СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы по теме "Этические беседы и диалог - как средство повышения духовно-нравственного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя начальных классов по теме "Этические беседы и диалог - как средство повышения духовно-нравственного воспитания младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы по теме "Этические беседы и диалог - как средство повышения духовно-нравственного воспитания"»


Описание опыта по теме

«Этическая беседа и диалог как средство повышения

духовно-нравственного воспитания младших школьников».

Кто успевает в науках, но отстает

добрых нравах, тот больше

отстает, чем успевает.

Сенека

Цель: Воспитание этических норм поведения посредством обеспечения условий этического переживания.

Задачи:

1. Знакомить детей с нормами поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения, гармоничного межличностного взаимодействия.

2. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

3. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.


Актуальность опыта

Чешский педагог Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Наиболее благоприятным для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Он имеет большие возможности для систематической и последовательной реализации учебно-воспитательного процесса.

Проблема духовно-нравственного развития школьников весьма актуальна, так как порождается целым рядом противоречий:

  • между поддержанием российской самобытности, культуры и ориентацией на западные ценности;



  • между духовными и материальными ценностями, которые пропагандируют СМИ;





  • между огромным потоком информации в сети Иртернет и духовным обнищанием молодёжи;



  • между порядочностью и предприимчивостью.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. У целого поколения формируется новое мировоззрение, основанное не на русской духовной традиции, сущность которой выразил Павел Флоренский: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Мы стали свидетелями факта духовного обнищания, одичания основной массы молодых людей. Большинство подростков мало читают, проводя больше времени в социальных сетях. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с такими положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, способных самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника. Сейчас, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.

2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».



Обоснование авторской идеи

Нравственное воспитание школьниковтяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Почему такая беседа называется именно «этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы?

  • Учить учащихся разбираться в вопросах морали;

  • Формировать у школьников собственную нравственную позицию;

  • Нарабатывать свой опыт нравственного поведения;

  • Прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.



Этические беседы могут быть:

  • Программными (в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

  • Групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

  • Индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

  • Тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Научная основа опыта

В целях изучения внедрения диалоговых технологий и этических бесед в практику, я провела анализ современных программ. На сегодняшний день имеется огромное количество разнообразных курсов по приобщению детей к моральным ценностям. Особый интерес представляют научные исследования Н.Е. Щурковой, А.И. Шемшуриной, М.И.Шиловой.

Система воспитания этической культуры А.И.Шемшуриной опирается на следующие подходы – это создание этического взаимодействия в сфере общечеловеческих ценностей, обеспечение динамики от объект-субъектной к субъектной позиции учеников методами опосредованного влияния на детей, сензитивность педагогических средств и форм этического воспитания школьников их возрастным и индивидуальным возможностям. Данные положения послужили ориентирами для описания моего собственного опыта. Важно то, что методика «Этической грамматики» А.И.Шемшуриной основывается на диалоге, равноправном обмене духовными, моральными ценностями учителя и ученика.

Технологичность опыта (описание системы работы)

Считаю, что подготовка доброжелательного образованного человека возможна лишь в единстве интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. Моя методическая система тесно связана с формированием нравственных качеств младших школьников. Она сложилась за годы работы и отвечает моим личностным особенностям. Вовлечь ученика в общение – задача непростая. Стараюсь добиться в ходе общения той особой атмосферы доверия и понимания, когда важнейшее место принадлежит духовному компоненту. Важно впустить в разговор живую нашу действительность: герой урока – сам ученик, с его запросами, болью, тревогой, радостью. Духовный мир ученика – важнейший объект в ходе разговора. Хорошим помощником является этическая беседа.

Чтобы беседа с младшими школьниками проходила наиболее эффективно, придерживаюсь таких правил:

* Выбираю такую тему беседы, чтобы она имела проблемный характер и предполагала борьбу мнений и взглядов. При этом стараюсь задавать нестандартные вопросы, которые стимулируют детей на поиски ответов.

* Этическая беседа не развивается по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети говорят именно то, что они на самом деле думают. Я, как учитель, могу высказывать свою точку зрения, если не согласна с мнением своих учеников, но обязательно её аргументирую.

* Подбираю тему бесед так, чтобы она была близка к эмоциональному опыту моих учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.

* В ходе беседы стараюсь дать высказаться всем желающим. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Сохраняю атмосферу справедливости и культуру общения.



Беседы в классе провожу по следующим направлениям:

  1. Наша страна и люди, которые в ней живут.

  2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.(о коллективизме)

  3. Об отношению к труду, людям труда.

  4. О товариществе и дружбе.

  5. О справедливости.

  6. О честности и умении держать слово.

  7. О доброте, отзывчивости и скромности.

  8. О непримиримости к равнодушию и злу.

  9. О сознательной дисциплине и культуре поведения.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, Содержание бесед строится линейно – концентрически. Это значит, что в каждом классе проводится беседа с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В её содержание в последующем классе вводятся новые факты, обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий, на причинно – следственные связи нравственных явлений. Таким образом, происходит объединение единичных признаков, представлений. Процесс этот не гладкий, полный противоречий, подчас достаточно сложный для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые, в какой- то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.



Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в I классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания — сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Эффективной технологией в работе с детьми считаю диалогическую деятельность. При использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать направление размышления. Каждый ученик, получая во время социализации, рефлексии обратную связь, не оценивая отметкой свои действия, осознает свою значимость для других и для себя в процессе сопоставления собственного индивидуального мира с миром другого человека, через эмоции и ощущение сопричастности. При этом происходит обогащение индивидуального мира (опыта) одного человека индивидуальным опытом другого,  их объединение,  направленное на преодоление отчужденности, снятие чувства страха и в общении, коррекции заниженной или завышенной самооценки.

Технология диалогового взаимодействия помогает учителю и ученикам сделать процесс общения более целенаправленным и эффективным, творческим и интересным.

При проведении воспитательных мероприятий использую материалы, которые способствуют эмоциональному воздействию на обучающихся с целью формирования нравственных качеств личности. Так, в 3 классе был проведён классный час «Жить и быть человеком». Были рассмотрены несколько сюжетов из жизни разных людей. Особенно, по мнению детей, им было интересно узнать о двух парнях из нашего города Петухово – Евгении Вьюшкове и Максиме Старостине, которым удалось предотвратить трагедию и спасти две человеческие жизни. Дети прониклись к каждому герою, живо вступили в обсуждение. Одни говорили, что гордятся тем, что этим мальчишкам вручили медали «За спасение утопающих». Другие перечислили черты характера, присущие эти героям. Третьи – назвали те, какие они бы хотели развить в себе.

Я вполне согласна с мнением Л.С. Выготского о ребенке, который утверждал: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». То есть я, как педагог, по одному собственному произволу не могу сделать ребенка ни хуже, ни лучше. Я лишь создаю условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу.

Логическим продолжением моей системы духовно-нравственного развития обучающихся стал предмет «Основы светской этики» в 4 классе. Я создала брошюру «Использование литературных источников для этических бесед и диалогов», в которую вошли афоризмы, пословицы и поговорки, стихи, сказки, притчи, отрывки из литературных произведений.



Результативность педагогической деятельности



Можно ли оценивать результаты воспитания, не провоцируя лицемерие, не опускаясь до «двоек по нравственности»?

Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно,  не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Иными словами, оценивать  можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников!

Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали  и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы:

– либо не подписываются учениками;

– либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение. 

Принятие же духовных ценностей возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы: 

– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;

– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений; 

– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

Основные результаты нравственной сферы обучающихся оцениваю в рамках мониторинговых процедур через лист наблюдений, анкеты, контрольные вопросы, тесты.


Приведу пример диагностики исследования нравственной сферы школьников во 2 классе на уроке литературного чтения (методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», автор Фридман Г.М., Каплунович И.Я.).

Обучающихся прошу привести примеры:

*проявления безответственности;

* доброго дела, свидетелем которого ты был;

*справедливого поступка твоего знакомого;

* зла, сделанного тебе другими;

*безвольного поступка и др.

Обработка результатов: степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале.

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном поступке;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно полное и четкое;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

В анкетировании приняли участие 20 человек. По данной методике выявлены следующие результаты: 1 балл – 2 человека; 2 балла – 11 человек; 3 балла – 7 человек.

Таким образом, сформировано полное и четкое представление о нравственном поступке у 78% обучающихся; правильное, но недостаточно полное представление о нравственном поступке у 15% обучающихся; неправильное представление о нравственном поступке у 7% обучающихся.


Очень важна самооценка для воспитания гармонически развитой личности. Самооценка влияет на характер разрешения конфликтных ситуаций: в ней видны мотивы поступков, которыми руководствуется человек, уровень его притязаний, стремления, отношение к себе. Вот почему так важно, чтобы дети понимали не только окружающих, но и видели и оценивали себя. Это важнейшее условие духовного роста личности.


Ниже показаны результаты диагностики уровня воспитанности 3 «д» класса по методике Н.П. Капустиной.


Уровень воспитанности













По диаграмме видно, что уровень воспитанности при самооценке ученика

(в процентном соотношении) немного выше, чем при оценке учителем. Это вполне закономерный и естественный признак. В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

Для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников мною создана брошюра «Комплекс методик».


Таким образом, класс сформирован относительно пропорционально, идет в ногу закономерного развития любого общества.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.   



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!