СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы классного руководителя по теме: «Искусство жить вместе, или что такое толерантность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы классного руководителя по теме: «Искусство жить вместе, или что такое толерантность».»

«Искусство жить вместе, или что такое толерантность»


«Если я не такой, как ты,

то я этим не оскорбляю тебя,

а одариваю».

                                                                  Антуан Сент – Экзюпери


Что делает человека счастливым? Любимая семья, профессиональный успех, необычные увлечения, а может быть финансовое благополучие? Не каждый человек может назвать себя по-настоящему счастливым, но каждый к этому стремится. Моё счастье – иметь крепкую семью и интересную работу.

Стаж моей педагогической деятельности семь лет. Это годы поисков, размышлений, открытий, выбора, приобретения опыта. Число семь считается мистическим: неделя состоит из семи дней, существует семь добродетелей, радуга имеет семь цветов, а нотный ряд - семь нот. Римляне верили, что разум и тело полностью обновляются каждые семь лет. Поэтому пришло время подвести мои первые итоги по «завоеванию мира», провести анализ «ого-го каких» достижений, и не искать ответы на вопрос «Кто виноват?», а в случае необходимости перейти к коррекции «набитых шишек».

Помню свой первый рабочий день, было страшно, но жутко интересно. Меня волновало, что я могу дать детям? В чём моё предназначение? Какие они сегодняшние школьники? Чем они живут? Чего хотят? Какие трудности испытывают? Справлюсь ли я, ведь они очень мобильны, многосторонне развиты и одарены, их окружает масса информации – кино, интернет, СМИ, реклама.

Помню первую нашу встречу. В моих руках оказалось самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга: почемучки, незнайки, воображульки, хвастунишки, маленькие гении.  К каждому из них нужно было подобрать свой «ключик», суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь. Стало любопытно, смогут ли мои юные философы, принять и понять, что все люди разные, что у каждого свои взгляды, стремления, свой характер, свой уклад мыслей и взглядов; смогут ли они быть терпимыми друг к другу, что очень непросто. Эти размышления натолкнули меня на изучение данной проблемы. Проблема: формирование толерантности у младших школьников в условиях современной школы. Проблема воспитания толерантности является одной из наиболее актуальных и сложных в современном обществе. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать на данный момент. Не является исключением и Россия, поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей.

Актуальность проблемы воспитания толерантности объясняется рядом причин:

  • р ост межрелигиозных и межнациональных конфликтов, терроризм, акты насилия в обществе увеличение количества исследований в данной области;

  • п рибытие в Россию большого количества мигрантов, представителей различных культур создание толерантной среды в обществе и в школе;

  • недоброжелательность, агрессивность, нетерпимость, которая демонстрируется средствами массовой информации, рекламой проникает в семью и школу поиск эффективных механизмов толерантного воспитания;

  • у ровень терпимости человека, умение осуществлять нравственный выбор, способность разрешать конфликты результат социализации (успешность или неуспешность вхождения в общество).

На сколько проблема актуальна, я поняла, когда приступила к своей воспитательной деятельности. В новом коллективе произошло деление на микро-группы по интересам. В связи с этим возникали конфликты, непонимание, обиды, каждый пытался отстаивать свои интересы, мечтал «захватить пальму первенства». Дети не всегда шли на контакт и отказывались от участия в любой совместной деятельности. В сложившейся обстановке возникла необходимость в создании воспитательной стратегии, которая была бы направлена на формирование таких качеств личности, как признание человеком другого, принятие его взглядов и убеждений.

Передо мной стаяла задача найти в себе силы, знания, мудрость, стойкость характера, терпение, а главное – желание и веру организовать воспитательный процесс так, чтобы создать в классе благоприятные условия для воспитания культуры толерантности, формирования и развития гуманной, духовно-нравственной, интеллектуальной и социально активной личности. Необходимо воспитывать в каждом ребенке человечность, доброту, гражданскую позицию, положительное отношение к труду, бережное отношение ко всему живому.

Кроме того, у программы должен быть единый связующий стержень - система воспитательной работы гимназии.  В гимназии всегда приоритетными направлениями воспитательной работы являлись духовность, нравственность, творчество, формирование патриотических, гражданских качеств личности. А с 2014 года  на базе гимназии была открыта предметная лаборатория по работе с одаренными детьми  по направлению «Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации ФГОС,  включая введение ОРКСЭ».

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Эта фраза помогла мне определить круг вопросов, которые я должна решить в процессе своей воспитательной деятельности:

К аков социальный заказ государства? воспитание культуры толерантности у младших школьников.

Ч то я могу сделать? создать условия для реализации поставленной задачи.

К ак я это буду делать? определить формы работы.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, в силу своего возраста обучающиеся начальной школы наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому на начальной ступени образования особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная и систематическая работа классного руководителя по формированию детской личности.

В начальной школе перед классным руководителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я» и к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

     Я считаю, что воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение классным руководителем определенных демократических механизмов в организации всего процесса воспитательной деятельности.

Я убеждена в том, что именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Классный руководитель должен ориентироваться  на постижение смыслов поведения  и поступков детей.

Необходимо понимать, что формирование толерантности должно носить комплексный, системный характер и учитывать индивидуальные особенности детей. В целях эффективности проводимой воспитательной работы следует параллельно осуществлять работу с родителями, так как они являются основными трансляторами ценностей для ребенка. 

Мероприятия, в которых принимают участие  родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и  семьи, объединивших свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Первым шагом к достижению цели было создание модели воспитательной деятельности по формированию толерантности младших школьников, на которую я опиралась в своей дальнейшей работе.



Я определила, что для успешной реализации данной модели необходимо:
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;

  • создавать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению детьми нравственных норм, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

  • содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

  • вовлекать обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • развивать активность обучающихся через включение их в коллективно - творческую деятельность;

  • способствовать сплочению единого классного коллектива;

  • создавать условия для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества.

Воспитание культуры толерантности предусматривает следующие аспекты:



Основными методологическими  подходами в контексте воспитания толерантности у младших школьников являются:

1.Личностно-ориентированный  подход

Выступает базой воспитания  целостной, свободной личности, осознающей  свое достоинство и уважающей  достоинство, свободу и права  других индивидов.

2.Коммуникативно-диалогический  подход

Предполагает субъект - субъектное взаимодействие педагога и младшего школьника. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.

3.Культурологический  подход

Помогает в решении комплекса важных задач: овладение младшими школьниками культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

4.Деятельностный подход

Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности младшего школьника формируется только через активное включение его в деятельность - взаимодействие с другими людьми.

5. Средовой подход

Требует опосредованного управления «через среду» процессами  развития и формирования личности, в том числе воспитания рассматриваемого  качества личности ребенка.

6. Гуманистический подход

Предполагает ориентацию всего педагогического процесса на развитие личности младшего школьника, его возможностей, признание человека высшей ценностью.

Толерантность, наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другими качествами личности, представляется нам одной из важнейших ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданского воспитания:

– в сфере нравственного воспитания толерантность предстаёт как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым;

– в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;

– экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;

– с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

– эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;

– в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;

– с позиций интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.

На основе данных направлений я разработала и внедрила программу формирования умений и навыков толерантного общения младших школьников, которая способствует воспитанию основных черт толерантной личности: терпимость к чужим мнениям, сотрудничество, отказ от причинения вреда кому-либо, расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, доброжелательность, умение владеть собой, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, чувство юмора.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия.

Программа носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется, а каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

 Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка, у него складываются новые отношения со взрослыми и сверстниками, он включается в систему разных коллективов, у него меняется ведущий вид деятельности, которой предъявляет ряд серьёзных требований, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации. Поэтому основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми.

На втором году воспитания   закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, закладываются нравственные понятия.

Третий год воспитания – это год становления коллектива, накопление нравственного опыта ребёнка. Поэтому необходима такая организация деятельности, чтобы дети взаимодействовали друг с другом, чтобы результат деятельности одного ребёнка зависел от деятельности другого. Очень важно также, чтобы каждый обучающийся занял активную позицию в деятельности.

Четвёртый год  посвящен формированию самостоятельности, правильной личностной и гражданской позиции.

Содержание воспитательной деятельности представляет собой комплекс мероприятий воспитывающего характера, знакомящий школьников с духовно-нравственными ценностями.

Основная воспитательная цель

Формы воспитательной деятельности

Ключевые

понятия

Личностные

качества

Комплекс занятий, направленных на воспитание толерантности

Формирование и развитие культуры толерантности у младших школьников.


  • Уроки мира.

  • Уроки памяти.

  • Просмотры фильмов.

  • Профилактические беседы.

  • Этические беседы.

  • Чтение художественной литературы.

Человек, личность интернационализм, национальность, самопознание, самовоспитание,

нравственность, духовность, характер, самопознание, самореализация.

Гуманность, человечность, самокритичность, самодостаточность,

совесть, сила воли, смелость, умение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою.

Цикл классных часов, направленных на воспитание нравственных качеств

Формирование духовно- нравственных ценностей и норм поведения у младших школьников.

Создание благоприятного климата в классе.

Тематические классные часы:

  • «Что такое толерантность?»

  • « Толерантность - дорога к миру».

  • « Учимся жить в многоликом мире».

  • «Учимся решать конфликты».

  • «Мы разные, но равные».

Толерантность, интолерантность, конфликт, поступок.

Терпимость, уважение, уравновешенность, тактичность, честность, воспитанность, вежливость, скромность, коллективизм, умение находить выход из неприятных ситуаций, культура общения.

Комплекс мероприятий, направленных на воспитание толерантности

Развитие у младшего школьника интереса к себе как к человеку – части природы и в то же время части общества

  • Проведение детских праздников и детского досуга.

  • Устные журналы (радиопередачи).

  • Смотры строя и песни.

  • КТД.

  • Экскурсии по родному краю.

  • Посещение музеев, театров.

  • Общественно-полезные дела.

Родина, патриот, культура.

Чувство долга, патриотизм, дисциплинированность, обязательность, выдержка, стремление быть полезным окружающим.

Информационные мероприятия

Создание толерантной среды в обществе и в школе.

  • Акции добрых дел.

  • Выпуск плакатов.

  • Конкурс стенгазет.

  • Конкурс рисунков.

  • Фотоконкурс.

  • Конкурс рисунков на асфальте.

Благотворительность, милосердие, эмпатия.

Сочувствие, сопереживание, доброта, бескорыстие, добросовестность, активность, креативность, трудолюбие, ответственность, желание быть созидателем.

Работа с родителями

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме воспитания толерантности у детей.

Создание благоприятного климата в семье.

  • Родительские собрания.

  • Беседы и консультирование.

  • Творческие встречи.

Семья, традиции.

Забота, искренность, открытость, желание помочь, умение находить способы для примирения, чувство благодарности

Моё общение и отношения с детьми выстраивалось на следующих принципах:

Принцип индивидуальности. Создание условий для реализации личностного роста, самореализации и самоопределения личности. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен быть самим собой, обрести свой гражданско-нравственный образ.

 Принцип свободы выбора. Развитие умения и навыков свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина.

Принцип творчества и успеха. Определение и развитие индивидуальных творческих способностей личности, стимулирование процесса самосовершенствования.

Принцип доверия, поддержки и сотрудничества. Отказ от авторитарных методов формирования личности. Установка атмосферы доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации и самоутверждению и классного руководителя, родителя и ребенка.

В результате реализации комплекса мероприятий, направленных на толерантное воспитание, хочу увидеть портрет выпускника начальной школы:

  • Ребёнок, имеющий систему нравственных качеств и этическое сознание.

  • Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе.

  • Ребенок, противостоящий не толерантным отношениям.

  • Ребёнок, имеющий потребность в самовоспитании и саморазвитии.

  • Социально адаптированный ребенок.

Что в итоге? Воспитательные результаты можно представить следующим образом.



Толерантное сознание

Толерантные чувства

Толерантное поведение

Приобретение социальных знаний:

1.Знание об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения.

2. Знание о наличии другого, необычного.

2.Знание о существовании других культур, религий, этносов, наций, их своеобразии.

Приобретение качеств и свойств личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.

Получение опыта освоения базовых ценностей.

Позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеет собой, умение не осуждать других, умение слушать.

В программу мониторинга включены следующие направления:

Первое направление. Исследование особенностей духовно-нравственного развития и воспитания толерантности младших школьников.

Второе направление. Исследование целостной развивающей образовательной среды в классе, включающей нравственный уклад школьной жизни.

Третье направление. Исследование взаимодействия школы и семьи, степень вовлечения семьи в воспитательный процесс.

Для подведения итогов по первому направлению были использованы те же методики, что и при разработке воспитательной программы.

Результаты динамики проведения методики «Радость и огорчения» (Гаврилычева Г.Ф.), направленной на изучение ценностных ориентаций ребенка, представлены в таблице.

Таблица

Результаты динамики изучения состояния ценностных ориентаций (Гаврилычева Г.Ф.)


Вопросы

Контрольный этап

Интерпретационный этап

Типичные ответы

%


Типичные ответы

%


Больше всего я радуюсь, когда…


Получаю подарки

Светит солнце, хорошая погода, отдых на озере

Играю с друзьями

Играю в гаджеты

Поездки, путешествия

60%

10%


10%

10%

10%

Провожу время с близкими

Получаю и дарю подарки

Играю с друзьями

Проводятся благотворительные акции


20%

30%

40%


10%

Больше всего я огорчаюсь, когда…


Обижают

Ссоримся

Не видимся с близкими

70%

20%

10%

Умирают люди

Обижают

Ссоримся с близкими

Не видимся с близкими

10%

30%

30%

30%

Полученные показатели по первому направлению показывают, что у ребят изменилось отношение к окружающим людям. Появился интерес к одноклассникам, внимательность к близким и родным, сопереживание, сострадание в негативных ситуациях, проявление дружелюбия. Появились такие высказывания «больше всего я радуюсь, когда провожу время с близкими», «больше всего я огорчаюсь, когда умирают люди».

Результаты динамики проведения методики «Опросник изучения особенностей поведения детей и их терпимости к окружающим», направленной на определение уровня сознания и самооценки нравственно-ценностных проявлений характера, а так же ценностные отношения к нормам поведения, представлены в таблице.

Таблица

Результаты динамики оценки уровня сознания и самооценки нравственно-ценностных проявлений характера, ценностных отношений к нормам поведения

Вопросы

Контрольный этап

Интерпретационный этап

Типичные ответы


%


Типичные ответы


%


Как ты понимаешь, что такое хорошее поведение?


Хорошие люди те, кто хорошо ведут себя, никого не обижают.

Хорошие люди те, кто помогают пожилым.

90%



10%

Хорошие люди те, кто прислушиваются к другим.

Хорошие люди те, кто хорошо ведут себя.

Хорошие люди те, кто выполняют все правила.

20%


60%


20%

Как ты понимаешь, что такое плохое поведение?


Обида человека, ругаться и оскорблять, не слушать взрослых.

100%

Ругаться и оскорблять, не слушать взрослых.


Не выполняют правила.

70%



30%

Как ты считаешь, у тебя хорошее поведение или плохое?

Почему?


У меня хорошее поведение.

Иногда положительное иногда отрицательное поведение.

Я не смотрю, какое у меня поведение.

80%


10%


10%

У меня хорошее поведение, потому что помогаю другим.

Иногда положительное иногда отрицательное.

Не знают.

У меня плохое поведение.

20%


30%


10%

40%

Из-за чего ты себя так ведешь?


Веду себя так, когда меня доведут, когда задирают.

100%

Веду себя так, когда меня доведут, когда задирают.

Зависит от ситуации.

50%


50%

Как думают педагоги, у тебя хорошее поведение?

Почему?


Не знают.

Хорошее поведение.

Плохое поведение

50%

40%

10%

Хорошее поведение.

Не знают.

Неважно мнение педагогов.

40%

10%

50%

Как ты думаешь, у кого в классе хорошее поведение?

Почему?

Не знают.

У девочек.


У них хорошее поведение, т.к. ведут себя тихо, не бесятся, не бьют, не нарываются.

40%

50%


10%

Не знают.

У девочек

У всех плохое поведение.

20%

60%

20%


А у кого в классе плохое поведение?

Почему?


У всех.

У мальчиков.

У них плохое поведение, т.к. у них крики без причин.

20%

80%

100%

Не знают

100%

Если тебя обидят, ты простишь этого человека?

Почему?

Что этот человек должен сделать, чтоб ты его простил?

Простят, если они извинятся.

Не простят.

80%

20%

Простят, если они извинятся.

Простят, потому что надо всегда прощать.

Простят, если получат наказание.

40%


50%


10%

Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что расширились представления детей о хорошем и плохом поведении. Ответы детей стали более развернутыми, полными. Обучающиеся адекватно оценили свое поведение, аргументировав свой ответ.10% ребят считают, что прощение невозможно без наказания обидчика. 40% детей простят обидчика после принесения им извинения. 50% обучающихся всегда прощают своих обидчиков.

Результаты динамики проведения методики «Незаконченный рассказ» (Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А.), представлены на рисунке 1.

Рис. 1 . Результаты динамики уровня формирования нравственных ценностей и ориентаций у детей

Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что уровень решения конфликтной ситуации, стал выше. По результатам опроса, большинство учащихся, готовы помочь в сложной ситуации окружающим их людям. В случае серьезного конфликта, они не применяют силовые методы воздействия, а выясняют словесно. В случае успеха своего друга, дети радуются этому успеху вместе с ним.

По второму направлению был проведен качественный анализ результатов в форме сочинений-рассуждений. Ребята имели возможность оценить собственные взгляды и убеждения, охарактеризовать новый опыт, выразить свое отношение к проблеме толерантности. Исследования показали, что у ребят повысился интерес, появилось желание активно участвовать в мероприятиях и благотворительных акциях, звучали положительные отзывы. Вот некоторые фразы детей: «… было тепло и уютно, как дома», «…мы стали дружнее, вместе готовили сценку», «…мы вместе делали поделку, хотя мы не друзья».

Характер положительной динамики по третьему направлению говорит о вовлеченности и заинтересованности родителей в реализацию воспитательной программы. Родителями были высказаны следующие суждения: «…для нас это было побуждением или толчком к самообразованию», « … подготовка к празднику оживила, даже равнодушных родителей», «…мы были для детей примером активности, заинтересованности…», «дети были нацелены на выполнение добрых дел, полезную работу, доставляющую радость окружающим», «…дети научились благодарить за доброту…», «дети познавали новое, испытывали различные эмоции, чувства, сплотились…», «… дети стали добрее, терпимее друг к другу, в классе присутствовал дух теплоты…».

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что в ходе реализации воспитательной деятельности отмечен положительный характер социального самочувствия большинства детей. В их ценностно-смысловых отношениях возросла роль социально-значимых качеств личности сверстников. Повысилась сформированность социальных норм взаимоотношений и социально одобряемого поведения в игровой деятельности. Были отмечены: проявление заинтересованности в делах друг друга; стремление к участию мероприятий; эмоциональное единство; желание совместного проведения свободного времени; проявление терпимости во взаимоотношениях друг с другом; повышение ответственности за порученное дело; тенденции к поддержанию дружеских отношений со сверстниками. Положительные тенденции к собственному взгляду на информацию; повысился личный интерес к новому знанию; повысился уровень адекватной оценки (самооценки) окружающего мира и себя в этом мире.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!