СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект-схема "Смутное время".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорные конспекты-схемы по истории с тренингом и контролем.

Просмотр содержимого документа
«Аналог демоверсии по Смуте - 2017»

проверочный контроль (Смутное время)

Перед занятием все повторить, никуда не смотреть, заполнить всё!!!

Примечание. Укороченный вариант демоверсии, номера заданий соответствуют демоверсии, но некоторые задания пропущены


Ответами к заданиям является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

  1. Битва при Клушино

  2. Поход королевича Владислава на Москву

  3. Вступление в Москву Лжедмитрия I

  4. Восстание Хлопка

  5. «Семибоярщина»







2. Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

События

Годы

А. Смерть Бориса Годунова

1. 1601 г.

Б. Свержение и убийство Лжедмитрия I

2. 1605 г.

В. Освобождение Москвы от поляков

3. 1606 г.

Г. Свержение Василия Шуйского

4. 1610 г.


5. 1612 г.


6. 1618 г.


А

Б

В

Г






5. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Религиозный деятель

Факт биографии

А. Гермоген

1. Участник обороны Троице-Сергиева монастыря

Б. Филарет

2. Первый русский патриарх

В. Иов

3. Провозглашен патриархом в Тушине

Г. Авраамий (Палицын)

4. Признал унию с католической церковью


5. Убит сподвижниками И. Болотникова


6. Уморен поляками голодом


А

Б

В

Г






6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А)

«Король Густав Адольф свейской его королевское величество за себя и за своих наследников и потом будущих королей свейских и за все Свейское королевство очистил и отдал сего мирного постановенья крепостию се Росийского царствия городы и посады, которые в близ прошлых летех поиманы, имянно Великий Новгород, Старую Русу, Порхов, Ладогу, Гдов с ых уезды и с Сумерскою волостью и з дворцовыми селы и с митрополичьи и с монастырскими»

Б)

«Также бы и образ Николы чудотворца, взятый в Можайску, отдати и послов бы московских, митрополита Филарета Ростовского и Ярославского, да боярина князя Василья васильевича Голицына, и дьяка Томила Луговского, и дворян со всими людми, которые с ними, и смоленский полон, архиепископа Сергия., также и боярина Михайла Борисовича Шеина з жоною и з детми, и всех полонеников, где хто ни взят, сыскваши, в Московское государство отпустить»


Характеристики

  1. Договор был подписан при Василии Шуйском

  2. Договор заключался на 14 с половиной лет

  3. Договор лишал Россию выходу к морю

  4. Договор стал следствием неудачной попытки противника овладеть Москвой

  5. Заключение договора означало окончательный отказ противника от плана создания «буферного» государства на части территории России

  6. По договору Россия получала взамен утраченных земель новые земли


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б






7. Какие правители в 1598-1618 гг. могли принимать в Московском Кремле иностранных послов как русские цари? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Василий Шуйский.

  2. Королевич Владислав.

  3. Лжедмитрий I.

  4. Лжедмитрий II.

  5. Михаил Скопин-Шуйский.

  6. Федор Годунов.





9. Установите соответствие между историческим деятелем и его сословной принадлежностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Деятель

Сословие

А. К. Минин

1. Титулованная аристократия

Б. Д. Пожарский

2. Нетитулованная аристократия (боярство)

В. П. Ляпунов

3. Черносошное крестьянство

Г. И. Болотников

4. Посадские люди


5. Военные холопы


6. Дворянство


А

Б

В

Г






10. Прочтите обращение и напишите фамилию его автора.

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником».

Ответ: ______________________


12. Прочитайте отрывок из документа.

«…Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится».


Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Это первая в истории России попытка юридического ограничения власти главы государства.

  2. Обещания были даны после государственного переворота.

  3. Обещания распространялись исключительно на бояр и членов их семей.

  4. Обещания были провозглашены на Земском соборе.

  5. Правитель, давший данные обещания, был немедленно убит.

  6. Возможно влияние иностранных образцов на авторов данного документа.






Рассмотрите схему и выполните задания 13-15



13. Напишите фамилию предводителя похода, показанного на схеме толстыми черными стрелками ___________________


14. При осаде какого города этот предводитель потерпел окончательное поражение и попал в плен (напишите название города): __________________


15. Продолжите фразу: Движение под руководством этого предводителя в советской литературе характеризовалось как первая ___________________ ____________


18. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.


  1. Воздвигнут сразу после окончания Смуты.

  2. Находится на Красной площади в Москве.

  3. Посвящен руководителям Первого ополчения.

  4. Прославляет победу над Лжедмитрием I.

  5. Скульптор – Иван Мартос.






Просмотр содержимого документа
«Комплексное задание по Смуте»

Комплексное задание по Смутному времени

1. Определите, о каких событиях Смуты идет речь.

2. Расставьте отрывки в хронологической последовательности (предварительно указав примерное или точное время событий).

3. Определите положительных и отрицательных героев народного эпоса.

4. По возможности объясните причины их положительной или отрицательной оценки.

5. Выявите возможные исторические несообразности и также попытайтесь их объяснить.


Отрывки из исторических песен о Смутном времени

1. Из-за шведский, из литовский из земелюшки

Выезжает вор-собачушка на добром коне,

На добром коне во чисто поле,

Становился вор-собачушка под столицею,

Под столицею в славном рубеже.

Он расставливат бел-тонкой шатер,

Расстилает во шатрике шелковой ковер.


2. И тут в Москве збунтовалися.

Гришка-Расстрига догадается,

Сам в верхни чердаки убирается

И накрепко запирается.

А злая его жена Маринка-безбожница

Сорокою обвернулася

И из палат вон она вылетела.

А Гришка-Расстрига втапоры догадлив был,

Бросался он со тех чердаков на копья вострыя

Ко тем стрельцам, удалым молодцам.

И тут ему такова смерть случилась.


3. Как в старом-то было городе,

Во славном и богатом Нижнием,

Как уж жил тут поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,

Из удалых молодцов – нижегородских купцов.


4. Не лютая змея воздывалася,

Воздывался собака – булатный нож,

Упал он ни на воду, ни на землю,

Упал он царевичу на белу грудь,


5. Выходил-то славный князь Пожарский перед войско свое…

Помолившись, дело начали.

Как разбили-проломили святые врата,

Уж взошли-то храбрые солдатушки

В белокаменный Кремль,

Как и начали солдатушки поляков колоть, рубить,

Колоть, рубить, в большие кучи валить,

Самого-то Сузмунда в полон взяли,

В полон взяли, руки-ноги ему вязали,

Руки-ноги вязали, буйну голову рубили.


6. Прибыла сила во Новгород,

Из Нова-города в каменну Москву.

У ясна сокола крылья отросли,

У Скопина-князя думушки прибыло

А поутру рано-ранешонько

В соборе Скопин он заутреню отслужил,

Отслужил, сам в поход пошел,

Подымавши знаменье царские…


7. Примает Скопин, не отпирается,

Он выпил стакан меду сладкого,

А сам говорил таково слово,

Услышал во утробе неловко добре:

«А и ты съела меня, кума крестовая,

Малютина дочи Скурлатова!

А зазнаючи мне со зельем стакан подала,

Съела ты мене, змея подколодная!»


8. Собралися все князья, бояре московские,

Собиралися думу думати,

Как и взговорют старшие бояре – воеводы московские:

«Вы скажите, вы бояре, кому царем у нас быть?»…

И выбрали себе бояре в цари Михаила

Сына Федоровича.


9. Ты Боже, Боже, Спас милостивой!

К чему рано над нами прогневался –

Сослал нам Боже прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева;

Уже ли он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем,

Царем Димитрием Ивановичем Углецким.


10. Уж как думный воевода был Прокофий Ляпунов.
Как Прокофий-то Петрович разослал своих гонцов,
Как Прокофий Ляпунов роздал письма гонцам,
Роздал письма гонцам и приказ им приказал:
«Поезжайте вы, гонцы, на все русские концы,
На все русские концы, во большие города!
Вы просите воевод идти с войском сюда,
Свободить город Москву, защищать веру Христа».


11. Уж настало то время злое при старом при царе Федоре Ивановиче;

Как преставился-то наш православный царь Федор Иванович,

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

Злодейским рукам, боярам-господам.

Появилась-то из бояр одна буйна голова,

Одна буйна голова, Борис Годунов сын;

Уж и этот Годун всех бояр-народ надул.

Уж и вздумал полоумный Россеюшкой управлять,

Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.


12. «Уж не злые бояре взбунтовалися?

Уж не злые ли собаки повзбесилися?

Уж ли жив ли наш православный царь,

Православный царь, Василий Иванович?

Уж и что, братцы во дворце его не видно,

Что косящеты окошечки все завешаны?»

Как и взговорит в народе добрый молодец:

«Ох вы, братцы, вы не знаете беды-горести,

Что царя нашего Василия злые бояре погубили,

Злые собаки погубили, во Сибирь его послали».



Просмотр содержимого документа
«Контроль по Смуте - часть А»

проверочный контроль по теме Смутное время

Перед выполнением задания все повторить, никуда не глядеть!!!


Часть А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.

A1. Какой ряд дат отражает важные события во взаимоотношениях России со Швецией?

  1. 1604 г., 1606 г.;

  2. 1605 г., 1612 г.;

  3. 1607 г., 1618 г.;

  4. 1609 г., 1617 г.

A2. Прозвище «Тушинский вор» получил:

  1. Лжедмитрий I;

  2. Лжедмитрий II;

  3. И. Болотников;

  4. Василий Шуйский;

A3. Михаил Романов был избран на царство…

  1. «Советом всей земли»;

  2. Земским собором;

  3. Боярской думой;

  4. патриархом.

A4. Резкому падению авторитета Бориса Годунова в начале XVII в. способствовал(о):

  1. принадлежность в прошлом к опричнине;

  2. сведения о низком происхождении;

  3. поражение в войне со Швецией;

  4. голод и неурожай.

A5. Открытая польская интервенция началась непосредственно после:

  1. убийства Лжедмитрия I и избиения поляков в Москве;

  2. заключения Василием Шуйским союза со Швецией;

  3. прихода к власти Лжедмитрия I;

  4. смерти Бориса Годунова.

A6. Одним из руководителей Первого ополчения был:

  1. Михаил Скопин-Шуйский;

  2. Козьма Минин;

  3. Прокопий Ляпунов;

  4. Григорий Отрепьев.

A7. При «семибоярщине»:

  1. был заключен союз России со Швецией;

  2. И. Болотников потерпел поражение;

  3. образовался Тушинский лагерь;

  4. поляки вошли в Москву.

A8. Деулинское перемирие:

  1. фиксировало отказ Владислава от претензий на русскую корону;

  2. оставляло Польше Смоленск и ряд других русских земель;

  3. закрепляло зависимость России от Речи Посполитой;

  4. лишало Россию выхода к Балтийскому морю.

A9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события.

«Ян Сапега двинулся на север и привел к Троице-Сергиевому монастырю 15 тысяч польских ратников с десятками осадных орудий. За сте­нами монастыря оборону держали крестьяне из окрестных сел, местные иноки и монас­тырские слуги – всего около 2200–2400 человек. Большая часть их впервые взяла в руки оружие… [Но] беспрерывный грохот осадных орудий и многочисленные штурмы не сломи­ли осажденных – натиск поляков был сильным, но мужество защитников оказалось сильнее».

  1. 1605–1606 гг.;

  2. 1608–1610 гг.;

  3. 1611–1612 гг.;

  4. 1617–1618 гг.

A10. Даты 1605, 1606, 1610 г. относятся к:

  1. организации народных ополчений;

  2. появлению новых самозванцев;

  3. договорам России с Польшей;

  4. смене власти в Москве.

A11. С призывом решительно бороться с захватившими Москву поляками выступил патриарх:

  1. Филарет;

  2. Гермоген;

  3. Игнатий;

  4. Иов.

A12. Какие социальные силы составили основу Второго ополчения?

  1. бояре и дворяне;

  2. дворяне и казаки;

  3. посадские люди и крестьяне;

  4. дворяне и посадские люди.

A13. Лжедмитрий I:

  1. пытался распространить западные обычаи;

  2. отдал часть русских земель Речи Посполитой;

  3. правил с помощью массового террора;

  4. уничтожил Боярскую думу.

A14. Одна из причин Смутного времени:

  1. падение авторитета Русской православной церкви;

  2. таинственная смерть царевича Дмитрия;

  3. прекращение правящей династии;

  4. появление самозванцев.

A15. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите дату событий, о которых идет речь.

«В Ярославле сформировали «Совет всей земли», свои приказы… Оскудевшие дворяне наделялись новыми поместьями. Регулярно собирались налоги. Устроили даже собственный Двор, учредили новый герб (все самозванцы использовали прежний герб – двуглавого орла). Большая земская печать имела изображение «двух львов стоячих», а меньшая дворцовая печать – льва одинокого».

  1. 1607 г.;

  2. 1610 г.;

  3. 1612 г.;

  4. 1618 г.

A16. Пример героической обороны от интервентов в годы Смуты дал город:

  1. Нижний Новгород;

  2. Новгород Великий;

  3. Смоленск;

  4. Тула.

A17. Земский собор 1613 г. уникален тем, что:

  1. в нем участвовали представители черносошных крестьян;

  2. на нем отсутствовали члены Боярской думы;

  3. это единственный собор, избравший царя;

  4. он собрался не в Москве.

A18. Бояре согласились пригласить королевича Владислава на русский престол при условии:

  1. возвращения России ранее захваченных поляками русских земель;

  2. объединения России и Речи Посполитой в одно государство;

  3. совместной борьбы против Швеции;

  4. принятия им православия.

A19. Одно из последствий Смуты:

  1. гибель всех старых боярских родов;

  2. крайнее разорение страны;

  3. потеря выхода к Черному морю;

  4. утрата Россией суверенитета.

A20. Федора Годунова и Лжедмитрия I объединяет то, что оба они были:

  1. самозванцами;

  2. ставленниками польских интервентов;

  3. тайными врагами православия;

  4. убиты боярами-заговорщиками.


Часть В

Задания В1–В5 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв (цифр).

B1. Расположите в хронологическом порядке события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

А. Битва при Клушино.

Б. Поход королевича Владислава на Москву.

В. Вступление в Москву Лжедмитрия I.

Г. Восстание Хлопка.

Д. «Семибоярщина».

1

2

3

4

5






B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Религиозный деятель

Факт биографии

А. Гермоген

1. Участник обороны Троице-Сергиева монастыря

Б. Филарет

2. Первый русский патриарх

В. Иов

3. Провозглашен патриархом в Тушине

Г. Авраамий (Палицын)

4. Убит сподвижниками И. Болотникова


5. Уморен поляками голодом


А

Б

В

Г






B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, о котором идет речь.

«То, что пережил [он] – жизнь с казаками, годы невольничества в Турции, освобождение из плена, скитания по Европе, – закалило его и обогатило его жизненный опыт. Именно в эти годы [он] прошел путь, превративший его… в вождя народного восстания».

Ответ: ______________________

B4. Установите соответствие между историческим деятелем и его сословной принадлежностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Сословие

А. К. Минин

1. Титулованная аристократия

Б. Д. Пожарский

2. Дворянство

В. П. Ляпунов

3. Черносошное крестьянство

Г. И. Болотников

4. Посадские люди


5. Военные холопы


А

Б

В

Г






B5. Прочтите обращение и напишите фамилию его автора.

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником».

Ответ: ______________________


В6. Прочитайте отрывок из документа.

«…Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится».


Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Это первая в истории России попытка юридического ограничения власти главы государства.

  2. Обещания были даны после государственного переворота.

  3. Обещания распространялись исключительно на бояр и членов их семей.

  4. Обещания были провозглашены на Земском соборе.

  5. Правитель, давший данные обещания, был немедленно убит.

  6. Автор данных обещаний – Михаил Романов.






Рассмотрите схему и выполните задания В6-В8



В7. Напишите фамилию предводителя похода, показанного на схеме толстыми черными стрелками ___________________


В8. При осаде какого города этот предводитель потерпел окончательное поражение и попал в плен (напишите название города): __________________


В9. Продолжите фразу: Движение под руководством этого предводителя в советской литературе характеризовалось как первая ___________________ ____________


В10. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.


  1. Воздвигнут сразу после окончания Смуты.

  2. Находится на Красной площади в Москве.

  3. Посвящен руководителям Первого ополчения.

  4. Прославляет победу над Лжедмитрием I.

  5. Скульптор – Иван Мартос.





Просмотр содержимого документа
«Русское государство в 1601-1618 гг.»

Русское государство в 1601–1618 гг. Смутное время

(пояснительный текст к блоку)


Расколотый орел является символом дестабилизации в государстве и Смутного времени.

Под Смутным временем традиционно понимают события с 1604 г. (вторжение отряда Лжедмитрия I в Россию) до 1613 г. (избрание Михаила Романова на царство). Однако целый ряд событий предшествующих и последующих лет также тесно связаны со Смутой, поэтому целесообразно рассматривать их вместе. Саму Смуту в настоящее время чаще всего характеризуют как гражданскую войну.

В 1601–1603 гг. в России разразился чудовищный неурожай и голод (1). Обстановка резко обострилась, в 1603 г. вспыхнуло восстание крестьян и военных холопов под руководством некоего Хлопка, подавленное с большим трудом (2). Народ начал сомневаться в законности выбранного царя Бориса Годунова. Против него также интриговали бояре. Распространились слухи, что царевич Дмитрий жив, и вскоре он действительно объявился в Речи Посполитой. Согласно почти общепринятой версии, это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Его поддержали некоторые польские магнаты, и осенью 1604 г. небольшой отряд этого Лжедмитрия I перешел русскую границу (3). В разгар противоборства с ним умер Борис Годунов. Его юный сын Федор был предан и убит боярами-заговорщиками, сделавшими ставку на самозванца. В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и стал царем (4).

Однако его царствование оказалось недолгим, ибо разные группы населения предъявляли взаимоисключающие требования, а пришедшие с самозванцем поляки вызвали ненависть москвичей. Весной 1606 г. Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками (5). Царем стал глава заговора боярин Василий Шуйский, согласившийся на некоторое ограничение своей власти. На юге против него поднялось мощное движение под руководством военного холопа Ивана Болотникова (6), которое раньше называли первой крестьянской войной в России. Армия Болотникова подошла к Москве, но была отбита, а восстание подавлено.

В 1608 г. на юге появился новый самозванец, вошедший в историю под именем Лжедмитрия II (7). При помощи поляков он подступил к Москве и стал лагерем в Тушино (отсюда прозвище «Тушинский вор») (8). Многие бояре начали перебегать от Василия Шуйского в тушинский лагерь и обратно, везде выторговывая себе привилегии и земли («тушинские перелеты»). Отряды тушинцев, поляков и казаков рассеялись по стране, занимаясь грабежом. В некоторых местах они встретили сопротивление (Троице-Сергиев монастырь успешно оборонялся 18 месяцев).

Для борьбы с тушинцами и поляками Василий Шуйский заключил договор со шведами (врагами поляков). В обмен на военную помощь он отдал шведам Корельскую волость. В 1609 г. русско-шведская армия под предводительством М.В. Скопин-Шуйского нанесла тушинцам ряд поражений, после чего они разбежались (9) (Лжедмитрий II был вскоре убит). Однако появление шведов дало полякам повод для прямой интервенции: армия польского короля Сигизмунда III вторглась в Россию и осадила Смоленск (10).

В начале 1610 г. армия Скопин-Шуйского вступила в Москву, но сам он вскоре умер при загадочных обстоятельствах (11). Русско-шведская армия, оставшаяся без талантливого военачальника, потерпела поражение от поляков у деревни Клушино (12). В Москве группа бояр заставила Василия Шуйского отречься от престола, власть перешла в руки т. наз. «семибоярщины» (13). Она решила пригласить на престол польского королевича Владислава на определенных условиях (переход в православие, соблюдение русских обычаев и пр.). Польские военачальники согласились, польские войска вступили в Москву (14). Однако польский король отверг договор, рассчитывая сам занять русский престол и полностью поглотить Русское государство.

В 1611 г. в районе Рязани было создано Первое ополчение для освобождения Москвы от поляков (15). Его составили рязанские дворяне (лидер – П. Ляпунов) и казаки (Д. Трубецкой, И. Заруцкий). Ополчение осадило Москву, но между дворянами и казаками вспыхнули распри, приведшие к его распаду (16): Ляпунов был убит казаками, дворяне ушли, а казаки остались разбойничать у Москвы. Тогда же пал Смоленск (17). Шведы захватили Новгород (18). Россия оказалась на грани полной гибели.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде создается второе ополчение, которое составили посадские люди (К. Минин) и дворяне (князь Д. Пожарский) (19). В 1612 г. это ополчение подошло к Москве, где к нему присоединились остатки Первого ополчения. После упорных боев и осады поляки капитулировали (20).

В 1613 г. самый представительный в русской истории Земский собор (в нем участвовали даже черносошные крестьяне) избрал царем юного Михаила Романова (21). Новому правительству пришлось восстанавливать систему управления, ликвидировать банды и урегулировать внешнеполитические проблемы. Шведы не смогли взять Псков (22), что сделало их сговорчивее. По Столбовскому миру (1617) они возвращали России Новгород, но оставляли за собой все побережье Балтийского моря (23).

Поляки во главе с королевичем Владиславом в 1618 г. совершили поход на Москву, но были отбиты (24). По Деулинскому перемирию Россия теряла Смоленск и Чернигово-Северскую землю (25). Владислав не отказывался от претензий на русский престол, но бесконечные войны и иностранные вторжения прекратились.


Просмотр содержимого документа
«Схема 1-Смутное время»

Схема1. Смутное время.

Смутное время — период острого кризиса и ожесточенной внутриполитической борьбы в России в начале XVII в., сегодня нередко именуемый гражданской войной (1). Причины Смуты:

– прекращение со смертью царя Федора Иоанновича (1598) правящей династии московских Рюриковичей и избрание царем на Земском соборе Бориса Годунова; вследствие этого – интриги против царя Бориса завистливых бояр и сомнения народа в правильности выбора (2);

– страшный неурожай и голод 1601–1603 гг., накаливший социальную обстановку и усиливший сомнения в правильности избрания царя Бориса (3);

– неизжитые до конца тяжелые последствия опричнины и Ливонской войны (4);

– социальный протест крестьян и городских низов против закрепощения и налогового гнета (5);

– вмешательство внешних сил (поляки, позже шведы) (6).

Началом Смуты традиционно считают 1604 г. (вторжение отряда Лжедмитрия I в Россию), но иногда называют 1598 г. (избрание Бориса Годунова на царство) или даже 1591 г. (убийство царевича Дмитрия в Угличе) (7). Окончанием Смуты считаются 1612 г. (изгнание польских интервентов из Москвы Вторым ополчением), 1613 г. (избрание Михаила Романова на царство) или 1618 г. (Деулинское перемирие с поляками, положившее конец прямой иностранной интервенции на русские земли) (8).

Разные историки выделяют различные этапы Смуты. В целом для времени до осени 1611 г. можно говорить о нарастании Смуты, а с осени 1611 г. (образование Второго ополчения) – о выходе из Смуты (9).

Особенности Смуты:

– постепенное вовлечение в борьбу всех слоев населения (10);

– крайнее ослабление российской государственности в ходе борьбы, вплоть до ее полного исчезновения (11);

– открытое вмешательство иностранцев в русские дела (12).

Последствия Смуты:

– крайнее разорение страны (13);

– потеря части национальной территории в пользу поляков и шведов (14);

– сплочение общества вокруг новой династии Романовых, но на основе традиционных ценностей (православие и самодержавие) (15).


Просмотр содержимого документа
«Тренинг-Смута-2017»

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/п

Событие

Дата

Восстание И. Болотникова


Вторжение Лжедмитрия I в Россию


Вторжение Лжедмитрия II в Россию


Второе ополчение


Избрание Михаила Романова на царство


Неурожай и голод


Первое ополчение


Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска


Поход Владислава и Деулинское перемирие


Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол


Свержение Лжедмитрия I, избрание царем Василия Шуйского


Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I


Столбовской мир



___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___


2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу.

Исторический

деятель

Кто такой(ие)? Что сделал(и) в 1601-1618 гг.? Что с ним(и) произошло?

Борис Годунов

(Кто?) ______________________, безуспешно боролся (с чем?) ____________________, неожиданно умер (во время борьбы с кем?) ______________________

Лжедмитрий I

По наиболее распространенной версии (кто?) __________________________, бежал (куда?) ___________ и провозгласил себя там (кем?) _______________________, с помощью (кого, когда?) __________________ захватил власть и стал (кем?) ____________, убит (кем, когда?) _______________________________

Василий Шуйский

(Кто?) ______________________, организовал (что, когда, против кого?) __________________________, после чего стал (кем?) ________, впервые в истории России согласившись (на что?) ______________________________. Свергнут (кем, когда?) _____________________

Иван Болотников

Вождь (чего?) ______________________ против (кого?) __________________, потерпел (что?) _________________

Прокопий Ляпунов

(Кто?) ______________________, организатор (чего?) ___________________, убит (кем?) __________________

Лжедмитрий II

(Кто?) __________________________________________, известный как (под каким прозвищем?) ________________ ____________, осаждал (что?) ______________ в союзе (с кем?) _________________

Сигизмунд III

(Кто?) ______________________, осаждал (что?) __________________, претендовал на то, чтобы стать (кем?) _______________

Владислав

(Кто?) ______________________, был приглашен (кем, когда, куда?) ______________________________________, безуспешно пытался занять (что, когда?) ______________ ________________

М.В. Скопин-Шуйский

(Кто?) ______________________, во главе (чего?) ____________________________ нанес (что, кому?) ________________________, по-видимому был отравлен (кем, когда?) _______________________________

Гермоген

(Кто?) ______________________, призывал (к чему?) __________________________

Козьма Минин

(Кто?) ______________________, стал организатором и хозяйственным руководителем (чего?) ________________ _____________

Дмитрий Пожарский

(Кто?) ______________________, стал военным руководителем (чего?) _____________________________

Михаил Романов

Представитель (чего?) ____________________________, избран (кем, каким собранием, когда?) ________________ _______________________


3. Работа со схемой.

Заполните схему.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

  1. маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопин-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;

  2. территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;

  3. города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.


5. Работа с понятиями

Дайте определение понятия, выделите три признака явления.

Смутное время — период _________________________________________ ___________________________________________________________________________________ , имевший следующие особенности:

1)___________________________________________________________;

2)___________________________________________________________;

3)___________________________________________________________.


6. Работа с источниками

Определите главного героя повествования, расставьте отрывки, рассказывающие о деятельности его самого и его главного врага, в хронологической последовательности.

А. «Рострига же той приде во царствующий град, и стретоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И седе Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец».

Б. «И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву».

В. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру».

Г. «Боляре же и началницы Московского царства, вкупе же и весь народ, обещание даша царице: да служат ей и сыну ея и возведут его на царский престол вместо отца его; и тако утвердиша быти и разыдошася в домы своя. Царь же погребен бысть честно в пречестнем храме архистратига Михаила с прочими первоначальствующими цари и князи».

Д. «В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того… внезапу случися ему смерть и пад… И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начаша воинскии людие умы своими колебатися».

Е. «В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить ________ . Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?»

___→___→___→___→___→___


7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка С.Ф. Платонова. О каком явлении идет речь? Какие точки зрения на причины этого явления вы знаете?

«Началась она явлением случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!