СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опора дыхания как основа вокального исполнительства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: осознание обучающимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«"Опора дыхания как основа вокального исполнительства"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»

муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым





Методическая разработка



«Опора дыхания как основа вокального исполнительства»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)


для обучающихся средней группы (9-12лет) вокального ансамбля «Магнолия»

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»








Подготовила Белкина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

вокального ансамбля «Магнолия»




г.Красноперекопск

2018г.


Пояснительная записка

Тема занятия: «Опора дыхания как опора вокального исполнительства».

Занятие проводится в классе вокала в МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества» по программе «Хочу петь красиво», в средней группе ансамбля (9 –12 лет).

Тип занятия: учебно-практическое, комплексное.

Форма: беседа, игровой тренинг, групповое исполнение.

Технологии и методы

Технологии:

  • коммуникативная;

  • сотрудничества;

  • игровая;

  • здоровьесберегающая.

Методы:

  • педагогические методы: диалоговый, объяснительно-иллюстративный, игровой, театрализация, беседа;

  • организационные методы: групповой, работа в парах.

Цель: Осознание обучающимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

Обучающие:

– приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,

– этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,

– разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:

– развитие чувства единства с педагогом при проведении открытого занятия,

– развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,

- воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:

– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,

– развитие навыков концентрации внимания,

– развитие навыков единой дыхательной техники,

– развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.

Отличительные особенности данного занятия

  • Позитивное эмоциональное воздействие музыки и атмосферы доброжелательности на ребенка, что способствует созданию благоприятного психологического климата;

  • стиль общения носит диалоговый характер;

  • занятие строится по принципу системности и усложнения;

  • подведение итогов проводится в виде рефлексии;

Преимущества данной разработки

С помощью данной разработки занятия, подбора тренировочных вокальных упражнений можно эффективно воздействовать на коллектив детей, вырабатывая правильную опору дыхания при пении, унисонное исполнение, исправить неправильное извлечение звуков при пении, помочь детям расслабиться и свободно общаться в коллективе сверстников.

Необходимое оборудование и материалы:

Фортепиано, ноутбук, микрофоны, таблицы (презентация) типов вокального дыхания.

Ожидаемый результат

    • Создание доброжелательной атмосферы;

    • правильное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений;

    • чистое звучание унисона в ансамбле;

    • закрепление навыков правильной опоры дыхания с помощью упражнений и игрового тренинга;

    • принятие любого ребенка, как партнера;

    • воспитание бережного отношения к голосовому аппарату.

План занятия:

I. Организационный момент

Приветствие, музыкальная заставка.

II. Целеполагание

Повторение пройденного материала, объявление цели, мотивация.

III. Основной этап

1. Учебный тренинг:

- разминка;

- распевки;

- игроритмика.

2. Практическая часть занятия

- беседа, знакомство с основным понятием «опора дыхания», «типы дыхания»;

- работа над песней «До чего дошёл прогресс»;

IV. Заключительный этап занятия

Анкетирование.

Подведение итогов.

Оптимизация и поощрение со стороны педагога.












План - конспект занятия

(45 минут)

1. Организационный момент. Приветствие. Музыкальная заставка (2 мин.)

– Объявление темы: Опора дыхания как основа вокального исполнительства.

2. Целеполагание. Объявление темы и цели занятия, мотивация.

3. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного дыхания. Распевы: – (8 мин.)

- Дыхательная гимнастика (5 мин)

  • Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

  • Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

  • Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.

Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как основа вокального исполнительства. Таблица типов дыхания. (10 мин.)

– Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

- Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.

Различают следующие типы дыхания:

  • Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

  • Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

  • Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

  • Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

Создание проблемной ситуации – (5 мин.)

Вопросы педагога:

– Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответы обучающихся:

(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),

– Что влияет на дыхание? – ответы обучающихся:

(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация),

– Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответы обучающихся:

(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)

- Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответы обучающихся:

(косто - абдоминальное, абдоминальное)

Физкульт – минутка. (2 мин.)

Музыкальная игра «Мы руками хлоп-хлоп!

Мы ногами топ-топ!

А потом прыг-скок,

Начинай сначала…»

4. Практическая работа.

Работа над песней «До чего дошёл прогресс» – (10 мин.)

Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у обучающихся в процессе работы над произведением.

5. Заключительный этап:

- анкетирование;

- подведение итогов.

- оптимизация и поощрение со стороны педагога.































Тест для закрепления знаний обучающихся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!