СЕМИНАР
Класс: 8
Тема: «Определенно-личные предложения в творчестве А.С.Пушкина».
Цели:
Обучающая
-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;
Развивающая
-развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях.
Воспитательная
- прививать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные
1) Осваивать содержание изучаемого алгоритма нахождения обобщенно-личных предложений, их использования.
2) Применять при письме данные правила.
Метапредметные
Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Оборудование:
- слайдовая презентация и средства для её демонстрации
-разноуровневые карточки
- маршрутный лист с заданиями.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование 1. Учебник.
2. Тетрадь.
3. Компьютерная презентация.
4. Блок-схема: «Односоставные предложения».
Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас снова. К нам сегодня пришли гости! Давайте повернемся к гостям и поздороваемся. А теперь повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Итак, начнем.
Хочу начать урок со слов В.Г. Белинского
«Поэзия Пушкина-неиссякаемый источник, который, как в сказке поит «живою водою всех», кто прикоснется к нему».
Почему именно эти слова записаны на доске?
Дети высказываются, правильной будет та мысль, в которой прозвучит мысль о том,что сегодня будем работать с произведениями Пушкина.
А еще мы, ребята, продолжим изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль).
- Было бы неинтересно рассказывать просто о предложениях, поэтому мы и поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.
Всем известно, что по наличию главных членов простые предложения бывают односоставными и двусоставными. Главный признак односоставного предложения-наличие только одного главного члена предложения. Это или подлежащее или сказуемое.
Какой вид односоставных предложений вы уже знаете?
-назывные
Главный член предложения в таком предложении является -…(подлежащее)
А сегодня мы будем говорить об односоставном предложении с главным членом СКАЗУЕМЫМ.
Слайд 2
Прежде чем начать работать , хочу обратить внимание на маршрутные листы. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.
Вид работы 1.Верю- не верю 2.Цифровой диктант 3.Анализ предложений 4Синтаксический разбор 5.работа в парах 6.Игра «Четвертый лишний» 7.Тест «Тонкие вопросы» 8.Работа в группах 9.Итоговая оценка | «5» | «4» | «3» |
мозговой штурм
давайте проверим домашнее задание, а заодно и
проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке.
Терминологический футбол.
(КоммуникативноеУУД) (игра с мячом)
-Продолжим работу с повторения некоторых теоретических понятий по теме. Какие вопросы вы могли бы задать друг другу, чтобы проверить знаниевый уровень по изученной теме.(вопросы-ответы)
1.Назовите местоимения 1 лица (я, мы)
2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)
3. Является ли обращение членом предложения?
4. Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов?
5. К какому стилю можно отнести уведомительную записку (официально-деловой стиль)
6. В каком стиле может быть написана заметка в газету, репортаж?(публицистический)
7. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (худож)
8. Какой стиль используется в неофициальной обстановке? (разговорный)
9. Назовите местоимения 2 лица.
- Переходим к практической части. Запишите дату. Оставьте строку для записи темы урока.
Чтобы вспомнить материал предыдущих уроков, я предлагаю
игру «Верю- не верю», Я буду читать утверждения, касающиеся изученного материала, а вы у себя на листочках напротив номера вопроса будете ставить ответы плюс, если верно или минус, если неверно
1. Предложение-это синтаксическая единица языка. (да)
2. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (да)
3. Односоставные предложения не могут быть распространёнными (нет)
Назывные предложения это двусоставные(нет)
Назывные предложения имеют только один главный член предложения-это подлежащий?
Ребята, поднимите руки кто безошибочно справился с вопросами
Сверьтесь с правильным ответом на экране
III цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.
Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу
Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне
Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.
Я гимны прежние пою. (22121112) (слайд 3)
- Ребята, не забудьте оценить себя. (результат в лист самооценки).
Составление кластера «Типы предложений»
1- по количеству грамматических основ – простые и сложные;
2- по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные;
3- по составу предложения – двусоставные, односоставные;
4- по наличию второстепенных членов – распространенные, нераспространенные;
5- по наличию осложнения – осложненные, неосложненные;
Прикрепить лист с предложением ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Ребята по одному выходят к доске и составляют кластер к этому словосочетанию.Слева столбиком заранее вперемежку прикреплены лепесточки с разными определениями. Ученики, подобрав нужный лепесток, крепят к заглавному лепестку.Так создается кластер.
V . Проблемная ситуация.
-Посмотрите на слайд: (слайд4)
Решить задание теста ВПР : среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.
Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3)Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).
Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание?
(Какое предложение называется определенно-личным. Чем выражено сказуемое в этом предложении?)
Мы еще вернемся к этому заданию чуть позже, а сейчас на экран
VI. .Изучение нового материала. Анализ предложений.
1. Давайте вспомним личные местоимения 1,2 лица
-я-мы ты-вы
2. Вспомним личные окончания глаголов 1-2 лица
1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
Поставить глаголы
Поставить глаголы
любить в 1 л. ед.ч., изъявит. накл.н.в.
стоять во 2 л. ед.ч.,из.накл.н.в. посвятить в 2л. мн.ч.,повел.накл. б.вр.
4.Исследование по теме
внимательно прочитайте эти предложения
Мы сегодня будем исследователями. Проанализируем предложения (слайд ) Найдите в односоставных предложениях грамматическую основу.
Укажите лицо глагола, число, время, наклонение глагола
1. Люблю тебя, Петра творенье!
2.Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него.
3.Красуйся, град Петров.
1.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы
3. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Сверьтесь с ответом, зафиксируйте результат в листе самооценки.
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин) |
2 л., повелит. накл. | Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин) |
1 л., мн.ч., буд.в, из. накл. | Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин) |
2 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Шуми, шуми, послушное ветрило Волнуйся подо мной, угрюмый океан. |
Есть ли, ребята, в этих предложениях подлежащее? А понятен ли смысл предложения вам? Можно ли про себя, мысленно вставить местоимение-лицо
, которым производится действие? А что указывает на подлежащее? Обратите внимание, на какие местоимения указывает глагол – сказуемое в этих предложениях?
1л. Я- Мы
2л. Ты- Вы
Значит, в какой форме употребляется глагол в таких предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)
КАК будут называться такие предложения? Почему предложения так названы? Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно). Важно ли знать, чем может выражено сказуемое.( Да. )
Значит над какой темой мы сегодня будем работать?
.А теперь, зная в какой форме употребляются глаголы, какого числа, наклонения, времени, попробуйте сформулировать правило.
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).значит тема сегодняшнего урока будет звучать как?...
- Запишите тему в тетрадях.
Подумайте, как вы можете определить цели урока. (Уч-ся определяют цели урока.
Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»
-что мы вспомнили или повторили сегодня на уроке? Повторили материал об односоставных предложениях
Что узнаете?
-Чему научитесь? 3.Научимся употреблять эти предложения в речи.
Ответы учеников
(слайд )
Как вы думаете, почему я начала урок с разговора о поэзии А.С. Пушкина?
Сегодня на уроке мы будем говорить об односоставных определенно-личных предложениях в творчестве Пушкина.
Что даёт поэту употребление определённо-личных предложений?
- Определённо-личные предложения помогают избежать излишнего повтора личных местоимений. Придают динамичность действиям, делает речь живой, непринуждённой, экспрессивной. Всё внимание сосредоточивается на действии, часто используются риторические обращения.
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный лик,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…
«Медный всадник».
.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
«Бахчисарайский фонтан»
В определённо-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, и притом только одно.
Как вы думаете, в каких стилях могут использоваться определенно- личные предложения?
VII. Синтаксический разбор (ученик выходит к доске)
1.Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.
- разбираем предложение (главные члены предложения). Охарактеризуйте предложение (повест, невосклиц., простое, односостав.)
Вывод: Определенно- личные – главный член только сказуемое, вместо подлежащего подразумевается определенное лицо.
Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе?
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).
Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч. и мн.ч. изъяв., повел накл. (слайд 11)
Какие местоимения соответствуют 1 и 2 лицу?
А сейчас ,когда стало понятно с определенно-личными предложениями, вернемся к предыдущему заданию ВПР, на вопрос которого мы не ответили
среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.
1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3)Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).
Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание?Чем выражено сказуемое в этом предложении?
Закрепление нового материала (слайд )
Укажите определенно-личные предложения
Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные
Устно объясни соседу почему.
1) Свадьбу тотчас учинили
И с невесткою своей обвенчался Елисей
2) Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
3) А балда приговаривал с укоризной
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной
4) Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье
5)Мороз и солнце! День чудесный!
6) Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.
2,4,6
Карточка Учимся применять правило.
Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом.
14. Найдите четвёртое лишнее:
Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой 2) Купайте, кормите отборным зерном, водой ключевою поите.
3) Подите прочь – какое дело, поэту мирному до вас!
4)Мороз и солнце день чудесный
Ответ: Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой 2) Купайте, кормите отборным зерном, водой ключевою поите. 3) Подите прочь – какое дело, поэту мирному до вас!4)Мороз и солнце день чудесный
IX. Лингвофизминутка.
- Немного отдохнем. Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! (слайд 8)
Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.), Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).
если есть время
Контроль усвоения темы
Тестирование.
Задание . Укажите номера определенно- личных предложений.
1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.
2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.
3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.
4.Весенняя ночь стояла над горами.
5.Стою под солнцем.
6.Она хотела уехать в деревню.
7.Не люблю снег с дождем.
8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)
Ключи:
1,3,5,7,8,
- Сверим ваши гипотезы с материалом учебника, страница 75-76
Выполним упражнение № 85. Данные ниже предложения взяты из драмы А. Пушкина «Борис Годунов». Определите вид односоставных предложений. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните главный член односоставных предложений. Чем он выражен? Выделите окончание глагола. На какое лицо указывает форма глагола? Монолог или реплика диалога воспроизведены в этом отрывке?
1. Учись мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстр..текущей жизн.. .
2. Царевич может знать
Что веда..т князь Шуйский. Говори.
3. Нет, Шуйский (не)клянись
Но отвечай: то был царевич?
4. Послушай князь: взять меры сей же час
Что(б) от Литвы Россия оградилась...
5. Подумай князь. Я милость об..щаю....
Хорошо, молодцы, продолжаем урок.
9.Работа в группах. (слайд14 ) (Коммуникативные УУД). Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.
-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Как вы думаете, какие виды работ мы можем с ними выполнить? А как вы считаете, что мы будем делать, исходя из темы нашего урока?
1.группа Среди предложений отметить только двусоставные . Выпишите номера предложений.(2,4,11,12) и грамматическую основу.
2 группа Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу
3.группа Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.( 3,6,8) и грамматическую основу.
.
Карточка. (слайд 15)
1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).
2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).
3. Осень.(н).
4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).
5 Поедешь со мной? (о/л).
6. Раннее утро. (н).
7. Стой за правду горой. (о/л).
8. Вот и беседка (н).
9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).
10. Посмотрите на них! (о/л).
11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв).
12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв).
Итак, мы видим, что определенно – личные предложения широко используются как в разговорной речи, так и в художественном стиле для создания непринужденности обстановки, образности
Оцените себя.
Проверим (по слайду).
Выразительные возможности односоставных предложений так богаты, что для их досконального рассмотрения потребовалось бы еще много уроков. Сегодня мы убедились в богатстве выразительных средств языка. Односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка.
Изучая предложения, мы наблюдали, анализировали, как они работают в произведениях А.С. Пушкина, великого поэта, классика нашей литературы. Хочется верить, что дружба с писателем продолжится.
Рефлексия
Подарок маме.
12.Вывод по уроку
- Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? Что вы узнали по этой теме?
Вывод: Мы изучили тему: определенно-личное предложение.
Чему научились? Какие были трудности? Что было нашей целью? Достигли мы её?
- Итак, а сейчас подсчитайте количество набранных вами баллов и оцените себя по этой таблице (слайд 22)
- Оценки выставить
Я думаю, что сегодня все потрудились на славу и пришло время узнать, насколько же понятна вам тема этого урока. Я попрошу вас украсит вазу конфетными фантиками. Перед вами цветочки красного, фиолетового и синего цветов
Красный-хорошо понял, фиолетовый- есть некоторые вопросы, и синий фантик-совсем не понял.
.
VII. Домашнее задание
Мы с вами отмечали, что часто односоставные предложения входят в
состав сложных. Найдите в повести «Капитанская дочка» 5-6 определенно-личных и назывных
предложений. Выпишите их. Подчеркните грамматические основы.
Спасибо за урок