1 класс
Составить рассказ (устно) со словами ежик, Миша, в школу, живой уголок.
( Маленький ежик жил в лесу. Миша поймал его и принес в школу. Теперь ежик живет в живом уголке. Дети заботятся о маленьком ежике.)
Продолжить рассказ, подчеркнуть в нем слова, которые отвечают на вопрос что сделал?
Зима в лесу
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лед сковал быстрый ручей. Снежные
Шубы надели сосны и ели…
Составить предложения со словами купила, книги, картинки, читать.
Составить рассказ со словами ,отвечающими на вопрос кто? что? ( морозец, санки, дети, снежки, баба)
Составить рассказ с такими словами любит, сажать, поливает, пахнут, принесла.
Определение и классификация ученических сочинений.
Ученическим сочинением можно считать личное высказывание по какой-либо теме, то есть ученическое сочинение – это продукт творческой деятельности ученика, связное изложение собственных мыслей на определенную тему.
Классифицировать ученические сочинения можно по таким принципам:
- по форме мышления
- по жанровым определениям
-по цели высказывания
Сочинения (творческие работы ) бывают устные и письменные. Эти виды работ одинаково полезны и важны. При подготовке к сочинению обязательно должен быть определен жанр, чтобы дети уверенно брались описывать истинные факты, или фантастические образы, подбирали соответствующий словарь ,художественные образы.
Творческие работы можно проклассифицировать на такие виды: сочинения на основе прочитанного, по данной части или опорным словам, по рисунку, картине; сочинения на основе личных наблюдений.
Основой обучения учащихся составлять и писать сочинения является целая система разных упражнений, которые обеспечивают успех. Особенную ценность в подготовке учеников к составлению разных видов устных и письменных сочинений имеют такие упражнения: словарная работа (подбор синонимов, антонимов, словаря на заданную тему, объяснение значения слова); логические упражнения, стилистические упражнения, работа над предложением ( ответы на вопросы учителя; составление предложений по опорным словам, по рисунку, по личным наблюдениям; конструирование предложений заданного типа); творческое списывание; творческие диктанты; пересказы.
Стилистические упражнения
Подберите к данным словам, слова с противоположным значением: горе, враг, счастье, честность, грубость, правда и т.д.
К данным словам подберите слова, близкие по значению: учитель, дети, достаток, холодный, хвалить и т.д.
Найдите в предложение однокоренные слова и замените одно из них:
Сделал работу (дело), гуляй смело.
Красивые цветы цвели (росли) на клумбе.
Свет от светильника (лампы) падал на открытую книгу.
Вместо точек вставьте пропущенные слова (со скобок):
Под вечер поднялся сильный …
На море неожиданно началась ….
Страшный … перевернул палатки геологов.
В лесу разыгралась сильная …
(Буря, ветер, вьюга, ураган)
Замените словосочетания ,одним словом по образцу:
Сухая трава – сено.
Сильный человек, сильный ветер, маленький ребенок, разговорчивый человек, человек который занимается спортом.
(богатырь, буря, дитя, болтун, спортсмен)
Объясните значение выделенных слов:
Журавли отлетают ключом, а ласточки – стаями. Из родника возле речки вода бьет ключом.
Мама заварила крепкий чай. Грецкий орех оказался очень крепким.
Составьте предложения с данными словами:
Холодная, прохладная, ледяная (вода); теплый, жаркий (день);вкусная, аппетитная, сочная (груша). Объясните их значение.
К данным словам в скобках подерите соответствующие слова отвечающие на вопрос кто? или что? и запишите их парами.
(Красный, малиновый, зеленый) лист, галстук, платок.
(Золотая, желтая) акация, пшеница.
(Радостная, веселая, беззаботная) пора, детвора, песня.
(Интересное, захватывающая) путешествие, книга.
Составьте предложения с данными словосочетаниями и объясните их значение:
Бежит речка(течет), бежит спортсмен, бежит время(идет).
Летит птица, летит снег (падает), летит Мишка на санках (едет).
Поет птица (щебечет), поет душа (радуется),поет артистка.
Логические упражнения
Дайте общую характеристику таким предметам : яблоко, груша. слива, абрикос. (Фрукты). Какие еще фрукты вы знаете. Упражнение выполняется устно по материалам предметных рисунков.
Назовите известные вам деревья и кусты. (Акация, береза, вишня, горох; роза, жасмин, желтая акация).Чем отличается дерево от куста.
Запишите , какие вы знаете названия мебели, а потом посуды. (упражнение выполняется самостоятельно после определения понятия мебель и посуда)
Продолжите перечень и дайте общее название: сорока, воробей, синица …
Сравните сосну и ель. Какие признаки общие для них? Чем эти деревья отличаются ?
Какой предмет здесь «лишний»: трамвай, автобус, автомобиль, рояль, катер?
Разместите данные предметы по размеру и запишите: тыква, вишня, слива, помидор, горох, боб, мак, пшеница