СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание личного опыта работы классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит описание личного опыта работы классным руководителем.

Просмотр содержимого документа
«Описание личного опыта работы классного руководителя.»

Описание личного опыта работы классного руководителя

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы № 17

Воскресенского муниципального района

Чистяковой Марины Игоревны

Возможно ли Другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать -
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право -
Есть шаг; любить, исследуя, не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы! 

(С.И. Емельянова)

Я – учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень большие задачи стоят передо мной. Оттого - большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь -  определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку и даёт силу выдержать многие несуразности повседневности, любовь к жизни – без оптимизма к школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной.

У педагога есть ещё одна трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Моя задача - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с классным руководителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать ему, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Не зря нас, классных руководителей, называют "вторыми мамами", а школу - "вторым домом".

Мой стаж работы в должности классного руководителя - 24 лет, из них 10 лет в школе-интернате для детей - сирот. В настоящее время являюсь классным руководителем 2 А класса.

За каждые четыре года к ребятам прикипаешь душой. И смеёшься вместе с ними, и плачешь с ними, и играешь, и многому учишься с ними и у них. И пожуришь их, и пожалеешь, как родных. Я живу вместе с ними эти 4 года общей жизнью и так тяжело их отпускать….

Но моя задача и цель не только научить, но и воспитать их настоящими людьми, за которых потом не будет стыдно! А это и есть самое сложное. Но если вкладываешь всего себя в это непростое дело, то в детских душах, ранимых и открытых, обязательно останется след одного из первых важных людей в их жизни – классного руководителя и первого учителя. Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. На любом мероприятии должно быть «много» ученика и мало воспитателя. Считаю, что ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он должен быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь. Каждый ученик уникален, талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно - настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно. Лгун не может научить правдолюбию, недобрый - гуманности, беспринципный - принципиальности. А в душе появляется такое душевное тепло и гордость, когда видишь улыбки, благодарные глаза ребят.

Поэтому, свою деятельность осуществляю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

- духовно-нравственное направление;

- спортивно-оздоровительное направление;

- общекультурное направление;

- социальное направление;

- общеинтеллектуальное направление;

- работа с родителями.

Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.

Мой 2 класс средний по численности: 25 обучающихся. 13 девочек и 12 мальчиков. Дети разного возраста: 2010, 2011года рождения. 6 ребят из неполных семей, 6 детей воспитываются в многодетных семьях. Есть дети с ослабленным здоровьем: Янченко Ан. (эпилепсия), Янченко Кс. (астма), Махов С. - с ослабленным зрением, Дансберг Ал.(урология).

Учебные интересы моих детей сформированы и разнообразны. Круг интересов ребят широк. Дети участвуют в различных мероприятиях, посещают внеурочные занятия, кружки, секции, любят подвижные игры на свежем воздухе.

Цель моей работы с классом - это создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:

  • Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.

Исходя из задач, для себя сформировала основные функции классного руководителя

1 - диагностирующая

2 - коммуникативная

4 - проектирующая

5 - организационно - деятельностная

6 - развивающая

10 – охранно-защитная

11 – корректирующая

Для успешной реализации воспитательной работы использую различные формы работы с детьми:

Групповые (педагог-группа учащихся) – творческие группы, органы ученического самоуправления (выборы председателей комитетов класса, составление плана работы на триместр активом класса, оформление газеты к празднику)

Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом и др. (посещение учащихся на дому, анкетирование)

Массовые (педагог - несколько групп, классов) – конкурсы, походы, спортивные соревнования и т.д.

Основные направления моей деятельности


Индивидуальная работа Работа Формирование

с учащимися детского с родителями

коллектива

Работу начинаю с 1 дня. Цель моей работы с 1 классом – познакомить детей, научить не ссориться, помогать друг другу, завязать дружеские отношения между ними.

Поэтому в 2017-2018 в 1 классе у нас было много совместных праздников:

- День Именинников (подсолнушков; листопадничков: снеговичков и снежинок; подснежничков).

-Посвящение в первоклассники ;

-Новогодний карнавал сказок ;

-Прощание с Азбукой ;

-Мастер-классы по изготовлению подарков к Новому году и 8 Марта на которых ребята помогают друг другу сделать поделку как можно лучше;

-Научное шоу;

- Защита проектов, во время которой ребята учатся слушать друг друга и поддерживать выступающего;

-Экскурсия.

В 1 классе для меня приоритетной представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей.


Каждый классный час (с момента как дети научились писать) у нас начинался с того, что дети получают полоски жёлтой бумаги «лучики» и цветные листочки бумаги в форме лепестков от цветка «волшебный лепесток цветика – семицветика». На «лучиках» дети пишут друг другу благодарности, слова поддержки, похвалу, просто добрые слова о случившемся за неделю. На лепестках пишут слова извинения тем, кого они обидели на этой неделе, но не решились попросить прощения .

Дети учатся высказывать своё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки.

Во 2 классе работа по этим направлениям продолжается.

Важное место в своей работе классного руководителя отвожу регулярным контактам с учителями, отслеживаю оценки учеников, в дальнейшем провожу индивидуальные беседы с учащимися, родителями. При возможности посещаю уроки своих коллег. Это также помогает мне в работе, так как дети по-разному себя ведут в тех или иных ситуациях.

Для меня приоритетной представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Поэтому, и класс мой считается одним из самых дружных и сплоченных.

Развитие ученического самоуправления - одна из моих задач воспитания.

В 3 классе создаем орган классного самоуправления классный Парламент. В Парламенте работают комитеты: образования и науки, дисциплины и порядка, культуры, физкультуры и спорта, пресс-центр. Каждый учащийся класса входит в состав комитетов и имеет определенные обязанности, которые помогают в организации воспитательных мероприятий.

Каждый комитет имеет председателя, который отчитывается о проделанной работе каждый триместр. Пресс-центр выпускает поздравительные открытки к праздникам и дню рождения каждого ученика.

Каждый ученик чувствует ответственность за порученное дело, старается не подвести товарищей.

Для формирования и развития детского коллектива использую следующие виды работы: беседы, классные собрания, классные часы, экскурсии, тренинги и т.д

Наверное, в силу своего характера, основной мой стиль общения – демократический. Рассматриваю своих воспитанников как равноправных партнеров в общении: учитываю их мнение в принятии решений, поощряю самостоятельность суждений, способствую созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

В своей педагогической деятельности не стараюсь бороться с недостатками, тратя свои и ребячьи нервы. Главное - поддержать и понять ребенка, дав ему возможность действовать дальше. Скромные поощрения «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рада, что ты попробовал это сделать» не однократно помогали мне в работе и вселяли большую уверенность в моих воспитанников.

Воспитательная работа в классе - это одно из звеньев общешкольной воспитательной системы.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.

В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе.

Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.

Контролируя занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время, привлекаю их к посещению спортивных секций и кружков. В этом учебном году в моем классе 5 обучающихся занимаются в спортивных секциях, 4 в танцевальном кружке, 5 посещают музыкальную школу, количество детей класса.

При работе с классом стараюсь сформировать у детей положительное отношение к природе. Считаю, что с раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.

Походы, экскурсии, прогулки, различные праздники: «День земли»,

«Мы вас ждём, товарищ птица», акции «Посади дерево», «Школьная клумба» и т.д. служат воспитанию экологического сознания и чувства природы, повышению экологической культуры школьников (2015-2016 год с 3 классом реализован проект «Батарейки, сдавайтесь!»),

развитию эстетической и нравственной культуры; воспитывают у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, вырабатывают потребность в общении с природой.

В последнее время воспитание чувства патриотизма, любви к Родине становится наиболее актуальным. Воспитываю в детях стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне. Ежегодно принимаю со своими учениками участие в акции «Письмо защитнику Отечества!», провожу классные часы: «Дети на войне», «День героев Отечества», «Город – герой Ленинград», «Сталинградская битва», «Конституция – основной закон».

Поздравляем ветеранов с Днем Победы, дарим им открытки.

Изучаем народные промыслы России («Тульские самовары и пряники»).

Прививаю детям любовь к своей малой Родине (кл. час «Моя малая Родина»), посещаем музеи (Коломенский Кремль и др).

В 2016-2017 году мой 4 класс работал над практико-ориентированным проектом «Воскресенск – как возможный туристический центр», ребята с помощью родителей создали сайт, на котором рассказали о достопримечательностях нашего города, с целью привлечения туристов (адрес сайта vosinfo.urest.org), наш сайт посетили жители разных городов России: Москвы, Коломны, Луховиц, Санкт – Петербурга, были даже гости из Норвегии.

Много времени на классных часах я отвожу на нравственно –

эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить,  критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы.

(Классный час «Умеешь ли ты дружить?»)

Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Провожу беседы о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Провожу обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисуют любимых литературных героев. У нас проходят беседы из серии «Азбука поведения» о поведении в общественном месте, в транспорте, дома, в гостях, на природе, на улице, в театре, в магазине. Также я провожу беседы «Вежливые слова», о хороших и дурных манерах.

Я веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей. Дети читают сказки разных народов на уроках чтения, изучают разные страны  на уроках «Окружающего мира», поют песни разных народов на уроках музыки, готовят выступления посвященные дню толерантности, рисуют плакаты на тему «Дружат дети на всей планете», участвуют в выставках творческих работ по теме «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

Часть внеклассных мероприятий направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. (Классные часы «Я и моё здоровье», «Разговор о правильном питании», «Весёлые старты».

На протяжении нескольких лет подряд в школе проходят общешкольные мероприятия, в которых принимают участие все школьники.

В 2015-2016 учебном году мы заняли 2 место в школьном конкурсе социальных проектов с проектом «Батарейки сдавайтесь!»

Среди мероприятий, пользующихся успехом у детей можно выделить: «День учителя», классные новогодние утренники стали традицией.

Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте.

Мои ученики - активисты. Мы принимаем непосредственное участие в мероприятиях, организованных ДК «Цементник»: «День Мира», «День рождения буквы Ё», «День полярного медведя» и др.

Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои  плоды. К 4 классу в коллективе уже запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Кроме «лучиков-пожеланий» и «волшебных лепесточков» на каждом классном часе в классном уголке заменяются плоды на «Дерево добрых дел».

Дети берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания.

Конечно, за годы работы, по песчинке опыт накапливается, но я продолжаю учиться. Я всегда иду за своими малышами: учатся они - учусь и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать их и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, пока не научила…

С их помощью я открыла калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.

Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в работе МО классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.

Летом 2018 года я приняла участие в Международном конкурсе «Учитель года» по версии сайта www.mldv.ru в номинации «Когда мы вместе…», где представила свой опыт классного руководителя и была награждена Дипломом 1степени.

Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!