СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности «Использование алгоритмов на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся 5-6 классов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование алгоритмов на уроках русского языка позволяет разнообразить урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала, а значит, стимулирует мотивацию и интерес к процессу обучения, что способствует повышению качества знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности «Использование алгоритмов на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся 5-6 классов»»

Государственное учреждение образования

«Кочищанская средняя школа Ельского района»








ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ»




Лаворенко Валентина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

8 (029) 505-35-48;

e-mail: valentinа[email protected]











1.Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование алгоритмов на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся 5-6 классов.

1.2. Актуальность опыта

Умение грамотно писать и говорить – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Обществу нужен выпускник, который мыслит самостоятельно, умеет видеть и творчески решать актуальные проблемы, и задача школы заключается в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех учащихся.

Самая же главная задача школы, считаю, научить ребенка учиться, а это значит, добывать нужный материал, запоминать его и умело использовать на письме и в речи. А это достаточно сложно.

Я задумалась над тем, как оживить урок, как сделать процесс запоминания нового материала для ребят интересным и увлекательным, чтобы учение стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучное формирование учащегося.

Эти и многие другие вопросы подтолкнули меня к поиску новых методов и приёмов в организации образовательной деятельности учащихся.

Работая в 5-6 классах, где изучается большой объём орфографических правил, и каждый новый урок – это новое правило, сложное и непонятное детям, я стала использовать алгоритмы на уроках русского языка. Считаю, что одним из самых важных умений учащегося является умение увидеть самое важное в большом объёме информации и выстроить логическую цепочку для рассуждения и запоминания.

Актуальность опыта состоит в том, что использование алгоритмов на уроках русского языка позволяет разнообразить урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала, а значит, стимулирует мотивацию и интерес к процессу обучения, что способствует повышению качества знаний учащихся.

1.3. Цель опыта

Исходя из актуальности темы, целью моей работы стало создание условий для повышения качества знаний учащихся через использование алгоритмов на уроках русского языка.

1.4. Задачи опыта

  1. изучить и проанализировать методическую литературу с целью ознакомления с теоретическими основами и принципами методики использования алгоритмов на уроках русского языка;

  2. осуществить подбор и апробацию алгоритмов на уроках русского языка в 5-6 классах и его теоретического и практического закрепления;

  3. оценить эффективность использования алгоритмов как средства повышения качества знаний учащихся.

1.5. Длительность работы над опытом

Систематическая работа над опытом ведётся с 2014/2015 учебного года и по сегодняшний день. Становление опыта происходило в индивидуальной педагогической деятельности:

- подбор и изучение методической литературы по теме;

- посещение учебных занятий коллег с целью изучения педагогического опыта;

- обработка полученного материала;

- оформление материала по теме;

- обобщение опыта работы.

Это позволило мне систематизировать накопленный материал, обобщить опыт.

2.Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Использование алгоритмов на уроках русского языка способствует расширению знаний учащихся, выработке устойчивого интереса к предмету, развитию логических умений, творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах обучения учащихся. Однако не все в содержании обучения привлекает учащихся.

Многие учителя проявляют изобретательность, пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты и обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Мне на помощь пришли алгоритмы.

Что же такое «алгоритм»? Научное понятие алгоритму дал А.Черч в 1930г. Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое выполнение которых приводит к решению поставленной задачи за определенное количество шагов [3, с.4]. По-другому, это выполнение ряда действий, которые приводят к правильному результату. Казалось бы, выучи правило – и вот тебе результат. Но далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом воспользоваться («правило знаю – применять не умею»). А благодаря алгоритму, то есть четкому разложению сложного действия на части и описанию «шагов» в применении правила, теория соединяется с практикой, знание переходит в умение и навык. Кроме того, алгоритмизация в обучении орфографии – это система обоснований применения правила в практике письма, которая закладывает фундамент творческого мышления и способствует повышению уровня грамотности [4, с.5].

Алгоритмы я использую на различных этапах урока (Приложение 1). Причем, использую как готовый алгоритм, так и коллективно созданный. Ведь работа с алгоритмом позволяет выявить, каким материалом учащиеся владеют, а какой – вызывает затруднения.

Системная и целенаправленная деятельность по отбору алгоритмов и их применению позволила мне выработать свой подход к организации познавательной деятельности учащихся.



2.2. Описание сути опыта

В орфографической работе с опорой на алгоритмы я выделила следующие основные моменты в работе с учащимися:

1) подготовительные упражнения, которые создают базу для успешной работы с алгоритмами;

2) введение правила, на основе которого строится рассуждение;

3) подведение учащихся к пониманию алгоритма, его структуры и техники применения;

4) тренировка в пошаговом применении алгоритма;

5) самостоятельная работа учащихся по применению алгоритма.

Считаю, что изучение правил по алгоритмам учит логически рассуждать, таким образом, заставляя учащихся работать в системе так, как этого требует человеческий разум, который, согласно своему строению, работает системно. Алгоритм заставляет думать, не позволяет механически угадывать, показывает взаимосвязанность и взаимообусловленность различных языковых фактов [2, с.15]. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными и более эффективными.

Работу над алгоритмами провожу в несколько этапов. Перед началом такой работы я, прежде всего, объясняю детям, что алгоритм – это ход рассуждения, записанный в виде наглядной схемы.

Подготовительный этап. Начинаю работу с того, что учащиеся заводят специальный словарь-справочник, который они ведут, начиная с 5 класса, и записывают туда все алгоритмы.

Одним из важных разделов в этой тетрадке является раздел «Мои ошибки». Такой словарь-справочник используется на каждом уроке. Когда нужно сделать новую запись, прежде всего, записывается подраздел. Например, «Алгоритмы правописания безударных гласных -о-, -а- в корне слова» и указывается страница. Затем учащиеся открывают нужную страницу, пишут заголовок и далее делают запись алгоритма под моим руководством или списывают с доски проработанный уже алгоритм. В словарь учащиеся записывают алгоритмы, а также примеры к ним из учебника либо предложенные мной, дополняющие учебник.

По словарю-справочнику я даю самые разнообразные задания: подобрать свои примеры, составить словарный диктант по какой-либо теме и др.

Учащимся разрешаю пользоваться словарем-справочником при выполнении различных самостоятельных работ, при подготовке к контрольным работам.

На первом этапе знакомлю с новым правилом и алгоритмом его применения. Например, по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными» сначала учащиеся 6 класса убеждаются в том, что по слуху определить написание НЕ с именами прилагательного нельзя. Далее прочли формулировку правила по учебнику. Она показалась детям громоздкой и трудной для запоминания. Предлагаю учащимся составить алгоритм, помогая им в рассуждении:

– Сначала мы должны доказать, что перед нами имя прилагательное. Что мы должны для этого сделать? (Поставить вопрос)

– Посмотрим, употребляется ли данное слово без НЕ. (Записывается операция алгоритма и ответы «да», «нет»)

– Если нет, то пишу слитно, если да, то продолжаю ветвь алгоритма. (Записывается ответ)

– Если без НЕ употребляется, то проверяем, присутствует ли противопоставление с союзом А? (Записывается операция алгоритма и ответы «да», «нет»)

– ДА – пишу раздельно, нет - надо выяснить, есть ли перед прилагательным слова: ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, ДАЛЕКО, НИСКОЛЬКО, НИЧУТЬ, отрицательные местоимения. (Записывается операция алгоритма и ответы «да», «нет»)

– ДА – пишу раздельно, нет – пишу слитно.

– Проверяю: пробую заменить синонимом без НЕ (Записывается ответ).

В результате беседы в словарях-справочниках оказывается записанным алгоритм правописания НЕ с именами прилагательными (Приложение 2).

На втором этапе учащиеся рассуждают по алгоритму, записанном на доске. Глядя на запись алгоритма, рассуждают по нему вслух и кратко записывают ход своего рассуждения. Первый образец объяснения даю сама. Письменное объяснение проводится точно так, как даны в учебнике образцы графического обозначения орфограммы. На все "ответвления" алгоритма привожу примеры, чтобы учащиеся поняли каждый шаг и последовательность рассуждений. Только при этом условии дети поймут, что в алгоритме нет лишних, ненужных операций.

На этом этапе даю отдельные слова, которые помогают всё внимание учащихся сосредоточить на данной орфограмме, чтобы они быстрее и легче овладели необходимым ходом рассуждений.

Стараюсь сделать так, чтобы по алгоритму рассуждали все учащиеся, поэтому организовываю работу в парах, хоровое проговаривание, предупреждая, что позже рассуждать нужно будет без записей и самостоятельно.

Использую также сигнальные карточки в работе с алгоритмами. В настоящее время мы применяем универсальную сигнальную карточку. Карточка из картона на лицевой стороне разделена пополам, одна половина окрашена в зеленый цвет, другая – в красный. Обратная сторона карточки не закрашена. Зеленый цвет означает «ДА», красный – «НЕТ» (цвета светофора).

Работа проводится так: один учащийся называет операцию алгоритма, остальные поднимают карточку, обращенную лицевой стороной ко мне, нужным цветом кверху. При этом сразу вижу, кто из учащихся в какой операции затрудняется, и могу сама или кто-то из других учащихся сразу оказать необходимую помощь.

Карточки использую ещё и другим способом: один учащийся дает полное рассуждение по алгоритму; если он делает это без ошибок, учащиеся показывают учителю зеленый цвет, если ошибается – красный.

Третий этап – учащиеся рассуждают вслух или шепотом, но делают это по памяти, не глядя в алгоритм. Алгоритм не зазубривается детьми, а усваивается в процессе практического применения, запоминается в процессе активной деятельности. Если отдельные ученики еще не запомнили, они могут заглядывать в запись алгоритма. На первых порах учащиеся обычно называют операции алгоритма в вопросно-ответной форме, затем их рассуждение становится короче и приобретает характер небольшого связного сообщения.

На данном этапе я немного усложняю упражнения: провожу выборочный диктант или работу по словообразованию.

Четвертый этап – учащимся дается самостоятельное упражнение,они работают молча, рассуждая про себя. На этом этапе продолжаю работу по словообразованию. Провожу обучающий диктант «Проверяю себя», а также предлагаю для выполнения упражнения из учебника. Упражнения выбираю по возможностям класса, при этом, по мере их выполнения, обязательно усложняю задания.

На последнем этапе работы с алгоритмом учащиеся должны распознать орфограммы без проговаривания, без «прокручивания» всех операций алгоритма. Наступает автоматизм в написании. Здесь использую задания творческого характера, например: написать предложения по ключевым словам, по заданным схемам, на определенные темы или дать близкий к тексту пересказ. Именно во время выполнения творческих работ, где внимание направлено на построение предложений, текстов, я могу убедиться, является ли алгоритм эффективным в выработке навыка правописания.

Использование данной схемы работы по алгоритму даёт свои результаты, а главное мотивирует каждого ребенка на участие в уроке и запоминание нового материала. Ведь даже слабые учащиеся быстро запоминают ход рассуждения, с самого начала почти исключаются ошибки, навыки формируются быстрее и успешнее, чем без записи алгоритма.

Так, по окончании изучения темы «Существительное» был дан словарный диктант в шестом классе. Правило на правописание суффиксов существительных изучалось на основе алгоритма. В диктанте, где было 10 орфограммна это правило, только один учащийся допустил 2 ошибки на это правило.

В целях экономии времени иногда даю учащимся готовый алгоритм или схему, если эта тема уже изучалась ранее. Например, тема «Правописание частицы НЕ с различными частями речи» изучается практически во всех классах. В 6-м классе учащиеся изучают правописание НЕ с существительными и прилагательными, в 7-м классе – с глаголами, причастиями, деепричастиями и наречиями. Кроме того, в 10-м классе ребята снова возвращаются к повторению темы «Не с различными частями речи». В 6 классе алгоритм на эту тему рассматриваю с учащимися поэтапно, а в последующих классах даю готовый алгоритм, по которому ведем рассуждение и записываем в словарь-справочник. Такой способ подачи алгоритма напоминает учащимся уже изученный материал, помогает объединить разбросанные по всем учебникам сведения и освобождает время для практических упражнений.

Активно использую алгоритмы при закреплении и повторении изученного материала. Они составляются постепенно, по мере изучения материала. Например, правописание приставок в теме «Состав слова»; часть дается в V классе, часть (пре- и при-) в VI классе (Приложение 3).

Разумеется, алгоритмы не вытесняют других видов и приемов работы, в частности, работу с учебником, выполнение разнообразных упражнений творческого характера.

Практика показывает, что использование алгоритмов даёт возможность повысить уровень знаний и успеваемость учащихся, избежать низких отметок, развивать творческие способности, содействует решению сразу двух проблем: изучить правило и сразу его применить.Систематически используя алгоритмы на уроках, учащиеся учатся обосновывать написание слов, доказывать выбор необходимой буквы, логически и последовательно рассуждать.

Таким образом, применение алгоритмов, как форм наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Это позволяет добиваться высокой активности учащихся при изучении теоретического материала и готовит их к усвоению рациональных приемов применения правил.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Диагностирование успешности данного опыта проводилось на протяжении двух лет, в ходе которых я наблюдала за динамикой успеваемости учащихся класса, в котором на уроках использовала алгоритмы.

Так, в 2015/2016 учебном году среди учащихся 5-го класса был проведен мониторинг результатов контрольных диктантов, который показал, что 67% учащихся повысили свой уровень овладения компонентами языка (Приложение 4). Снизилось количество ошибок на правописание: безударных гласных в корне слова, –тся –ться в глаголах, падежных окончаний имен существительных и прилагательных. Учащиеся стали меньше допускать ошибок при постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и обращением, в предложениях с прямой речью.

В конце 2016/2017 учебного года был проведен мониторинг результатов учебной деятельности учащихся 5 класса за 2015/2016 учебный год и результатов этих же детей в 6 классе за 2016/2017 учебный год.

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Средний балл

Качество знаний

2015/2016

5

6

5,6

50%

2016/2017

6

6

6,3

66%

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что деятельность по повышению качества знаний учащихся при помощи алгоритмов позволила достичь положительных результатов:

у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению русского языка;

более эффективно формируется навык творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется письменная речь;

возросло количество учащихся, имеющих устойчивые навыки правописания;

повысилось качество знаний по предмету.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: использование алгоритмов на уроках языка способствовало повышению уровня качества знаний учащихся, что и является позитивным условием, которое доказывает эффективность данного опыта.

3.Заключение

3.1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

В ходе работы по данной теме, я пришла к выводу, что уроки с использованием алгоритмов облегчают восприятие, запоминание и применение изучаемого материала, а главное, способствуют повышению качества знаний учащихся.

Также использование алгоритмов на уроках русского языка позволило мне:

– добиваться высокой познавательной активности учащихся при изучении теоретического материала;

– сделать процесс изучения учащимися сложных орфографических правил более лёгким и доступным;

– научить логике рассуждения учащихся в процессе применения правил.

3.2. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

Планирую данный опыт совершенствовать: продолжить подбор и составление алгоритмов для работы в 7-9 классах.

3.3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

Данный опыт, я думаю, будет интересен и может быть использован педагогами разных специализаций: учителями І ступени обучения, учителями истории, белорусского языка и литературы.

3.4. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Опытом работы по составлению и использованию алгоритмов на уроках русского языка делилась на школьном методическом объединении учителей гуманитарного направления (Приложение 5) и на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы Ельского района.

Список использованных источников

  1. Койро, О.И. Русский язык в схемах и таблицах: справочник для учащихся / О.И.Койро. – Мозырь: ТААВД «Белый Ветер», 2014. – 102 с.

  2. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении /Л.Н.Ланда. – М., 1996. – 92 с.

  3. Лаури,Н.М. Алгоритмы по орфографии / Н.М. Лаури.// РЯШ. – 2009. – N4. – С.26-32.

  4. Лисовская, И.М. Алгоритмы применения правил на уроках языка при изучении правописания в 5-7 классах / И.М.Лисовская. – Мозырь: ТААВД «Белый Ветер», 2008.– 40с.

  5. Солодовникова, Э.В. Русский язык в таблицах и схемах / Э. В. Солодовникова. –Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2015. – 48 с.

  6. Строк, Л.И. Опорные конспекты к учебнику «Русский язык» 5 класс / Л.И.Строк. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 48 с.

  7. Сухих, Л.В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности / Л.В.Сухих. – М.: Первое сентября, 2009. – 78 с.

  8. Петкевич, Л.А. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах / Л.А.Петкевич. – Минск: Современная школа «Кузьма», 2010. – 4 изд. –304 с.


Приложение 1

Урок русского языка 5 класс

Тема. Правописание букв З и С на конце приставок

Цель урока: формирование навыка правописания букв З и С на конце приставок.

Задачи урока:

- способствовать формированию навыка находить слова с приставками на З и С и их правописания.

- создать условия для развития навыков применения на практике полученных знаний.

- формировать культуру учебного труда и умение объективно оценивать свои знания

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

- Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным.

2. Запись даты в тетради.

II. Сообщение темы урока и постановка цели.

1. Целеполагание.

- Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще неизвестно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Мы уже несколько уроков работаем по теме: «Состав слова», изучили несколько орфограмм, а сегодня мы должны будем выяснить, когда в приставках - раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-) можно писать согласную З, а когда – С-, будем учиться находить слова с данными приставками, правильно их писать и употреблять их в речи.

- Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим).

III. Изучение нового материла.

- Посмотрите. На столе находятся карточки с пословицами. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

- А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

Работа в группе

лает.

От

собака

безделья

От безделья собака лает.

- Какие слова выделены в этих пословицах? Запишите эти слова в тетрадь, выделите приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. (Безделье, бессильный, безделья).

- А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

- Посмотрите, перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

- А перед какими согласными пишется С-?

- Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки? (Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С).

- Давайте откроем наши учебники и проверим, правильно ли мы догадались.

Работа по учебнику. Знакомство с правилом

Знакомство со всеми приставками на З/С.

З-, Без-, Вз-, Воз-, Из-, Низ-, Раз-, Роз-, Через (чрез)-

С-, Бес-, Вс-, Вос-, Ис-, Нис-, Рас-, Рос-, Черес (чрес)-

- А теперь давайте вместе с вами рассмотрим алгоритм рассуждения написания приставок на З/С. (Дан на слайде )

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?


смотри на следующий после приставки согласный


если звонкий если глухой


пиши З пиши С





- Чтобы безошибочно применять данное правило на письме, нужно различать звонкие и глухие согласные.

4. Закрепление полученных знаний.

- А теперь давайте потренируемся и выполним несколько упражнений, применяя алгоритм рассуждения.

1. Упражнение 1. (Слайд 6 ).

Вставьте пропущенные буквы в пословицах, применяя алгоритм рассуждения.

Бе…донную бочку водой не наполнишь.

Бе…делье – сестра болезни.

Время все и…лечит.

У сильного всегда бе…сильный виноват.

Глупый осудит, умный ра…судит. (Проверка. Слайд 7 ).

2. - Когда вы встречаетесь с приставками на З/С, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы З и С. А вот и вторая опасность. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одна буква С или З, а две. Откуда же берутся две С или две З в словах с приставками второй группы? Давайте попробуем разобраться и с этим.

- Прочитайте следующую пословицу:

Ра..сердясь на блох, да и шубу в печь. (Слайд 8)

- Выделите в слове РАССЕРДЯСЬ корень и приставку и объясните, откуда появилась вторая буква С в этом слове? (Одна буква принадлежит С приставке, а другая корню). (устно) (Слайд 9)

- Смысл данной пословицы в следующем: Не разобравшись, сгоряча можно уничтожить не причину неприятностей, а нечто важное, ценное.

3. Упражнение 2. (Слайд 10 ) Не съешьте вторую букву!

1. К данным «отрезкам» слов прибавьте приставки второй группы. Запишите самостоятельно полученные слова.

..совестный, ..свет, ..задорился, ..сказывать, ..сыпаться, ..станавливать, ..суждать, ..ставлять, ..сердечный, ..следование.

Без- (бес-), раз- (рас-), воз- (вос-)

Взаимопроверка.(Слайд 11 ).

Физкультминутка.

- Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Она тоже не совсем обычная. Встаньте, пожалуйста. Выпрямите спинки, расправьте плечи. Начинаем. (Видео)

4. Внимание! В словах здесь, здоровье, здание нет приставки!

Здесь, здание, здоровье 
С 3 пишите на здоровье.

Но 3 приставки не бывает –
Это каждый школьник знает. (Слайд 12)
5. Выполнение упражнения на закрепление, используя алгоритм

 Работа в группах

- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам необходимо распределить слова на три группы: а) с приставкой на –З, -С; б) с приставкой –С; в) без приставки.

Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуй, сложить, распустить. (Слайд 13) (После выполнения группы обмениваются листами, проводят взаимопроверку) (Слайд 14)

а) с приставкой на –З, -С; б) с приставкой –С; в) без приставки.

избрать спросить здание

разгадать спеть свадьба

исцарапать сводить здесь

распахать сдать злой

безвольный сложить здоровье

распустить здравствуй

IV. Проверка усвоения нового материала.

Выполните тест. (Слайд 16)

В каком слове пишется буква З?

1) и…пуганный

2) не…гораемый

3) и...рыхлить

4) …двинуть

В каком слове пишется буква З?

1) чере…чур

2) …гореть

3) и…тратить

4) и…гнание

4) ра…бежаться

V. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 17)

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

VI. Задание на дом: (Слайд 18)

1. Выучить правило о правописании приставок на З/С

2. Выполните задание, данное на карточке.

Вставьте пропущенные буквы. При этом вам придется решать: З или С? С или СС?. При затруднении обращайтесь к алгоритму рассуждения.

1) Тропинок было не..честь, и они во всех направлениях и..чертили лес. 2) Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес, сверкнула молния и грохнул ра..кат грома, Бемби чуть не лишился чувств: ему представилось, что мир вот-вот ра..колется на куски. 3) Бемби бежал позади матери. Каждый удар грома словно ..дувал его с дороги в кусты, каждый высверк молнии во..вращал назад. Каждая в..пышка молнии отражалась в тысячах капель и струй, как будто лес во..пламенился. (Ф. Залтен)

-Спасибо за урок. Вы замечательно сегодня поработали.

Выставление отметок

Приложение 2

Алгоритм

«Правописание НЕ с именами прилагательными» 6 класс

Доказать, что данное слово является именем прилагательным



Посмотреть, употребляется ли данное слово без НЕ




Да

Нет


Есть ли противопоставление с союзом А?

Пишу слитно



Да

Нет

Пишу раздельно

Есть ли перед прилагательным слова

ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ,

НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО,

отрицательные местоимения?



Нет

Да



Пишу слитно

Пишу раздельно


Проверяю: пробую заменить

синонимом без НЕ

Приложение 3

Алгоритм

«Правописание приставок»

Выдели приставку


К какой группе относится?





при - пре -

на з - с -

неизменяемые

Стоит ли за приставкой

буква глухого согласного?



пиши так, как всегда

пишется эта приставка

Да

Нет

Определи значение:

пиши – С

пиши – З



пере-,

очень

приближение,

неполное действие,

близость,

присоединение,





пре-

при-

Приложение 4

Мониторинг результатов контрольных диктантов

учащихся 5 класса в 2015/2016 учебном году

Название диктанта,

дата проведения

Дата

проведения

Количество учащихся

писали

Средний балл

Диктант «В осеннем лесу»,


07.10.2015

6

4,6

Диктант «Потомок тигров»


24.11.2015

5

5

Диктант «Букет из цветов картофеля»


17.02.2016

6

5,2


 Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:

п/п

Допущены ошибки

на правило

Количество учащихся/ диктант 07.10.2015

Количество учащихся/ диктант 24.11.2015

Количество учащихся/ диктант 17.02.2016

1

Правописание безударных гласных в корне слова

4

2

2

2

Правописание –тся –ться в глаголах

5

3

1

3

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

-

-

4

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

3

3

1

5

Пунктуация в простом предложении

с однородными членами

4

2

1

6

Знаки препинания при обращении

2

1

-

7

Пунктуация в предложениях

с прямой речью

4

3

3




Приложение 5

ПРОТОКОЛ №2

заседания методического объединения

учителей гуманитарного цикла

от 09.12.2017г.


Присутствовали – члены МО (7 человек)


ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Современные требования к учебным занятиям как основной формы обучения.

  2. Реализация компетентностного подхода на уроках истории.

  3. Использование индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

  4. Обобщение опыта педагогической деятельности “Использование алгоритмов на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся 5-6 классов”.


СЛУШАЛИ:

  1. Драчевскую Н.М., руководителя методического объединения, которая выступила по вопросу “Современные требования к учебным занятиям как основной формы обучения”.

  2. Рудницкую Н.В., учителя истории, которая рассказала о реализации компетентностного подхода на уроках истории.

  3. Дудченко Л.А. учителя белорусского языка и литературы, которая поделилась опытом использования индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

  4. Лаворенко В.С., учителя русского языка и литературы, которая поделилась опытом работы по составлению и использованию алгоритмов как средства повышения качества знания учащихся 5-6 классов на уроках русского языка.


ПОСЕТИЛИ:

      1. Урок русского языка в 6 классе, который провела Лаворенко В.С. по теме “Части речи в русском языке” (на основе использования алгоритмов). Был проведен анализ урока, отмечены положительные моменты.

РЕШИЛИ:

    1. Поддерживаться современных требований к проведению учебных занятий.

Срок выполнения: на протяжении года

Ответственный: учителя-предметники

    1. Внедрять в учебный процесс компетентностный подход, который будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Срок выполнения: на протяжении года

Ответственный: учителя-предметники

    1. Развивать познавательную деятельность, используя индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Срок выполнения: на протяжении года

Ответственный: учителя-предметники

4.1. Внедрить в практику преподавания учебных предметов использование алгоритмов, как средства повышения качества знаний учащихся.

Срок выполнения: на протяжении года

Ответственный: учителя-предметник

Голосовали: “за” 7 человек,

“против” 0 человек,

“воздержались” 0 человек

Руководитель методического объединения Н.Н.Драчевская

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!