СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Описание помещения" на уроках развития речи по УМК В.В.Бабайцевой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Описание помещения" к урокам развития речи по УМК В.В.Бабайцевой

Просмотр содержимого документа
«"Описание помещения" на уроках развития речи по УМК В.В.Бабайцевой»

6 класс Урок развития речи  Понятие об интерьере   Описание помещения

6 класс

Урок развития речи

Понятие об интерьере Описание помещения

ИНТЕРЬЕР ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.  Различают два типа интерьера: общественный и жилой.

ИНТЕРЬЕР

ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения,

архитектурно и художественно оформленная.

Различают два типа интерьера:

общественный и жилой.

Общественный интерьер

Общественный интерьер

ЖИЛОЙ ИНТЕРЬЕР

ЖИЛОЙ ИНТЕРЬЕР

  Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер … (Из путеводителя)  

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер … (Из путеводителя)

 

 У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.  Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды. (В.Крапивин)  

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды. (В.Крапивин)

 

 Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.  Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа…Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался «компа´с». Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она «нактоуз». (В.Крапивин.)

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа…Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался «компа´с». Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она «нактоуз».

(В.Крапивин.)

Как работать над сочинением-описанием помещения   Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема и намечается основная мысль сочинения. Избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит…). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами: темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от…, налево от… Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.  

Как работать над сочинением-описанием помещения

 

  • Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема и намечается основная мысль сочинения.
  • Избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит…). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами: темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
  • Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от…, налево от…
  • Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

 

Текст сочинения  Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня.  В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят  три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.  Мне моя комната очень нравится.

Текст сочинения

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня.

В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Знакомство с сочинением «Моя комната». Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно?  Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале.  Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками.  Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате.  Вам понравилось сочинение?  Почему?  Вы обратили внимание на глагол «стоит»?  Что ещё снижает качество работы? ?

Знакомство с сочинением «Моя комната».

Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно?

Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале.

Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками.

Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый

стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате.

  • Вам понравилось сочинение?
  • Почему?
  • Вы обратили внимание на глагол «стоит»?
  • Что ещё снижает качество работы?

?

Пример сочинения

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире.

Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое

окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила

мама, и они придают комнате особый уют.

В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на

котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване

читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный

столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим

столиком мы частенько играем в шахматы или шашки.

Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и

подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других

городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях,

детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы.

Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем

уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой.

Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили

заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор.

Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя

любимая комната.

Примерный план описания помещения Само помещение: (какое?)… Стены – (какие?)… Дверь – (какая?)… Полы – (какие?)… Окна – (какие?)… II. Мебель, обстановка. Стол – (какой?)… Стулья – (какие?)… Гардероб, шкаф – (какой?)… Диван – (какой?)… Другие предметы в комнате. III.Как предметы расставлены, в каком порядке. IV. Эмоциональное отношение при описании помещения  

Примерный план описания помещения

  • Само помещение: (какое?)…
  • Стены – (какие?)…
  • Дверь – (какая?)…
  • Полы – (какие?)…
  • Окна – (какие?)…

II. Мебель, обстановка.

  • Стол – (какой?)…
  • Стулья – (какие?)…
  • Гардероб, шкаф – (какой?)…
  • Диван – (какой?)…
  • Другие предметы в комнате.

III.Как предметы расставлены, в каком порядке.

IV. Эмоциональное отношение при описании помещения

 

Задание:  напишите сочинение , основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты или любимого уголка вашей квартиры в художественном стиле.  Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.

Задание:

напишите сочинение , основную часть

которого должно составлять описание вашей

комнаты или любимого уголка вашей квартиры

в художественном стиле.

Если приём очеловечивания вещей вам по душе,

попробуйте использовать его в своём сочинении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!