Описание русского национального женского костюма

Категория: Русский язык

Презентация к уроку содержит репродукции картин К.Е. Маковского. Поможет учителю организовать учебную и речевую деятельность учащихся по созданию и восприятию высказывания на заданную тему в устной и письменной форме.

Просмотр содержимого документа
«Описание русского национального женского костюма»

Описание женского русского национального костюма Урок развития речи в 6 классе  Учитель: Щибря Галина Петровна

Описание женского русского национального костюма

Урок развития речи в 6 классе

Учитель: Щибря Галина Петровна

Организационный момент На партах у каждой группы учащихся «Толковый словарь» С.И.Ожегова, цветная иллюстрация, рабочий лист, лист самооценки, тетрадь для правил, дневник

Организационный момент

На партах у каждой группы учащихся

  • «Толковый словарь» С.И.Ожегова,
  • цветная иллюстрация,
  • рабочий лист,
  • лист самооценки,
  • тетрадь для правил,
  • дневник
Введение в речевую ситуацию, формулировка темы урока

Введение в речевую ситуацию, формулировка темы урока

Репродукции картин К.Е. Маковского «Портрет девушки в русском костюме»

Репродукции картин К.Е. Маковского

«Портрет девушки в русском костюме»

«У околицы»

«У околицы»

«За прялкой»( конец 1890-ых)

«За прялкой»( конец 1890-ых)

«Боярышня у окна»

«Боярышня у окна»

«Боярышня» 1880-ые

«Боярышня» 1880-ые

Тема урока Описание женского национального русского костюма

Тема урока

Описание женского национального русского костюма

Определение учебной задачи На уроке составить устное высказывание на тему «Описание девушки в русском народном костюме» Домашнее задание: сочинение «Описание костюма Снегурочки» (см. репродукцию картины В.Васнецова в цветных иллюстрациях учебника Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 6 класс. I часть»)

Определение учебной задачи

  • На уроке составить устное высказывание на тему «Описание девушки в русском народном костюме»
  • Домашнее задание: сочинение «Описание костюма Снегурочки» (см. репродукцию картины В.Васнецова в цветных иллюстрациях учебника Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 6 класс. I часть»)
Формулировка проблемы , нахождение способов её решения План работы Повторить особенности такого типа речи, как описание. Вспомнить особенности композиции описания. Повторить изобразительно-выразительные средства языка. Изучить детали народного костюма. Составить план текста. Создать устное выказывание на заданную тему.

Формулировка проблемы , нахождение способов её решения

План работы

  • Повторить особенности такого типа речи, как описание.
  • Вспомнить особенности композиции описания.
  • Повторить изобразительно-выразительные средства языка.
  • Изучить детали народного костюма.
  • Составить план текста.
  • Создать устное выказывание на заданную тему.
Организация учебной и речевой деятельности по созданию и восприятию высказывания в устной и письменной форме
  • Организация учебной и речевой деятельности по созданию и восприятию высказывания в устной и письменной форме
Словарная работа Костюм Одежда Наряд Гардероб

Словарная работа

  • Костюм
  • Одежда
  • Наряд
  • Гардероб
Значение слов Одежда – совокупность предметов, которыми одевают, облекают тело. Зимняя одежда . Костюм – 1)одежда, платье. Театральный костюм. 2) мужское или женское верхнее платье. Наряд – одежда, костюм. Шутовской наряд. Гардероб – носильное платье, одежда одного человека. Гардероб артистки.

Значение слов

  • Одежда – совокупность предметов, которыми одевают, облекают тело. Зимняя одежда .
  • Костюм – 1)одежда, платье. Театральный костюм. 2) мужское или женское верхнее платье.
  • Наряд – одежда, костюм. Шутовской наряд.
  • Гардероб – носильное платье, одежда одного человека. Гардероб артистки.
Одеть или надеть  (паронимы)

Одеть или надеть (паронимы)

Одеть или надеть  (паронимы) Два этих слова мы часто путаем! Надеть что-нибудь  Одеть кого-нибудь

Одеть или надеть (паронимы)

Два этих слова мы часто путаем!

Надеть что-нибудь

Одеть кого-нибудь

Одеть или надеть  (паронимы) Два этих слова мы часто путаем! Надеть что-нибудь  Одеть кого-нибудь  сарафан рубашку девицу молодца костюм передник сестрицу братца

Одеть или надеть (паронимы)

Два этих слова мы часто путаем!

Надеть что-нибудь

Одеть кого-нибудь

сарафан

рубашку

девицу

молодца

костюм

передник

сестрицу

братца

Композиция описания I часть – общая характеристика предмета описания или впечатление от него. II часть – признаки предмета описания. III часть – общая оценка предмета описания.

Композиция описания

  • I часть – общая характеристика предмета описания или впечатление от него.
  • II часть – признаки предмета описания.
  • III часть – общая оценка предмета описания.
Повторение изобразительно-выразительных средств языка эпитет сравнение олицетворение метафора

Повторение изобразительно-выразительных средств языка

  • эпитет
  • сравнение
  • олицетворение
  • метафора
Образ русской женщины в искусстве ..А сама-то величава, Выступает, будто пава, А как речь-то говорит, Словно реченька журчит..  А.С. Пушкин «Чарка мёда»

Образ русской женщины в искусстве

..А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит..

А.С. Пушкин

«Чарка мёда»

Образ русской женщины в искусстве На святой Руси, нашей матушке,  Не найти, не сыскать такой красавицы:  Ходит плавно – будто лебёдушка;  Смотрит сладко – как голубушка;  Молвит слово – соловей поёт;  Горят щеки её румяные,  Как заря на небе божием;  Косы русые, золотистые,  В ленты яркие заплетённые,  По плечам бегут, извиваются.  М.Ю. Лермонтов «Русская красавица в кокошнике»

Образ русской женщины в искусстве

На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебёдушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поёт; Горят щеки её румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетённые, По плечам бегут, извиваются.

М.Ю. Лермонтов

«Русская красавица в кокошнике»

Гардероб русской красавицы

Гардероб русской красавицы

 Верхняя одежда женщин на руси  Рубаха   Основа женского костюма – рубаха. Ворот, нагрудную часть, рукава и подол рубахи богато украшали вышивкой и узорными вставками. Носили рубаху с поясом. Вышивка и пояс не только  украшали одежду, но и  служили оберегом .

Верхняя одежда женщин на руси Рубаха

Основа женского

костюма – рубаха.

Ворот, нагрудную часть,

рукава и подол рубахи

богато украшали

вышивкой и узорными

вставками.

Носили рубаху с поясом.

Вышивка и пояс не только

украшали одежду, но и

служили оберегом .

Понёва На юге Руси поверх рубахи  надевалась понева –распашная юбка. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Понёва

На юге Руси поверх рубахи

надевалась понева –распашная юбка. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой

силы.

Сарафан Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи и сарафана. Сарафаны шили из разных тканей. Украшали их тесьмой, вышивкой. Праздничные сарафаны обшивали золотой нитью, а по передней части украшали золотым и серебряным кружевом, дорогими пуговицами.

Сарафан

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи и сарафана. Сарафаны шили из разных тканей. Украшали их тесьмой, вышивкой. Праздничные сарафаны обшивали золотой нитью, а по передней части украшали золотым и серебряным кружевом, дорогими пуговицами.

Передник (запон, завеса) Поверх сарафана или понёвы надевался высокий передник. Праздничные передник вышивали красной нитью. Вышивка много рассказывала о жизни женщины, её желаниях, мечтах, служила оберегом.

Передник (запон, завеса)

Поверх сарафана или понёвы надевался высокий передник.

Праздничные передник вышивали красной нитью. Вышивка много

рассказывала о жизни женщины, её желаниях, мечтах, служила оберегом.

Епанечка Поверх сарафана  надевалась епанечка – коротка кофточка без рукавов. Напоминала собой маленький сарафанчик и шилась  из дорогой бархатной или парчовой ткани .

Епанечка

Поверх сарафана

надевалась епанечка

– коротка кофточка

без рукавов. Напоминала

собой маленький

сарафанчик и шилась

из дорогой бархатной

или парчовой ткани .

душегрейка Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа  с ватной подкладкой  и часто отороченные мехом.

душегрейка

Теплой одеждой была стеганая

душегрейка из парчи или атласа

с ватной подкладкой

и часто отороченные мехом.

Головные уборы девушек на руси  Повязка Разделения в прическах у девиц и замужних женщин было очень четким. Девица всегда носила одну косу  и обязательно открывала макушку и  саму косу, а замужняя женщина должна  была иметь две косы и прятать волосы  под головной убор.  Традиционный девичий головной убор  оставлял достаточно большую часть  волос открытой. С самых ранних лет  девочки на Руси носили обычные  тесемки, сделанные из материи.  В косу вплетали ленту. В более старшем возрасте им приходилось носить другой девичий  головной убор – повязку (перевязку).

Головные уборы девушек на руси Повязка

Разделения в прическах у девиц

и замужних женщин было очень четким.

Девица всегда носила одну косу

и обязательно открывала макушку и

саму косу, а замужняя женщина должна

была иметь две косы и прятать волосы

под головной убор. Традиционный девичий головной убор

оставлял достаточно большую часть

волос открытой. С самых ранних лет

девочки на Руси носили обычные

тесемки, сделанные из материи.

В косу вплетали ленту.

В более старшем возрасте им

приходилось носить другой девичий

головной убор – повязку (перевязку).

Головные уборы девушек на Руси  венец ( коруна ) Венец (коруна) обшивался  бисером, речным жемчугом, золотыми нитями, украшался перламутром, драгоценными камнями, на затылке завязывался лентой. По убранству венца можно  было определить, из какой губернии девица и каков достаток её семьи. «Боярышня» 1884

Головные уборы девушек на Руси венец ( коруна )

Венец (коруна) обшивался

бисером, речным жемчугом,

золотыми нитями, украшался

перламутром, драгоценными

камнями, на затылке завязывался

лентой. По убранству венца можно

было определить, из какой

губернии девица и каков достаток

её семьи.

«Боярышня» 1884

Кокошник Кокошник – головной убор  замужних женщин знатного происхождения. Он богато украшался жемчужными нитями, а сверху покрывался фатой или  шёлковым платком. Надевали кокошник по торжественным случаям. «Русская красавица»

Кокошник

Кокошник – головной убор

замужних женщин

знатного происхождения. Он богато

украшался жемчужными нитями,

а сверху покрывался фатой или

шёлковым платком. Надевали

кокошник по торжественным

случаям.

«Русская красавица»

Кичка  Ещё одним женским головным убором была кичка( кика). Она полностью  закрывала волосы; впереди у неё  была твёрдая часть в форме  лопатки или рогов. Обшивалась  бисером, золотыми нитями.

Кичка

Ещё одним женским

головным убором

была кичка( кика). Она полностью

закрывала волосы; впереди у неё

была твёрдая часть в форме

лопатки или рогов. Обшивалась

бисером, золотыми нитями.

Обувь Женщины на руси Самой распространённой обувью  русского народа были лапти . Недаром говорится -

Обувь Женщины на руси

Самой распространённой обувью

русского народа были лапти .

Недаром говорится - "лапотная Русь".

Их плели из липового лыка.

В зависимости от времени года,

лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи).

Таким образом, лапти можно было

носить в любую погоду. Держались лапти на оборах -  кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна .

Обувь женщин на руси Праздничной обувью были сапоги.  Для украшения их обшивали шёлком, золотой нитью, жемчугом. Особенно часто расшивали края голенищ. Сапоги, как правило, тоже одевались на льняные онучи  или шерстяной чулок.  Сапоги были распространены  в обеспеченной среде.

Обувь женщин на руси

Праздничной обувью были сапоги.

Для украшения их обшивали шёлком, золотой нитью, жемчугом. Особенно часто расшивали края голенищ. Сапоги, как правило,

тоже одевались на льняные онучи

или шерстяной чулок. Сапоги были распространены

в обеспеченной среде.

Словарная работа архаизмы

Словарная работа

  • архаизмы
Описание одежды литературного героя На крыльце стоит его старуха  В дорогой собольей душегрейке,  Парчовая на маковке кичка,  Жемчуги огрузили шею,  На руках золотые перстни,  На ногах красные сапожки.  А.С.Пушкин

Описание одежды литературного героя

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.

А.С.Пушкин

Значение описания одежды литературного героя Характеризует героя по социальному положению, по национальной принадлежности, по внутренним качествам. Помогает понять отношение автора к герою.

Значение описания одежды литературного героя

Характеризует героя

по социальному положению,

по национальной принадлежности,

по внутренним качествам.

Помогает понять отношение автора к герою.

План текста-описания костюма 1. Общая характеристика героини в народном костюме (впечатление) 2. Описание деталей костюма 3. Общая оценка костюма

План текста-описания костюма

1. Общая характеристика героини в народном костюме (впечатление)

2. Описание деталей костюма

3. Общая оценка костюма

Представление творческих работ

Представление творческих работ

Девичий хоровод

Девичий хоровод

Самооценка

Самооценка

 Спасибо за внимание! «Боярышня с подносом»

Спасибо за внимание!

«Боярышня с подносом»


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас