СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Оптимизация физического воспитания младших школьников специально - медицинской группы на основе интнграции интелектуального и двигательного компонентов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Оптимизация физического воспитания младших школьников специально - медицинской группы на основе интнграции интелектуального и двигательного компонентов»

5


Доклад

Уважаемый председатель аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии, гости и коллеги!

Актуальность исследования нашей работы заключается в следующем:

По последним научным данным, в целом по России 70—80% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, среди дошкольников, поступающих в первый класс практически здоровых 10—12%, а к выпускному классу их численность сокращается наполовину. В особо неблагоприятном положении находятся дети, отнесенные к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, поскольку этой категории школьников характерна пассивная двигательная деятельность, крайне ограниченный объем физических нагрузок, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма. Наиболее существенной причиной сложившейся ситуации является низкий уровень мотивационной сформированности у учащихся, обусловленный малой привлекательностью и однообразием занятий физической культурой.

Таким образом, очевидна необходимость внедрения в систему физического воспитания имеющихся результатов научно-практических исследований в области теоретико-методологического обеспечения начального общего физкультурного образования в специальной медицинской группе. Однако наблюдается отсутствие научно обоснованных подходов к реализации этого процесса посредством программно-методического обеспечения интеграции процесса формирования знаний в области физической культуры и активной двигательной деятельности учащихся. Одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы является разработка программного содержания и организационно-педагогических условий интеграционного применения средств интеллектуальной и двигательной направленности.

Уважаемые члены аттестационной комиссии, с методологическим аппаратом исследования вы можете ознакомиться на стр. 4, 5 квалификационной работы, а также он представлен на слайдах 2, 3, 4. В этой связи с Вашего разрешения позвольте его не зачитывать.

В первой главе под названием Состояние проблемы физического воспитания школьников младших классов, отнесенных к специальной медицинской группе мы охарактеризовали процесс физического воспитания младших школьников СМГ (это представлено в 1 параграфе), определили общие противопоказания и рекомендации по проведению занятий с детьми специальной медицинской группы (это отражено во 2 параграфе), раскрыли общие положения организации и методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А» (3 параграф).

В силу ограниченного объёма времени доклада позвольте не останавливаться на изложении теоретической части работы.

Экспериментальное исследование представлено во второй главе, в которой раскрыта организация исследования, методика и результаты опытной работы.

Педагогический эксперимент проходил в естественных условиях, с сентября 2012 г. по май 2013 г., котором принимали участие учащиеся специальной медицинской группы 3—4 классов МОАУ «Начальная школа № 75» в количестве 40 человек (20 мальчиков, 20 девочек). Использовался метод параллельных групп. Были сформированы 2 контрольные группы (КГ) и 2 экспериментальные группы (ЭГ). По уровню физического развития и физической подготовленности существенных различий между школьниками экспериментальной и контрольной групп выявлено не было. В занятиях с учащимися КГ использовались традиционные средства физического воспитания, предусмотренные школьной программой по физическому воспитанию в СМГ. Занятия с учащимися ЭГ проводились по экспериментальной программе, включающей большой объем теоретических сведений, коррекционно-профилактические игры и игровые упражнения, а также средства базовых видов спорта,

Следует заметить, также что повышение эффективности процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, обеспечивается реализацией методики, физического воспитания учащихся младших классов специальной медицинской группы, разработанная на основе принципов, которые представлены на слайдах 5, 6.

Слайд 7 Весь экспериментальный материал по физической культуре для учащихся начальных классов специальной медицинской группы и особенности её преподавания, содержащая следующие основные моменты: включение в теоретический раздел новых тем (из области адаптивной физической культуры), разработка их дидактического содержания; использование физических упражнений с учетом индивидуальных интересов и запросов учащихся.

Слайд 8 так, например раздел «Основы знаний» для школьников 3-го класса включал следующую тематику теоретических занятий:

АФК: Что такое индивидуальные потребности в физических упражнениях и отдыхе? Двигательный режим обучающихся младших классов. Активный отдых во внеурочное время и его значение для здоровья и работоспособности. Содержание комплекса зарядки. Значение утренней гимнастики. Физические упражнения и их разновидности. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение ЧСС. Органы чувств, как они связаны между собой?

Легкоатлетические упражнения: Оздоровительное значение медленного бега. Техника безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений.

Гимнастика: Правила поведения и техника безопасности на занятиях гимнастикой в целях предупреждения травматизма. Признаки правильной осанки.

Лыжная подготовка: Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой в целях предупреждения травматизма. Значение занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья и закаливания организма.

Слайд 9, 10, 11 Раздел «Коррекционно-профилактические игры и игровые упражнения» включает упражнения и игры для формирования правильной осанки; упражнения для органов зрения, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.

В конце этого эксперимента вновь проведено комплексное обследование, выявившее отличия воздействия традиционного и предлагаемого подходов на показатели физической подготовленности школьников.

Позвольте мне не раскрыть полностью итоговые результаты эксперимента, они представлены на слайдах 12-15, а лишь остановиться на главном:

Комплексное применение разработанной методики ФВ младших школьников СМГ оказало существенное достоверные изменения в контрольных тестах наблюдались по всем исследуемым показателям физической подготовленности и у мальчиков, и у девочек ЭГ, тогда как в КГ достоверно улучшились показатели лишь в таких итоговых испытаниях, как бег 30 м, 6- минутный бег (кроме мальчиков 3 класса) и прыжок в длину с места (кроме мальчиков 4 класса). После окончания педагогического эксперимента дети ЭГ стали достоверно лучше (на 6,2—8,5%), ориентироваться в пространстве (бег к пронумерованным мячам), в КГ достоверных изменений (0,2—1,7%) не произошло. Положительная динамика у занимающихся ЭГ способности к комплексной реакции (тест падающей линейки) значительно выше (25,9— 27,6%), чем в КГ (от 1,7% до 7,1% — у мальчиков; 4,1—4,2% — у девочек).

Эффективность предложенного подхода по интеграции процессов формирования знаний в области физической культуры и двигательной деятельности учащихся 3—4 классов СМГ подтверждена результатами итогового тестирования, где несомненное преимущество показано учащимися ЭГ. Итоги теоретического тестирования в конце педагогического эксперимента показали, что средний балл учащихся ЭГ вырос с 40,0 до 87,5 балла, тогда как в КГ (исходный — 42,5 балла) этот показатель увеличился незначительно (на 5 баллов) и стал равен 47,5 баллам.

Реализация содержания разработанной нами методики позволила значительно улучшить знания учащихся младших классов, расширить круг интересов и мотивационно-ценностных ориентаций в области физкультурно-спортивной деятельности. Более чем в два раза (на 45,0%) повысился процент учащихся ЭГ, посещающих все урочные занятия по физической культуре. Все участники эксперимента стали проявлять интерес к урокам физкультуры и при этом испытывать положительные эмоции. Параллельно, практически сошла к нулю (до 2,5%) степень неудовлетворенности учащихся ЭГ от занятий физической культурой.

В результате педагогического эксперимента на основании данных медицинского осмотра 17,5% учащихся (7 человек) экспериментальной группы были переведены в подготовительную (5 человек) и основную (2 человека) группы.

Полученные результаты говорят о преимуществе нашей методики, а значит, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Уважаемый председатель аттестационной комиссии и члены комиссии, выводы по нашей работе прозвучали в ходе доклада, поэтому позвольте их не зачитывать.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!