ГУО «Гимназия №2 г.Минска» Сочинение – описание ПАМЯТНИКА ЯКУБУ КОЛАСУ В МИНСКЕ. Автор - ЗАИР ИСААКОВИЧ АЗГУР Учитель русского языка и литературы высшей категории Л.Н.Булыгина
2022-2023 учебный год
Цель урока:
- — организовать деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения – описания памятника поэту Якубу Коласу;
- — формировать умение создавать текст - описание памятника;
- — способствовать формированию творческого воображения учащихся, расширять их кругозор;
- — содействовать воспитанию чувства любви к родному краю, народу, поэтам и писателям Беларуси.
Задачи урока и планируемые результаты:
- 1) закрепить знание структуры текста-описания памятника, особенностей публицистического стиля; 2) расширить словарный запас введением архитектурных терминов; 3) развить устную (монологическую) и письменную речь; 4) расширить знания об истории своего города; 5) воспитывать любовь к родному городу; 6) формировать гражданскую позицию.
- Планируемые (конечные) результаты: 1) знание учащимися основных признаков публицистического стиля, структуры и особенностей описания памятника своего города; 2) умение создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений.
03.11.2022 г.- 140 лет со дня рождения Якуба Коласа, народного поэта Беларуси (1882- 1956 гг)
Словарно-семантическая работа: постамент, пьедестал, достопримечательность, барельеф, стела, мемориал, обелиск
- 1) постамент - возвышение, служащее основанием памятника, колон-ны, статуи, пьедестал;
- 2) барельеф- это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема.
- 3) стела-каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями;
- 4) мемориал-архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековече-ния памяти о ком-либо или о чём-либо;
- 5) монументальная (архитектура)- МОНУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Производящий впечатление мощностью, величиной; грандиозный.
Якуб Колас Якуб Колас – советский белорусский классик, основоположник нового стиля современной литературы, писатель, поэт, академик Белорусской ССР. Его настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич. Родился в Окинчицах (Минская область) в 1882 году. Якуба Коласа чтят не только на родине, но и по всему миру. В Республике Беларусь его именем названы несколько улиц, площадь в Минске, театры. Его литературные произведения неоднократно экранизировались.
Одна из скульптурных композиций - «Дед Талаш» - изображает героев фильма, снятого на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Сергеем Шульгой по повести Якуба Коласа «Дрыгва». Дед Талаш – реальный человек, герой партизанского движения. Свою историю Якубу Коласу он рассказал сам.
Сымон Музыка – герой лирической поэмы Якуба Коласа об одаренном мальчике-музыканте из народа, о его любви к искусству и свободе.
Якуб Колас считается в Бела-руси национальным героем. Он является одним из самых выда-ющихся литературных деятелей страны и народным поэтом Бе-ларуси.. Памятник Якубу Коласу был установлен к девяностой годовщине с его дня рождения в 1972 году. Кроме самой скульп-туры поэта, были также уста-новлены и скульптуры героев его произведений. Фигура Якуба Колоса восседает на камне, углубившись в свои мысли. Высота скульптуры составляет восемь метров.
Справа от него разместился дед Талаш с юным разведчиком Панасом, слева — Сымон-музыка с Ганкой. Персонажи, окружающие своего автора, являются олицетворениями двух направлений творчества поэта — лирического и патрио-тического. Завершают архитек-турный ансамбль три фонтана, стилизованных под ржаной колос. Интересным фактом об этой скульптуре является то, что в год её открытия неподалеку были высажены молодые березы и ивы.
15.01.2023 г.- 115 лет со дня рождения Заира Исааковича Азгура, белорусского скульптора –монументалиста (1908- 1995 гг)
Самая значительная монументальная работа скульптора в 1950-я гг. – рельеф для обелиска на площади Победы в Минске. Памятник Якубу Коласу, установленный на одноимённой площади в Минске, стал символом Беларуси.
Азгур обращался к образу Якуба Коласа много раз. Как вспоминает мастер: «Мне не аднойчы даводзілася ствараць скульптурны вобраз Якуба Коласа, упершыню яшчэ ў 20-я гады. Чатыры разы ляпіў паэта з натуры. Вось чаму работу над помнікам паэту лічу завяршэннем тэмы, якая прайшла, пэўна, праз усё маё жыццё».
Заир Исаакович Азгур родился 15 января 1908 г. в деревне Молчаны Сенненского района. В 1909 г. семья переехала в Витебск. В 1921 – 1922 гг. учился в частной студии Ю.М.Пена, затем - в Витебском художествен-но – техническом институте. В 1923 г. инсти-тут реорганизовали в Витебский художест-венный техникум, Заир Азгур был зачислен на отделение скульптуры. После окончания тех-никума Заир Азгур поехал в Ленинград, где учил-ся в Высшем художественно-техническом ин-ституте (1926-1928 гг.). Продолжил образова-ние в Киевском художественном институте и в Тбилисской академии художеств. С 1923 года он принимал активное участие в выставках. В 1930 году Заир Исаакович возвратился в г. Минск. 1930-е гг. — период творческого становления З. И. Азгура.
Задание: проявить умение создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений.
Черновик
Прогулка вокруг памятника Якубу Коласу
Направляясь 3 ноября на Комаров-ский рынок, я читал в метро газету, которая очень кстати напомнила, что как раз сегодня 140-й день рождения человека, чьё имя (точнее, чей псевдо-ним) носит сегодня бывшая Комаров-ская площадь. А заодно и 50-я годов-щина открытия ему памятника.
Вот он, издалека, с противоположной стороны Проспекта Независимости.
- Подойдём поближе, восполь-зовавшись, разумеется, под-земным переходом, и посмот-рим на творение скульптора Заира Азгура и архитекторов Юрия Градова, Георгия Забор-ского и Леонида Левина (все авторы, отметим, более чем известные фигуры белорусского монументального искусства; о некоторых очень интересных деталях их совместной работы можно рассказывать долго )..
- В год открытия памятника (1972) я учился в девятом классе и дважды в день - по пути в школу и обратно - смотрел из окна троллейбуса на строительство. Вопреки распространенному мнению, постамент изготовлен вовсе не из камня. Скульптура целиком металлическая, и собирали эту громадину по частям. Сперва привезли основание, потом нижнюю часть туловища - и в течение нескольких дней на площади сидели громадные брюки, обутые в ботинки (эх, не сообразил запечатлеть это зрелище на фотопленку!).
- Ну а потом "батька Якуб" уселся уже всерьёз и надолго в створе бывшего Зеленого кольца, нынешней улицы Веры Хоружей.
- По обе стороны монумента - меньшие по размеру памятники героям книг Якуба Коласа. Это играет (отчего-то без смычка) на своей скрипке Сымон-музыка, а Ганка слушает его.
- А это персонажи "Дрыгвы" - дед Талаш и его внук Панас.
- Надо сказать, что ,безусловно, входящий (наряду с Янкой Купалой и Максимом Богдановичем) в число классиков белорусской поэзии, Якуб Колас в наши дни воспринимается в каком-то смысле не так, как его упомянутые современники. Богданович и Купала - по разным причинам - фигуры траги-ческие, а Колас после пережитых в дореволюционные времена неприятностей (тюремный срок за участие в несанкциони-рованном, выражаясь по-нынешнему, съезде учителей), затем прожил вполне благополучную жизнь - без малого три десятилетия был вице-президентом Академии наук БССР, состоял депутатом союзного и республиканского Верховных Советов, получил от государства роскошную по тем временам дачу (которую, впрочем, передал потом Союзу писателей для устройства Дома творчества)...
Дача , которую Якуб Колас передал Союзу писателей для устройства Дома творчества...
Заключение
- Почитайте еще вот эти «прелюбопытные» мемуары. Но даже одной строки про "мой родны кут", попавшей в резонанс, вполне достаточно для того, чтобы остаться навсегда в памяти народной - и заслу-жить этот памятник.
- С днём рождения!
. Беседа об особенностях публицистического стиля:
- • С какой целью и где употребляется публицистический стиль? (Примерный ответ: Для передачи общественно значимой информации через СМИ; цель – воздействие на читателей, слушателей, убеждение их в чем-либо; внушение определенных идей, взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям)
- • Каковы основные признаки публицистического стиля? (Примерный ответ: Логичность, образность, эмоциональность, призывность, текст обычно строится как рассуждение) (используется памятка «Стили речи)
- • Какая информация в ваших сочинениях будет общественно значимой?
- • Какие убеждения должны прозвучать в ваших сочинениях?
Примерные вопросы к плану :
- 1. По какому поводу был воздвигнут памятник?
- 2. Где он расположен?
- 3. Когда он был создан?
- 4. Кто его автор?
- 5. Какое впечатление он производит на смотрящего?
- 6. Нравится ли вам этот памятник?
- Обсуждение составленных планов.
Примерные планы
- I. 1. Роль памятника в истории города.
- 2. Ландшафт на месте сооружения архитектурного сооружения.
- 3. Описание памятника .
- 4. Отношение к памятнику жителей города.
- II. 1. Знание истории своего города – обязанность каждого.
- 2. Обелиск на площади Победы, создание рельефа. Памятник Якубу Коласу. Что их объединяет?
- 4. Мое отношение к памятнику.
Домашнее задание
- Написать на черновиках публицистическое сочинение – описание памятника Якубу Коласу в Минске .