СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПК "Заповеди" (ОРКСЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОПК "Заповеди" (ОРКСЭ)»

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

в рамках модуля «Основы православной культуры» в 4 классе «Заповеди»


МБОУ «Горская ООШ»

Мерщиева Лариса Владимировна













Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цели
деятельности
учителя

Дать представление детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат; обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Планируемые
образовательные
результаты


Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

-выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

методы и формы
обучения


Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Оборудование


Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной

подготовки), фронтальная, работа в группах.

Средства обучения:

1. Учебник. Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2/ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова. М.: Просвещение 2011

2.Презентация « Петр Великий».

3. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 201

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной

подготовки), фронтальная, работа в группах.

Средства обучения:

1. Учебник. Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2/ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова. М.: Просвещение 2011

2.Презентация « Петр Великий».

3. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 201

ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку

текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею

Основные
понятия

Заповеди, пророк, скрижали





организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Временная реализация

Деятельность учителя


Деятельность
учащихся

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности


1мин

Включение в деловой ритм.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Пожелайте мысленно всем хорошего настроения. Начинаем наш урок.

Эпиграф урока:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Слушают учителя и демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


4мин

а) Беседа

-Что способствует росту души человека?

-А что удаляет от добрых целей?

-Зачем человеку нужна совесть?

-Какие два важных дела Творец поручил совести?

-Что для православных означает раскаяние?

-Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

-Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

-Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

-Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

б) Игра «Продолжи фразу»

«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)

«Бог - это ….» (любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)

«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)

«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)

«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)»

«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)

Отвечают на вопросы, вспоминают материал прошлого урока

III. Выявление места и причины затруднения.

5мин

-Что  помогает людям  дружно жить в коллективе, в
обществе - назовите общим словом?

Что нам помогает почувствовать реализованы ли в наших поступках эти правила и законы?

А что помогает это понять людям, у которых совесть не очень чуткая? Как они различают добро и зло? Кто дал людям ясные основы добра и зла?

Можно сказать, что совесть является естественным (природным) критерием оценки поступков человека. С одной стороны, если совесть спокойна, человек ощущает мир и покой в душе, то, возможно, он поступает честно и справедливо, а если совесть взбудоражена и на душе "кошки скребут", уже ясно: что-то сделано неправильно. Однако надо помнить, что совесть человека - голос Бога в нем - искажена грехами, то есть то, что кажется нам правильным, может не быть таковым в глазах Божиих. Есть люди и с "прожженной", искалеченной совестью. Поэтому, поскольку только Бог всегда праведен, неизменным и точным критерием оценки жизни христианина является воля Божия, открытая людям.



Попробуйте сформулировать тему урока?
 

- Есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Слова заповедник и заповеди похожи между собой? Их можно назвать однокоренными словами?

Сделайте вывод. слайд№1

Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

- Как вы понимаете смысл слова «заповедь»?

Определение слова «заповедь».

Попробуем сформулировать задачи, которые мы поставим перед собой на уроке.

- познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди;

-выяснить значение заповедей;

-подумать: легко ли соблюдать заповеди?

-подумать: нужны ли заповеди нам? Зачем? Не устарели ли они?

Участвуют в диалоге.

(правила, законы и традиции)







Формулируют ответы.

Варианты ответов детей:

«Заповедник – это место, где находятся животные, их запрещено этих животных охраняют люди, так как этих животных осталось очень мало»

Да эти слова похожи по звучанию. У слов заповедник и заповеди – 1 корень – заповед

Формулируют тему урока.

Находят информацию в толковом словаре С.И. Ожегова.

Выясняют значение слова.

В толковом словаре С. И. Ожегова мы прочитаем:

«1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- нибудь, чего- нибудь.

2. Изречение, содержащее религиозно- нравственное предписание».

Формулируют задачи урока.

IV

Построение проекта выхода из затруднения


5мин

-А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди?

История возникновения Заповедей.

слайд 2.

 История Моисея из Библии:
Давайте подумаем о тех законах, которым подчиняется наша жизнь. Вы спросите: "А какие же это законы?" Существуют законы физики, химии, других наук. Их нарушить невозможно. Есть другой тип законов - действующих в государстве, в котором мы живем. Эти законы нарушить можно, но ничего хорошего из этого не получится. Почему? Попробуем разобраться.

Когда человек перебегает железнодорожные пути перед близко идущим поездом или шоссейную дорогу на красный свет, неудивительно, если он останется без рук, без ног, а то и без головы. Если человек попадет под машину и ему ампутируют ногу, кто виноват? Работники ГАИ, которые зачем-то напридумывали разных правил и требуют от нас их соблюдения? Или доктора в больнице, отрезавшие раздробленную ногу человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие? Наверное, все-таки, виноват тот нерадивый пешеход, который не считал для себя обязательным соблюдать правила дорожного движения.

Представим себе такую ситуацию. Водитель живет в городе, находящемся в ста километрах от Москвы. Правил дорожного движения этот водитель не знает. Сможет ли он доехать до столицы по дороге с плотным потоком машин? Однозначно можно ответить, что он до Москвы не доберется, а окажется в итоге в больнице, на кладбище или в тюрьме.

Другой вариант. Допустим, автоинспектор останавливает водителя за нарушение правил дорожного движения и спрашивает: "Ты знаешь правила?" Водитель отвечает утвердительно. "А ты их читал?" - "Нет!" А как же можно соблюдать правила дорожного движения, если их не читал и не изучал?

А теперь задумаемся. Мы ведь движемся не только по автомобильным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в Жизни Вечной.

За полтора тысячелетия до Рождества Христова Господь через пророка Моисея дает людям духовно-нравственные законы. Это, в первую очередь, десять заповедей, данные людям на горе Синай. Они еще не ведут к вершине святости, такую цель гораздо позднее поставит перед христианами Евангелие Христово.

Господь объявил вслух десять заповедей всему народу Израильскому: И изрек Бог [к Моисею] все слова сии… (Исх. 20, 1). Все эти десять заповедей были даны Самим Богом в письменном виде на двух каменных досках (скрижалях), исписанных с обеих сторон (см.: Исх. 32, 15).

1. Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.



Давайте подумаем: должны ли мы знать заповеди. И зачем нам они?

Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Прочитайте  все заповеди.

-Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

Давайте рассмотрим каждую из них.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Остальные касаются отношений людей между собой

Вот об этих шести заповедях мы и поговорим с вами подробней.

Формулируют ответы.









Формулируют ответы.

(как мы должны относиться к другим людям)

Читают заповеди.

Осмысливают прочитанное.

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей

Участвуют в диалоге. Дают ответы на вопросы.

 































































Читают «Вы узнаете».с.58

Читают текст с.58-60


V. Физкультминутка

2мин


Выполняют зарядку.

VI.

Реализация построения проекта.

























VI этап. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.























































































































































VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.























VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

5мин





































10мин





























































































































































































5мин





























5мин

Устанавливает осознанность восприятия.

Даёт опережающее задание.

-Что нового вы узнаете из текста?

Отмечайте новую информацию.

Мы сейчас попробуем составить памятку для себя по организации нашей жизни в соответствии с заповедями Божиими.

Как вы думаете, что для начала нам самим необходимо точно знать? (Каждую заповедь)

Скажите, где с помощью чего мы может открыть эти знания? (учебник, учитель, интернет)

Что будем использовать в данном случае?

Прочитайте текст на с.58-59

Сейчас каждый из вас прочитает одну из заповедей и сообщит остальным новые знания.

Даёт задания, направленные на выяснение смысла слов, словосочетаний, выражений.

Сейчас каждая группа прочитает одну из заповедей и ответит на следующие вопросы

1. Чему учит нас конкретная заповедь?

2. Как вы поняли,

что означает почитание родителей?

3. Как вы понимаете выражение, что убить можно и словом?

4. Как вы поняли новое выражение «не прелюбодействуй»?

5. Как вы считает, воровство – страшный грех? Чему вас всегда учат бабушки, дедушки, родители, учителя?

6. Как понять смысл пословицы

«Сколько верёвочке не виться, а кончик всегда найдется», «На лжи далеко не уедешь»?

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.(Не лги.)















































7. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Почему желания старухи не имели границ, чем, в конце концов, закончилась эта сказка? Чему она нас учит? Зависть – это плохое качество человека? Можно преодолеть в себе зависть

Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 41





























Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей?

Ставит проблемный вопросы:

-для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

-Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

В Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать

Соотнеси пословицу и заповедь.

Работа с презентацией

Запиши в тетрадь заповедь, которая соответствует прочитанным тобой пословицам.



- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- В чём смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Что на уроке было самым интересным?

- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?

Осмысливают прочитанные задания.



Самостоятельная исследовательская работа с текстом.





Опережающее задание:  учащиеся работают  с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны. Находят информацию в тексте.

Выясняют значение фраз, выражений и объясняют их.

Формулируют ответы.

Формулируют выводы.

Почитать – значит уважать. Так мы должны относиться к своим родителям.

Эта заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.

Жизнь есть величайший дар Божий,

поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи и дружбы.

Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. Воровство, как и убийство, страшный грех. Нас всегда учат тому, что воровать нельзя, это позор, это очень плохой поступок, и он всегда наказывается

Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть доволь­ными тем,

что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.

Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим.

Старуха в сказке всегда завидовала и хотела большего, все время требовала этого от Золотой рыбки, в конце концов, она все потеряла.

Иногда люди очень многого хотят, но во всем нужно иметь меру.

Зависть мешает радости. Тебе подарили какую- то игрушку. Ты радуешься ей. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая игрушка - но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Нельзя никогда никому завидовать, лучше самому всего добиваться. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.

Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей.

Рассматривают картину.

Формулируют ответы.

Делают выводы.

Формулируют вывод.

( они предостерегают, советуют как поступать ).







































Записывают в тетрадь заповедь.































Дооформление плаката «Заповеди»

IX этап. Рефлексия учебной деятельности.

2мин

-Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

-Я мог выполнить работу значительно лучше;

-Я ничего не понял на уроке.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Делают выводы.

Формулируют ответы.


VIII. Домашнее задание.

1мин

с. 58-60, учебника прочитать, ответить на вопросы

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке,

- чтение отрывков из «Сказок Ангела»(приложение 1) (чтение и разбор).



Ресурсы:
1.    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев
2. Толковый  словарь С.И. Ожегова.
Православный молитвослов(с пояснениями)

4.Сказки ангела (Десять заповедей для детей) Автор Ирина Глазунова
5. Слайдовая авторская презентация.
6. Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html ?page=5  

-Заповеди

gimnazy16.ru/ORKSE/Yrok_pravoslavie.doc 

урок abanruo.ucoz.ru/ims/ORKCE/Zapovedi.doc

 -урокhttp://www.abc-people.com/shop/moses_prophet.htm 

фото Моисей,гора Синай-
Сайт http://www.proshkolu.ru /

http://prezentacii.com/uploads/ppt/04-13/Zapovedi-Moiseja.rar

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!