СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптимизация ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства,направленного на воспитание гражданственности,патриотизма и развития личности,способной к социализации"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на семинаре "Оптимизация ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства,направленного на воспитание гражданственности,патриотизма и развития личности,способной к социализации"

Просмотр содержимого документа
«Оптимизация ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства,направленного на воспитание гражданственности,патриотизма и развития личности,способной к социализации"»

«Оптимизация ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства, направленного на воспитание гражданственности, патриотизма и развития личности, способной к социализации».

В свете последних событий, воспитание гражданина и патриота России это, пожалуй, главная задача воспитания.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию.

Изменения в социально-экономической жизни страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы нравственности и духовности. Становится иной и стратегия развития российской школы: во главу угла ставится – формирование высоконравственной, духовно богатой, образованной и творческой личности. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос задавал  не раз себе каждый из нас.
В поиске положительного примера мы, как правило, выходим на сформированные общечеловеческие ценности и идеалы. Задача педагогов на современном этапе состоит в том, чтобы требования общества к духовно-нравственному поведению, долгу, чести и достоинству превратить во внутренние стимулы каждого ребенка. Это подтверждается словами В.А. Сухомлинского о том, что руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
Базовые национальные ценности лежат в основе содержания духовно-нравственного воспитания и развития. Эти ценности мы стараемся хранить в культурных и семейных традициях, передавать от поколения к поколению. Одним из традиционных источников нравственности является патриотизм. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается, как устаревшее. На это можно ответить вопросом - как жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит разрушить собственное будущее. Воспитание патриотизма - это постоянная работа, направленная на формирование у школьника чувства гордости за свою Родину, народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся стало приоритетным для нашей школы. Педагогические и воспитательные задачи в решении проблем данного направления играет школьный музей «Родные истоки». Наш школьный музей был открыт в феврале 2015 года, в год 70- летия Победы в Великой Отечественной войне, как результат исследовательской и поисковой деятельности. В 2016 году наш музей прошел паспортизацию, а в 2022 году перепаспортизацию. Музей занимает 1 комнату общей площадью 31,8 квадратных метров. Фонды насчитывают 258 экспонатов. Но основой экспозиций стали не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс документальных свидетельств и предметов материальной культуры и быта, объединенных между собою тематически.

Особенности экспозиций школьного музея обусловлены следующими факторами:

- ориентацией на школьные программы;

- широкой демонстрацией результатов поисковой работы учащихся;

- подвижностью, постоянным обновлением.

В музее 5 постоянных экспозиций:

- «Мы этой памяти верны», посвященная Великой Отечественной войне. Содержит документы, письма военных лет, фотографии, награды, воспоминания участников ВОв, исследовательские работы;

- «Времен связующая нить», экспозиция, посвященная старинному быту, рукоделию русской деревни. Содержит прялку, домотканые скатерти и полотенца, старинную домотканую крестьянскую одежду, деревянную мебель, сундуки, посуду, зеркало, деревянные панели с традиционной росписью, предметы быта и рукоделия, макет русской печИ, лапти;

- «История развития образования в д.Конево». Содержит документы, воспоминания ветеранов педагогического труда, награды, телефон, грамоты, печатную машинку, фотографии директоров и учителей, комсомольские и пионерские значки и билеты, воспоминания комсомольцев, школьную форму. В экспозиции находятся пионерские галстуки, знамя, барабан, информация об истории школы, исследовательские работы;


-«Живая память», посвященная землякам - участникам локальных конфликтов в Афганистане и Чечне. Собран материал о жителях деревни, участвовавших в военных действиях, погибших на полях сражений. Он содержит документы, свидетельства очевидцев, письма с фронта, стихи, историю военных подвигов выпускников нашей школы Ерастова Вадима и Пахомова Евгения.

«Стеклозавод «Труд» -гордость д.Конево» - содержит экспонаты продукции стеклозавода «Труд» за время его существования.

Школьный краеведческий музей «Родные истоки» является центром музейно-педагогической работы в школе - не традиционным музейным учреждением, а открытой системой, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей в воспитательной и учебной работе. Другими словами, музей - это и эффективная форма организации и презентации краеведческого учебного материала, и база углублённого изучения «Истории» как предмета и истории жизни школы, села, и методическое обоснование для массового вовлечения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность. Благодаря музею, происходит духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, интегрированное во все основные виды деятельности: учебную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
А как связан музей и обучение? Как экспонаты музея используются на уроках и во внеурочной деятельности? Раскроем особенности организации работы школьного музея.
Учебная деятельность.

Самое простое – это использование материалов музея на уроке. Это фотографии, документы, газеты, книги. Чрезвычайно плодотворно проходит работа с документальными источниками, помогающими персонифицировать учебный материал и проиллюстрировать, как отразились события, даты, личности на судьбах тех или иных людей. Материал о Чеченских войнах сопровождается рассказом о наших земляках – участниках Чеченской кампании. Говоря о Великой Отечественной войне, мы проводим экскурсию в музей – видим вещи военных лет, видим историю в реальности.… Документы, фотографии, вещи оказывают на обучающихся непосредственное эмоциональное воздействие, развивают аналитические и творческие способности детей.

2022 год объявлен указом Президента РФ Путина В.В. годом культурного наследия народов России. На базе школьного музея проводятся уроки окружающего мира, родного русского языка, родной русской литературы, истории. Обучающиеся школы воочию знакомятся с предметами народного быта и художественной культуры, тем самым достигается реализация метапредметных учебных универсальных действий.


Анализ уроков, проведенных в музее или с использованием музейных экспонатов, показал, что они достаточно эффективные в плане формирования интереса к предмету, развития учебной и творческой активности обучающихся, развития сотрудничества и с учителем, и обучающихся друг с другом. Но подобные мероприятия требуют от учителя значительных усилий, временных затрат и большой предварительной работы: предварительная договоренность с руководителем музея, беседа для привлечения интереса к посещению, инструктаж, составление викторины и разработка содержания и формы домашнего задания и многое другое.

Внеурочная деятельность.

При создании школьного музея возникли проблемы по организации работы с экспонатами, их описанием, сбором и классификацией, организацией тематических экспозиций, экскурсий. Поэтому возникла необходимость обучения школьников основам музейного дела. Для этого была разработана программа «Родные истоки». Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов и предполагает знакомство с рядом культурологических терминов и понятий, которые являются базовыми для изучения курса, организацию поисково-исследовательской деятельности и комплектование фондов школьного музея.

Большую роль играет сотрудничество с родителями обучающихся, которые совместно с детьми изготавливают замечательные образцы русского народного творчества. Данные изделия, созданные руками родителей и детей, представлены в заключительной выставке «Щедра талантами Россия», являющейся итогом реализации плана работы к Году культурного наследия народов России.

С 1 сентября 2022 года учебная неделя начинается с линейки, на которой вносится Государственный Флаг РФ и исполняется Гимн РФ. В пятницу, по завершении учебной недели, Государственный флаг РФ выносится и хранится на почетном месте в музее.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности.

1 час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Как и в каждой школе, в понедельник первым уроком после линейки проводятся «Разговоры о важном».

Классные руководители во время подготовки и проведения данных занятий используют материалы музея. Например, при проведении внеурочного занятия, посвященного Дню матери, демонстрируются материалы, связанные с жизнью матери Пахомова Евгения, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне. Надежда Николаевна Пахомова –ветеран педагогического труда. Всегда откликается на нашу просьбу рассказать о детстве Евгения, о своем участии в его воспитании, что привело к духовному мужанию и героическому подвигу ее сына.

Развивая тему «Разговоров о важном» «День отца», используем материал о трудовых династиях стеклозавода «Труд» с обязательной демонстрацией фотографий рабочих семей, а также продукции завода, широко представленной в музее школы.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-исследовательской работе, встречах с интересными людьми, знакомстве с историческими фактами помогает учащимся узнать историю родного края изнутри, понять, как много сил и души во всё это вложили их предки, развивает у школьников наблюдательность, радость познания, волнения от встречи с неизвестным, глубокое эмоциональное переживание. Вместе с тем идет формирование уважения к памяти прошлых поколений, к культурному и природному наследию, ко всему тому, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Обучающиеся в процессе исследовательской деятельности приобретают много практических навыков: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты, работать с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, тематика которой очень разнообразна: «История деревень», «История школы», «Профессии моих родителей», «Ремесла», «Великая Отечественная война», «Моя родословная» и другие. Музейные экспонаты также становятся предметом исследования. Сейчас очень многие интересуются своей родословной, поэтому в работу включаются и родители обучающихся.

К формам работы во внеурочное время относятся тематические беседы, экскурсии, проведение квест-игр, помощь в проведении народных праздников, спортивных состязаний Мероприятия, проводимые в музее, отличаются как по форме проведения, так и по содержанию: например, в начальной школе предпочтение отдаётся игровым формам проведения занятий. Особое место в организации воспитательной и учебной работы с учащимися 5-9 классов отведено проведению социальных акций «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Открытка ветерану», «Письмо солдату», «Спасибо за заботу» и др., которые проводятся совместно с советником директора по воспитательной работе.
Большая работа проводится совместно с музеем стекла «Черный лебедь».Сотрудник музея Петрова Т.И. регулярно проводит мастер-классы, экскурсии, беседы с показом презентаций к значимым событиям в истории нашей страны, используя материалы музея о жителях деревни Конево, о стеклозаводе «Труд» и истории нашего поселения в целом.

Совместно с МБУК «Коневский дом культуры» проводятся следующие мероприятия: «Масленица», «Раз в крещенский вечерок», «День призывника», «Русское коромысло» и др. Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа способствует формированию у обучающихся позитивного отношения к миру и к самому себе, а через это и к развитию  нравственных качеств.


«Живая память» экспозиция, посвященная участию наших земляков в локальных конфликтах. Ребята часто листают страницы папки, находя среди них родных, соседей. Одним из традиционных мероприятий стала встреча учащихся школы с участниками военного конфликта в Чечне, выпускниками нашей школы, проходит она совместно с Советом ветеранов военных действий.
Ко дню защитника отечества в школе проходит месячник военно-патриотического воспитания,который посвящен памяти наших знаменитых выпускников школы Ерастова В. и Пахомова Е. В рамках месячника проходят классные часы в школе; соревнования по биатлону, военно-спортивная игра «Зарница». Обучающиеся выпускают боевые листки.

Тема Великой Отечественной войны широко представлена в музее. «Мы этой памяти верны» так называется экспозиция, посвященная Великой Победе. В школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми можно гордиться. Достойное место занимают подлинные документы тех суровых лет - пожелтевшие от времени военные билеты и красноармейские книжки, удостоверения к орденам и медалям, личные вещи солдат, части оружия и боеприпасов, найденные на местах боев, фронтовые фотографии, письма-треугольники, похоронка, пришедшая с фронта, и др.
Поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, классные часы, уроки «Мужества», участие в акции «Бессмертный полк», концерт для жителей села - это все этапы подготовки и проведения ежегодной "Вахты памяти" 9 мая. Данные мероприятия сплачивают коллектив учителей, обучающихся и их родителей.
За время существования музея посетителями его стали обучающиеся и жители деревни, родители наших обучающихся, коллективы обучающихся школ округа, руководители района, ветераны педагогического труда,совет ветеранов военных действий и др.. Записи в Книге отзывов музея, говорят о том, что он помогает нам, взрослым и детям, не очерстветь душой, помнить своих предков - односельчан, уважать свою историю. Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить детей, любящих свою Родину, гордящихся своей историей, знающих свои корни.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!