СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта учителя истории Андриановой Т. С.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта включает цель и задачи, примеры уроков, на которых применяется данный опыт и др. 

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта учителя истории Андриановой Т. С.»

Описание педагогического опыта учителя МБОУ ССШ №1 Андриановой Т. С.

«Работа с историческими источниками на уроках истории как средство формирования исследовательских компетенций»

В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний постоянно возрастает, уже недостаточно усвоения знаний учащимися только на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Поэтому тема опыта «Работа с историческими источниками на уроках истории как средство формирования исследовательских компетенций» вызвана реалиями времени.

Актуальность данного опыта заключается в необходимости подготовки самостоятельно мыслящих учеников, умеющих работать с информацией, делать выводы, способных решать возникающие в их жизни проблемы.

Новизна опыта проявляется в творческом использовании инновационных технологий работы с историческими источниками в формировании проектно – исследовательских умений учащихся.

В ходе диссеминации опыта решаются такие проблемы, как:

  • Решение задач модернизации системы обучения, воспитания и развития учащихся;

  • Развитие креативных качеств личности, способной заниматься исследовательской и проектной деятельностью в дальнейшей жизни

  • Накопление банка данных по исследовательской деятельности учеников, факторах личностного роста.

Ведущая идея опыта - формирование основных компетентностей учеников путем организации исследовательской деятельности.

Цель опыта - способствовать развитию исследовательских компетенций обучающихся на уроках истории и во внеурочное время путем организации работы с историческими источниками.

Планируемые результаты в ходе осуществления опыта можно рассматривать в трех аспектах:

Личностные:

  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

  • проявление инициативы и самостоятельности;

  • эмоционально-ценностное и творческое отношение к фактам прошлого и историческим источникам

Предметные:

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;

  • анализ информации;

  • установление причинно-следственных связей исторических событий

Метапредметные:

  • умение высказывать собственную точку зрения;

  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации;

  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы



Теоретическую основу педагогического опыта составляют труды педагоги-историков и обществоведов: Н.В. Андреевской, В.Н. Вернадского, Л.Н. Боголюбова, А.А. Вагина, Б.П. Голованова,  Н.Г. Дайри, С.А. Ежовой, А.Т. Кинкулькина, А.Г. Колоскова, Ф.П. Коровкина, Е.А. Костюкевич, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернера. Ученые-педагоги отмечали, что систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников,  усилить доказательную сторону ответа  ученика с опорой на документ, обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов, - привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них  материал, делать выводы.

Ю.Л. Троицкий предлагает свою технологию изучения исторических источников. Её концепция в том, что школьники работают с документально-методическими комплексами и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю. С точки зрения Л.Н.Алексашкиной, познавательная деятельность школьников с историческими документами может осуществляться на двух уровнях. 

Токмянина С. В. обращает внимание на то, чтобы активизировать мыслительную деятельность детей на этапе начального усвоения материала по истории (5-6 классы), можно использовать прием ИНСЕРТ (активное чтение с маркировкой).

На уроке истории, изучая исторический источник, ученик приобретает навыки исследовательской деятельности, изучая исторические источники, учится искать ответы на вопросы, самостоятельному поиску решения проблем.

При построении подобного урока учитель применяет разные формы работы с учениками: индивидуальную, групповую, фронтальную, игровую, коммуникативную. Каждая из них имеет свои преимущества, возможно сочетание предлагаемых форм.

Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

Первый уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.

Второй уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.

Третий уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.

Методы и приемы работы с историческими источниками
на уроке истории могут быть самыми разнообразными.

  • «Обмен знаниями»

  • Реконструкция исторических событий

  • Деловая игра

  • Подготовка и защита мини-проектов

  • Письмо в прошлое

  • Интервью с личностью

  • Метод мозаики

  • Подготовка докладов, рефератов, эссе

  • Альтернативные ситуации

  • О чем рассказал портрет

  • Историческое сочинение

Приведу примеры конкретных уроков, которые строятся на изучении исторических источников.

Например, урок по теме «Смута» можно построить на основе приема анализа исторических источников, которые дают возможность больше узнать об этом трудном и неоднозначном периоде нашей истории.

Урок по теме «Внутренняя политика Александра 1» используется прием «анализ ситуации», который позволяет понять причины проведение императором определенной политики периода 1815-1825 гг.

Урок по теме «Февральская революция» может быть применен прием «реконструкция исторических событий», когда ученикам предлагается встать на место участников событий и дать оценку революционным событиям, изменившим судьбу России.

На уроке по теме «Опричнина Ивана Грозного» возможно применение приема «интервью с Иваном 4», при котором ученики берут интервью у воображаемого первого русского царя и делают собственные выводы об особенностях и причинах его политики.

Предлагается следующий алгоритм работы с историческим документом:

  • Чтение и анализ документа

  • Анализ аргументации автора

  • Формулировка вопросов к тексту

  • Поиск способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников

  • Выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений

  • Формулировка выводов

  • Оценка документа и высказывание собственной точки зрения

Диапазон применения педагогического опыта обширен, применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это могут быть:

  • Отдельная педагогическая ситуация

  • Система уроков

  • Система внеклассной работы

  • Единая система «урок – внеклассная работа»

  • Участие в проектно-исследовательской деятельности

  • Лекционно-семинарская система и т.п.

В результате целенаправленной работы с учениками по изучению исторических источников повысилась их успеваемость и результаты сдачи ЕГЭ по истории.

Мониторинг успеваемости учеников за три учебных года с 2014-15 г. по 2016-2017 г. представлен на рисунке 1.

Результаты сдачи учениками ЕГЭ по истории представлен на рисунке 2.


Рис. 1

Рис. 2

На рисунке 3 представлены результаты участия учеников конкурсах и олимпиадах за три учебных года – с 2014-15 г. по 2016-2017 г. мы видим рост числа участников.

Рис. 3

В таблицах 1 и 2 представлена динамика формирования компетенций учеников в ходе изучения исторических источников. В таблице 1 – показана динамика информационных компетенций учеников 10-11 классов, в таблице 2 - динамика информационных компетенций учеников 5-6 классов.

Информационные компетенции учеников 10-11 классов (%)

2016 г.

2017 г.

1) Умение определять тему и главную мысль текста

58

75

2) Умение разделять текст на смысловые части, озаглавить их

74

90

3) Умение составлять тезисы как форму выражения основной мысли представленного текста

47

65

4) Представление содержания текста (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную) в виде схемы или таблицы

54

74

5) Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

75

90

Таблица 1 Динамика информационных компетенций учеников 10-11 классов

Информационно- коммуникативные компетенции учеников 5-6 классов (%)

2016 г.

2017 г.

  1. Владеет устной, монологической и диалогической речью

52

68

2) Ищет нужную информацию по заданной теме в разных источниках

80

90

3) Понимает специфику различных текстов

45

55

4) Использует мультимедийные ресурсы для обработки информации

65

74

5) Работает в группе для поиска информации и представления совместного проекта

58

65

Таблица 2. Динамика информационных компетенций учеников 5-6 классов

Опыт получает распространение в различных формах и видах деятельности.

Например:

  • Методические семинары учителей

  • Публикации в газетах, журналах

  • Конкурсы профессионального мастерства учителя

  • Обобщение опыта работы

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!