РУССКИЙ ЯЗЫК
Определение роли мягкого знака как знака для обозначения мягкости согласного звука и как разделительного. Перенос слов с разделительным мягким знаком
Стр. 34 - 35, упр. 59 - 61
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать мягкий знак — показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак, объяснять, в каких словах они пишутся, и писать слова с этими знаками, учить переносить слова с разделительным мягким знаком с одной строки на другую; развивать логическое мышление, память, внимание, речь; воспитывать организованность, интерес к знаниям.
Оборудование: учебник, карточки со словарными словами.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Словарная диктант ( по карточкам, вставить пропущенные буквы)
3. Письмо с комментированием
Ж-Ш
Уж, прыжки, мешки, флажки, ландыш серёжки, мишка, чертеж, мышка, варежка, подружка, клюшка, окрошка, морж, сапожки, орешки, пташка.
4. Работа с предложением
Стайки рыб спрятались на дно
5. Звукобуквенный анализ
— Отгадайте загадку. Выполните звукобуквенный разбор слова-отгадки.
У меня есть к вам вопрос:
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит,
Хрюкая и жиром заплывая?
Подскажите мне, друзья,
Как зовут её? — ... (Свинья).
Свинья - / с в* и н* й* а / - 6 букв, 6 звуков, 2 слога.
Физминутка
III. Формирование новых знаний, умений, навыков
— Тема нашего урока: «Разделительный мягкий знак».
Сегодня на уроке вы будете упражняться различать слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных и разделительным мягким знаком, переносить слова с разделительным мягким знаком с одной строки на другую.
.Задание. Прочитайте стихотворение. Из стихотворения выпишите столбиком слова с разделительным мягким знаком:
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
— Сколько слов у вас получилось? Какие слова записали? Прочитайте. Разделите слова из стихотворения на слоги для переноса.
Дру-зья, ва-ре-нье, пе-че-нье, ве-се-лье, здо-ро-вье
IV Обобщение изучаемого на уроке
С. 34, упр. 59. Ознакомление с правилами переноса слов с разделительным мягким знаком и воспроизведение правила переноса слов с мягким знаком — показателем мягкости согласных на письме.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 35).
Работа по учебнику. С. 35, упр. 60. Составление пословиц, объяснение их смысла. Нахождение в пословицах слов-антонимов. Запись по памяти или списывание любой пословицы.
V. Домашнее задание
VI. Итог урока. Рефлексия
Расскажите, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.
Как надо переносить слова с разделительным мягким знаком?