Наблюдаете ли Вы такое поведение у ребенка? | Да, часто (в большин стве подобных ситуаций) | Иногда (примерно в половине подобных ситуаций) | Изредка (один-два раза наблюда лось подобное поведение) | Нет, никогда |
Ситуация 1. Во время общения и взаимодействия со знакомыми сверстниками (в быту, в игре, на прогулках)… | | | | |
а) проявляет инициативу в речевом общении: задает вопросы, обращается с просьбами, предложениями | | | | |
б) обменивается мыслями с собеседниками, высказывает свое мнение доброжелательно и аргументировано | | | | |
в) слушает и слышит других детей, отвечая на их реплики и действия словами, взглядами, мимикой, жестами, действиями… | | | | |
г) в ходе общения рассказывает о чем-либо, вызывая интерес и удерживая внимание собеседников | | | | |
д) разворачивает и поддерживает диалогическое речевое общение в виде ряда взаимосвязанных высказываний | | | | |
Ситуация 2. Знакомясь со сверстниками … | | | | |
а) первый обращается с инициативой знакомства, вопросом, просьбой, предложением | | | | |
б) отвечает на вопросы, поддерживает диалог, задавая встречные вопросы | | | | |
в) для установления контакта рассказывает о чем-либо, вызывая интерес и удерживая внимание собеседников | | | | |
г) использует комментирующие и рассуждающие высказывания, наблюдая за реакцией собеседника и учитывая ее в дальнейшем общении | | | | |
д) завершает коммуникативную ситуацию знакомства этикетными речевыми высказываниями | | | | |
Ситуация 3. Во время общения и взаимодействия со знакомыми взрослыми… | | | | |
а) использует обращения, слова и фразы с учетом особенностей межличностных отношений (степени «близости» взрослого собеседника) | | | | |
б) слушает обращенную к нему речь взрослого, не перебивает, проявляет внимание к речи собеседника, реагируя на услышанное словами, взглядами, мимикой, жестами, действиями | | | | |
в) не вмешивается в разговор взрослых, но при необходимости обращается ко взрослым во время их разговора, уместно используя этикетные речевые формулы | | | | |
г) проявляет инициативу в речевом общении: задает вопросы взрослым, обращается с просьбами, предложениями, высказывает свое мнение | | | | |
д) не стремится к доминированию в беседе, прислушивается к мнению взрослого собеседника, легко перестраивается при изменении темы разговора | | | | |
Ситуация 4. Во время общения с незнакомыми взрослыми (в гостях, магазине, поликлинике и т.п.) … | | | | |
а) использует речевые этикетные формулы приветствия и прощания адекватно ситуации | | | | |
б) развернуто и адресно отвечает на заданные вопросы | | | | |
в) не молчит, если не расслышал или не понял того, что ему сказали, а вежливо переспрашивает | | | | |
г) задает уместные (соответствующие теме и ситуации общения) вопросы | | | | |
д) при необходимости обращается с просьбами, высказывает свое мнение, проявляя относительную сдержанность в мимике, жестах, позе | | | | |
Ситуация 5. При рассказе о событиях, происшествиях, собственных впечатлениях от компьютерной игры, чтения книги, просмотра телепередачи, посещения зоопарка, цирка, театра и т.п… | | | | |
а) говорит развернуто и связно, стараясь, чтобы собеседник его понял | | | | |
б) учитывает опыт, интересы и потребности собеседника, (разным собеседникам рассказывает об одном и том же по-разному) | | | | |
в) использует образные речевые средства, мимику, жесты, интонационную выразительность, вызывая интерес и удерживая внимание собеседника | | | | |
г) вовлекает собеседника в обмен мнениями и впечатлениями (например: «Правда же, он молодец?») | | | | |
д) может удерживать внимание сразу нескольких собеседников, проявляя способность к публичной речи | | | | |
Описание особенностей нормативного коммуникативно-речевого поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, представленное в работах А. Г. Арушановой, Н. А. Лемяскиной, Н. А. Горловой, позволяет квалифицировать полученные данные следующим образом:
60-45 баллов – средний (соответствующий возрастной норме) уровень коммуникативно-речевого развития;
ниже 45 баллов – уровень коммуникативно-речевого развития ниже возрастной нормы.
Наблюдение и оценка осуществляется педагогами и родителями, итоговая оценка сформированности эффективного коммуникативно-речевого поведения у обучающегося с ТНР осуществляется на основе среднего балла по каждому параметру.
Фуряева Т.В., Пецух О.П. Гуманизация дискурсивных практик профессионально-педагогического сообщества в дополнительном образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – с. 226-230