СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорно - двигательная система птиц

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опорно - двигательная система птиц»

Класс Птицы

Тема: «Особенности опорно-двигательного аппарата птиц»


Цели: - ознакомить учащихся с особенностями опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полету;

- продолжить развивать умение самостоятельной работы.

- развивать навыки работы с текстом учебника, умение выделять нужную информацию.

- воспитывать бережное отношение к оборудованию и наглядным пособиям.

Оборудование: Скелет птицы, таблица « Опорно – двигательная система». Раздаточный материал - карточки, отрывки видео фильма «Вокруг света за 80 дней», презентация.


Ход урока:


I. Организационный момент(1 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь ВИДЕО 1 (1 мин.)

Сегодня на уроке нам необходимо понять, что кроме формы тела, перьевого покрова, видоизменения передних конечностей даёт возможность птицам летать. Как вы думаете, на что надо обратить наше внимание? Что в организме птиц поможет построить летательный аппарат из мечты Фогга?

( ответ - на скелет и мышцы)

Запись темы урока- опорно-двигательный аппарат птиц

Цель урока: изучить строение опорно-двигательного аппарата птиц и принципы применения этих знаний в деятельности человека.

II. Проверка знаний (5-10 минут).


1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам


Карточка 1

Выполните задание «Внешнее строение птиц»

Отметьте основные отделы птиц. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?



1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8)

Карточка 2

Выполните задание «Внешнее строение головы птицы»

Отметьте органы, находящиеся на голове птицы.

Какие функции выполняют органы?

Какие изменения в строении головы птиц указывают на её приспособление к полёту?

Карточка 3

  1. Подпишите названия частей пера птицы



1) 2) 3)

2. Какие виды перьев вам известны?

3. Чем они различаются между собой?

4. Каковы их функции?

Карточка 4

Проверочная работа по теме «Класс Птицы»

1. Среда обитания птиц:

А) наземно-воздушная Б) водная В) почвенная Г) все перечисленные



2. Какую функцию НЕ выполняет перьевой покров птиц:

А) обтекаемость тела при полёте

Б) защита кожи от механических воздействий

В) выделение жира для водонепроницаемости Г) теплоизоляция

3.  Какие перья обеспечивают полет птицы?

1) контурные 2) пуховые 3) волосовидные 4) рулевые

4. Что характерно для птиц?

1) оцепенение 2) линька 3) нерест 4) регенерация

5. Хвост в полёте:

1) не участвует 2) выполняет рулевую функцию

3) выполняет машущие движения 4) выполняет рулевую функцию и участвует в торможении

6. Лёгкости и обтекаемости тела способствует:

1) наличие зубов 2) наличие ушных раковин

3) яйцевидная форма тела 4) удержание перьями влаги

7. Какие слова пропущены в тексте?

К отряду Дневные хищные птицы относятся крупные птицы с большим размахом крыльев и жёстким оперением: орлы, ястребы, беркуты, грифы, коршуны, луни, _______(А). В оперении почти отсутствуют ________(Б). Все Дневные хищные птицы ________(В) для человека.

1) вредны 2) рулевые перья 3) пуховые перья 4) совы 5) полезны 6) соколы

Ответ запишите в виде последовательности цифр в таблице.

А

Б

В

 

 

 


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


III. Изучение нового материала (20 минут).

ВИДЕО 2 (40 сек.)

И так, наши путешественники попали в, казалось бы, безвыходное положение, но Фогг решил применить свои знания и построить летательный аппарат. Какими характеристиками должен обладать аппарат?

(Ответ – легким)

Совершенно верно. Человек много подсмотрел в органическом мире. Вот и самолетостроение без этого не обошлось.

Организм птиц стал примером для построения каркаса летательных аппаратов. Каркасом, опорой для птиц является скелет.

СЛАЙД 1 Рассмотрим скелет птицы Рис 155 стр. 200

Скелет птицы в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей .

Скелет очень легкий благодаря наличию в костях воздухоносных путей. СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4

Общая масса скелета составляет 8-18% массы всего тела, в то же время скелет птицы является прочным из-за срастания ряда костей между собой

СЛАЙД 5 Обратите внимание на череп птиц. Он образован тонкими губчатыми костями, границы между которыми видны лишь у молодых птиц.

СЛАЙД 6 По сравнению с рептилиями в черепе птиц намного больше объем мозговой коробки, глазни­цы большие, челюсти лишены зубов и образуют клюв СЛАЙД 7

СЛАЙД 8 В осевом скелете – позвоночном столбе выделяют пять отделов: шейный грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой

Число шейных позвонков колеблется в зависимости от вида птиц от 11 (голубь) до 23-25 (лебедь). Первый позвонок – атлант, у большинства птиц имеет форму костного кольца, вто­рой – эпистрофей сочленяется с ним зубовидным отростком, который обес­печивает подвижное соединение головы с туловищем. Остальные шейные позвонки седлообразные, что обусловливает значительную подвижность позвонков относительно друг друга. Особенности шейных позвонков позволяют птицам свободно поворачивать голову на 180°, а некоторым (совы, попугаи) – и на 270°. Это дает возможность производить сложные и быстрые движения головой при схватывании подвижной добычи, чистке оперения, постройке гнезд и т.д. (слайд 9)

Грудных позвонков у птиц 3-10. Срастаясь между собой, они образуют спинную кость и очень прочным суставом соединены со сложным крестцом, благодаря этому туловищный отдел осевого скелета неподвижен, что важно при полете.

К грудным позвонкам причленяются ребра. Каждое ребро состоит из двух отделов – спинного и брюшного, подвижно соединяющихся друг с другом и образующих угол, направленный вершиной назад. Ребра подвижными суставами сочленяются с позвонками и грудиной, что наряду с развитой межреберной мускулатурой обеспечивает изменение объема полости тела (что имеет важное значение для осуществления дыхания). Прочность грудной клетки увеличива­ется крючковидными отростками, укрепленными на спинных отделах и нале­гающими на последующее ребро. Грудина большая и имеет киль, к которому прикрепляются мышцы, опускающие крылья.

Все поясничные, крестцовые (их два) и часть хвостовых позвонков неподвижно сращены друг с другом в монолитную кость сложный крестец. Всего и него входит 10-22 позвонка, границы между которыми не видны. С ним не­подвижно соединены кости тазового пояса (седалищная, лобковая и подвз­дошная). Это обеспечивает неподвижность туловищного отдела, что очень важно при ходьбе

Свободные хвостовые позвонки (их 5-9) сращены в копчиковую кость – пигостиль, к которому веером прикреплены рулевые перья.

СЛАЙД 9 Скелет передней конечности упрочняется за счет срастания костей кисти и уменьше­ния числа пальцев до трех Пояс передних конечностей тоже приспособлен к полету: мощные воронья кости (коракоиды), сросшиеся ключицы, образующие вилочку, обеспечивают движение крыльев СЛАЙД 10

СЛАЙД 11 Строение скелета задней конечности позволяет птицам двуногое хожде­ние. Кости стопы слиты в одну кость – цевку, являющуюся добавочным ры­чагом, увеличивающим длину шага. К цевке подвижно прикреплены фаланги пальцев СЛАЙД 12

  • СЛАЙД 13 Итак, какие же приспособления к полету имеются в скелете птицы?

Запись в тетрадь

  • отсутствие зубов;

  • наличие грудины с килем, к которому крепятся мышцы;

  • ребра, состоящие из двух частей, – такое сочленение обеспечивает их подвижность при дыхании птицы в полете;

  • сокращение числа пальцев, слияние мелких костей кисти обеспечивает прочность этого отдела крыла, несущего самую большую нагрузку в полете;

  • прочное соединение между собой позвонков грудного и пояснично-крестцового отделов скелета служит надежной опорой туловищу во время полета.

Мускулатура птиц. СЛАЙД 14

Хорошо развита у птиц и мускулатура. Наиболее развиты (до 25% от массы птицы) мышцы, двигающие крыльями. Они смещены на грудь, и это, с одно стороны, облегчает движущийся орган (крылья), а с другой – делает неподвижным центр тяжести тела, что очень важно для прямолинейного полета. Наиболее развиты у птиц большие грудные мышцы, опускающие крылья, которые составляют 50% массы всей мускулатуры. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи.

IV. Закрепление изученного материала (3 минут).

  1. Назовите особенности строения скелета птиц по сравнению со скелетом пресмыкающихся


ВИДЕО 3

Изучение природы даёт человеку неисчерпаемые знания, которые он может применять в своей жизни. Пытливость ума, смекалка, трудолюбие всегда ведут человека к победе.

СЛАЙД 15 Домашнее задание §44 стр. 199

Заполнить таблицу

Строение скелета птицы


Части скелета

Отделы

Функции




Творческое задание.

С наступлением осени большая часть птиц покидает свои гнездовья и отправляется в далёкое путешествие к местам зимовок.

Многие из стай летят «клином».

Раскройте секреты природы:

1. Почему птичьи стаи летят «клином»?

2. Как это использовать в авиации?

3. Как ориентируются птицы при перелёте?

Рефлексия

Я на уроке биологии

На уроке я работал

Активно / пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Устал / не устал

Моё настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!