СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы опыта работы

 «Опытно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников»

Просмотр содержимого документа
«Описание системы опыта работы»

Описание системы опыта работы

«Опытно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников»



Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев





Условия формирования опыта

Сегодня состояние окружающей среды, глобальные экологические проблемы становятся предметом исследования многих областей. Формирование экологической культуры – сложный процесс, и трудно переоценить роль образования в этом процессе. Образовательные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества. В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС особое место здесь отводится учреждениям начальной ступени образования – дошкольным образовательным учреждениям, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса.

В нашем дошкольном учреждении имеется значительная практика по экологизации воспитательно-образовательного процесса. С 2008 года ДОУ является инновационной площадкой по направлению «Первые шаги в экологию», с 2012 года – участник муниципального социально-педагогического проекта «Мир детства» (реализация вектора «Любопытство»). Также дошкольное учреждение является участником городской экологической лаборатории.

Экология доступна для изучения, как младшим, так и старшим дошкольникам, это интегративная наука, позволяющая систематизировать, обобщить и углубить знания детей. Воспитанники получают возможности овладеть экологическими ценностями. При этом повышается педагогическое мастерство через освоение новых направлений, инновационных технологий, организацию исследовательской деятельности.

Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод  экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование  особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

     Проанализировав программу « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною  было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу. Были изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как , А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, Н.А.Рыжова .

Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов можно говорить, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», говорить о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною  был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого   я  пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления; испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют  свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании учебного материала.

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

Актуальность заключается в развитии личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Опытно- исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. 
Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.
Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которое может быть осуществлено на основе организации поисково-исследовательской деятельности.

Трудоёмкость моего опыта заключается:

в постоянном изучении педагогической литературы;

в разработке и апробировании игр развивающей направленности на занятиях и в повседневной жизни;

в подборе и разработке наглядности, дидактического материала;

в установлении тесного контакта с родителями в решении разного рода проблем.

Область применения

Опыт работы можно использовать в дошкольных группах общего развития. Возрастная категория: 4-7 лет.

Адресная направленность

Педагогический опыт предназначен для воспитателей, родителей, молодых специалистов, работающих в дошкольных учреждениях по проблеме опытно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей.

Описание опыта

Цель работы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

  • Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов(увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)

  • Развитие у детей умственных способностей.

  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

Задачи исследовательской деятельности

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Задачи развития:

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

Основой моей работы стал деятельностный метод, который делает ребёнка активным участником любой работы. Все наблюдения и эксперименты обязательно доводятся до логического конца. Дети ясно видят их результаты. Выстраивают гипотезы о том , что получилось, а что нет.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста использую различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, и т. д.

За время моей деятельности наработаны циклы наблюдений, опытов, экспериментов, цели и задачи которых усложняются от возраста к возрасту. В проводимой мною опытно- экспериментальной работе стараюсь продумывать те или иные наблюдения, опыты, эксперименты так, чтобы они соответствовали своему основному назначению, а именно, анализу окружающих предметов, явлений природы, действительности. Знакомя детей с растительным и животным миром, с явлениями живой и неживой природы всегда обращаю внимание на их многообразие и переплетающиеся связи и отношения, на приспособление всех организмов, в том числе и человека, к среде обитания всегда показываю детям ( и им это очень интересно), как реагируют живые существа( растения, животные, человек).если что-то вдруг меняется в той среде, где они обитают, что происходит с живыми организмами, например с растениями если убрать или не дать им хотя бы одно из тех условий внешней среды, которые необходимо для их полноценного зарождения и развития. Все эксперименты обязательно довожу до конца, чтобы получить наглядные результаты.

Интересным и полезным и для детей и для себя считаю проведение не только каких-то единичных экспериментов, формирование циклов наблюдений и опытов. Как правило, связываю результаты, а так же сам ход , этапы эксперимента с другими видами деятельности: рисование, составление различных рассказов, лепка ,конструирование и ручной труд. Полученные результаты так же являются значимым подспорьем на последующих занятиях в различных видах деятельности.

Результативность

Диагностика уровней развития детей в опытно-исследовательской деятельности проводится по следующим показателям и критериям:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

  • Предлагает возможные решения;

  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

  • Применяет выводы к новым данным;

  • Делает обобщения.

Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников.

Подводя итог всей работы, мы пришли к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно- исследовательской деятельности.

Детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!