СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно — творческие дела и творческие конкурсы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста  путём вовлечения   в коллективно — творческие

дела и творческие конкурсы»

 

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи.

Роль школы в развитии творческих способностей

младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно — творческие дела и творческие конкурсы»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«МОКУ Долдыканская СОШ»







Описание опыта работы

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно — творческие

дела и творческие конкурсы»



Чернышова Надежда Александровна

учитель начальных классов

МКОУ Долдыканская СОШ

с. Долдыкан 2017 год

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны,

если тронуть их рукой, они красиво зазвучат».

         Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.   Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Любому обществу нужны одаренные люди, задача общества в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности. Учитель, в свою очередь, на уроках должен создать условия успешной работы. Выбор методов и форм работы должны обеспечивать комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.

   

Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах                                              успешный был конец.»

                                                                                                             И.А.Крылов



Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи.

Роль школы в развитии творческих способностей

младших школьников.

Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка.

Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развивать и закреплять еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

Работая над этой проблемой, я, как учитель и классный руководитель, выбрала себе прекрасного помощника в учебно - воспитательном процессе – искусство.

Давно было замечено, что красота, лежащая в основе познания мира, пробуждает умственные и психические силы человека. Надо только увидеть, почувствовать эту красоту, порадоваться ей от всей души. А может быть, прежде чем требовать от ребёнка прилежания к разнообразным дисциплинам, надо потрудиться самим и научить его видеть красоту? Таким вопросом однажды задалась я. Так и родилась идея развития ребёнка средствами искусства.

Сущность моей деятельности заключается в том, чтобы найти, открыть в каждом ребёнке ту золотую жилку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно найдет каждый ученик свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит моральная и интеллектуальная полнота его жизни.

  Для меня работа с детьми – это особое состояние души! Каждый день я занимаюсь тем, что мне интересно. Я увлечена работой так, что не замечаю времени. Дети, любовь к детям, забота, внимание, которое я хотела им дарить – нашли свое воплощение в моей профессии. Совместное творчество с детьми стало идеальной моделью моего педагогического процесса.

 И вот уже 10 лет я верна своему делу жизни. За это время я постигла мудрость педагогического труда, исправила ошибки, радовалась достижениям своим и своих учеников, открыла новые горизонты для творчества. Для своих учеников я организовала процесс обучения таким образом, чтобы ни один урок не повторился, чтобы урок был не только увлекательным, но и функциональным, результативным, приносил свои плоды в виде изделий, которые можно использовать в быту, для участия в творческих мероприятиях и конкурсах.

Цели моей педагогической деятельности:

1.Побуждать учащихся к исследовательской и творческой деятельности, подготовить молодежь к будущей профессии

2.Использовать новых технологий в процессе формирования творческой личности

3.Развивать индивидуальные способности, таланты

4.Передавать учащимся социальный опыт, богатство духовной культуры народа, своеобразные черты гражданина

5.Воспитывать интерес к творческой деятельности

Китайская мудрость гласит:

«Скажи мне – и я забуду

Покажи мне -и я запомню

Дай мне действовать самому-

и я научусь»

Б. Шоу отметил: «Единственный путь, ведущий к знаниям -это деятельность»,



Актуальность темы. Причины её выбора.

Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.

Во - первых, сегодня одной из проблем современной педагогики является развитие творческих способностей учащихся.

Во - вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике.

В - третьих, одной из задач, поставленных перед педагогическим коллективом нашей школы – это развитие творческих способностей школьников.



Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но формируются  в ней. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. До того момента, как человек приступил  к деятельности. Мы можем говорить, скорее, не о способностях, а о задатках.  Каждую особенность можно развить, если   есть желание. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно. И конечно, лучше развивать их с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у ребенка 10 лет вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года , в то время как взрослый –за 10 лет.       Если сравнивать интересы, склонности, способности и талант, как свойства личности, то можно заменить их такими выражениями:

интересы можно выразить так – «Я ХОЧУ ЗНАТЬ»        

склонности - « Я ХОЧУ ДЕЛАТЬ»

способности - « Я МОГУ ДЕЛАТЬ»

талант – «Я ДЕЛАЮ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МНОГИЕ ДРУГИЕ»

гениальность - «  Я ДЕЛАЮ ЛУЧШЕ ВСЕХ, ЗА РЕДКИМ                           ИСКЛЮЧЕНИЕМ»

       Но наша работа, во многом ориентирована не на редкие проявления природной одаренности, а на создание возможностей развития  даже очень скромных способностей, поддержку заинтересованности ребенка в занятии творчеством.

      Исходя из всего выше сказанного, первостепенная задача родителей и учителей – заметить в ребенке те или иные склонности.

Это, конечно, проявляется в деятельности на уроке, в выполнении        домашних заданий. В выполнении дополнительных заданий, которые предлагаются как задания «по желанию», так же проявляются склонности учеников (например,  по технологии рефераты и презентации на тему: «История автомобилестроения»,  «Особенности движения в разных странах», «Кулинария как часть культуры разных стран мира», « История костюма»).

         На этом этапе работы самое главное - предложить ребенку, как можно                                    больше  различных видов деятельности, где он мог бы попробовать свои              силы.  Необходимо предоставлять больше возможностей детям проявлять свои способности.

Очень важно поддерживать ребенка в его стремлении.  Одобрение педагога, уверенность в успехе ученика, поддержка и понимание родителей, дают потрясающие результаты.

       Иногда бывает так, что ребенок не обладая очевидными склонностями,                                                                         проявляет интерес к какой-то деятельности, и со временем показывает очень хорошие результаты.

        Поэтому, вторая задача педагогическая  - не оставлять без внимания таких учеников, и всячески поддерживать их интерес к предмету.

Например, привлекая их к творческим конкурсам и выставкам  творческих работ, может быть пока, в рамках класса и школы (школьные конкурсы рисунков, выставки декоративно-прикладного творчества). А так же, предоставляя им  творческие задания, которые могут выполняться самостоятельно и направлены на то, чтобы сделать их  интерес более глубоким.

           Третья задача педагога,  на мой взгляд, при работе с детьми, которые имеют выраженные склонности и способности, помогать ребенку их развивать. А это значит - трудиться, не останавливаясь на достигнутом уровне.

           Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются. Конечно, при наличии сильного характера, целеустремленности, воли, можно будет наверстать упущенное. Но не все дети таковыми качествами обладают. И мы, учителя, не должны упустить это прекрасное время - детство. Каждый человек имеет значительные творческие резервы, которые обычно остаются не использованными. Нам  всегда нужно помнить об этом.   На этом этапе работы необходимо помочь сформировать ребенку адекватную самооценку своих способностей. В этом помогают различные конкурсы школьные и районные, областные, олимпиады по предметам, где учащиеся имеют возможность сравнить свои успехи и достижения с уровнем подготовки других детей. И наши ученики успешно участвуют в таких конкурсах.

 Развивать способности помогают различные творческие задания, сложность которых повышается. Если говорить о технологии, то метод творческих проектов, как раз и направлен на развитие способностей учеников. А поскольку, проекты - это всегда интегрированные творческие работы, то ребенок развивается в разных видах деятельности (начиная от эскиза будущего изделия, экономических расчетов на выполнение работы,  построения выкроек и схем, часто историческим освещением выбранной темы и заканчивая изготовлением самого  изделия.) Учитель в такой деятельности лишь направляет, консультирует ученика, а основную работу ученик делает самостоятельно. Оказывать давление в такой работе с ребенком не целесообразно, необходимо давать свободу ребенку, так как ,

способность творчески решать проблему, принимать нестандартные решения

ученику легче, чем взрослому человеку, который часто оказывается в плену стереотипов.





Описание применяемого новшества.

Концепция данной работы: через урочную и внеурочную деятельность развивать творческие способности ребят.

Для достижения поставленных целей я определила ряд задач:

  • изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей, способностей);

  • создание условий, для развития творческих способностей, инициативы, лидерских качеств;

  • сплочение детского коллектива и коллектива взрослых.

В основе технологии следующие принципы:

  • «Все дети талантливы».

  • «Плох не ребёнок, плох его поступок».

  • «В каждом ребёнке чудо, ожидай его».

Главной движущей силой для развития творческих способностей младших школьников остается игра и КТД. Игровая форма мною применяется во всех видах работы, будь то проведение уроков и занятий внеурочной деятельностью, предметных олимпиад, викторин, декад литературного чтения и т.д. Каждый ребенок любит играть, и мне лишь остается направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.

Мной выстраивается учебно - воспитательная работа, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся.

Отличительным признаком является личностно-ориентированный подход, интегрирование урочной и внеурочной деятельности. Данная система предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования.

Мой собственный опыт привёл меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества. Поэтому для реализации целей и задач учебно – воспитательного процесса мною были проработаны и апробированы программы внеурочной деятельности: «Мои первые исследования», «В мире увлекательной математики». Для меня это было ново. Так как я только первый раз стала работать в начальной школе. Эти занятия открывают для моих учеников новые пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники.

Вся воспитательная система класса направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность  дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках и после школы. Очень важно чтобы нашим детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. И они счастливы, что школа для них – это большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может быть самим собой. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.

     Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе,  а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

         Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Формы работы носят диалоговый и проблемный характер. Я взяла на вооружение главные принципы внеурочной деятельности: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятий. Ребята хотят участвовать во всех делах. Свои творческие достижения, способности и умения в дополнительном образовании они демонстрируют не только в своём объединении, но и во время общешкольных дел – на выставках, праздниках, соревнованиях. Такая работа поднимает статус дополнительного образования и сближает его с учебно-воспитательным процессом школы.

          Воспитательная система построена, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Учитывается также актуальная проблема – взаимодействие семьи и школы. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий: оказывают помощь детям добрым советом и поддержкой, шьют костюмы, помогают в написании сочинений, разучивании стихов, организовывают поездки.  На многих этих мероприятиях родители присутствуют сами.

         Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. А это возможно только при тесном сотрудничестве всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

         Методы и формы работы: анкетирование, оформление портфолио, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, соревнования, аукционы, экскурсии, встречи с интересными людьми, устные журналы, праздники.

        Для классного руководителя очень важно создать такие условия для успешного развития учащихся, чтобы добиться оптимальных результатов обучения и воспитания. Думаю, что такое возможно только на основе педагогической поддержки каждого ученика, его индивидуальности. В первую очередь надо вести  постоянный контроль за качеством образования, отслеживать уровень обученности и воспитанности учащихся. В этом мне помогает мониторинг, в систему которого входит своевременная диагностика учащихся на протяжении всего учебного года.

        Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться только одной целью – проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя,  критически оценивать свою деятельность, находить пути совершенствования.



Чтение основа всех знаний. В первую очередь веду работу по развитию читательского интереса у учащихся. Дома ребята из своей домашней библиотеки читают выбранную ими книгу и каждый день рассказывают мне о том, что они прочитали. Ребята с удовольствием читают, слушают друг друга, подыскивают литературу, обмениваются мнениями.

С начала года мы создали таблицу «Мы читаем, много знаем!». На начало учебного года средний показатель скорости чтения составлял 80 слов в минуту, а на сегодняшний день – 90 слов. Конечно, есть среди ребят лидеры, читающие 103, 109 слов в минуту. И, к сожалению, есть ученица, которая не преодолела рубеж в 41 слово. Так что есть над - чем работать.

На уроках по литературному чтению и классных часах проводятся литературные викторины, инсценировки по отрывкам, конкурсы чтецов. Всё это способствует познавательной и творческой активности ребёнка, у ребят повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.

Речь детей обогатилась новыми словами, расширился лексикон. В процессе работы со словарём, справочными материалами пробудилась потребность познания родного языка. Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках технологии школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.

Описывая систему учебно - воспитательной работы в классе, нельзя умолчать о внедрении мной, так полюбившейся детям проектной деятельности.

Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. В проектной деятельности участвует весь класс.

В данный момент идёт работа над учебно – воспитательным проектом «История нашего села…», на страницах которого ребята поместят информацию о жителях нашего села.

Мои ученики принимают участие не только в предметных, но и в дистанционных олимпиадах: «Росмедаль». В 2017 учебном году одна ученица моего класса Климко Юлия заняла 1 место во Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Также участвовала в Международной олимпиаде по литературе и заняла 1 место. Ребята с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах муниципального, школьного и регионального уровня. Количество участников растет. В этом полугодии участвовали в районном этапе областной акции «Мой здоровый образ жизни», где ученица моего класса стала победительницей в номинации «Здоровье и творчество», также участвовали в районном конкурсе «Светофория».
Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет совместная деятельность учителя, родителей и детей, направленная на формирование портфолио учащегося. Портфолио – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Ребята моего класса по своему желанию вносят в портфолио свои творческие работы: рисунки, аппликации, фотографии и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде грамот, дипломов благодарственных писем и др. Моя задача – направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество ребят.
Работа с родителями. В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей.

У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к мероприятиям и выступлениям, участвуют в организации экскурсий, походов и поездок. Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается.

Педагогические условия и особенности применения.

Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.

В своей работе я нахожу поддержку в лице зам. по воспитательной работе и администрации школы.

Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, ведь дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно прививать любовь к искусству и развивать творческие способности ребят.

В своей работе стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого дела. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у них такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он даёт малышу уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.

Я не ставила перед собой цель перечислить все виды работы с учащимися, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников. Мне хотелось поделиться наиболее интересными моментами из нашей классной жизни.

  За три года целенаправленной работы у нас были и трудности, и победы. Сделать хотя бы шаг вперёд, но самостоятельно и уверенно - это уже значимый результат нашего совместного творчества. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли. Ведь существует много путей, по которым можно пойти, развивая творческие способности детей, только важно, чтобы это было от души и приносило радость.

Я получаю огромное удовольствие от нашего с детьми общения. И, хотя результаты нашего воспитания и обучения проявятся ещё через несколько лет, хочется надеяться, что мои воспитанники в свободное время не пойдут глумиться над святынями, а возьмут на книжной полке знакомый с детства томик стихов или сочинят несколько добрых строк для своих родных, друзей или просто для собственных приятных воспоминаний.

Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

 Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у него такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

        И подвести итог хотелось бы следующим высказыванием Джефа Раскина:

        « Даже самый слабый из нас обладает присущим только ему талантом, который при своей кажущейся незначительности станет настоящим подарком для всего человечества, если им умело распорядиться».

И в этом мы призваны помочь нашим ученикам!













Литература



  1. Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.

  2. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.

  3. Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.

  4. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.

  5. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.

  6. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.

  7. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!