МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕМОДУРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Муниципальный этап областного конкурса социальных проектов
и инициатив образовательных организаций, общественных организаций
и объединений, направленных на профилактику безнадзорности,
преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, в 2018 году
Номинация: социальные проекты, направленные на развитие различных форм общественного движения, волонтерских объединений
Название работы: «Движение – жизнь, когда по правилам!»
Ф.И.О. автора работы:
Ицкова Виктория Викторовна
должность: учитель физической культуры
Воскресенск,
Московская область
2018 год
Движение – жизнь, когда по правилам.
Актуализация проблемы. К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Даже если ребенок просто получил травмы, пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Помимо основных причин детского дорожно-транспортного травматизма (недостаточное внимание к безопасности со стороны взрослых и детей, рост интенсивность движения), стоит отметить следующие не менее важные на наш взгляд:
- культура вождения и поведения на дороге - низкая;
- пример родителей и других взрослых не всегда правильный;
- снижение интереса к реальной жизни со стороны детей, они чаще погружены в виртуальный мир игр, событий (дети постоянно с гаджетами);
-в физическом плане дети стали менее подготовлены к жизни, физические качества (быстрота, ловкость, координационные способности развиты хуже)
Ребенок - это не маленький взрослый, его организм постоянно находится в состоянии роста и развития, не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Помимо этого:
- из-за маленького роста детей не всегда бывает видно и детям не всегда видно, что происходит на дороге; детям необходимо больше времени, чтобы оценить обстановку;
- шаг короче, центр тяжести расположен выше, во время бега ребенку тяжелее остановиться, но легче потерять равновесии, вследствие чего они
чаще падают;
- современные дети менее развиты физически (не умение группироваться, чтобы избежать травм, скорость реакции медленнее, адаптация к меняющимся условиям хуже).
Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние, временной промежуток, скорость движущегося автомобиля, свои возможности и способности. Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Не достаточно детей научить правилам дорожного движения. Дети быстро запоминают ПДД, но и быстро забывают их. Потребность в движении преобладает над осторожностью. Безопасность детей зависит не только от того, как хорошо они знают правила, но и как выполняют их. Другими словами, у детей должен сформироваться навык осознанного безопасного поведения на дороге, умение должно перерасти в навык. Умение характеризуется невысокой быстротой, нестабильностью действия, непрочным запоминанием действия. Навык - это уровень владения действием, при котором управление происходит автоматизировано, не требуется специально направленного на них внимания.
Цель данного проекта – воспитание у школьников активной гражданской позиции, высокой общей культуры, чувства социальной ответственности за свои поступки и действия, воспитание навыков безопасного поведении на дорогах в условиях, приближенных к реальным, закрепление знаний, полученных во время теоретических занятий.
Задачи:
1. Пропаганда деятельности отряда ЮИД
2. Активизация деятельности образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Организация активного досуга детей и подростков во внеурочное время, снятие психо-эмоционального перенапряжения, разгрузка, профилактика безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.
4. Социализация школьников, ориентация на профессии, необходимые в области организации дорожного движения.
5. Развитие активности детей по формированию ответственности за безопасность своей жизни и окружающих на дороге.
6. Воспитание высокой общей культуры, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, привитие общественной организационной работы, формирование правосознания, гуманного отношения к людям.
7. Развитие физических качеств, навыков здорового образа жизни, психо-эмоциональная подготовка, развитие у детей способности быстро оценивать дорожную обстановку и ориентироваться в ней, развитие осторожности, внимания, сосредоточенности, профилактика гиподинамии.
Отличительной особенностью данного проекта является не только изучение правил дорожного движения, но и развитие умений и навыков школьников применять знания во время стрессовых, неожиданных ситуаций (отсутствие времени на обработку информации, наличие внешних раздражителей и дополнительных помех: команды соперников, желание победить, шум зрителей и болельщиков).
Основные методы проекта: игровой и соревновательный.
В то же время игра-соревнование выбрана не случайно. Во-первых, биологическая потребность детей в двигательной активности в школе удовлетворяется на 25-30%. Проблема гиподинамии (малой подвижности) школьников возникают в результате большой учебной нагрузки, неправильная организация отдыха (подвижные игры заменяются играми на компьютере), пример родителей не всегда отражает ведение здорового образа жизни. В результате гиподинамии задерживается формирование организма, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем, снижается сопротивляемость к инфекции. У школьников малая подвижность, длительное пребывание в однообразной позе могут вызвать нарушение осанки, ухудшение состояния зрительного анализатора и мышечной чувствительности, снижение координации движений и работы вестибулярного аппарата. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей
Во-вторых, игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами, являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели. Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия. В процессе игр-эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации. В данном конкретном случае правильно использовать полученные знания о правилах дорожного движения в т.н. экстремальных ситуациях (наличие помех в виде соперника, ограниченного промежутка времени, чувства ответственности за совместное дело).
Механизм реализации.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/15/s_5b73434071389/936967_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/15/s_5b73434071389/936967_2.png)
Проект «Движение – жизнь, когда по правилам» реализуется с помощью деятельности отряда ЮИД в образовательном учреждении по 3 направлениям.
Изучи сам ПДД Научи своих сверстников Напомни родителям и
ПДД другим взрослым о ПДД
Они направлены на подготовку: теоретическую, психологическую, физическую.
Этапы реализации.
Срок реализации проекта 2017-2018 учебный год.
1. Начальный этап (сентябрь)
- проведение опросов с целью выявления актуальности проекта;
-составление и обработка анкет.
- анализ ситуации, выявление проблем постановка цели и задач проекта.
2. Основной этап (октябрь-май)
- изучение правил дорожного движения;
- разработка акций, мероприятий по профилактике ДДТТ;
- создание ярких и интересных заданий для деятельности отряда, школьников образовательного учреждения, изготовление наглядной атрибутики;
- размещение результатов деятельности отряда на информационных стендах и классных уголках;
- приобщение родителей в совместных акциях и мероприятиях по профилактике ДДТТ;
- участие и организация подвижных игр, викторин, соревнований, эстафет, конкурсов на знание ПДД;
- учебная езда на велосипеде, самокате;
- обучение с помощью мобильного автогородка;
- привлечение новых участников в отряд ЮИД;
- поиск и изучение настольных игр с дорожной тематикой
3. Завершающий этап (май - июнь)
- подведение итогов реализации проекта;
- создание нового проекта на основе анализа полученных результатов и потребностей школьников.
План реализации проекта.
№п/п | Содержание мероприятия | Сроки |
1 | Привлечение школьников к участию в движении ЮИД, создание отряда, его атрибутики, создание плана работы отряда, определение цели и задач отряда | Сентябрь |
2 | Создание уголков по ПДД в классах, школе | Сентябрь-октябрь |
3 | Разработка безопасного маршрута от дома до школы (совместная деятельность родителей и детей) | Сентябрь |
4 | Создание и демонстрация фильмов и презентаций | В течение года |
5 | Выступления агитбригад, инспекторов ГИБДД и других приглашенных лиц перед школьниками, родителями, на родительских собраниях, классных часах | В течение года |
6 | Выставки рисунков, плакатов, стенгазет, поделок. На заданную тематику. | Октябрь, декабрь, апрель |
7 | Разработка листовок, баннеров, памяток для детей, родителей, пешеходов и водителей | В течение года |
8 | Социологические исследования, опросы, тесты по ПДД («Безопасная дорога в школу», «Световозвращающие элементы», «Пример родителей» и т.д.) | В течение года |
9 | Учебно-тренировочные перекрестки в школах, у школ, автогородки и велоплощадки. | Сентябрь – октябрь, апрель –май |
10 | Обучающая езда на велосипеде, самокатах | Январь-май |
11 | Конкурсы, викторины и соревнования (интеллектуальные и подвижные игры, настольные игры, эстафеты) | Ноябрь-май |
12 | Создание сайта (вкладки) и обновление информации по безопасности дорожного движения, деятельности отряда ЮИД | В течение года |
13 | Изучение литературы, в том числе газеты «Добрая дорога детства». | В течение года |
14 | Изучение основ анатомии и правил оказания первой помощи | Январь-май |
15 | Мероприятия, направленные на улучшения физических качеств обучающихся | В течение года |
16 | Физкульт-паузы и физкульт-минутки | В течение года, в течение учебного дня |
17 | Семейные спортивные праздники на основе знаний ПДД | Декабрь, апрель |
18 | Эстафеты по правилам дорожного движения | Ноябрь, февраль |
19 | Обучение с мобильным автогородком (с импровизированным автогородком) | В течение года |
В качестве примеров в проекте представлены:
- сценарий спортивного праздника, игра-эстафета по правилам дорожного движения (Приложение 1),
- настольные игры (Приложение 2),
- обучение с мобильным автогородком (при наличии) или импровизированным мобильным автогородком, обучающая езда в велогородке (Приложение 3)
Кадровое обеспечение проекта.
1. Целевая аудитория проекта: обучающиеся, родители, педагогические работники школы, водители, пешеходы, жители деревни (села, города).
2. Отряд ЮИД образовательной организации, руководитель отряда, заместитель по безопасности, администрация школы, сотрудники , инспекторы ГИБДД по району.
Координаторы проекта.
Педагог (координатор, руководитель отряда ЮИД) направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важен отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с детьми с сохранением консультирующих функций, без навязывания своих решений.
Материальное обеспечение проекта.
Проект не требует специальных финансовых затрат и создавался с учетом имеющихся в наличии ресурсов. Для его осуществления необходимы канцтовары, настольные игры по дорожной тематике. Всю наглядную атрибутику, макеты, поделки, знаки ученики выполняют в процессе занятий, для соревнований и эстафет используется оборудование и инвентарь спортивного зала (конусы, арки, мячи, обручи и т.д.), защита и велосипеды - имеются практически у всех детей. При отсутствии мобильного автогородка его можно заменить на импровизированный с помощью оборудования в спортивном зале и канцелярских принадлежностей (Приложение 3).
Ожидаемые результаты.
1. Повышение мотивации к изучению ПДД благодаря широкому применению подвижных, спортивных, настольных игр, различных соревнований и эстафет.
2. Привлечение большого количества школьников к проблеме безопасного поведения на дорогах, повышение уровня сознательного поведения на дорогах, повышение уровня социальной ответственности, бережное отношение друг к другу, снижение ДДТТ.
3. Воспитание у членов отряда ЮИД патриотизма, гуманного отношения к людям, чувства товарищества, снижение уровня безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних.
4. Расширение представления детей о дорожной обстановке и правилах дорожного движения.
5. Формирование стойкого навыка, уверенного, культурного и безопасного поведения на дороге.
6. Умение детей предвидеть опасные ситуации, быстро и правильно реагировать, принимать верные решения, развитие физических качеств.
7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасного дорожного движения.
На основании анализа полученных результатов создается новый проект с учетом потребностей школьников, материального обеспечения, благодаря чему обеспечивается непрерывный процесс обучения правилам дорожного движения и сохраняется долгосрочный эффект.