СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы по теме:«Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы по теме:«Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы»»

Описание опыта работы по теме:  «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы»   Автор опыта:  учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 3  г. Светлограда Петровского района Ставропольского края  Постникова Елена Анатольевна 2020– 2021 учебный год

Описание опыта работы по теме: «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы»

Автор опыта:

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 3

г. Светлограда Петровского района

Ставропольского края

Постникова Елена Анатольевна

2020– 2021 учебный год

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “ чему учить ?”, “ зачем учить ?”,

как учить ?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “ Как учить результативно ? ”.

Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом

организованным “педагогическим производством”, ставил проблемы разработки

“ педагогической техники”.

Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству.

Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий .

Актуальность применения педагогических технологий обусловлена тем,

что они позволяют конструировать учебный процесс с заранее определенными

целями и гарантированным результатом . На это нацелены и компоненты технологии

обучения, на них я ориентируюсь, ставя перед собой цели и задачи :

  • диагностика; мотивация и организация учебной деятельности; действие средств обучения; контроль качества усвоения материала .
  • диагностика;
  • мотивация и организация учебной деятельности;
  • действие средств обучения;
  • контроль качества усвоения материала .

Основными принципами образовательных технологий, применяемых на

практике в современной школе, являются:

  • принцип воспитывающего обучения; принцип развивающего обучения; принцип создания успеха в обучении, развитии и воспитании; сто процентной обратной связи; результативного повторения; оптимального психического напряжения; максимального участия учеников в учебном процессе; ориентации на зону ближайшего развития; достижение единой цели.
  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип создания успеха в обучении, развитии и воспитании;
  • сто процентной обратной связи;
  • результативного повторения;
  • оптимального психического напряжения;
  • максимального участия учеников в учебном процессе;
  • ориентации на зону ближайшего развития;
  • достижение единой цели.
Теоретическое обоснование опыта  Личностно ориентированные развивающие технологии , базирующиеся на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса, предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.  Среди новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными  поставленным целям и наиболее универсальными являются развивающее обучение ( технология развития критического мышления ), метод проектов .  Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и  образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную  ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира , формирование критического  мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

Теоретическое обоснование опыта

Личностно ориентированные развивающие технологии , базирующиеся на

основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного

процесса, предполагают использование разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности.

Среди новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными

поставленным целям и наиболее универсальными являются развивающее обучение

( технология развития критического мышления ), метод проектов .

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и

образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную

ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира , формирование критического

мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую

актуальность.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность

качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и

преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является

не конечной, а отправной точкой, а аргументированное и логичное мышление базируется

на личном опыте и проверенных фактах.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и

письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, который утверждал:

«… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек

повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял

раньше к другим ».

Метод проектов (Д. Дьюи, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат ) не является принципиально

новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея

метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания,

в настоящее время методов становится интегрированным компонентом вполне разработанной

и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать

интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение

некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную

деятельность решение этих проблем, умение практически

применять полученные знания, развитие критического мышления.

Сущность опыта

Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе,

взаимообусловлено.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые

позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом . Творчество на

таких уроках я вижу не в развлекательности , а в подборе таких заданий, такого дидактического

материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс,

игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика .

Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество

с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно

функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее

формируются умения и навыки .

Среди методических приемов технологии развития критического мышления,

на мой взгляд, наиболее удачными и часто используемыми на уроках и русского языка и литературы являются: инсерт, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, система «толстых» и «тонких» вопросов, таблица «Знаю – хочу знать – узнал», взаимоопрос, прием «Верите ли вы…», «Письмо по кругу» .

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать

проблемные ситуации , решать задачи дифференцированного обучения , активизируют учебную

деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления .

 А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения  к методам . При использовании инновационных технологий в обучении русскому  языку и литературе успешно применяются следующие приемы:   ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; мозговая атака ; групповая дискуссия ; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры ; синквейн ; «Продвинутая лекция» ; эссе ; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты ; прием «Верите ли вы…»; прием «Письмо по кругу»; прием прогнозирования; лингвистическая аллюзия (намек) ; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания .

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения

к методам . При использовании инновационных технологий в обучении русскому

языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

 

  • ассоциативный ряд;
  • опорный конспект;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
  • мозговая атака ;
  • групповая дискуссия ;
  • чтение с остановками и Вопросы Блума;
  • кластеры ;
  • синквейн ;
  • «Продвинутая лекция» ;
  • эссе ;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки;
  • медиапроекты ;
  • прием «Верите ли вы…»;
  • прием «Письмо по кругу»;
  • прием прогнозирования;
  • лингвистическая аллюзия (намек) ;
  • исследование текста;
  • работа с тестами;
  • нетрадиционные формы домашнего задания .
Чтение с остановками

Чтение с остановками

" После бала", Л.Н. Толстой, 1903г.

Литература

Стадия вызова

Необходимые сведения о писателе и эпохе

Предположение

Стадия осмысления

- Изменилось ли ваше представление

о содержании рассказа?

Предварительная беседа

Чтение первой части, вопросы, подведение промежуточного итога

Чтение второй части, вопросы, подведение промежуточного итога

Стадия размышления

Чтение третьей части, вопросы

Творческая работа

Подведение итогов беседы

Обсуждение работ

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Кластер Литература  Софья Гости 1 Молодое поколение Петербург Старый мир Москва 2 Чацкий Фамусов Молчалин Межпредметные связи (история) Возраст Идеология

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Кластер

Литература

Софья

Гости

1

Молодое поколение

Петербург

Старый мир

Москва

2

Чацкий

Фамусов

Молчалин

Межпредметные связи (история)

Возраст

Идеология

Русский язык Кластер Русский язык – формирование целостного представления о языке  как системе и науке Практика Морфемика Фонетика Словообразование Стилистика Лексика Фразеология Слово как предмет изучения языка ПРАВДА Морфология Орфография Синтаксис Пунктуация Истина – правда в последней инстанции.

Русский язык

Кластер

Русский язык – формирование целостного представления о языке

как системе и науке

Практика

Морфемика

Фонетика

Словообразование

Стилистика

Лексика

Фразеология

Слово

как предмет изучения языка

ПРАВДА

Морфология

Орфография

Синтаксис

Пунктуация

Истина – правда в последней инстанции.

Подготовка к ЕГЭ А 13 Гласные в корне Проверяемые (ударение) - 1 Чередующиеся (стр. 50) - 3 Непроверяемые (словарь) - 2 1 1 2 2 1 3 3 2 3 «Убираем» те варианты, которые являются «лишними»: шаг первый , шаг второй

Подготовка к ЕГЭ

А 13

Гласные в корне

Проверяемые (ударение) - 1

Чередующиеся (стр. 50) - 3

Непроверяемые (словарь) - 2

1

1

2

2

1

3

3

2

3

«Убираем» те варианты, которые являются «лишними»:

шаг первый , шаг второй

Данная схема урока может быть использована на любом материале учебника

Данная схема урока может быть использована на любом материале учебника

"Теория" (наиболее активно на уроках повторения)

Русский язык

Инсерт (теория)

интерактивная система записи

Что знаете по данной теме? –

ответы (правильные и неправильные) фиксируются на доске.

Выявляются противоречия

Стадии вызова

Чтение статьи учебника (лекция учителя).

Заполнение таблицы с условными обозначениями:

V - эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ -это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Смысловая стадия

Стадия размышления

Беседа по материалам статьи (с учетом сделанных записей)

NB : Проговариваются основные положения статьи (лекции)

Практическое применение знаний

Выполнение упражнений, предложенных в учебнике

или составление устных высказываний по теме

Литература Инсерт (практика) «Сказки» Стадии вызова  О добре и зле О людях и животных Развлекают и учат Сбор информации: какие бывают сказки, какие слова чаще встречаются в сказках, как строится сказка, какие герои бывают в сказках

Литература

Инсерт (практика)

«Сказки»

Стадии вызова

О добре и зле

О людях и животных

Развлекают и учат

Сбор информации: какие бывают сказки, какие слова чаще встречаются

в сказках, как строится сказка, какие герои бывают в сказках

"список известной информации"

групповая работа: уточнить свою позицию и поделиться информацией

Смысловая стадия

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи: по ходу чтения статьи

делать в тексте пометки

Стадия рефлексии

Учащиеся озвучивают таблицы,

учитель вносит необходимые исправления в список информации,

который появился на стадии вызова

Задача учителя - подсказать учащимся другие источники информации, порекомендовать ознакомить с литературой по теме. Это и станет домашним заданием.

Урок заканчивается проблемным вопросом , на который статья не дает ответа.

Литература. «Ключевые слова

Литература.

«Ключевые слова", «Двухчастный дневник".

А.П.Чехов "Толстый и тонкий"

Стадия вызова

Смысловая стадия

встретились

Сказка

Чтение текста.

Чтобы активизировать учащихся в процессе чтения,

просим их вести двухчастный дневник.

 

 

друзья

восторженно

На какие моменты вы обратили внимание при чтении?

Ваши чувства, эмоции. Чем заинтересовал отрывок?

поморщился

Бытовая история

поклонился

Стадия рефлексии

Вокзал для двоих, ирония судьбы, бывшие друзья, ошеломление, вокзал, встреча, счастье, воспоминание, слезы.

Проводится беседа с классом по материалам

двухчастного дневника.

Подбираются свои ключевые слова:

1. К характеристике одного из персонажей.

2. Ко всему рассказу в целом.

Толстый, Тонкий, Встреча, Друзья, хи-хи-с, Вокзал, Встреча, Радость, Ошеломление, Согнулся

Русский язык Учебный мозговой штурм

Русский язык

Учебный мозговой штурм

" Употребление прилагательных в речи ", 6 класс .

Правила мозгового штурма таковы:

На первом этапе создаем банк идей .

Рабочие группы получают задания,

Принимать все идеи, даже абсурдные.

которые помогут определить

Никакой критики.

роль прилагательных в речи.

Формы и методы:

  • Поисковый метод.
  • Исследовательская работа в группах.
  • Самостоятельная работа учащихся.
  • Использование художественных

средств описания.

5. Творческие задания.

На втором этапе нужно проанализировать

все свои идеи.

Какие из них самые важные, докажите!

На третьем этапе обработайте свои результаты,

сделайте окончательный вывод.

Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты,

которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.

Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.

После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании внешности

человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.

Литература А.Н. Островский. Приём «Верите ли вы…» Очерки жизни и творчества. - А. Островский родился в том же районе Москвы, где жил Герой М. Лермонтова купец Степан Калашников.  Будущего драматурга называли «Колумбом Замоскворечья»  Он окончи филологический факультет  Московского университета. - Служил секретарем в суде. - Никогда не отказывал себе в удовольствии “хвастнуть нездоровьем”. - По его пьесе снят фильм «Жестокий романс». - Писал о себе: “У русского драматического искусства один только я.  Я — всё: и академия. И меценат, и защита”. - Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти.  Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции или учебной статье. NB: можно совместить с методом проектов.

Литература

А.Н. Островский.

Приём «Верите ли вы…»

Очерки жизни и творчества.

- А. Островский родился в том же районе Москвы, где жил

Герой М. Лермонтова купец Степан Калашников.

  • Будущего драматурга называли «Колумбом Замоскворечья»
  • Он окончи филологический факультет

Московского университета.

- Служил секретарем в суде.

- Никогда не отказывал себе в удовольствии “хвастнуть нездоровьем”.

- По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».

- Писал о себе: “У русского драматического искусства один только я.

Я — всё: и академия. И меценат, и защита”.

- Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их

с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции или

учебной статье. NB: можно совместить с методом проектов.

Литература Приём прогнозирования «Судьба А.С. Пушкина» На стадии вызова предлагает ученикам прочитать стихотворения А.С. Пушкина,  расположенные не в хронологической последовательности: «Роза»,  «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора!..»,  «Если жизнь тебя обманет…» - проекты – этапы биографии поэта На стадии осмысления следуют задания:  1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения; 3) соотнесите периоды творчества с портретами поэта. На стадии рефлексии : После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает  правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует представление  ученических проектов об этих этапах в жизни поэта.

Литература

Приём прогнозирования

«Судьба А.С. Пушкина»

На стадии вызова предлагает ученикам прочитать стихотворения А.С. Пушкина,

расположенные не в хронологической последовательности:

«Роза»,

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»),

«Пора, мой друг, пора!..»,

«Если жизнь тебя обманет…» - проекты – этапы биографии поэта

На стадии осмысления следуют задания:

1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую

последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического

героя, его мироощущение;

2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего

эти стихотворения;

3) соотнесите периоды творчества с портретами поэта.

На стадии рефлексии : После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает

правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них

соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует представление

ученических проектов об этих этапах в жизни поэта.

Литература. РК Приём прогнозирования «Михаил Лермонтов – поэт и художник»  Это второй урок после знакомства с биографией поэта.  К уроку самостоятельно ученики подбирают стихотворения, посвященные Кавказу.  На стадии вызова : - Он был одним из первых русских художников,  начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию»  рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему  материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа  талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.  На стадии осмысления и размышления : Ученики (1 группа) представляют картины  художника Лермонтова. 2. Ученики 2 группы зачитывают стихотворения, по их мнению, подходящие к данному изображению.  На стадии рефлексии : делают выводы. Домашнее задание : сочинение – миниатюра  «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ».  И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы - У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны!

Литература. РК

Приём прогнозирования

«Михаил Лермонтов – поэт и художник»

Это второй урок после знакомства с биографией поэта.

К уроку самостоятельно ученики подбирают стихотворения,

посвященные Кавказу.

На стадии вызова : - Он был одним из первых русских художников,

начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался,

что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию»

рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему

материалом для будущих картин.

Именно по возвращению с Кавказа

талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.

На стадии осмысления и размышления :

  • Ученики (1 группа) представляют картины

художника Лермонтова.

2. Ученики 2 группы зачитывают

стихотворения, по их мнению, подходящие

к данному изображению.

На стадии рефлексии : делают выводы.

Домашнее задание : сочинение – миниатюра

«Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ».

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы -

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

  Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает

приём “толстых” и “тонких” вопросов .Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Тонкие” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Толстые” вопросы

Кто?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

 

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Что?

Почему, вы думаете ...?

 

Почему вы считаете ...?

Когда?

 

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Как звать ...?

Что, если ...?

 

Может ...?

Было ли ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Заданный вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса — относить его к “тонким” или “толстым”.

Ведущее место среди методов, которые формируют компетенции, принадлежит

методу проектов , приобретающему все большую популярность за счет рационального

сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных

проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» , -

вот основной тезис метода проектов.

При внедрении проектной технологии было тысячи «против» и совсем немного «за».

И бесконечная череда вопросов: как? когда? зачем? Но чем больше я вникала в эту проблему,

тем яснее понимала: проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения

современных информационных технологий, личностно ориентированного обучения и 

самостоятельной работы учащихся.

Соблюдение этих условий даёт хорошие результаты работы: в течение года

мои ученики выступали с проектами по темам:

«Лексика: теория и практика» совместный проект учащихся 7 и 9 класса,

«Сочиняем сказки»,

«Учитель, перед именем твоим…»,

«Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова: путеводитель по памятным

местам»,

«Поэты и писатели земли Петровской».

Самые юные ученики доказали: «Ничего нет трудного, если есть желание».

Система подготовки к ЕГЭ Часть 3 (сочинение по прочитанному тексту) ВЫПОЛНЕНИЕ ЧАСТИ 3 (ТЕОРИЯ): приёмы – ассоциативный ряд, инсерт, кластеры, «ключевые слова», «верные и неверные утверждения», «верите ли вы», чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы. АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (практика) - навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и

Система подготовки к ЕГЭ

Часть 3 (сочинение по прочитанному тексту)

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ЧАСТИ 3 (ТЕОРИЯ): приёмы – ассоциативный ряд, инсерт, кластеры, «ключевые слова», «верные и неверные утверждения», «верите ли вы», чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы.
  • АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (практика) - навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание".

  Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:

1. Регулярная писать.

2. Интересные темы.

3. Образцы.

4. Читательская аудитория.

5. Привычка править.

6. Помощь других.

Алгоритм создания письменного текста

1. Инвентаризация.

2. Составление чернового текста.

3. Правка.

4. Редактирование. Навыки редактирования состоят из трех моментов:

- забота о том, чтобы произведение было правильным;

- умение видеть ошибки;

- умение исправить ошибки.

5. Издание. Издание можно провести в различных формах: стендовая публикация, публикация в сборнике, читка в "писательском кресле".

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ШАБЛОНАМИ– эссе, чтение с остановками, исследование текста, инсерт, ключевые термины, ключевые слова, «толстые» и «тонкие» вопросы.

Приём: стратегия «зигзаг», свободная дискуссия

ТЕОРИЯ – ПРАКТИКА - ТЕОРИЯ

1 стадия – постановка вопросов, задач эксперимента –

  • Что за жанр: сочинение-рассуждение? Какие требования предъявляются к сочинению по прочитанному тексту? В каком стиле выполняется работа? Из каких частей состоит? Важно ли сохранять хронологическую последовательность? Важно ли абзацное членение? Что такое форма построения? Важна ли в такой работе логика? Какие «пять шагов» нужно сделать, что работа соответствовала требованиям ЕГЭ?
  • Что за жанр: сочинение-рассуждение?
  • Какие требования предъявляются к сочинению по прочитанному тексту?
  • В каком стиле выполняется работа?
  • Из каких частей состоит?
  • Важно ли сохранять хронологическую последовательность?
  • Важно ли абзацное членение?
  • Что такое форма построения?
  • Важна ли в такой работе логика?
  • Какие «пять шагов» нужно сделать, что работа соответствовала требованиям ЕГЭ?

– записываем и в режиме «активное слушание», используем прием «инсерт».

2 стадия – смысловая – учащиеся получают шаблоны (вариант № 13 , 23 , 29 ) сочинения и редактируют текст, отмечая ответы на поставленные вопросы.

3 стадия – размышления - презентация результатов экспериментального анализа текстов и попытка аргументированного ответа на поставленные в начале урока вопросы.

Рефлексия – экспертная работа как образец.

Заключение

Итак, попытаюсь обобщить, при каких условиях можно говорить об использовании

педагогических технологий как средства повышения эффективности обучения на уроках русского

языка и литературы.

Первым условием представляется выстраивание любого учебного задания в более широкий,

нежели ситуация данного урока, контекст.

Учитель должен систематически организовывать рефлексивное пространство, в котором у

учащихся возникала бы необходимость ответить на вопрос, что и зачем мы сегодня делали.

Во-вторых , исключительно важно создавать условия, побуждающие учеников использовать

приобретаемые в предмете умения во внепредметном контексте. Учитель на уроках должен

инициировать осмысление опыта применения учащимися умений и навыков, приобретенных на

предметном материале, в других ситуациях и на другом материале, помогать увидеть реальную

ценность того или иного умения.

Положительной стороной данного опыта является именно практическая направленность:

предлагаемый опыт работы призван способствовать познавательным, нравственным и воспитательным

задачам, расширять и углублять кругозор учащихся.

Основная ценность представленного опыта состоит в том, что она ориентирует выпускников

на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы, при этом

новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся

неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде

нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных

педагогических технологиях, которые помогают учителю готовить ученика, умеющего действовать

не только по образцу, но и самостоятельно, получающего необходимую информацию из максимального

количества источников, умеющего её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели,

экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Из данного описания опыта педагогической работы следует, что выпускник должен обладать умениями

получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций

и применять в реальных ситуациях.

Основная проблема - отсутствие технических средств обучения!

Основная проблема -

отсутствие технических средств обучения!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!