СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание инновационного педагогического опыта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Учитель XXI века, он не просто носитель определенной суммы знаний, который владеет методикой обучения и навыками воспитательной работы, но и партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве.
  • Учитель XXI века, он не просто носитель определенной суммы знаний, который владеет методикой обучения и навыками воспитательной работы, но и партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Описание инновационного педагогического опыта»

Описание инновационного педагогического опыта учителя Лопуховой Надежды Ивановны МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

  • Личная концепция автора

  • Учитель XXI века, он не просто носитель определенной суммы знаний, который владеет методикой обучения и навыками воспитательной работы, но и партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве.

  • Сегодня учитель не может лишь читать и учить по учебникам. Современные тенденции развития общества требуют проявления компетентности и внедрения инноваций.

  • Создавая и внедряя инновации, педагог не только сам выходит на иной уровень теоретического осмысления опыта, информационного обеспечения, научного осознания своей учебной дисциплины, но и становится проводником новой живой информации для окружающих

  • Представляя свой профессиональный опыт, нужно помнить о том, что учитель, не осознающий ценностей и приоритетов инновационного подхода к образовательной деятельности, сужает спектр представлений, способов познания мира, его метод остаётся сухим и безжизненным, теряет важный для развития, воспитания и осознания счастья бытия пласт великой культуры, базирующейся на свободе ребёнка. Это помогает ребятам познать мир в образе Истины, Добра и Красоты.

  • Главный совет методиста:

  • «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». (М. М. Рубинштейн)



  • Каждый, кто пытался описать свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать.

  • Работу хорошего педагога отличает творческая направленность его деятельности. Что в своей работе я считаю творчеством? Зачем я иду на урок?

  • Прежде всего - научить детей ощущать, чувствовать, слушать и слышать, т.е. подвести учащегося к осознанию необходимости включать все органы чувств в процессе обучения и воспитания, чтобы не сумма, а система знаний пригодились бы каждому в жизни. А еще хочется, чтобы само учение было бы процессом самопознания и саморазвития. Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения. Мне близки идеи проблемного обучения и ТРИЗ. С удовольствием использую в своей работе приемы развития критического мышления. Технология проектного обучения помогает моим ученикам реализовать свой творческий потенциал, а для развития самостоятельности хочется овладеть и модульным обучением.

  • Накопив определенный педагогический опыт, я соглашаюсь с тем, что обучать надо не всех, а каждого. Учитывая личностные качества ученика, я предоставляю каждому ребенку возможность реализовать себя в учебной деятельности.

  • Представляя систему своей работы, я не претендую на абсолютную новизну и оригинальность. Многое придумываю сама. Некоторые идеи почерпнула из книг, некоторые из статей, проработав лекции на курсах повышения квалификации по программам «Педагогическая теория современному учителю», «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии». Цикл лекций, систему контроля и оценивания производили Лернер Г.И. и Сухова Т.С. С помощью своих лекций они помогли создать мне собственные уроки-композиции. Среди различных инноваций Лернер выделяет проектное и проблемное обучение, без осознания которых, полноценного современного обучения построить невозможно.

Как я строю проблемное изложение материала? Первый фрагмент: урока по генетике «Законы Менделя. Моногибридное скрещивание». Раньше это был классический урок. Теперь я ссылаюсь на другое описание того же урока. Один из самых первых текстов по генетике можно прочитать в Библии (Быт. 31: 37-47). Построенный таким образом урок не имеет сиюминутного завершения, он оставляет почву для размышлений и мотивирует к поиску ответов на поставленные вопросы. Уже при первом предъявлении темы осознаются богатства биологических идей. Технологии проектного обучения я реализую в разделе «Основы экологии». Моя задача создать условия для детей, пусть сочиняют, рисуют, фантазируют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи. Наши проекты не всегда имеют отношения к научному исследованию, и, тем не менее, являются вполне творческими и самостоятельными работами. Это, например, написание презентации по теме «Экологический десант по родному поселку». Группой учащихся проведены экскурсии на различные предприятия и взяты интервью, в ходе которых собрана информация: о качестве воды, воздуха, радиации, утилизации химических препаратов аптек, больниц. Итоговая работа-выпуск Экогазет (Приложение №1) Каждый выпуск участвует в номинации «Проба пера» (стихи на природоохранительную тему о родном поселке) (Приложение №2). Некоторые пробуют свои силы в выпуске собственной мини-книги «Охрана природы родного края» (Приложение №3Участвуют в создании экологического радио. Собрана серия рисунков и плакатов на тему: «Земля, ты больна человеком!» При завершении курса учащиеся пишут сочинения-рассуждения, таким образом, каждому ученику предоставляется возможность обдумать результаты своей работы и сделать выводы (Приложение №4).

  • Являясь непосредственным участником процесса образования и воспитания, его составной частью, можно сказать, наблюдая за детьми разных возрастных групп, я стала задумываться над следующими вопросами:

  • Почему в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего здоровья, способах поддержания здоровья? В чем причина поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни? Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней. А сколько прибавится за 11 школьных лет! Поэтому на данный момент мой инновационный опыт заключается в создании и реализации здоровьесберегающих условий в процессе обучения биологии и химии.

Описание инновационного опыта учителя

  • Тема инновационного педагогического опыта

  • «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии как фактор повышения мотивации обучения »

  • -Актуальность и перспективность опыта

  • Методология обучения здоровью предложена проектом европейского Союза «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

  • Сегодня совершенно здоровыми является только один ученик из десяти. Ни для кого не секрет, что здоровье – залог успеха. Школьнику, пропустившему уроки из-за болезни трудно самостоятельно разобраться в незнакомом материале. Появляются плохие оценки. Пропадает интерес к предмету. Каким же будет поколение через двадцать, тридцать лет? Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы получите: нежизнеспособные, больные. Это закон.

  • Диагностика исследования учащихся в 6-11 классах гимназии, показывает, что до 70% школьников определяют убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Ощущают недостаточность теоретических знаний в области сохранения и укрепления здоровья, а так же потребность в освоении методов оздоровления.

  • «Здоровье- это не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.

  • - Концептуальность

  • Первые два места в «школьном списке болезней» занимают болезни позвоночника и нервные расстройства, на третьем - нарушение зрения. Конечно, плохое здоровье можно «списать» на гены, экологию, равнодушие врачей. Но на все это можно и нужно влиять! Как?

  • Ответ на эти многогранные вопросы прост, я полагаю: для оздоровления общества важно сформировать у учащихся еще со школьной скамьи ценностное отношение к здоровью, валеологическую грамотность.

Валеология – наука о здоровье. Ее концепция установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное. Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.

  • Существует легенда, связанная с этим понятием. « Разные пути у дочерей древнего бога Эскулапа. Панацея лечит микстурами и таблетками, а Гигиена просвящает их, объясняет законы жизни. Она верит, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной». Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о здоровье

  • - Наличие теоретической базы опыта

  • Методология обучения здоровью. Материалы проекта европейского Союза «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

  • Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-прктической конференции.

  • Разработки для учащихся, родителей. Анкеты, памятки (валеологические занятия)

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

- Ведущая педагогическая идея

  • Для реализации данных изменений необходимо учитывать ряд принципов, которым должен соответствовать современный учебно-образовательный процесс и его отдельные формы, в частности

-создать на уроке положительную эмоциональную атмосферу общения воспитывать позитивное отношение учащихся к урокам

-проводить уроки с позиции здоровьесбережения

-помогать детям, осознать то, чтобы они в повседневной жизни ориентировались на полученные знания

-следовать принципам здорового образа жизни

- воспитывать потребность быть здоровыми,

  • ( профилактические)

- проводить самонаблюдения

- анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье

- оценивать функциональное состояние здоровья и отдельных систем органов

- проводить при необходимости оздоровительные действия

- Оптимальность и эффективность средств

Для успешного решения обозначенной идеи выстраивается собственный способ подачи своей работы как учителя предметника по здоровьесбережению С целью формирования валеологических знаний и умений мною разработана серия практических работ, не требующие особого оснащения и сложных приборов. Некоторые целесообразно проводить во время урока: держать правильную осанку, делать дыхательную гимнастику, тренировку основных зрительных функций человека (Приложение №5)

Когда учащиеся 8 класса уже знакомы с особенностями функционирования почти всех систем органов, имеют необходимые знания о компонентах здорового образа жизни, в конце года они пишут сочинение «Рекомендации себе», в котором делают валеологический самоанализ (Приложение №6) Вошло в традицию проводить ролевые игры. Например «На приеме у эндокринолога» по теме гуморальная регуляция. «Золотые сны от которых не просыпаются» - урок конференция о наркомании. О значении органов чувств школьники узнают с урока «С помощью чего мы познаем красоту окружающего мира?» (Приложение №7)

  • Большим успехом пользуется урок в 11 классе «Как прожить до 100 лет? Можно ли продлить молодость?». Ведется рубрика « Полезные советы» по страницам журнала «Здоровье». Подойти к проблемам здоровья помогают внеклассные мероприятия. Например, школьный тележурнал «Ваше здоровье – в ваших руках!» Приложение №8), «Человек и природа», «Спаси и сохрани»- о влиянии шумового загрязнения». «Безмолвный крик. Разговор о сокровенном». Мероприятие об обортах, которое не оставляет никого безразличным, помогает в будущем принять правильное решение (9-11 классы). «Люди в белых халатах», посвящаем истории медицины. Особое место занимают валеопаузы. Это короткие на 5 минут беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развитие самооценки. Динамические паузы, смехопаузы, «минуты-радости» создают благоприятный эмоциональный настрой, дарят детям радость и успех в обучении. Во время эпидемии гриппа проводятся беседы: «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях «Терпение и терпимость». В создании проблемных ситуаций для коротких занятий неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей (рубрика- Азбука народной мудрости). На неделе биологии и химии вместе со школьниками мы готовим выступление агитбригады «Вредным привычкам – нет!» (Приложение№9)Во время подготовки ребята много читают дополнительной литературы, рекомендованной учителем.

Традиции: 7 апреля- Всемирный день здоровья (дети готовятся к конкурсу «Скажи наркотикам – НЕТ!», проводятся дискуссии, валеологические чтения, тестирование « Алкоголизм и табакокурение- угроза здоровью детей»

  • Ведется элективный курс «Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья!» Программа является ориентационной и призвана оказать решающее воздействие на формирование здорового образа жизни. В ходе работы проводятся практические работы, тестирование, например « Твоя формула здоровья», приглашаются врачи ( врач-педиатр Ермашова Л.П., хирург – Козлова В.П., врач гинеколог – Ульяненко Т.В) местные спортсмены, дают советы долгожители. Итоговое занятие- конференция на тему «Здоровый образ жизни – залог будущего России». Каждый урок, мероприятие, я всегда заканчиваю словами: « Будьте здоровы!»

  • В кабинете имеется уголок здоровья, информационные стенды по важнейшим темам и разделам, направленные на укрепление здоровья (Приложение №10)

  • - результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых);

  • Мы понимаем, что  результаты здесь не будут быстрыми  и легко измеряемыми. .

  • Наблюдаются более высокие результаты при усвоении знаний. Уровень обученности учащихся составляет 100%; процент качества знаний колеблется от 68% до 100% - по биологии и до 90 - по химии. На протяжении многих лет, ученики занимают первые места по предметам на муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников, участвуют в республиканских .российских и международных олимпиадах.

  • Сформированы творческие способности, познавательный интерес к деятельности, навыки самоанализа, умение осмысленно работать,

  • Выпускники, поступившие в ВУЗы, биолого-медицинского профиля (2012-2016гг) – 16 чел.

Новые оригинальные идеи, должны базироваться на творческом инновационном преломлении существующего опыта, внедрятся в практику и получать признание коллег. Здесь уместно вспомнить предостережение американского учёного А. Девинга о том, что можно изобрести чайник с двумя носиками (это, несомненно, новшество), но поскольку оно не имеет практического смысла, то не является инновацией.

  • Только творческая деятельность учителя способна побудить к творчеству учеников. Так стоит ли бояться встать на путь созидания? Твори! Выдумывай! Пробуй!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!