СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Оптимальное сочетание современных технологий ФГОС-фактор успешности и результативности обучения географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Оптимальное сочетание современных технологий ФГОС-фактор успешности и результативности обучения географии»

 

Просмотр содержимого документа
««Оптимальное сочетание современных технологий ФГОС-фактор успешности и результативности обучения географии»»

Пояснительная записка.

Изучение современных образовательных технологий сегодня очень актуально. Необходимость использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности в настоящее время обусловлена с одной стороны показателями обученности школьников, с другой стороны-внедрением ФГОС и подготовкой учителей к преподаванию обновленного содержания образования. В концепции модернизации образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность работать в сотрудничестве, развитие творческих и познавательных способностей программа нацелена на реализацию социокультурного подхода к обучению английскому языку.

Цель программы: показать важность применения актуальных педагогических технологий в современном образовательном процессе и возможность их оптимального сочетания для успешного обучения школьников.

Задачи программы: создание условий для повышения качества знаний обучающихся и устойчивой положительной мотивации к изучению географии.

Для достижения педагогических целей нужно изменить формы обучения, шире применять те методы и технологии, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения и самостоятельности.

Современная жизнь предъявляет и современные требования к учителю, ориентирует его на преодоление противоречий между новыми целями обучения и «классическим» содержанием образования, традиционными формами и методами обучения.

Современные педагогические технологии помогают обучающимся не только изучать отдельные факты и явления, но и овладевать способами работы с информацией, формировать собственное мнение и аргументировать свою позицию.

С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов предъявления учебной информации, с другой стороны-это наука о способах воздействия учителя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств. Сочетание современных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, росту их познавательной активности, повышению качества знания и совершенствованию умений и навыков. При этом учитель повышает свое педагогическое мастерство и самооценку.

Главная педагогическая задача – мотивировать интерес детей к учебной деятельности, активизировать деятельность обучающихся в изучении программного материала и получении дополнительных знаний. Разумное сочетание современных педагогических технологий призвано и способно повысить интерес школьников к процессу учения.

Практическая значимость данной программы заключается в соответствии их использования современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке школьников к активной жизни в конкурентном мире. В своей работе я опираюсь на нормативные документы, методические рекомендации, диагностический инструментарий, практический опыт и учебные пособия.

Актуальность программы в контексте работы с обучающимися: обеспечение познавательной активности, индивидуализация, развитие творческих способностей.

Название технологий, применяемых в педагогической деятельности: технология, основанная на создании учебной ситуации; уровневая дифференциация и проектная технология.

Использование понятия «технология» обусловлена несколькими причинами: с одной стороны, это внутренняя, так сказать, профессиональная потребность учителей, стремящихся найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности; с другой – потребность извне, диктуемая изменениями, происходящими в обществе и обусловливающая необходимость в модернизации современного образования как в целом, так и в отдельно взятом образовательном учреждении.

Проблемное обучение.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит самостоятельное овладение знаниями, навыками, умениями и развитие различных способностей.

Цель использования данной технологии – формирование и развитие у обучающихся совокупности компетентностей в сфере учебно-познавательной деятельности, критического и творческого мышления, универсальных учебных действий. Эффективность использования проблемного обучения определяется следующими факторами:

- Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

- В ходе решения проблемы учащиеся умеют преодолевать возникающие трудности, их активность и самостоятельность достигает достаточно высокого уровня.

- Высокая активность учащихся способствует росту внутренней познавательной мотивации.

- В процессе обучения создаются условия для формирования и развития УУД у обучающихся.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:

1.Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2.Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3.Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, осмысление проблемы, обобщение материала.

4.Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, вывод.

Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, документальной литературы.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить её.

Проблемное обучение вызывает со стороны у учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Для реализации проблемной технологии обращаю внимание на:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач;

  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

  • проблемное изложение;

  • эвристическая беседа;

  • проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;

  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств.

Создавая проблемную ситуацию, направляя учеников на её решение, организовывая поиск решения, развивая познавательные интересы, умение сравнивать и делать выводы. Всё это обеспечило получение следующих результатов.

Возросло умение осуществлять поиск информации, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, интерпретировать научные факты и данные исследований, интерпретировать графическую информацию.

Проектная технология

Актуальность: формирование активности и самостоятельности у обучающихся при изучении английского языка, развитие исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков.

Проектная технология развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Кроме того, создает благоприятный психологический климат на уроке, стимулирует познавательную деятельность, формирует навыки работы с презентациями и проектами, повышает мотивацию к изучению

Проекты по своей дидактической сущности нацелены на формирование

способностей, обладая которыми, учащиеся и выпускники школы

оказывается более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к

изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях,

работать в различных коллективах.

Направляю учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Учащиеся включаются в ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.

Достигнуты следующие результаты:

У учащихся сформирована способность самостоятельно выполнять комплекс действий по решению значимой для них проблемы, завершающихся созданием продукта.

Информационно-коммуникационные технологии.

Проблемное обучение, проектная деятельность и любые другие технологии, используемые в настоящее время невозможны без использования ИКТ. Интерактивное программно-методическое обеспечение превратило обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.

Применение новых технологий приводит к следующим результатам:

1.Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности урока.

3. Формированию у учащихся определённого набора умений и навыков по работе с информацией, и в конечном итоге ведет к становлению информационной компетенции, необходимой для развития функционально грамотной личности.

4.Рост навыков самообразования и самовоспитания, работы с информацией (услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к урокам, в работе над выполнением творческих заданий, подготовка к ГИА в on-line режиме).

5. Главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Игровые технологии

C целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе применяю игровые технологии. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает учащихся к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения.

Игра для учеников важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного пути. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей учеников. Обучение в игре происходит незаметно для учеников. Знания усваиваются через практику, ученики не просто запоминают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

Однако во всех случаях стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями и т.д. В игре на уроке не должно быть серости и однообразия. Стремлюсь вызвать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и её участником. По мере того, как игра становится более или менее постоянным занятием учеников, постепенно отхожу как бы на второй план. Но группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр.

Существует множество видов классификации игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.


Классификация игр:

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.

По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.

По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные.

При подготовке к уроку-игре четко планирую основные структурные компоненты:

    • постановка учебной задачи;

    • инструктаж участников;

    • решение поставленной задачи;

    • проверка знаний и умений;

Требования к организации игр в процессе обучения:

    • игра должна быть увлекательна и интересна;

    • игра должна вызывать у учеников положительные эмоции;

    • развивать знания, умения и навык и учащихся;

    • игровой материал должен быть построен логически и усложняться по мере усвоения;

    • в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными учениками.


В своей работе использую: игры - путешествия, игровые тренинги- упражнения, конкурсы, викторины и др. Часто провожу опрос при помощи: кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин. Повторительно- обобщающие уроки проходят в форме «звездного час», «Поле чудес», «Гусека».

Использование выше перечисленных технологий, внедрение авторских разработок позволяют мне повысить уровень обученности школьников, создать условия для развития их творческих способностей, повысить мотивацию к изучению предметов способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, успешной социализации. Результатом работы является участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, элективных курсов.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, происходящие как в природе, так и в обществе, но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может идти в двух направлениях – от следствий к причинам и наоборот. При этом второй вид деятельности сложнее, поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее, чем объяснять причины.

Чтобы более эффективно шло усвоение причинно-следственные связи целесообразно отражать на доске в схематическом виде.

Действие постоянных ветров → Возникновение океанических течений

Причина

Разная подстилающая поверхность

Следствие

(как нагревается земная поверхность?)

Причина

(?)

Следствие

(?)

Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река Южной Америки? Ответ дайте в виде схемы!

На разрыве известных учащимся причинно-следственных связей можно конструировать проблемные ситуации, которые при осознании учащимися логического противоречия превращаются в проблемные вопросы и задания.

Умение делать выводы и умозаключения

Форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется 3 вида мышления: индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному), умозаключение по аналогии.

Умозаключение – это система суждений – высказываний о предметах и явлениях, состоящих из утверждения или отрицания чего-либо.

Мыслить – значит высказывать суждение. Чтобы правильно сделать вывод, необходимо иметь знания по данной теме, выявить логические/необходимые признаки/условия, провести анализ развития ситуации и в результате получить новое знание.

Задача на прием «дедукция»: что общего между перечисленными фактами, найди географические аналоги - города: Санкт-Петербург, Стамбул, Сан-Паулу, Хельсинки, Рио-де-Жанейро.

Санкт – Петербург – Стамбул (бывшие столицы), Сан-Паулу (начальные буквы), Хельсинки (на берегу Балтийского моря), Рио-де-Жанейро (оба

занимают 2 место по численности населения в своей стране) и т.д.

Задача на работу с картой:

  1. Северная часть Баренцева моря мелководная. (Это суждение.)

  2. Северная часть Баренцева моря замерзает. (Это тоже суждение.)

Формулируем новое суждение – умозаключения – на основе двух предыдущих.

«Баренцево море замерзает в своей мелководной части».

Умение экспериментировать

Это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы, могут использоваться умение делать выводы, умозаключения, классификации.

Обязательно инструкция/алгоритм выполнения опыта, четко сформулированное задание, необходимое оборудование.

Задание:

Почему летом одежде белых тонов дается большее предпочтение, а зимой, наоборот – темным? Проведите эксперимент и заодно узнайте, почему поверхность земли нагревается неодинаково.

Выполнение: в солнечный день положите два листка бумаги (белый и черный) на солнцепеке.

Через 10-15 минут потрогайте оба листа бумаги. Черный ощутимо теплее белого. Дело в том, что темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, а светлые его отражают. (можно предложить найти объяснение самим, используя дополнительные источники).

Поэтому в одежду темного цвета теплее, а в светлой – прохладнее!

Работа с учебником

Почему важно научить ребят работать с учебником?

Учебник – инструмент организации учебного процесса!

В век интерактивных технологий нашим ребятам проще получить сжатую информацию в виде клиповой картинки, в жизнь прочно в связи с этим входит понятие «клипового мышления».

Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необходимо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование Федерального государственного образовательного стандарта.

Девиз – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

И это вторая причина – не каждый школьник придя домой, откроет учебник и повторит материал, сделает домашнее задание, если оно не задано письменно.

Приемы формирования метапредметных умений

Виды действий


Содержание и приемы формирования


Работа с текстом учебника

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

- создай таблицу (сверни информацию) по…;

- создай диаграмму, схему;

- составь опорный конспект;

- составь план изучения темы… (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

- составь предложения по теме…, используя слова «так, как», «потому что», следовательно,», «если, то»;

- зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием …



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!