СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание памятника Якубу Коласу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению - описанию памятника Якубу Коласу

Просмотр содержимого документа
«Описание памятника Якубу Коласу»

ГУО «Гимназия №2 г.Минска»  Сочинение – описание  ПАМЯТНИКА ЯКУБУ КОЛАСУ В МИНСКЕ.  Автор - ЗАИР ИСААКОВИЧ АЗГУР  Учитель русского языка и литературы высшей категории Л.Н.Булыгина 2022-2023 учебный год

ГУО «Гимназия №2 г.Минска» Сочинение – описание ПАМЯТНИКА ЯКУБУ КОЛАСУ В МИНСКЕ. Автор - ЗАИР ИСААКОВИЧ АЗГУР Учитель русского языка и литературы высшей категории Л.Н.Булыгина

2022-2023 учебный год

Цель урока:   — организовать деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения – описания памятника поэту Якубу Коласу; — формировать умение создавать текст - описание памятника; — способствовать формированию творческого воображения учащихся, расширять их кругозор; — содействовать воспитанию чувства любви к родному краю, народу, поэтам и писателям Беларуси.

Цель урока:

  • организовать деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения – описания памятника поэту Якубу Коласу;
  • формировать умение создавать текст - описание памятника;
  • способствовать формированию творческого воображения учащихся, расширять их кругозор;
  • содействовать воспитанию чувства любви к родному краю, народу, поэтам и писателям Беларуси.
Задачи урока и планируемые результаты: 1) закрепить знание структуры текста-описания памятника, особенностей публицистического стиля;  2) расширить словарный запас введением архитектурных терминов;  3) развить устную (монологическую) и письменную речь;  4) расширить знания об истории своего города;  5) воспитывать любовь к родному городу;  6) формировать гражданскую позицию. Планируемые (конечные) результаты:  1) знание учащимися основных признаков публицистического стиля, структуры и особенностей описания памятника своего города;  2) умение создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений.

Задачи урока и планируемые результаты:

  • 1) закрепить знание структуры текста-описания памятника, особенностей публицистического стиля; 2) расширить словарный запас введением архитектурных терминов; 3) развить устную (монологическую) и письменную речь; 4) расширить знания об истории своего города; 5) воспитывать любовь к родному городу; 6) формировать гражданскую позицию.
  • Планируемые (конечные) результаты: 1) знание учащимися основных признаков публицистического стиля, структуры и особенностей описания памятника своего города; 2) умение создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений.
03.11.2022 г.- 140 лет со дня рождения Якуба Коласа, народного поэта Беларуси (1882- 1956 гг)

03.11.2022 г.- 140 лет со дня рождения Якуба Коласа, народного поэта Беларуси (1882- 1956 гг)

 Словарно-семантическая работа: постамент, пьедестал, достопримечательность, барельеф, стела, мемориал, обелиск   1) постамент - возвышение, служащее основанием памятника, колон-ны, статуи, пьедестал; 2) барельеф- это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема. 3) стела-каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями; 4) мемориал-архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековече-ния памяти о ком-либо или о чём-либо; 5) монументальная (архитектура)- МОНУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Производящий впечатление мощностью, величиной; грандиозный.

Словарно-семантическая работа: постамент, пьедестал, достопримечательность, барельеф, стела, мемориал, обелиск

  • 1) постамент - возвышение, служащее основанием памятника, колон-ны, статуи, пьедестал;
  • 2) барельеф- это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема.
  • 3) стела-каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями;
  • 4) мемориал-архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековече-ния памяти о ком-либо или о чём-либо;
  • 5) монументальная (архитектура)- МОНУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Производящий впечатление мощностью, величиной; грандиозный.
        Якуб Колас  Якуб Колас – советский белорусский классик, основоположник нового стиля современной литературы, писатель, поэт, академик Белорусской ССР.  Его настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич. Родился в Окинчицах (Минская область) в 1882 году. Якуба Коласа чтят не только на родине, но и по всему миру. В Республике Беларусь его именем названы несколько улиц, площадь в Минске, театры. Его литературные произведения неоднократно экранизировались.

Якуб Колас Якуб Колас – советский белорусский классик, основоположник нового стиля современной литературы, писатель, поэт, академик Белорусской ССР. Его настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич. Родился в Окинчицах (Минская область) в 1882 году. Якуба Коласа чтят не только на родине, но и по всему миру. В Республике Беларусь его именем названы несколько улиц, площадь в Минске, театры. Его литературные произведения неоднократно экранизировались.

    Одна из скульптурных композиций - «Дед Талаш» - изображает героев фильма, снятого на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Сергеем Шульгой по повести Якуба Коласа «Дрыгва». Дед Талаш – реальный человек, герой партизанского движения. Свою историю Якубу Коласу он рассказал сам.

Одна из скульптурных композиций - «Дед Талаш» - изображает героев фильма, снятого на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Сергеем Шульгой по повести Якуба Коласа «Дрыгва». Дед Талаш – реальный человек, герой партизанского движения. Свою историю Якубу Коласу он рассказал сам.

  Сымон Музыка – герой лирической поэмы Якуба Коласа об одаренном мальчике-музыканте из народа, о его любви к искусству и свободе.

Сымон Музыка – герой лирической поэмы Якуба Коласа об одаренном мальчике-музыканте из народа, о его любви к искусству и свободе.

         Якуб Колас считается в Бела-руси национальным героем. Он является одним из самых выда-ющихся литературных деятелей страны и народным поэтом Бе-ларуси.. Памятник Якубу Коласу был установлен к девяностой годовщине с его дня рождения в 1972 году. Кроме самой скульп-туры поэта, были также уста-новлены и скульптуры героев его произведений. Фигура Якуба Колоса восседает на камне, углубившись в свои мысли. Высота скульптуры составляет восемь метров.

Якуб Колас считается в Бела-руси национальным героем. Он является одним из самых выда-ющихся литературных деятелей страны и народным поэтом Бе-ларуси.. Памятник Якубу Коласу был установлен к девяностой годовщине с его дня рождения в 1972 году. Кроме самой скульп-туры поэта, были также уста-новлены и скульптуры героев его произведений. Фигура Якуба Колоса восседает на камне, углубившись в свои мысли. Высота скульптуры составляет восемь метров.

Справа от него разместился дед Талаш с юным разведчиком Панасом, слева — Сымон-музыка с Ганкой. Персонажи, окружающие своего автора, являются олицетворениями двух направлений творчества поэта — лирического и патрио-тического. Завершают архитек-турный ансамбль три фонтана, стилизованных под ржаной колос. Интересным фактом об этой скульптуре является то, что в год её открытия неподалеку были высажены молодые березы и ивы.

Справа от него разместился дед Талаш с юным разведчиком Панасом, слева — Сымон-музыка с Ганкой. Персонажи, окружающие своего автора, являются олицетворениями двух направлений творчества поэта — лирического и патрио-тического. Завершают архитек-турный ансамбль три фонтана, стилизованных под ржаной колос. Интересным фактом об этой скульптуре является то, что в год её открытия неподалеку были высажены молодые березы и ивы.

15.01.2023 г.- 115 лет со дня рождения Заира Исааковича Азгура, белорусского скульптора –монументалиста (1908- 1995 гг)

15.01.2023 г.- 115 лет со дня рождения Заира Исааковича Азгура, белорусского скульптора –монументалиста (1908- 1995 гг)

Самая значительная монументальная работа скульптора в 1950-я гг. – рельеф для обелиска на площади Победы в Минске.  Памятник Якубу Коласу, установленный на одноимённой площади в Минске, стал символом Беларуси.

Самая значительная монументальная работа скульптора в 1950-я гг. – рельеф для обелиска на площади Победы в Минске. Памятник Якубу Коласу, установленный на одноимённой площади в Минске, стал символом Беларуси.

Азгур обращался к образу Якуба Коласа много раз. Как вспоминает мастер: «Мне не аднойчы даводзілася ствараць скульптурны вобраз Якуба Коласа, упершыню яшчэ ў 20-я гады. Чатыры разы ляпіў паэта з натуры. Вось чаму работу над помнікам паэту лічу завяршэннем тэмы, якая прайшла, пэўна, праз усё маё жыццё».

Азгур обращался к образу Якуба Коласа много раз. Как вспоминает мастер: «Мне не аднойчы даводзілася ствараць скульптурны вобраз Якуба Коласа, упершыню яшчэ ў 20-я гады. Чатыры разы ляпіў паэта з натуры. Вось чаму работу над помнікам паэту лічу завяршэннем тэмы, якая прайшла, пэўна, праз усё маё жыццё».

Заир Исаакович Азгур родился 15 января   1908 г. в деревне Молчаны Сенненского района. В 1909 г. семья переехала в Витебск.  В 1921 – 1922 гг. учился в частной студии Ю.М.Пена, затем - в Витебском художествен-но – техническом институте. В 1923 г. инсти-тут реорганизовали в Витебский художест-венный техникум, Заир Азгур был зачислен на отделение скульптуры. После окончания тех-никума Заир Азгур поехал в Ленинград, где учил-ся в Высшем художественно-техническом ин-ституте (1926-1928 гг.). Продолжил образова-ние в Киевском художественном институте и в Тбилисской академии художеств.  С 1923 года он принимал активное участие в выставках.  В 1930 году Заир Исаакович возвратился в г. Минск.  1930-е гг. — период творческого становления З. И. Азгура.

Заир Исаакович Азгур родился 15 января   1908 г. в деревне Молчаны Сенненского района. В 1909 г. семья переехала в Витебск. В 1921 – 1922 гг. учился в частной студии Ю.М.Пена, затем - в Витебском художествен-но – техническом институте. В 1923 г. инсти-тут реорганизовали в Витебский художест-венный техникум, Заир Азгур был зачислен на отделение скульптуры. После окончания тех-никума Заир Азгур поехал в Ленинград, где учил-ся в Высшем художественно-техническом ин-ституте (1926-1928 гг.). Продолжил образова-ние в Киевском художественном институте и в Тбилисской академии художеств. С 1923 года он принимал активное участие в выставках. В 1930 году Заир Исаакович возвратился в г. Минск. 1930-е гг. — период творческого становления З. И. Азгура.

Задание: проявить умение создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений.    Черновик Прогулка вокруг памятника Якубу Коласу  Направляясь 3 ноября на Комаров-ский рынок, я читал в метро газету, которая очень кстати напомнила, что как раз сегодня 140-й день рождения человека, чьё имя (точнее, чей псевдо-ним) носит сегодня бывшая Комаров-ская площадь. А заодно и 50-я годов-щина открытия ему памятника. Вот он, издалека, с противоположной стороны Проспекта Независимости.

Задание: проявить умение создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений.

Черновик

Прогулка вокруг памятника Якубу Коласу

Направляясь 3 ноября на Комаров-ский рынок, я читал в метро газету, которая очень кстати напомнила, что как раз сегодня 140-й день рождения человека, чьё имя (точнее, чей псевдо-ним) носит сегодня бывшая Комаров-ская площадь. А заодно и 50-я годов-щина открытия ему памятника.

Вот он, издалека, с противоположной стороны Проспекта Независимости.

Подойдём поближе, восполь-зовавшись, разумеется, под-земным переходом, и посмот-рим на творение скульптора Заира Азгура и архитекторов Юрия Градова, Георгия Забор-ского и Леонида Левина (все авторы, отметим, более чем известные фигуры белорусского монументального искусства; о некоторых очень интересных деталях их совместной работы можно рассказывать долго )..
  • Подойдём поближе, восполь-зовавшись, разумеется, под-земным переходом, и посмот-рим на творение скульптора Заира Азгура и архитекторов Юрия Градова, Георгия Забор-ского и Леонида Левина (все авторы, отметим, более чем известные фигуры белорусского монументального искусства; о некоторых очень интересных деталях их совместной работы можно рассказывать долго )..
В год открытия памятника (1972) я учился в девятом классе и дважды в день - по пути в школу и обратно - смотрел из окна троллейбуса на строительство. Вопреки распространенному мнению, постамент изготовлен вовсе не из камня. Скульптура целиком металлическая, и собирали эту громадину по частям. Сперва привезли основание, потом нижнюю часть туловища - и в течение нескольких дней на площади сидели громадные брюки, обутые в ботинки (эх, не сообразил запечатлеть это зрелище на фотопленку!).
  • В год открытия памятника (1972) я учился в девятом классе и дважды в день - по пути в школу и обратно - смотрел из окна троллейбуса на строительство. Вопреки распространенному мнению, постамент изготовлен вовсе не из камня. Скульптура целиком металлическая, и собирали эту громадину по частям. Сперва привезли основание, потом нижнюю часть туловища - и в течение нескольких дней на площади сидели громадные брюки, обутые в ботинки (эх, не сообразил запечатлеть это зрелище на фотопленку!).
Ну а потом
  • Ну а потом "батька Якуб" уселся уже всерьёз и надолго в створе бывшего Зеленого кольца, нынешней улицы Веры Хоружей.
По обе стороны монумента - меньшие по размеру памятники героям книг Якуба Коласа. Это играет (отчего-то без смычка) на своей скрипке Сымон-музыка, а Ганка слушает его.
  • По обе стороны монумента - меньшие по размеру памятники героям книг Якуба Коласа. Это играет (отчего-то без смычка) на своей скрипке Сымон-музыка, а Ганка слушает его.
А это персонажи
  • А это персонажи "Дрыгвы" - дед Талаш и его внук Панас.
Надо сказать, что ,безусловно, входящий (наряду с Янкой Купалой и Максимом Богдановичем) в число классиков белорусской поэзии, Якуб Колас в наши дни воспринимается в каком-то смысле не так, как его упомянутые современники. Богданович и Купала - по разным причинам - фигуры траги-ческие, а Колас после пережитых в дореволюционные времена неприятностей (тюремный срок за участие в несанкциони-рованном, выражаясь по-нынешнему, съезде учителей), затем прожил вполне благополучную жизнь - без малого три десятилетия был вице-президентом Академии наук БССР, состоял депутатом союзного и республиканского Верховных Советов, получил от государства роскошную по тем временам дачу (которую, впрочем, передал потом Союзу писателей для устройства Дома творчества)...
  • Надо сказать, что ,безусловно, входящий (наряду с Янкой Купалой и Максимом Богдановичем) в число классиков белорусской поэзии, Якуб Колас в наши дни воспринимается в каком-то смысле не так, как его упомянутые современники. Богданович и Купала - по разным причинам - фигуры траги-ческие, а Колас после пережитых в дореволюционные времена неприятностей (тюремный срок за участие в несанкциони-рованном, выражаясь по-нынешнему, съезде учителей), затем прожил вполне благополучную жизнь - без малого три десятилетия был вице-президентом Академии наук БССР, состоял депутатом союзного и республиканского Верховных Советов, получил от государства роскошную по тем временам дачу (которую, впрочем, передал потом Союзу писателей для устройства Дома творчества)...
Дача , которую Якуб Колас передал Союзу писателей для устройства Дома творчества...

Дача , которую Якуб Колас передал Союзу писателей для устройства Дома творчества...

Заключение Почитайте еще вот эти «прелюбопытные» мемуары. Но даже одной строки про

Заключение

  • Почитайте еще вот эти «прелюбопытные» мемуары. Но даже одной строки про "мой родны кут", попавшей в резонанс, вполне достаточно для того, чтобы остаться навсегда в памяти народной - и заслу-жить этот памятник.
  • С днём рождения!
. Беседа об особенностях публицистического стиля:   •  С какой целью и где употребляется публицистический стиль? (Примерный ответ: Для передачи общественно значимой информации через СМИ; цель – воздействие на читателей, слушателей, убеждение их в чем-либо; внушение определенных идей, взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям) •  Каковы основные признаки публицистического стиля? (Примерный ответ: Логичность, образность, эмоциональность, призывность, текст обычно строится как рассуждение) (используется памятка «Стили речи) •  Какая информация в ваших сочинениях будет общественно значимой? •  Какие убеждения должны прозвучать в ваших сочинениях?

. Беседа об особенностях публицистического стиля:

  • С какой целью и где употребляется публицистический стиль? (Примерный ответ: Для передачи общественно значимой информации через СМИ; цель – воздействие на читателей, слушателей, убеждение их в чем-либо; внушение определенных идей, взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям)
  • Каковы основные признаки публицистического стиля? (Примерный ответ: Логичность, образность, эмоциональность, призывность, текст обычно строится как рассуждение) (используется памятка «Стили речи)
  • Какая информация в ваших сочинениях будет общественно значимой?
  • Какие убеждения должны прозвучать в ваших сочинениях?
Примерные вопросы к плану :   1. По какому поводу был воздвигнут памятник? 2. Где он расположен? 3. Когда он был создан? 4. Кто его автор? 5. Какое впечатление он производит на смотрящего? 6. Нравится ли вам этот памятник? Обсуждение составленных планов.

Примерные вопросы к плану :

  • 1. По какому поводу был воздвигнут памятник?
  • 2. Где он расположен?
  • 3. Когда он был создан?
  • 4. Кто его автор?
  • 5. Какое впечатление он производит на смотрящего?
  • 6. Нравится ли вам этот памятник?
  • Обсуждение составленных планов.
Примерные планы I. 1. Роль памятника в истории города.  2. Ландшафт на месте сооружения архитектурного сооружения.  3. Описание памятника .  4. Отношение к памятнику жителей города. II. 1. Знание истории своего города – обязанность каждого.  2. Обелиск на площади Победы, создание рельефа. Памятник Якубу Коласу. Что их объединяет? 4. Мое отношение к памятнику.

Примерные планы

  • I. 1. Роль памятника в истории города.
  • 2. Ландшафт на месте сооружения архитектурного сооружения.
  • 3. Описание памятника .
  • 4. Отношение к памятнику жителей города.
  • II. 1. Знание истории своего города – обязанность каждого.
  • 2. Обелиск на площади Победы, создание рельефа. Памятник Якубу Коласу. Что их объединяет?
  • 4. Мое отношение к памятнику.
Домашнее задание Написать на черновиках публицистическое сочинение – описание памятника Якубу Коласу в Минске .

Домашнее задание

  • Написать на черновиках публицистическое сочинение – описание памятника Якубу Коласу в Минске .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!