Методика школьной тревожности Филлипса
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) позволило оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.
В марте 2021 года было проведено исследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня тревожности и психологического комфорта при переходе от начальной школы в среднее звено.
Цель: Исследование уровня тревожности подростков в разных школьных ситуациях. Определение сфер внутришкольной жизни, в которых локализуется тревожность, какие конкретные формы она принимает.
Возраст: 12 лет
Форма: групповая работа
Методика: тест школьной тревожности Филлипса;
Количество участников: 5 «а» - 7 человек
5«б» - 8 человек
Общее количество: 15 человек
В результате исследования были получены следующие данные:
Повышенная общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояниеребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы), выражена по-разному. Хорошо адаптировались в среднем звене обучающиеся 5 –х классов 4 ч. (2-3 %), остальные 10 ч. (8-14%) это говорит о повышенной общей тревожности в школе.
Рис.1
Острое переживание социального стресса испытывают 4 ч. (7 %) обучающихся. Повышенный уровень переживания социального стресса отмечается у 9 ч 4-6 % обучающихся. В норме эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками) у 2ч. (2-3%). Можно говорить о том, что значительная часть обучающихся в параллели не привыкли к новым требованиям, и не сохранили дружеские отношения с остальнымиодноклассниками.
Рис.2
Большинство обучающихся (2-4 % ) показали, что не испытывают фрустрации потребности в достижении успеха. Средний уровень по данному показателю (5-6%) отмечается у 3 ч. Высокий уровень по данному показателю отмечается у 2-х обучающихся 5-х классов (7-10%).
Рис.3
Высокий уровень страха самовыражения: у 4 (4-5 %) обучающихся. В целом 6 ч. (2-3%) испытываютнегативные эмоциональные ситуации, сопряженные с необходимостьюсамораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.Не испытывают таких трудностей 4 ч. (0-1%) обучающихся 5-х классов
Рис.4
5. Повышенное негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверкизнаний (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей испытывают 2 ч. (5-6%). В целом - 6 ч. (3-4%) такихобучающихся. Низкий процент тревоги в ситуациях проверки знаний у 4-х ч (1%) обучающихся.Возможные причины такого состояния – невозможность соответствоватьтребованиям взрослых, ориентация на мнение товарищей.
Рис.5
6. Испытывают большой страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2 ч. (4%), обучающихся.В 5 классе у 1-го ч. (6%) обучающегося остро испытывающего страх не соответствовать ожиданиям окружающих.Повышенную тревожность по данному показателю испытывают 3% 6 ч. обучающихся, пониженную тревожность (0-1%)испытывают 5 ч. обучающихся.
Рис.6
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу зафиксирована в 3 ч. (3-4%), 5 ч. (1-2%). Всего – у 7ч. (0%).
Рис.7
8. Повышенную тревожность в отношениях с учителями испытывают в 5ч.
(5-6%). Успешность обучения этих детей снижает общийнегативный фон отношений с учителями.
Рис.8
Вывод: Анализируя, результаты группового психологического исследованияуровня тревожности в 5-х классах, направленного на выявление школьной тревожности учащихся.Тест Филлипсапозволил подробно изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дали представление, как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанным с различными формами его включения в жизнь школы, так и об определенных видах школьной тревожности.
После обработки тестов была получена следующая информация:
Таким образом, уровень школьной тревожности в исследуемых группах является высоким и равна 43%. в 5 «б» классе и 41% в 5 «а» классе.Количественное соотношение учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности по различным факторам отражено в следующей таблице.
Рис.9
Рис.10
Исследуемая группа учащихся имеет повышенный уровень школьной тревожности. Четверо учащихся показали высокий уровень тревожности, пятеро повышенный уровень. У этих детей присутствует высокий уровень общей тревожности в школе – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Оно выражается в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителя, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Следует обратить внимание на низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, которая снижает сопротивляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышает вероятность деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Таким образом, школьная тревожность как негативное эмоциональное состояние школьников влияет на их поведение и результативность учебной деятельности. Для детей, показавших высокий и повышенный уровень школьной тревожности, нужно выработать индивидуальный план работы для восстановления нормального эмоционального фона и поддержания позитивных, дружелюбных взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Исходя из вышеизложенного, чтобы помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах и способностях, создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в себе нужен благополучный фон не только в школе, но и дома в кругу семьи, для этого даны рекомендации классному руководителю и родителям.