СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ШАГ ЗА ШАГОМ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологию «Шаг за шагом» стала использовать с 1998 года   после того, как прошла обучение на Международных курсах по программе «Step by Step» для начальной школы. Три выпуска моих учеников обучались в классах, ориентированных на ребёнка, и показали высокую результативность в обучении, что  подтвердило эффективность  использования данной технологии  для развития коммуникативно-речевых  умений учащихся начальных классов.

Цель моей педагогической деятельности заключается в развитии коммуникативных умений учащихся начальных классов посредством   технологии «Шаг за шагом».                                                                                         Для реализации цели сформулировала следующие задачи:                                        1. Определить комплекс  коммуникативных умений для учащихся начальных классов на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования.

 2. Определить приоритетные направления деятельности технологии «Шаг за шагом», способствующие формированию коммуникативно-речевых умений у младших школьников  (проведение утренних встреч, работа в центрах активности, группах и мини-группах, проектно-исследовательская работа, работа с родителями).

 3. Обобщить собственный опыт педагогической деятельности по теме «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством технологии «Шаг за шагом». 

Просмотр содержимого документа
«ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ШАГ ЗА ШАГОМ»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГИМНАЗИЯ г. СМОРГОНИ»







ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ШАГ ЗА ШАГОМ»











Квяткевич Людмила Евгеньевна,

учитель начальных классов

тел. 8 (029)5068542

e-mail: [email protected]










Сморгонь 2014


Введение

Коммуникативная направленность процесса обучения - одно из направлений гуманизации образования. Коммуникация рассматривается как владение учащимися всеми видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) в наиболее важных сферах общения. В качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование коммуникативно-речевых умений и навыков. Такое определение цели обучения предполагает не только грамотное (в соответствии с языковыми нормами) говорение, но и приобретение умений задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок. Эффективность этой деятельности зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, тем богаче арсенал коммуникативных средств, успешнее реализуется взаимодействие. Поэтому необходимо начинать работу по приобретению коммуникативного опыта школьника с начальных классов. Исследователи (Грибова О.Е., Корнев А.Н., Левина Р.Е. и др.) отмечают, что нормативы развития речи детей смещаются в сторону ее более позднего формирования – 1-1,5 от паспортного возраста к моменту поступления в школу, что вызывает немалые трудности в общении младших школьников и привлечении их к работе в группах, парах.

Многолетний опыт, результаты наблюдений, психологических исследований позволяют сделать вывод о том, что многие младшие школьники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, согласовать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выразить свою симпатию, сопереживание.

Бесспорен тот факт, что семья является первой школой формирования навыков общения, социального поведения и воспитания нравственных чувств у ребёнка. В наше время, когда дети испытывают дефицит внимания и общения с родителями, а телевизор и компьютер заменили книгу, остро ощущается необходимость в системной работе с родителями по развитию коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников. Такая ситуация порождает следующие противоречия между: - существующей объективной необходимостью формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников и недостаточными у них знаниями о способах взаимодействия с целью приобретения коммуникативного опыта субъектов отношений;

- необходимостью плодотворного сотрудничества с родителями по формированию коммуникативных умений у младших школьников и недостаточной подготовкой родителей в области данного вопроса; - требованиями программы организовать работу в паре и группах и смещение нормативов развития речи детей в сторону ее более позднего формирования к моменту поступления в школу.

Внедрение технологии «Шаг за шагом» в практику своей работы способствовало разрешению указанной проблемы и обозначенных противоречий, что и определило выбор темы моего педагогического опыта «Развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов посредством технологии «Шаг за шагом».

Технологию «Шаг за шагом» стала использовать с 1998 года после того, как прошла обучение на Международных курсах по программе «Step by Step» для начальной школы. Три выпуска моих учеников обучались в классах, ориентированных на ребёнка, и показали высокую результативность в обучении, что подтвердило эффективность использования данной технологии для развития коммуникативно-речевых умений учащихся начальных классов.

Цель моей педагогической деятельности заключается в развитии коммуникативных умений учащихся начальных классов посредством технологии «Шаг за шагом». Для реализации цели сформулировала следующие задачи: 1. Определить комплекс коммуникативных умений для учащихся начальных классов на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования.

2. Определить приоритетные направления деятельности технологии «Шаг за шагом», способствующие формированию коммуникативно-речевых умений у младших школьников (проведение утренних встреч, работа в центрах активности, группах и мини-группах, проектно-исследовательская работа, работа с родителями).

3. Обобщить собственный опыт педагогической деятельности по теме «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством технологии «Шаг за шагом».

Описание технологии опыта

Под коммуникативными умениями понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Идея моего опыта по развитию коммуникативных умений учащихся начальных классов возникла в связи с выявившимися проблемами и противоречиями, что способствовало определению области поиска теоретических оснований и новой образовательной практики. Мой педагогический опыт базируется на основных положениях международной образовательной программы «Step by Step» ( адаптированной к нашим условиям), которая позволяет изменить стереотип: из классов с доминированием педагога сделать классы, ориентированные на ребёнка.

Освоение данной программы и внедрение её в практику работы позволило мне успешно формировать коммуникативные умения у младших школьников. На основе учебной программы для учреждений общего среднего образования (начальные классы) определила комплекс коммуникативно-речевых умений, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

Таким образом, мой опыт работы имеет практическую значимость для совершенствования процесса развития коммуникативных умений у младших школьников.

В моем опыте сделаны акценты на таких направлениях деятельности с применением технологии «Шаг за шагом», способствующих формированию коммуникативно-речевых умений у младших школьников, как проведение утренних встреч, работа в центрах активности, группах и мини-группах, проектно-исследовательская работа, работа с родителями. Проведение утренних встреч предоставляет мне возможность наиболее точно понять, как младшие школьники открывают себя для себя и для окружающих, какими видят себя и окружающих, с которыми они общаются. Ежедневное утреннее мероприятие (перед первым уроком за 20 минут до звонка на ковре) способствует формированию единого классного сообщества, стимулированию обмена мнениями, внимательному слушанию собеседников, вовлечению и участию учеников в общей деятельности, созданию благоприятного микроклимата в группе детей, организации различных форм взаимодействия: работа в парах, тройках, четверках. Утреннюю встречу представляю как комплекс последовательных частей, объединенных общей темой. Начинаю с разминки (утреннее послание, приветствие), которая направлена на создание мотивации для предстоящей деятельности, сплочение участников группы. Утреннее послание обычно оформляю на большом листе бумаги либо на специальной доске (интерактивной доске), чтобы дети без труда могли видеть надписи со своих мест в круге.

«Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые родители!

Сегодня ….. января ….. года. Я очень рада встрече с Вами. С каким настроением вы пришли сегодня в школу?»

Мы работаем над темой «….».

Часто привлекаю учащихся для того, чтобы они заполнили пропуски в утреннем сообщении так, чтобы этот вид работы приобрёл смысл. Это эффективный способ побудить детей к поиску ошибок и научить их помогать друг другу во время чтения и письма.

Во время утренней встречи рассказываем о своём настроении с помощью гномиков, которые «живут»в портфеле каждого первоклассника, приветствуем друг друга разными способами: пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т.д., проводим игры ««Мне нравится, что ты...», «Иголочка и ниточка» и др. (приложение 1).

Основная часть (познавательная работа) раскрывает содержание главной темы занятия с использованием различных творческих видов деятельности.

Познавательная деятельность включает в себя факты и сведения, выходящие за рамки учебных программ, об окружающей жизни, жизни и деятельности замечательных людей, изучении природных объектов и др. Материал подбираю интересный, красочно оформленный, занимательный. Широко при этом использую интернет, интерактивную доску. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к познанию, увеличиваю объём информации, которую они получают, и привлекаю детей к её поиску (работа со справочной литературой, систематизация материала, составление вопросов и поиск ответов на них, подготовка сообщения, презентация материала). Такая работа способствует обучению детей важным академическим навыкам: слушанию собеседника, речи, обобщению полученной информации, решению проблем, следованию указаниям, принятию решений, чтению, письму.

Как показал опыт, регулярность проведения утренних встреч обеспечивает необходимое повторение и закрепление тех черт характера и той манеры поведения, которые мы хотим воспитать у детей. Продолжением работы по развитию познавательной активности младших школьников являются «центры обучения», включающие основные и дополнительные материалы, которые используются в учебном процессе на протяжении года. Я ввожу каждый центр (языка, чтения, драматизации, науки, искусств, слушания, игровой центр, центр открытия и др.) в учебный процесс постепенно и методично. Считаю, что наиболее подходящей схемой является одно-два занятия в центрах обучения в день в течение первой недели. Для знакомства детей с центром собираю их вместе в данных центрах и показываю, как пользоваться учебными материалами, после чего ученики готовы работать с этими материалами самостоятельно и ответственно. Совместно с детьми разработали правила (законы школьной жизни), знания которых призваны подсказать учащимся класса, как они должны и как не должны поступать. Обучение в центрах меняется в зависимости от изучаемой темы и предполагает работу в группах и мини – группах для выполнения различных заданий.

«Спикером» группы становятся все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Участвуя в такой работе, младшие школьники учатся отстаивать  своё мнение, представлять работу группы, дискутировать, слушать внимательно друг друга, задавать вопросы.

У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется   оценка своих возможностей и способностей. Для углубления и закрепления полученных знаний, развитию исследовательской и творческой активности школьников успешно использую проектную деятельность, которая сопровождается радостью, удовольствием, положительными эмоциями. Проектно-исследовательскую деятельность осуществляю на уроках и внеклассных занятиях. Время работы над проектом зависит от степени заинтересованности детей в исследовании данной темы.

Определение темы проекта происходит при активном участии детей и родителей. Тема очередного проекта может возникнуть у учащихся в процессе изучения учебного материала, посещения выставок, музеев, экскурсий в природу, поездок.

Я предлагаю перед изучением той или иной темы в классе вести «схему интересов»: зелёный– очень интересно; желтый.–хочу узнать; красный– неинтересно.

Как показывает опыт, интерес для первоклассников представляют такие темы, как «Я и моя семья», «В гостях у Сказки» («Поездка в Сказкино»), «Прогулка в лес» («Лес полон сказок и чудес»), «Детские писатели детям» и др. Материал по теме проходит через все уроки. Разнообразная  тематика проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи. В конце изучения каждой темы мы проводим итоговые занятия в форме игры-конкурса («Разнобой», «Аукцион знаний», «Турнир-викторина», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и др.), игры - путешествия, уроков - путешествия («Путешествие по родной стране», «Путешествие в зелёную аптеку», «Путешествие в зимнюю сказку» «Путешествие в страну Фантазий», «Путешествие по планетам Солнечной системы»), игры-спора, дискуссии («Защита времён года», «Защита профессий», «Жалобная книга природы»), игры-обзора, игры-информации, пресс-игры.

Начиная со 2 класса, я организую работу по реализации долгосрочных проектов. Ребята ежегодно выступают  на школьных, районных конференциях. В 2013 году представляли  защиту своей  работы «Смаргонскі край – радзіма маёй душы” на VI заседании Республиканской школы передового опыта в г. Гродно.

Программа “Шаг за шагом” рассматривает родителей в качестве активных партнёров учителя, что будет способствовать повышению мотивации у у ребёнка к успешной учёбе. Такое партнерство я организую с помощью последовательного двустороннего общения через различные формы привлечения родителей: родительские собрания, открытые уроки для родителей, дни открытых дверей, проведение уроков вместе с родителями, встречи «за круглым столом», заседания «Семейного клуба», привлечение родителей к выполнению педагогических общественных поручений, конференции родителей, консультации для родителей, изучение семей родителей. Я стараюсь донести до родителей желание школы сотрудничать с ними и мысль о том, что самое главное для школы - это ребенок. Нахожу понимание у родителей, что, несомненно, позволяет мне выстраивать ясные связи. Проведение утренних встреч, работа в центрах обучения, группах и мини-группах, проектно-исследовательская работа, работа с родителями во многом определяют уровень сформированности коммуникативных умений и навыков у младших школьников. Практика подтвердила эффективность тех условий, которые помогают детям испытать чувство удовольствия от чтения, письма, слушания и говорения ( создание безопасной и уважительной среды, которая делает ребёнка более смелым и решительным; предоставление широкого выбора книг и материалов для развития познавательного интереса; ежедневное чтение детям вслух, чтобы усилить их любовь к литературе; обсуждение прочитанных вслух рассказов; создание детьми своих рассказов; развитие навыков речи и слушания посредством обсуждений;

творческое самовыражение детей; поощрение за умение обращаться правильно, говорить уверенно, чётко выражать мысли, слушать учителя и товарищей по классу;

выражать уважение к мнениям и идеям сверстников, следить за основной темой в разговоре, правильно использовать слова, стремление расширять словарный запас, критически оценивать информацию, уверенно предлагать идеи).
Уроки с использованием технологии «Шаг за шагом» ориентированы на ребёнка, на его личностное развитие и успешность. Предлагаю один из уроков по теме «Детские писатели детям» (приложение 2).

Результативность опыта

Эффективность собственного опыта подтверждается следующими результатами:

1. Высокая активность и результативность участия моих учеников в олимпиадах, конференциях. Представление проектов в рамках обмена опытом на районном, областном, республиканском и межреспубликанском уровнях (приложение 3).

2. Динамика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников на конец 1 класса и окончания начальной школы в соответствии с критериями (приложение 4).

3. 100% поступление в гимназию. 4. К концу обучения в 1 классе создан благоприятный эмоциональный и психологический климат, что подтверждается исследованиями психолога гимназии О.В. Мончак.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

100% детей легко включаются в школьную жизнь. Дети хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием посещают школу.

Во 2, 3 4 классах психологом гимназии отслеживалась оценка психологической атмосферы в классе(%):

Оценка

2 класс

3 класс

4 класс

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Наиболее положительная

14

64

18

82

20

91

Положительная

8

36

4

18

2

9



В 3, 4 классах проводилось исследование по сформированности комуникативных и организаторских умений учащихся посредством теста «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Коммуникативные умения

Уровень

3 класс

4 класс

кол.чел.

%

кол.чел.

%

Низкий

4

18

-

-

Ниже среднего

2

9

-

-

Средний

-

-

6

27

Высокий

7

32

4

18

Очень высокий

9

41

12

55

Организаторские умения

Уровень

3 класс

4 класс

кол.чел.

%

кол.чел.

%

Низкий

8

36

-

-

Ниже среднего

7

32

2

9

Средний

3

14

4

18

Высокий

3

14

10

46

Очень высокий

1

5

6

27



Распространение опыта

С целью распространения опыта по развитию коммуникативно-речевых умений младших школьников посредством технологии «Шаг за шагом» мною проведено 10 открытых уроков, 6 мастер-классов для педагогов города и района.

На протяжении 2007 – 2012 г.г. являлась руководителем творческой группы «Методология образовательных моделей «Шаг за шагом», «Шаг в будущее».

Выступила с докладом «Коммуникативно-деятельностный подход к обучению в начальных классах» на II Республиканской научно-практической конференции в г. Гродно, опубликована в сборнике материалов конференции. Приняла участие в обсуждении вопроса «Преемственность моделей «Шаг за шагом», «Шаг в будущее» на педагогическом марафоне (2007 г.), на районном методическом объединении (2011г.), участвовала в семинаре-практикуме «Формирование ключевых компетенций человека в условиях современного образования: сущность, содержание, ресурсы», «Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов: замыслы, проекты».

В течение четырёх лет я возглавляю районную педагогическую студию учителей начальных классов «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников». Являлась участником республиканской инновационной площадки по теме «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся», Республиканской школы передового педагогического опыта «Учебно-исследовательская деятельность младших школьников».

Выводы:

На основе рефлексии собственного педагогического опыта мною были сделаны следующие выводы:

- наблюдается динамика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников на конец 1 класса и окончания начальной школы в соответствии с критериями;

-учащиеся умеют презентовать себя, свои достижения;

-создан благоприятный эмоциональный климат в классе, что подтверждается психологическими исследованиями;

- наблюдается положительная динамика в посещаемости библиотеки, что свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности познавательного интереса (количество учащихся посещающих школьную библиотеку выросло в 3 раза);

- отмечается высокая активность учащихся в реализации проектов, что свидетельствует об эффективности условий, созданных на уроке и во внеурочной деятельности, с целью развития устной и письменной форм коммуникации;

- ведётся работа по формированию различных способов сотрудничества, взаимодействия ( у 80 % учащихся сформированы умения работать в группах сменного и постоянного состава ); - проявление коллективного творчества у учащихся при создании образовательных продуктов (создание карт-схем, видеофильмов, буклетов и др.);

- налажено продуктивное взаимодействие с родителями.








Литература

1. Волина, В.В. Праздник числа /В.В.Волина. - М.: Знание, 1994.

2.Волина В.В. Учимся играя/ В.В.Волина. - М.: Новая школа, 1994.

3. Горянина В.А. Психология общения/ В.А.Горянина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. КейтУолш Создание классов, ориентированных на ребенка от 6 до7 лет .Методические разработки для начальной школы. - Мн.: «МЕТ», 2001

5. КейтУолш Создание классов, ориентированных на 8-,9- и 10-летних детей. -Мн.:«МЕТ», 2002.

6. Клепчукова, Л.С. Интегрированные уроки в начальной школе /Л.С. Клепчукова. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001

7. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить /М.М.Кольцова. - М.: Советская Россия, 1979.

8. Кочкурова, В.В Практикум учителя начальной школы: Базовые компоненты образовательной модели «Шаг за шагом» /В.В.Кочкурова. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2004.

9. Ладыженская, Т.А. Речь, речь, речь /Т.А.Ладыженская. - М.: Педагогика, 1990.

10. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И.Лисина. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

11. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология, А.В.Петровский. - М.: Просвещение, 1973.

12. Сухомлинский, В.А.Потребность человека в человеке /В.А.Сухомлинский. - М.: Советская Россия, 1981.






Приложение 1

Утренняя встреча


День 1

Цель: Мотивационная подготовка детей к совместной деятельности, развитие познавательной активности.


Игра «Приветствие»

Цель: эмоциональный настрой на уроки, расслабление.

Педагог встает вместе с детьми в круг и предлагает им приветствовать друг друга разными способами: пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т.д.

Затем взрослый предлагает детям взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».


Упражнение «Презентация»

Цель: активизация внимания к своей личности.

Детям предлагают сесть на ковер (стулья) в форме круга. Взрослый представляет кота Тимофея, который будет вместе с ними путешествовать по стране Знаний, осуществлять совместные открытия. Далее предлагается каждому ребенку представить себя группе и сообщить что-то новое о себе.


Творческая работа «Моя визитка»

Цель: Развитие осознанного отношения к своей личности.

Дети выбирают среди набора цветной бумаги, фломастеров, маркеров те, которые им нравятся больше всего и изготавливают визитки, отражающие их индивидуальность.

Затем педагог предлагает детям разместить все визитки так, чтобы их было видно всем и ребята пробуют догадаться, кому принадлежит та или иная визитка.

Можно предложить детям рассказать, что они хотели выразить своим рисунком.


Обсуждаем и принимаем правила поведения в группе

Цель: Учиться совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения.

Учитель предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему и к участникам. Дети предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом уроке.





Правила поведения

1. Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака.

2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

5. Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!»


Игра «Иголочка и ниточка»

Цель: Активизация совместной деятельности, работа в группе.

Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.


Итоговый сбор

Цель: Подведение итогов утренней встречи, домашнее задание.

Взрослый предлагает каждому ребенку придумать окончание предложения, которое он начинает: «Я хочу сказать ...» (фраза может быть адресована всей группе, конкретному ребенку или самому себе).

Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий – «не хочу говорить», «не хочу участвовать».












Приложение 2

Обучение грамоте (чтение)

Тема: Детские писатели детям ( в рамках проекта «Детские писатели детям»)

Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут узнавать и правильно называть заглавие, фамилию автора книги, знакомые эпизоды и ситуации, героев, воспроизводить содержание с опорой на иллюстрацию, рассказывать о прочитанном.

Задачи:

- создать условия для формирования коммуникативно-речевых умений у школьников;

- способствовать развитию речи, памяти, творческих и актёрских способностей у детей, их познавательных интересов; - содействовать воспитанию интереса к книге и чтению.

Утренняя встреча

Приветствие:

Пробудилось утро!

Здравствуй, день!

Здравствуй, класс уютный!

Дети, здравствуйте!

Улыбнитесь, я прошу вас веселей,

Посмотрите друг на друга посмелей!

Доброе утро, мои милые дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня … февраля … года.

Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли в школу? ( дети показывают «настроение» с помощью гномиков). Спасибо вам за хорошее настроение и большое желание работать.

Сегодня первый урок нельзя назвать работой в прямом смысле этого слова, потому что я приглашаю вас в новое путешествие на берег удивительного моря, в котором можно купаться в любое время года и при любой погоде, лишь бы настроение располагало. Называется оно Море Чудес, на его берегах раскинулась не менее удивительная страна Фантазии. Но сколько бы вы ни искали её на глобусе – не найдёте, потому что её для вас придумали замечательные детские писатели: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, Л.Н. Толстой и многие другие.

Одно из условий, чтобы попасть в эту удивительную страну - умение читать. Читать мы умеем! (Читают дети)

Я спрятала кукол,

Играть не хочу.

Мне некогда очень –

Я буквы учу!

Из них я сама

Составляю слова,

Сама прочитала:

«Дро-ва» и «тра-ва».

«Дрова на дворе,

И трава на лугу».

Теперь, как большая,

Читать я могу.


Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо ждать, не надо звать!

А можно взять и прочитать!


Букв сначала мы не знали.

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами.

Подружились сказки с нами.


- Русская народная пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает» и это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, о путешествиях, о животных и их жизни, о детях и приключениях.

Другая пословица говорит: «Книга – нам помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше управлять ими, врач о том, как лечить людей, чтобы они меньше болели, учитель о том, как учить и воспитывать детей.

Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы должны бережно относиться к книге.

В книжную страну мы приглашаем лишь тех ребят, которые знают правила пользования книгой.

Правила: (рисунки наподобие дорожных знаков)

  1. Оберегай книгу от пятен.

  2. Листая, пальцы не слюнявь.

  3. Не бросай книгу в неподходящих местах.

  4. Книги должны храниться на книжных полках.

  5. Не используй вместо закладок карандаши, ручки.

  6. Не рви, не загибай листы.

  7. Не забывай книгу на улице.


Сейчас мы пойдём с вами по тропинкам этой фантастической страны. Здесь принято не шуметь, вести себя спокойно и серьёзно.

Дети садятся за рабочие места

Ход урока

Слово учителя

Мы с вами попали в царство книг. Люди это царство назвали греческим словом «библиотека», что в дословном переводе обозначает «книгохранилище».

Библиотека - это учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Самая маленькая библиотека в мире находится в индийском городе Амристаре, в ней хранится одна книга. Самая большая библиотека - это Российская государственная библиотека в Москве.

В городе Минске находится Национальная библиотека Беларуси – главная научная библиотека страны. (Здание представляет собой ромбокубоктаэдр – полуправильный многогранник, состоящий из 18 квадратов и 8 треугольников, высота в 23 этажа. Здание было открыто 16 июня 2006 года.) Библиотека содержит почти 9 млн. единиц хранения на различных носителях.

В библиотеке тихо и как-то по особенному торжественно.

Работа по учебно-методическому комплексу автора Н.А. Сторожевой

с. 98

- Куда пришли мальчики? (Ответы детей)

- Чем они заняты?

- Что вы можете сказать о мальчиках?

Чтение текста учеником.

- Сколько предложений в тексте?

- Что вам помогло определить количество предложений?

- О чём говорится в первом предложении?

- С какой интонацией мы прочитаем второе предложение? (восторга, восхищения, удивления)

- Что нам подсказало интонацию прочтения предложения?

- Какую книгу взял Олег?

- Какую книгу взял Гена?

- Какое предложение нам помогло узнать о том, что мальчики любят читать?

- А вы любите читать? А вот сейчас мы это и проверим!

Викторина

- Какой из детских писателей рядом со своим домом выстроил и устроил для ребят детскую библиотеку? Все книги, а здесь их было несколько тысяч, заботливо собирал сам. (К.И.Чуковский)

- Какие из детских книг написал К.И. Чуковский? (выставка книг)

- В какой сказке К.И. Чуковский рассказал о добром докторе?

- О каком из детских писателей рассказывали, что когда он принёс рукопись своей повести, в которой рассказывалось о человеке огромного роста в детский журнал «Пионер», её немедленно решили напечатать, а вместо рисунков предложили просто сфотографировать автора, уж очень он был похож на своего героя. («Дядя Стёпа» С.В. Михалков)

- Какие ещё произведения этого автора мы читали?

- В каком стихотворении С.В. Михалков говорит: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». («А что у вас?»)

- Вспомните, какие произведения С.Я. Маршака мы читали. Какие из них вам больше понравились? Почему?

- Далее на книжных полках нашей библиотеки мы встречаемся с героями сказок А.С. Пушкина: Назовите положительных и отрицательных героев сказок А.С. Пушкина.

- К какому писателю мы «отправились в гости» на этой неделе? (Л.Н. Толстой)

Работа в центрах

- Для того чтобы наше посещение библиотеки прошло более успешно, предлагаю разделиться по рабочим центрам.

1.Центр «Любители книг»

К отрывку из произведения подобрать автора и название.

2. Центр «Артисты»

Подготовят инсценировку отрывка из сказки С.Я. Маршака «Терем-теремок»

3. Центр «Умелые ручки»

Организуют «книжкину больницу», полечат порванные и потрёпанные книги.

4. Центр «Художники»

Читают и иллюстрируют легенду о трёх сыновьях .

5. Центр «Почемучки»

Составят вопросы по произведениям А.С. Пушкина.

Подведение итогов урока

Отчет центров (ученики представляют результаты своей работы)


Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг?


Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей

От волшебных, добрых сказок

До весёлых новостей.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.


Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

(С. Михалков)

Приложение 3

2009/2010 учебный год

Районная конференция проектных и исследовательских работ "Юный исследователь" проект «Восточнославянская мифология. Обереги в народном творчестве»(1 место)

Районная олимпиада

1 место -русский язык (Костюшевская Арина)

2 место - русский язык (Цыркунович Мария)

2011/2012 учебный год

Межрегиональный проект "Животный и растительный мир Сморгонского края - диплом I степени

Районный фестиваль "Инновации в образовании" - диплом I степени

2012/2013 учебный год

Районная конференция проектных и исследовательских работ "Юный исследователь" проект «Страницы военной истории Сморгонского края» (1 место).

Выступление на VI заседании Республиканской школы передового педагогического опыта "От инноваций к региональному проекту. г. Гродно

Участие в XV реcпубликанской выставке научно-педагогическойлитературы и педагогического. опыта "Я гражданин Беларуси" г.Минск

Презентация проекта "Военные истории Сморгонского края" педколлективу г. Алитус ( Литва)













Приложение 4


Уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников на конец 1 класса и окончания начальной школы в соответствии с критериями


Критерии


Результаты на конец 1 класса


Результаты выпускников начальной школы

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми ,участие в совместных играх

Имеет первоначальные навыки работы в группе

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия


Работа с текстом и информацией

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Умение задавать вопросы


Умеет задавать учебные вопросы


Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации


Умение слушать, проявлять доброжелательное отношение к окружающим


Умеет слушать, принимать  чужую точку зрения


Владеет способами разрешения конфликтов:

выявляет проблему, находит и оценивает альтернативные способы ее разрешения,

принимает решение и реализует его


Умение обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила


Умеет договариваться

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия









                                         

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!