых знаний – практический этап.



Приём проблемный поиск.

Проводит инструктаж к лабораторной работе-исследованию «Описание и определение безлиственных побегов деревьев своей местности».

Откройте и познакомьтесь с инструктивными листами (ИЛ) для выполнения лабораторной работы (Приложение 2).

Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам побегов по плану:

  1. Окраска и форма стебля побега.

  2. Чечевички - образования в пробковой ткани стебля в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях.

  3. Запах на изломе.

  4. Форма, размеры и особенности почек.

Дополнительно: Листовой рубец - рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле. На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения сосудисто-волокнистых пучков. Найдите и рассмотрите листовые рубцы под лупой.

Задание 2. Внесите результаты исследования в таблицу в ИЛ

(Приложение 2).

Задание 3. Выявите и подчеркните характерные признаки каждого безлиственного побега дерева.


Задание 4. Сформулируйте и запишите вывод о том, как можно узнать дерево зимой, когда на нём нет листьев?

Задание 5. Расскажите, какие биологические особенности вы описали у каждого из четырёх побегов?

Задание 6. Сравните результаты исследования с данными определительных карточек деревьев в осенне-зимний период (Приложение 1) из конверта, который вам оставил учитель биологии, и подпишите в таблице напротив каждого исследуемого побега название дерева, которому побег принадлежит.

Задание 7. Сформулируйте и запишите вывод, побеги каких деревьев входят в пищевой рацион «раздельного питания» лосей.

Работают в парах.

Работают по инструктивному листу, выполняют лабораторную работу, формулирую выводы.


















Обучающиеся класса выходят и рассказывают описание каждого безлиственного побега (обмениваются новыми знаниями).


Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий, приобретают умения работать с натуральными объектами, наблюдают, анализируют и обобщают, формулируют выводы.

Регулятивные: умение работать по ИЛ, организация деятельности согласно регламенту, контроль за выполнением заданий, осознание качества и уровня выполнения заданий минигруппой.

Коммуникативные: Формирование умения организовать учебное взаимодействие при работе в паре.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Приём установите соответствие.

Задание 1.

Каждая группа получает карточку с описаниями трёх безлиственных побегов (Приложение 3) и комплект картинок с изображениями безлиственных побегов деревьев (Приложение 4). Необходимо установить соответствие между ними.


Формируют временные группы.

В группах ученики обсуждают, проговаривают объяснение. Ученики из разных групп дополняют друг друга, задают вопросы.

Проводят самопроверку.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения заданий, умение проводить взаимопроверку.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Приём допиши предложение.

Задание 2.

Выполните задание на закрепление нового учебного материала.

Закончите данные вам предложения:

Характерный (е) признак (и) побега берёзы зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег …………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега тополя зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега рябины зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега черёмухи зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………


Этап включения в систему знаний и повторения.

Задание 3. Помогите построить «Дом знаний» по теме «Побег» (Приложение 5) – объединить в схему ранее изученный материал по теме «Побег» и вновь «открытый материал» данного урока.



Рефлексивно-оценочный.

Подведение итогов урока:

Какой была цель урока? Реализовали ли вы цель урока?

Приём «Дерево успеха»

На столе лежат листочки зелёного цвета - всё сделал правильно, было интересно.

Жёлтого – встретились трудности.

Красного – допускал много ошибок, было неинтересно.

Добавьте листики на безлиственный побег.


Фронтальная

Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка.



Приложение 1. Определительные карточки

Дерево

Описание

Берёза

Это дерево можно узнать по тонким и слабым стеблям. И разным почкам: генеративным - цветочным (продолговатым) и вегетативным (маленьким, слегка зелёным)

Черёмуха

В глубокой древности слово «черемуха» было образовано от исчезнувшего теперь слова «черма», которое в переводе на современный язык означает «смуглый»



Это дерево можно узнать по резкому (характерному) миндальному запаху и множеству светлых продольных чечевичек на тёмно-коричневом стебле.

Рябина

Это дерево можно узнать по войлочно-пушистым почкам с заострённой, несколько изогнутой, подобно клювику, верхушкой.

Тополь

Тополь можно узнать по жёлтым гладким смолянистым почкам

























Приложение 2. Инструктивный лист (ИЛ) для выполнения ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ - ИССЛЕДОВАНИЯ «ОПИСАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗЛИСТВЕННЫХ ПОБЕГОВ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».

Объект исследования – безлиственный побег.

Предмет исследования – признаки, по которым можно узнать безлиственный побег.

Оборудование: Побеги деревьев, собранные поздней осенью или зимой.

Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый безлиственный побег по плану:

  1. Окраска и форма стебля побега.

  2. Чечевички - образования в пробковой ткани стебля в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях.

  3. Запах на изломе.

  4. Расположение на стебле, форма, размеры и особенности почек.

Дополнительно: Листовой рубец - рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле. На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения сосудисто-волокнистых пучков. Найдите и рассмотрите листовые рубцы под лупой.


Задание 2. Внесите результаты исследования в таблицу

Дерево

Окраска и форма стебля, чечевички


Запах на изломе

Описание почек:

  1. Расположение на стебле

  2. Форма

  3. Размеры

  4. Другие особенности

№ 1. ?








№ 2. ?








№ 3. ?








№ 4. ?








Задание 3. Выявите и подчеркните характерный признак каждого безлиственного побега дерева.

Задание 4. Сформулируйте и запишите вывод о том, как можно узнать дерево зимой, когда на нём нет листьев.

ВЫВОД: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….



Задание 5. Представьте результаты своего исследования одноклассникам.

Задание 6. Сравните свои результаты с информацией в определительных карточках из конверта (Приложение 1) и подпишите в таблице название дерева напротив каждого исследуемого побега.

Задание 7. Сформулируйте и запишите вывод, побеги каких деревьев входят в пищевой рацион «раздельного питания» лосей.

ВЫВОД:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание 8. Объединитесь в группу, рассмотрите комплект карточек с изображением безлиственных побегов (Приложение 3). Используя определительные карточки (Приложение 4), установите соответствие побег – дерево.

Задание 9. Выполните задание на закрепление нового учебного материала.

Закончите данные вам предложения:

Характерный (е) признак (и) побега берёзы зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега тополя зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Характерный (е) признак (и) побега рябины зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….



Характерный (е) признак (и) побега черёмухи зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Самопроверка.



























Приложение 3.

Определительная карточка 1


КЛЁН ОСТРОЛИСТНЫЙ (СЕМЕЙСТВО МАСЛИНОВЫЕ ИЛИ МАСЛИННЫЕ)



ПОБЕГИ: цвет ствола тёмный буровато-серый или почти чёрный, имеет глубокие продольный трещины. Молодые побеги желтовато-бурые, светло-коричневые или оливково-красные со светлыми полосками и рассеянными чечевичками


ПОЧКИ: верхушечные почки яйцевидные или овальные, крупные, длиной 8-10 мм, покрыты 6—8 карминно-красными или зеленоватыми лоснящимися чешуйками с короткими белыми ресничками по краям. Боковые почки мельче, 6-8 мм длиной, яйцевидно-конусовидные, несколько сплюснутые со стороны побега, покрытые буро-карминными или пурпуровыми чешуями, в основании обычно зеленовато-желтоватыми. Листовой рубец узкий, с 3 следами, огибает ветвь до половины и у супротивных почек соприкасается с другим листовым рубцом, образуя угол.




Определительная карточка 2

ОСИНА, ИЛИ ТОПОЛЬ ДРОЖАЩИЙ (СЕМЕЙСТВО ИВОВЫЕ)


ПОБЕГИ: старые ветви сильно “ломаные” (с полосками), с хорошо заметными листовыми рубцами. Молодые побеги цилиндрические, округлые, без рёбер и полос, чаще голые и как будто лакированные, но иногда слегка опушённые, от зеленоватых до зеленовато-бурых оттенков.


ПОЧКИ: цветковые почки толстые, яйцевидные, длиной 12-15 мм, тёмные, зеленовато-каштановые или красно-бурые, не очень клейкие, вначале опушённые, затем голые. Листовые почки 5-10 мм длиной, голые, клейкие, обычно прижатые к побегу. Почечные чешуи волосистые. Листовой рубец большой, с 3 следами.



Определительная карточка 3


ДУБ ЧЕРЕШЧАТЫЙ (СЕМЕЙСТВО БУКОВЫЕ)



ПОБЕГИ: тупо-пятигранные. Молодые сероватые или красновато-бурых оттенков со светлыми чечевичками. Ствол взрослого дерева черного цвета.

ПОЧКИ: распределены по ветке неравномерно. В нижней части стебля их мало, зато наверху, на конце - целое скопление. Почки небольшие, имеют яйцевидную форму, слегка заострены на конце и одеты многими защитными бурыми чешуйками.














Приложение 4.




























Приложение 5. «Дом знаний» по теме «Побег»









ЗНАЮ, НАБЛЮДАЮ (ВИЖУ), ПРИМЕНЯЮ (УМЕЮ ОПРЕДЕЛЯТЬ)







ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЮТ БЕЗЛИСТВЕННЫЙ ПОБЕГ

Стебель

Почки – вегетативные и генеративные (образовательная ткань)

Окраска

Окраска

Форма

Чешуйки

Запах на изломе

Форма

Чечевички (покровная ткань, пробка)

Размеры



Расположение на стебле

Клейкость



Опушение

Листовой рубец (проводящая и механическая ткань)

БЕЗЛИСТВЕННЫЙ ПОБЕГ ДЕРЕВА – ЭТО…….

СТЕБЕЛЬ БЕЗЛИСТВЕННОГО ПОБЕГА ИМЕЕТ….

ПОЧКИ НА БЕЗЛИСТВЕННОМ ПОБЕГЕ…..

ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя