СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание особенностей нормативного коммуникативно-речевого поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание особенностей нормативного коммуникативно-речевого поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Описание особенностей нормативного коммуникативно-речевого поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол наблюдения за коммуникативно-речевым поведением ребенка


Наблюдаете ли Вы такое поведение у ребенка?

Да, часто

(в большин

стве подобных ситуаций)


Иногда

(примерно в половине подобных ситуаций)


Изредка

(один-два раза наблюда

лось подобное поведение)

Нет, никогда





Ситуация 1. Во время общения и взаимодействия со знакомыми сверстниками (в быту, в игре, на прогулках)…





а) проявляет инициативу в речевом общении: задает вопросы, обращается с просьбами, предложениями





б) обменивается мыслями с собеседниками, высказывает свое мнение доброжелательно и аргументировано





в) слушает и слышит других детей, отвечая на их реплики и действия словами, взглядами, мимикой, жестами, действиями…





г) в ходе общения рассказывает о чем-либо, вызывая интерес и удерживая внимание собеседников





д) разворачивает и поддерживает диалогическое речевое общение в виде ряда взаимосвязанных высказываний





Ситуация 2. Знакомясь со сверстниками …





а) первый обращается с инициативой знакомства, вопросом, просьбой, предложением





б) отвечает на вопросы, поддерживает диалог, задавая встречные вопросы





в) для установления контакта рассказывает о чем-либо, вызывая интерес и удерживая внимание собеседников





г) использует комментирующие и рассуждающие высказывания, наблюдая за реакцией собеседника и учитывая ее в дальнейшем общении





д) завершает коммуникативную ситуацию знакомства этикетными речевыми высказываниями





Ситуация 3. Во время общения и взаимодействия со знакомыми взрослыми…





а) использует обращения, слова и фразы с учетом особенностей межличностных отношений (степени «близости» взрослого собеседника)





б) слушает обращенную к нему речь взрослого, не перебивает, проявляет внимание к речи собеседника, реагируя на услышанное словами, взглядами, мимикой, жестами, действиями





в) не вмешивается в разговор взрослых, но при необходимости обращается ко взрослым во время их разговора, уместно используя этикетные речевые формулы





г) проявляет инициативу в речевом общении: задает вопросы взрослым, обращается с просьбами, предложениями, высказывает свое мнение





д) не стремится к доминированию в беседе, прислушивается к мнению взрослого собеседника, легко перестраивается при изменении темы разговора





Ситуация 4. Во время общения с незнакомыми взрослыми (в гостях, магазине, поликлинике и т.п.) …





а) использует речевые этикетные формулы приветствия и прощания адекватно ситуации





б) развернуто и адресно отвечает на заданные вопросы





в) не молчит, если не расслышал или не понял того, что ему сказали, а вежливо переспрашивает





г) задает уместные (соответствующие теме и ситуации общения) вопросы





д) при необходимости обращается с просьбами, высказывает свое мнение, проявляя относительную сдержанность в мимике, жестах, позе





Ситуация 5. При рассказе о событиях, происшествиях, собственных впечатлениях от компьютерной игры, чтения книги, просмотра телепередачи, посещения зоопарка, цирка, театра и т.п…





а) говорит развернуто и связно, стараясь, чтобы собеседник его понял





б) учитывает опыт, интересы и потребности собеседника, (разным собеседникам рассказывает об одном и том же по-разному)





в) использует образные речевые средства, мимику, жесты, интонационную выразительность, вызывая интерес и удерживая внимание собеседника





г) вовлекает собеседника в обмен мнениями и впечатлениями (например: «Правда же, он молодец?»)





д) может удерживать внимание сразу нескольких собеседников, проявляя способность к публичной речи






Примечание. Обработка данных наблюдений осуществляется посредством балльной системы: первый тип ответа оценивается в 3 балла, второй – в 2, третий – в 1 и четвертый в 0 баллов. Максимальное количество баллов при заполнении анкеты – 75 баллов.


Описание особенностей нормативного коммуникативно-речевого поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, представленное в работах А. Г. Арушановой, Н. А. Лемяскиной, Н. А. Горловой, позволяет квалифицировать полученные данные следующим образом:

75-60 баллов – высокий уровень коммуникативно-речевого развития ребенка;

60-45 баллов – средний (соответствующий возрастной норме) уровень коммуникативно-речевого развития;

ниже 45 баллов – уровень коммуникативно-речевого развития ниже возрастной нормы.

Наблюдение и оценка осуществляется педагогами и родителями, итоговая оценка сформированности эффективного коммуникативно-речевого поведения у обучающегося с ТНР осуществляется на основе среднего балла по каждому параметру.


Источник:

Фуряева Т.В., Пецух О.П. Гуманизация дискурсивных практик профессионально-педагогического сообщества в дополнительном образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – с. 226-230



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!