Описание инновационного педагогического опыта учителя Лопуховой Надежды Ивановны МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Личная концепция автора
Учитель XXI века, он не просто носитель определенной суммы знаний, который владеет методикой обучения и навыками воспитательной работы, но и партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве.
Сегодня учитель не может лишь читать и учить по учебникам. Современные тенденции развития общества требуют проявления компетентности и внедрения инноваций.
Создавая и внедряя инновации, педагог не только сам выходит на иной уровень теоретического осмысления опыта, информационного обеспечения, научного осознания своей учебной дисциплины, но и становится проводником новой живой информации для окружающих
Представляя свой профессиональный опыт, нужно помнить о том, что учитель, не осознающий ценностей и приоритетов инновационного подхода к образовательной деятельности, сужает спектр представлений, способов познания мира, его метод остаётся сухим и безжизненным, теряет важный для развития, воспитания и осознания счастья бытия пласт великой культуры, базирующейся на свободе ребёнка. Это помогает ребятам познать мир в образе Истины, Добра и Красоты.
Главный совет методиста:
«Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». (М. М. Рубинштейн)
Каждый, кто пытался описать свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать.
Работу хорошего педагога отличает творческая направленность его деятельности. Что в своей работе я считаю творчеством? Зачем я иду на урок?
Прежде всего - научить детей ощущать, чувствовать, слушать и слышать, т.е. подвести учащегося к осознанию необходимости включать все органы чувств в процессе обучения и воспитания, чтобы не сумма, а система знаний пригодились бы каждому в жизни. А еще хочется, чтобы само учение было бы процессом самопознания и саморазвития. Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения. Мне близки идеи проблемного обучения и ТРИЗ. С удовольствием использую в своей работе приемы развития критического мышления. Технология проектного обучения помогает моим ученикам реализовать свой творческий потенциал, а для развития самостоятельности хочется овладеть и модульным обучением.
Накопив определенный педагогический опыт, я соглашаюсь с тем, что обучать надо не всех, а каждого. Учитывая личностные качества ученика, я предоставляю каждому ребенку возможность реализовать себя в учебной деятельности.
Представляя систему своей работы, я не претендую на абсолютную новизну и оригинальность. Многое придумываю сама. Некоторые идеи почерпнула из книг, некоторые из статей, проработав лекции на курсах повышения квалификации по программам «Педагогическая теория современному учителю», «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии». Цикл лекций, систему контроля и оценивания производили Лернер Г.И. и Сухова Т.С. С помощью своих лекций они помогли создать мне собственные уроки-композиции. Среди различных инноваций Лернер выделяет проектное и проблемное обучение, без осознания которых, полноценного современного обучения построить невозможно.
Как я строю проблемное изложение материала? Первый фрагмент: урока по генетике «Законы Менделя. Моногибридное скрещивание». Раньше это был классический урок. Теперь я ссылаюсь на другое описание того же урока. Один из самых первых текстов по генетике можно прочитать в Библии (Быт. 31: 37-47). Построенный таким образом урок не имеет сиюминутного завершения, он оставляет почву для размышлений и мотивирует к поиску ответов на поставленные вопросы. Уже при первом предъявлении темы осознаются богатства биологических идей. Технологии проектного обучения я реализую в разделе «Основы экологии». Моя задача создать условия для детей, пусть сочиняют, рисуют, фантазируют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи. Наши проекты не всегда имеют отношения к научному исследованию, и, тем не менее, являются вполне творческими и самостоятельными работами. Это, например, написание презентации по теме «Экологический десант по родному поселку». Группой учащихся проведены экскурсии на различные предприятия и взяты интервью, в ходе которых собрана информация: о качестве воды, воздуха, радиации, утилизации химических препаратов аптек, больниц. Итоговая работа-выпуск Экогазет (Приложение №1) Каждый выпуск участвует в номинации «Проба пера» (стихи на природоохранительную тему о родном поселке) (Приложение №2). Некоторые пробуют свои силы в выпуске собственной мини-книги «Охрана природы родного края» (Приложение №3Участвуют в создании экологического радио. Собрана серия рисунков и плакатов на тему: «Земля, ты больна человеком!» При завершении курса учащиеся пишут сочинения-рассуждения, таким образом, каждому ученику предоставляется возможность обдумать результаты своей работы и сделать выводы (Приложение №4).
Являясь непосредственным участником процесса образования и воспитания, его составной частью, можно сказать, наблюдая за детьми разных возрастных групп, я стала задумываться над следующими вопросами:
Почему в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего здоровья, способах поддержания здоровья? В чем причина поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни? Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней. А сколько прибавится за 11 школьных лет! Поэтому на данный момент мой инновационный опыт заключается в создании и реализации здоровьесберегающих условий в процессе обучения биологии и химии.
Описание инновационного опыта учителя
Тема инновационного педагогического опыта
«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии как фактор повышения мотивации обучения »
-Актуальность и перспективность опыта
Методология обучения здоровью предложена проектом европейского Союза «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
Сегодня совершенно здоровыми является только один ученик из десяти. Ни для кого не секрет, что здоровье – залог успеха. Школьнику, пропустившему уроки из-за болезни трудно самостоятельно разобраться в незнакомом материале. Появляются плохие оценки. Пропадает интерес к предмету. Каким же будет поколение через двадцать, тридцать лет? Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы получите: нежизнеспособные, больные. Это закон.
Диагностика исследования учащихся в 6-11 классах гимназии, показывает, что до 70% школьников определяют убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Ощущают недостаточность теоретических знаний в области сохранения и укрепления здоровья, а так же потребность в освоении методов оздоровления.
«Здоровье- это не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.
- Концептуальность
Первые два места в «школьном списке болезней» занимают болезни позвоночника и нервные расстройства, на третьем - нарушение зрения. Конечно, плохое здоровье можно «списать» на гены, экологию, равнодушие врачей. Но на все это можно и нужно влиять! Как?
Ответ на эти многогранные вопросы прост, я полагаю: для оздоровления общества важно сформировать у учащихся еще со школьной скамьи ценностное отношение к здоровью, валеологическую грамотность.
Валеология – наука о здоровье. Ее концепция установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное. Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.
Существует легенда, связанная с этим понятием. « Разные пути у дочерей древнего бога Эскулапа. Панацея лечит микстурами и таблетками, а Гигиена просвящает их, объясняет законы жизни. Она верит, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной». Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о здоровье
- Наличие теоретической базы опыта
Методология обучения здоровью. Материалы проекта европейского Союза «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.
Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-прктической конференции.
Разработки для учащихся, родителей. Анкеты, памятки (валеологические занятия)
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Ведущая педагогическая идея
-создать на уроке положительную эмоциональную атмосферу общения воспитывать позитивное отношение учащихся к урокам
-проводить уроки с позиции здоровьесбережения
-помогать детям, осознать то, чтобы они в повседневной жизни ориентировались на полученные знания
-следовать принципам здорового образа жизни
- воспитывать потребность быть здоровыми,
- проводить самонаблюдения
- анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье
- оценивать функциональное состояние здоровья и отдельных систем органов
- проводить при необходимости оздоровительные действия
- Оптимальность и эффективность средств
Для успешного решения обозначенной идеи выстраивается собственный способ подачи своей работы как учителя предметника по здоровьесбережению С целью формирования валеологических знаний и умений мною разработана серия практических работ, не требующие особого оснащения и сложных приборов. Некоторые целесообразно проводить во время урока: держать правильную осанку, делать дыхательную гимнастику, тренировку основных зрительных функций человека (Приложение №5)
Когда учащиеся 8 класса уже знакомы с особенностями функционирования почти всех систем органов, имеют необходимые знания о компонентах здорового образа жизни, в конце года они пишут сочинение «Рекомендации себе», в котором делают валеологический самоанализ (Приложение №6) Вошло в традицию проводить ролевые игры. Например «На приеме у эндокринолога» по теме гуморальная регуляция. «Золотые сны от которых не просыпаются» - урок конференция о наркомании. О значении органов чувств школьники узнают с урока «С помощью чего мы познаем красоту окружающего мира?» (Приложение №7)
Большим успехом пользуется урок в 11 классе «Как прожить до 100 лет? Можно ли продлить молодость?». Ведется рубрика « Полезные советы» по страницам журнала «Здоровье». Подойти к проблемам здоровья помогают внеклассные мероприятия. Например, школьный тележурнал «Ваше здоровье – в ваших руках!» Приложение №8), «Человек и природа», «Спаси и сохрани»- о влиянии шумового загрязнения». «Безмолвный крик. Разговор о сокровенном». Мероприятие об обортах, которое не оставляет никого безразличным, помогает в будущем принять правильное решение (9-11 классы). «Люди в белых халатах», посвящаем истории медицины. Особое место занимают валеопаузы. Это короткие на 5 минут беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развитие самооценки. Динамические паузы, смехопаузы, «минуты-радости» создают благоприятный эмоциональный настрой, дарят детям радость и успех в обучении. Во время эпидемии гриппа проводятся беседы: «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях «Терпение и терпимость». В создании проблемных ситуаций для коротких занятий неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей (рубрика- Азбука народной мудрости). На неделе биологии и химии вместе со школьниками мы готовим выступление агитбригады «Вредным привычкам – нет!» (Приложение№9)Во время подготовки ребята много читают дополнительной литературы, рекомендованной учителем.
Традиции: 7 апреля- Всемирный день здоровья (дети готовятся к конкурсу «Скажи наркотикам – НЕТ!», проводятся дискуссии, валеологические чтения, тестирование « Алкоголизм и табакокурение- угроза здоровью детей»
Ведется элективный курс «Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья!» Программа является ориентационной и призвана оказать решающее воздействие на формирование здорового образа жизни. В ходе работы проводятся практические работы, тестирование, например « Твоя формула здоровья», приглашаются врачи ( врач-педиатр Ермашова Л.П., хирург – Козлова В.П., врач гинеколог – Ульяненко Т.В) местные спортсмены, дают советы долгожители. Итоговое занятие- конференция на тему «Здоровый образ жизни – залог будущего России». Каждый урок, мероприятие, я всегда заканчиваю словами: « Будьте здоровы!»
В кабинете имеется уголок здоровья, информационные стенды по важнейшим темам и разделам, направленные на укрепление здоровья (Приложение №10)
- результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых);
Мы понимаем, что результаты здесь не будут быстрыми и легко измеряемыми. .
Наблюдаются более высокие результаты при усвоении знаний. Уровень обученности учащихся составляет 100%; процент качества знаний колеблется от 68% до 100% - по биологии и до 90 - по химии. На протяжении многих лет, ученики занимают первые места по предметам на муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников, участвуют в республиканских .российских и международных олимпиадах.
Сформированы творческие способности, познавательный интерес к деятельности, навыки самоанализа, умение осмысленно работать,
Выпускники, поступившие в ВУЗы, биолого-медицинского профиля (2012-2016гг) – 16 чел.
Новые оригинальные идеи, должны базироваться на творческом инновационном преломлении существующего опыта, внедрятся в практику и получать признание коллег. Здесь уместно вспомнить предостережение американского учёного А. Девинга о том, что можно изобрести чайник с двумя носиками (это, несомненно, новшество), но поскольку оно не имеет практического смысла, то не является инновацией.