СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций»

Тема: Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуациях

Цель урока. Обобщить знания учащихся о системе опове­щения населения о чрезвычайных ситуациях, познако­мить их с основными направлениями совершенствования сис­темы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Познакомить учащихся с эвакуацией, видами эвакуации и их классификацией по различным признакам.

Задачи: Повторить понятие чрезвычайной ситуации, действия населения при различных ЧС. Воспитать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:

  1. Организационный момент

  • Приветствие, посадка за парты.

  • Проверка готовности учащихся к работе

  1. Актуализация опорных знаний

1.Разгадывание кроссворда

Учитель: 

- Я хочу начать урок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео.

Ключевое слово: Катастрофа)

1. Это бесцветный газ с очень резким запахом. Длительное вдыхание этого газа может вызвать смерть (Аммиак)

2. Организованный вывод (вывоз) населения из зоны ЧС (эвакуация)

3. Устройство для защиты от ядовитых веществ (противогаз)

4. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества, государства (Пожа́р)

5. Ситуация в которой возможно возникновение явлений, способных поражать людей, наносить материальный ущерб (опасность)

6. сила землетрясения измеряется по шкале (Рихтера)

7. Опасное происшествие на промышленном объекте создающее угрозу жизни и здоровью людей (авария)

8. это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях (оповещение)

9. сила ветра измеряется с помощью шкалы (Бафорта)

10.Ионизирующее излучение, способное проникать через толщину различных материалов (радиация)

- Прочитайте ключевое слово (катастрофа).

ВопросЧто такое катастрофа? Дайте определение (Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, а также приведшая к серьёзному ущербу).

Катастрофу можно рассматривать как особый тип ЧС.  А какие чрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!

- Как вы думаете, почему происходят катастрофы?

Катастрофы могут происходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной опасностям, не знают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какие защитные меры следует предпринять.

- Давайте вспомним, что такое  чрезвычайная ситуация? Дайте определение.

(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)

  1. Проверка домашнего задания

  2. Изучение нового материала

Беседа

Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.

Вопрос: Какие опасности вы знаете?

Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е. опасности техногенного характера.

Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержение вулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)

Вопрос: Почему я поместилf в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения информацию о возникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаи угрозы жизни и здоровью).

Подберите к нему однокоренные слова.

Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить).

Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».

ВопросКак вы считаете, какая тема нашего урока?

Да, сегодня мы будем изучать тему «Оповещения и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций». Запишите в тетради число и тему урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо   в условиях чрезвычайных ситуаций, а также   важность данных мероприятий.

Вопрос: Что вы понимаете под словом «оповещение»? Попробуйте сформулировать понятие, что такое оповещение (ответы обучающихся).

Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если человек    своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью.

Робота с учеником.

Сейчас открываем ученик на стр. 85.

Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.

Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки).

Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы   Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!» (сигнал).

Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)

Услышав сирену,   надо:

  1. Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.

  2. Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.

  3. Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий.

Передача сигналов оповещения   осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала.

Приведем варианты сообщений

При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС района. Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести герметизацию жилых помещений. Для защиты организма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался.


Эвакуация населения

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является эвакуация.

Вопрос: Что вы понимаете под словом «эвакуация»? Попробуйте сформулировать понятие, что такое эвакуация. (ответы обучающихся).

Эвакуация – организованный вывоз или вывод из городов и важных объектов при угрозе нападения противника или опасности радиационного, химического, бактериологического заражения местности. Это один из способов защиты населения.

Вопрос: В чем заключается сущность эвакуации?

Работа с учебником – стр. 87

Сейчас мы с вами познакомимся с видами эвакуации.

Стр. 88

Способы эвакуации – пешим порядком, транспортный, комбинированный порядки. Транспортом предусматривается вывоз следующих категорий населения:

1. Рабочие и служащие действующих объектов, а также органов государственного управления

2. Больные, престарелые

3. Женщины с детьми до 10 лет

4. Люди, находящиеся в лечебных учреждениях, школах – интернатах, детских домах.

5. Подведение итогов

  1. Что такое оповещение?

  2. С какой целью создаются системы оповещения населе­ния при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?

  3. Что такое эвакуация?

  4. Назовите виды эвакуации

Домашнее задание

  1. Изучите § 4.3, учебника

  2. Составьте перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!