СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игровых технологий на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – это искра, зажигающая огонёк

Пытливости и любознательности

                                             В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности «Использование игровых технологий на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся»»

Отдел образования, спорта и туризма Ельского райисполкома

государственное учреждение образования

«Кочищанская средняя школа Ельского района»







ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»



Лаворенко Валентина Сергеевна,

учитель русского языка

8 (033) 650-84-54;

e-mail: [email protected]

















Минск

2014

Введение

Игра – это искра, зажигающая огонёк

Пытливости и любознательности

В.А. Сухомлинский

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему? Думаю, что игра не случайное занятие, ведь она возникает в жизни ребёнка и представляет естественную особенность человеческой природы. И, несмотря на то, что игра требует от играющего напряжения, смекалки и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил, ребенок с лёгкостью включается в игровую деятельность независимо от того, сколько ему лет. И потому использование игровых технологий на уроках русского языка остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, а значит, процесс обучения становится более эффективным [ 4, с.28].

«Учение без принуждения» - таким девизом пользуюсь я в своей педагогической деятельности, а потому стараюсь подходить творчески к учебному процессу. Ведь в своих учениках мне хочется видеть будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого я создаю условия для выполнения ребятами заданий в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных, на мой взгляд, была и остаётся игра.

И поэтому я выбрала для себя темуиспользование игровых технологий на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся.

Данная тема, считаю, актуальна, поскольку задача любого учителя повышать интерес к своему учебному предмету, тем самым повышая качество знаний учащихся.

Для меня стало важным делать встречи с фразеологией, лексикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-соревнования, а также игры на выполнение различных заданий по теме учебного занятия.

Я убедилась, что на таких уроках учащиеся работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, здесь работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики понимают это и стараются лучше подготовиться к уроку).

Игровые технологии стараюсь использовать не только в 5-6 классах, но и на третьей ступени обучения, хотя подготовка таких уроков требует больших затрат времени, но это оправдывается, когда я вижу, с каким интересом работают дети.

Целью моего обращения к игровым технологиями является развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством использования игровых технологий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • описать роль игры как средства познавательной деятельности учащихся;

  • распределить игры по разделам лингвистики;

  • оценить эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка.

Продолжительность работы по данной теме опыта составляет три года.



Описание технологии опыта

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде[9, с.196].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.

Мною игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. для освоения понятия, темы;

  2. в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Я выбрала в своей работе с учащимися на учебных занятиях традиционную дидактическую классификацию игр, предложенную Баевым П.М. в своей книге «Играем на уроках русского языка», основанную на тематическом принципе, когда игры распределены по следующим разделам лингвистики:

  • фонетические игры;

  • лексико-фразеологические;

  • игры по морфемике и словообразованию;

  • игры по орфографии;

  • морфологические игры;

  • игры по синтаксису и пунктуации [1, с.4].

Итак, рассмотрим игры по разделам.

Фонетические игры

Фонетика – очень сложный для учащихся раздел грамматики, и, несмотря на то, что учащиеся знакомятся со звуками и буквами, согласными и гласными, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими в начальных классах, изучение этого раздела в 5 классе проходит достаточно сложно. А чтобы усвоение данного материала проходило более интересно для ребят, я стала использовать фонетические игры, которые позволяют пятиклассникам получить огромный эмоциональный заряд, и способствуют более лёгкому усвоению материала.

Очень интересной для учащихся 5 класса оказалась игра «Угадай-ка» (Приложение 1). Занятие очень простое и вместе с тем очень полезное. Так, при изучении темы «Звуки речи» учащимся предлагаю эту игру: необходимо подобрать к схемам имена мальчиков и девочек, определить количество звуков по клеточкам. С помощью данной игры ребята учатся правильно произносить звуки, а также развивают умение отличать буквы от звуков. Преобразованию слов путём замены букв и получению новых слов мои учащиеся научились во время игры «Необыкновенные превращения», а с помощью игры «Корректор» не только определяют в словах звуки, но и в приведённых примерах исправляют ошибки (Приложение 1). После использования таких игровых элементов вижу, что даже двое слабоуспевающих учащихся 5 класса разобрались в теме урока, и без особого труда называют правильное количество звуков в словах, не путая их с количеством букв, что было ранее.

В 5 классе во время изучения раздела «Фонетика» приучила учащихся к «Фонетической разминке» наряду с орфографической. Так, при изучении темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игру «Найди пару». На первом уроке объяснения нового материала, на этапе закрепления, предлагаю учащимся выполнить задание на деление согласных на парные и непарные звонкие и глухие. В результате выполненного задания вижу, что не все учащиеся усвоили материал на достаточном уровне, и как вспомогательным заданием предлагаю игру «Необыкновенные превращения» (Приложение 1).

Игры провожу в 5 классе до тех пор, пока все учащиеся в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости и глухости.

В результате использования игровой технологии на учебных занятиях понимаю, что фонетические игры не только помогают мне оживить урок, «сухой» материал учебника подать в интересной форме, что помогает лучшему усвоению материала ребятами, но и пробуждает интерес не только к изучаемому вопросу, но и к учебному предмету в целом.

Лексико-фразеологические игры

В лексико-фразеологическом разделе, я считаю, наиболее важным является обучение ребят работе со словом: научить понимать значение слова и уметь находить это значение в словарях, показать правила использования слов в речи, расширить словарный запас учащихся, научить видеть делимые и неделимые словосочетания. И потому одной из главных игр в этом разделе является игра со словом.

Это, на мой взгляд, несложная игра, но именно она развивает орфографическую зоркость и помогает расширить словарный запас учащихся. Это наблюдалось при изучении темы «Антонимы» в 5 классе. Включив ребят в одноименную игру «Антонимы» (Приложение 2), я заставила их подумать и придумать противоположные слова тем, которые были показаны на экране монитора. Так легко и непринужденно учащиеся включились в новый материал урока, подобрали слова и прочитали название темы внутри этих слов. Такие игры не занимают много времени на учебном занятии, и потому я их провожу в любое время урока.

Большой популярностью среди обучающихся пользуется игра - конкурс «Разгадай ребус» на составление словосочетаний, фразеологизмов (Приложение 2). Умению читать ребусы я обучаю ребят поэтапно, начиная с 5 класса. Вначале знакомлю с секретом чтения ребуса, а затем учащиеся стараются разгадать их самостоятельно. Следующий этап – составление коллективного ребуса, к которому ребята приступают с большим интересом. После чего ставлю перед детьми проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результатом являются ребусы, созданные учащимися. И появляется новая игра по проверке домашнего задания, где учащиеся опрашивают друг друга с помощью составленных ребусов.

Чувство равенства, ощущение посильности заданий, атмосферу веселья и радости дарят игры – конкурсы. Так в 5 классе при изучении темы «Фразеологические обороты» предлагаю учащимся игру-конкурс «Кто быстрей» (Приложение 2): необходимо восстановить рассыпавшиеся фразеологизмы. Считаю, что такие игры не только расширяют лексический запас, тренируют быстроту реакции, но и готовят детей к тестовым видам заданий, которые являются обязательными при подготовке к централизованному тестированию по русскому языку.

Игры по морфемике и словообразованию

Элемент занимательности всегда включаю и при изучении такого довольно-таки трудного для детей раздела лингвистики как «Морфемика и словообразование». Всегда стараюсь подобрать для учащихся слова для разбора по составу таким образом, чтобы они были для детей чем-то интересны. Например, тем, что они тематически связаны, или в них есть трудности с точки зрения правописания. Ведь запись на доске или в тетради слов для разбора тоже должна быть запоминающаяся, чтобы привлечь детей к изучению данной темы. Записываю однокоренные слова, например, в лепестках цветочка, а в серединке – производящее слово, от которого образованы все слова в лепесточках. По аналогии моего цветочка предлагаю ребятам создать свои с предложенными словами. Такая словообразовательная цепочка получается у детей быстрее и правильнее, ведь каждому хочется победить в игре и показать свои знания, пусть даже с помощью, иногда, словообразовательного словаря.

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и определять, что это за орфограммы [8, с.212]. Самой большой проблемой многих моих учащихся является проблема применения выученного орфографического правила на письме. К примеру, урок в 6 классе по теме «Правописание гласных в суффиксах существительных –ек-, -ик» начинаю с объяснения правила на примерах и составления опорной схемы, которую ребята могут использовать весь урок. Закрепление провожу при помощи игровой презентации, где учащиеся, применяя схему, должны вставить в суффиксы существительных гласные е или и. Такая игра интересна ребятам и приносит пользу: они очень быстро запоминают правило. Для проверки умения применять правило на письме использую игру-сказку «Паровозик». Учащиеся в раздаточных карточках вставляют буквы в слова с изученной орфограммой. На следующий урок проверяю знание правила в небольшом сочинении, которое ребята должны написать по опорным словам, данным им мною. Проверяю и вижу, что тема усвоена, и количество ошибок уменьшилось даже у тех двух учащихся, которые имеют знания 2 уровня обучения.

Игры по орфографии

Всегда учу детей замечать те слова, в написании которых они сомневаются. Для этого использую различные упражнения, но наиболее действенными и запоминающимися для детей являются задания в игровой форме (Приложение 4). Они не давят на ребёнка своей официальностью, и даже слабоуспевающий ученик берётся за их выполнение, не боясь ошибиться. Да и подаю такие задания с особой интригующей интонацией, как бы приглашающей к игре: «Жила-была бабушка Орфографушка и была у неё внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любит прятаться в словах, и приходится бабушке искать внученьку. Тяжело старенькой и потому давайте мы поможем ей отыскать Орфограммушку в словах». Такая интонация и розыгрыш задания всегда подкупает ребят и заставляет включиться в работу в полной мере. Ведь изучение всех важнейших правил правописания закладывается в 5 классе, и я думаю, что чрезвычайно важно заинтересовать ребят на уроке разнообразием игровых заданий, которые развивают и формируют у них орфографические и пунктуационные навыки.

Считаю, что игры на учебных занятиях по изучению орфографии развивают орфографическую зоркость, тренируют в подборе проверочных слов, учат применять на практике правила орфографии.

Морфологические игры

Игровые моменты ввожу и при изучении раздела «Морфология», так как в этом разделе есть темы, которые особенно тяжело даются учащимся, а потому объяснить такой материал нужно не только доступно, но и интересно, чтобы отложилась в памяти правильность употребления слов. Ведь обучение морфологии воздействует на речь детей и вносит коррективы, исправляя то, что идёт вразрез с нормой, так как было приобретено школьниками в процессе общения. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки. А от этих умений в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а, следовательно, и овладение соответствующими нормами русского литературного языка.

Для изучения новой темы в разделе «Морфология» использую лингвистические сказки, например, «Глагол тоже человек» (Приложение 5). Такой игровой момент настраивает ребенка на работу и даёт возможность учащемуся включиться в тему учебного занятия.

Хороший результат даёт игра «Верите ли вы?» (Приложение 5), с которой я часто начинаю опрос по теоретическому материалу: учащимся нужно определить ложное суждение содержания в высказывании или верное. Уже по ответам на вопросы вижу, что усвоил ребенок, а что ещё ему нужно подучить. Дети знают, что теоретический материал будет на уроке проверен обязательно и потому с большей ответственностью относятся к его изучению дома.


Игры по синтаксису и пунктуации

Изучение синтаксиса и пунктуации способствует развитию коммуникативных навыков учащихся: формирует умение логично выстраивать речь, связно говорить и давать развёрнутый, правильно выстроенный ответ [9, с.112]. Я думаю, очень важно, чтобы эти разделы лингвистики были усвоены наилучшим образом. А потому в 9 классе во время изучения сложноподчиненных предложений с различными придаточными частями на втором уроке использую игру «Установи соответствие» для проверки знаний теоретического материала. В течение пяти минут ребята соединяют определения с названиями, а затем, обменявшись своими тетрадями, по образцу проверяют друг друга, вслух обсуждая правильный ответ, тем самым ещё раз повторяя правило. Игра даёт возможность проверить знания учащихся и вспомнить пройденный материал. Для закрепления нового материала использую игру «Да-нетка» (Приложение 6), во время которой учащиеся определяют вид придаточных частей в сложноподчиненных предложениях, всего лишь записывая слова «Да» и «Нет».

По результатам мониторинга вижу, что 25% учащихся 9 класса усвоили только теоретический материал, а 75% учащихся этого же класса усвоили и теоретический, и практический материал. Для себя отмечаю, что игровая подача сложного материала по синтаксису пригодна для использования, поскольку даёт результат.

Всегда все игровые задания строю таким образом, чтобы, играя, ребята не только решали конкретные задания по постановке знаков препинания, например, или по построению предложения, но и приобретали в процессе их решения необходимые теоретические знания. Ведь обучая синтаксису, я стремлюсь научить ребят устанавливать смысловые и грамматические связи между словами и соединять их в словосочетания и предложения, а обучая пунктуации, учу распознавать и правильно расставлять знаки препинания в предложении. И только игра даёт возможности сделать это обучение весёлым и интересным.

Заключение

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Положительное отношение к русскому языку – это положительное отношение к нему, прежде всего на уроках русского языка. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка, и формы их проведения.

В зависимости от целей конкретного учебного занятия и специфики темы формы занятий могут быть различными. В ходе работы по данной теме, я пришла к выводу, что серьезный и большой по объему материал нужно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Ведь такие уроки делают процесс обучения занимательным, создают ситуацию успеха, облегчают восприятие, запоминание и применение изучаемого материала, а главное, развивают познавательную деятельность учащихся и способствуют возникновению у школьников интереса к учебному предмету «Русский язык». И потому ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, конференциях, показывая хорошие результаты (Приложение 7).

Данный опыт, я думаю, будет интересен и может быть использован педагогами разных специализаций: учителями І ступени обучения, логопедами, воспитателями учреждений дошкольного образования, учителями истории.

Но присутствует и негативный момент, который влияет на эффективность данного опыта, - игрой каждый урок учить не будешь, поскольку учёба – это упорный каждодневный труд, а игра – это всего лишь вовлечение, введение в тему, проверка и закрепление её. И, потом, частое использование игры пресыщается детям и это уже не новое и интересное звено в уроке, а уже знакомый этап, что уменьшает качество полученного результата от игры.

Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - значит игра важный этап урока в обучении подрастающего поколения, что полностью подтверждается словами В. Сухомлинского, вынесенными в эпиграф.



Список использованных источников

1.Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П.М. Баев. – М.: Русский язык, 1989.–213с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1991. –79с.

3. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Педагогический университет / О.И.Горбич. – М.: Первое сентября, 2009. – 78с.

4. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

5. Коляго, А.С. Игровые технологии в преподавании русского языка: проект «Своя игра (лингвистика)» / А.С.Коляго // Русский язык и литература. – 2012. – №6. – С.21–31.

6. Крамаренко, Н.О. Нестандартные уроки по русскому языку. 5-6 классы / Н.О.Крамаренко. – Изд-во Учитель, 2004.– 92с.

7. Курушина, Т.А. Интеллектуальный марафон. Познавательные игры, уроки знаний, викторины, турниры.5-9 классы / Т.А. Курушина. – Изд-во Учитель, 2009. – 253с.

8. Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: Урок в современной школе / В.Н.Пташкина. – Изд-во Учитель, 2011. – 238с.

9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

10. Цой, Н.С. Русский язык.6-9 классы / Н.С.Цой. – Изд-во «Экстремум», 2004. – 112с.



Приложение 1

Фонетические игры

Игра «Корректор»

Петя Ошибкин путает буквы и звуки, а потому неправильно их определяет. Помогите Пете получить десятку – проверьте его работу и найдите ошибки.

1 В слове дуб три звука: [д],[у],[бэ].

2 В слове день ь является звуком [ь].

3 В слове себя 6 звуков: [с],[й],[э],[б],[й],[а].

Игра «Необыкновенные превращения»

Преобразовать слова путём замены звуков и получить новые слова. Выиграет тот, кто больше получит слов.

Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.

СОМ – ДОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.

Замените второй звук в этом слове. САМ – СОМ

Замените третий звук. СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т. Д.

Игра «Угадай-ка»

Перед вами схемы в виде прямоугольников, разделенных на клетки. Каждая клетка обозначает звук. Подберите к схемам имена мальчиков и девочек. В имени должно быть столько звуков, сколько клеток.

  1. Отгадайте имена мальчиков.

  2. Как зовут девочек?

  1. Кто из лесных обитателей спрятался в домиках?

  1. Приложение 2

  2. Лексико-фразеологические игры

  3. Игра «Кто быстрей?»

  4. Восстановить рассыпавшиеся фразеологизмы. Существительные, которые расположены в правой колонке, нужно соединить с прилагательными с левой колонки, согласовав их в правильной форме рода, числа и падежа.

    1. Волчий

    1. ночь

    1. долгий

    1. билет

    1. рябиновый

    1. голова

    1. горячий

    1. язык

  5. Конкурс «Разгадай ребус»

  6. Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм.

  7. Бить баклуши

  8. Игра «Антонимы»

  9. К словам левого столбика нужно подобрать антонимы и записать их в правый столбик. В словах из правого столбика зашифрована тема урока, которую вам нужно найти и назвать.

    1. Сухой

    1. ВЛАЖНЫЙ

    1. Начинать

    1. КОНЧАТЬ

    1. Ветер

    1. ЗАТИШЬЕ

    1. Рыхлый

    1. ПЛОТНЫЙ

    1. Трудолюбивый

    1. ЛЕНИВЫЙ

    1. Короткий

    1. ДЛИННЫЙ

    1. Свет

    1. ТЕМНОТА

    1. Медлительный

    1. ПРЫТКИЙ

  10. Приложение 3

  11. Игры по морфемике и словообразованию

  12. Игра «Составь слово»

  13. Составь слово, взяв указанные морфемы из других слов.

  1. Корень мой находится в цене,

  2. В очерке найди приставку мне.

  3. Суффикс мой в тетрадке все встречали,

  4. Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

  5. Начало деревом зовётся,

  6. Конец – читатели мои,

  7. Здесь в книге целое найдётся,

  8. И в каждой строчке есть они. (буквы)

  1. Игра «Найди слово»

  2. Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам.

  3. Корень, окончание

  4. Корень, суффикс, окончание

  5. Приставка, корень, суффикс, окончание

  1. Над прудом поземка вьется,

  2. Тени длинные легли.

  3. И негреющего солнца

  4. Красный шар висит вдали.

  1. Игра – конкурс «Строитель»

  2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка

  3. Ме( )лад, фор( )ник, жел( )син, там( )ка, по( )оток, свир( )ник, за( )ец.

  4. Игра «Не угоди в ловушку!»

  5. Распределите слова в три столбика (работа в группах)

  6. Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

    1. С падежным окончанием

    1. С нулевым окончанием

    1. Без окончания (неизменяемые слова)

  7. Приложение 4

  8. Игры по орфографии

  9. Игра «Проверь безударную гласную» (игра с мячом)

  10. Нужно как можно быстрее найти проверочное слово на то слово с безударной гласной в корне, которое называет ведущий, бросая мяч. Участник, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему.

  11. Диктант – шутка

  12. Записать под диктовку шуточный текст и найти в нём слова-исключения. Объяснить правописание и значение этих слов.

  13. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

  14. Игра «Орфографическая дуэль»

  15. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал: « Шесть порций орфографических ошибок». «Этого подать не можем, не держим», - ответил официант. «Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы», - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

  16. Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

  1. 1.Бул..он кур..ный

  2. 2. К..тлеты св..ные

  3. 3. П..льмени

  4. 4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе

  5. 5. К..мпот груш..вый

  6. 6. К..сель клюкв..ый

  7. 7. П..рожное б..сквитное

  8. 8. Пиро..ки с печ..нкой.

  1. Приложение 5

  2. Морфологические игры

  3. Игра-разминка «Числительные в пословицах»

  4. Игра состоит из двух частей.

  5. 1 часть: учащиеся должны вспомнить пословицу, фразеологизм, в которых бы встретилось слово «семь». Например, семь раз отмерь, один раз отрежь; семи пядей во лбу; за семью замками; на седьмом небе; и т. д.

  6. 2 часть: шестиклассники вспоминают устойчивые сочетания, в которых была бы любая другая цифра: заблудиться в трёх соснах; на два фронта; первый блин – комом; тридцать три несчастья; доносчику первый кнут и т. д.

  7. Игра - упражнение «Верите ли вы?»

  8. Определите, верное или ложное суждение содержания в высказывании, и объясните свою точку зрения.

  • Верите ли вы, что причастия своим «внешним» видом похожи на прилагательные?

  • Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

  • Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?

  1. Лингвистическая сказка «Глагол тоже человек»

  2. Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.

  3. Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в чём же дело. Но печальный Глагол не стал рассказывать о своей беде. Кого только ни посылали: Прилагательное, Числительное, Местоимение, Наречие, даже маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали к Глаголу, но так ничего и не узнали.

  4. Наконец пошло Междометие. Всю дорогу оно спотыкалось и вздыхало:

  5. - Ох, ах, ух, эх...

  6. Когда же Глагол открыл дверь, то оно громко застонало:

  7. - Ой-ой-ой... Как нам жалко тебя, дорогой Глагол!

  8. И так долго Междометие охало и ойкало, что Глагол решился рассказать о своей беде. « Как же мне не печалиться, - грустно начал он, а из его глаз в эту минуту закапали слёзы. - Не любят меня ребята, как только начинают спрягать меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо писать в безударном положении букву Е, а во втором - букву И... Ребята забывают, сердятся на меня... Даже дразнилку сочинили:

  9. Вредный дядюшка Глагол,

  10. Для чего ты  к нам пришёл?

  11. Двойки, единицы –

  12. Вот твои сестрицы...»

  13. Междометие сначала сказало "ха-ха-ха", а потом опомнилось и сморщилось: «Фи, как им не стыдно!» «Что же мне делать? - громко всхлипнул Глагол. - Я люблю ребят, ведь они такие деятельные: прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить без них не могу... О, я должен, должен что-то делать, ведь я же Глагол!»

  14. Междометие заохало и побежало к частям речи. Долго совещались они и решили, что тут без мудрого волшебника Грамматикуса не обойтись. Послали делегацию к Грамматикусу. А волшебник-мудрец как раз цветы поливал и песни распевал.

  15. Когда части речи рассказали о беде Глагола, Грамматикус почесал затылок (так принято, чтобы мысли становились мудрее), а потом сказал: «Вот запомните песенку и передайте её Глаголу, пусть и ребят научит. Вместе споют - никогда ошибаться не будут...»

  1. У спряжений есть закон,

  2. И ничуть не сложен он:

  3. Гнать, держать,

  4. Смотреть и видеть,

  5. Дышать, слышать, ненавидеть,

  6. И зависеть, и вертеть,

  7. И обидеть, и терпеть,

  8. И глаголы, что на -ить,

  9. Кроме двух: стелить и брить, -

  10. Их спрягаем с буквой И...

  11. Чтоб запомнить, повтори....

  1. Грамматикус столько раз повторял песенку, что части речи её запомнили и побежали обрадовать несчастного страдальца.

  2. Глагол теперь ходит весёлый, целыми днями распевает песенку. Забыл прежние беды, с ребятами дружит. Они его полюбили. А что? Глагол тоже человек!

  3. Игра «Распознай свою пару»

  4. Игровое действие – поиски своей пары. Учитель раздаёт учащимся таблички с глаголами или деепричастиями. Ребята становятся в кружок, держа перед собой таблички. Задача участников игры заключается в том, чтобы найти «себе пару» глагол, от которого образовано деепричастие, или деепричастие, образованное от глагола, и стать вместе парой. Те, кто не справился с заданием или совершил ошибку, прибегают к помощи других учащихся или учителя, объясняющих, по какому принципу нужно было найти свою пару.

  1. Пригласить

  1. Выхватить

  1. Решить

    1. Приглашать

    1. Выхватывать

    1. Решать

    1. Пригласив

    1. Выхватив

    1. Решив

    1. Приглашая

    1. Выхватывая

    1. Решая

  1. Приложение 6

  2. Игры по синтаксису и пунктуации

  3. Игра «Установи соответствия»

  4. Соедините стрелочками части рассыпанного текста.

    1. Бессоюзные предложения -

    1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

    1. Сложноподчинённые предложения -

    1. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

    1. Сложносочинённые предложения -

    1. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

  5. Игра «Бусинки»

  6. Нанизывая последовательно слова – «бусинки», мы получаем нити бус – предложения. Используя данные ниже слова, постройте предложение.

  7. Среди, на стебле, листьев, качается, мохнатом, бутон, зеленый.

  8. Игра «Да-нетка»

  9. В предложениях определён вид придаточных частей. Согласны ли вы с этим определением? Ответьте на этот вопрос только словами «да» или «нет».

  1. Выстрелы звучали резко и сухо, как будто где-то поблизости кололи дрова. (придаточная образа действия)

  2. Как я рада, что ныне вода под бесцветным ледком замирает. (придаточная изъяснительная)

  3. Чтобы любить музыку, надо прежде всего её слушать. (придаточная условия)

  1. Приложение 7

  2. Таким образом, используя игровые технологии для развития познавательной активности, мы с учащимися получили следующие результаты:

    1. Учебный

    2. год

    1. Тема работы

    1. ФИО участника

    1. Результат

    1. 2011/2012

    1. Сочинение «Что я могу сделать для того, чтобы остановить распростра-нение ВИЧ-инфекции в нашей стране» - республиканский конкурс сочинений по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД среди учащихся учреждений образования

    1. Яромчик Светлана Александровна, 10 класс

    1. Почетная грамота

    2. районного отдела образования, спорта и туризма

    1. 2011/2012

    1. Стихотворение «Война отняла детство…» - районный конкурс творческих работ учащихся «Молодежь и дети в годы Второй мировой войны»

    1. Дудченко Ирина Игоревна, 

    2. 10 класс

    1. Почетная грамота

    2. районного отдела образования, спорта и туризма

    1. 2011/2012

    1. Научно-исследовательская работа «Фразеологизмы в речи современных школьников» - научно-практическая конференция «Поиск» по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература»

    1. Дудченко Ирина Игоревна,

    2. 11 класс

    1. Диплом

    2. 3 степени

    3. районного этапа

    1. 2012/2013

    1. Научно-исследовательская работа «Влияние зарубежных мульт-фильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи учащихся 2-11 классов Кочищанской средней школы» - научно-практическая конференция «Поиск» по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература»

    1. Сорокина Екатерина Ивановна,

    2. 8 класс

    1. Диплом

    2. 1 степени

    3. районного этапа

    1. 2012/2013

    1. Сочинение «О спорт! Ты – зодчий! Ты делаешь нас сильными, ловкими…» - районный этап республиканской акции «Олимпизм и молодёжь»

    1. Козел Анна Константиновна, 10 класс

    1. Почетная грамота

    2. районного отдела образования, спорта и туризма

    1. 2013/2014

    1. Научно-исследовательская работа «Пословица не на ветер молвится»-

    2. научно-практическая конференция «Поиск» по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература»

    1. Кузнецова Анастасия Игоревна,

    2. 6 класс

    1. Диплом

    2. 1 степени

    3. районного этапа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!