СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опы "раннего вмешательства" за рубежом

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации освещен вопрос развития системы "раннего вмешательства" за рубежом

Просмотр содержимого документа
«Опы "раннего вмешательства" за рубежом»

Опыт раннего вмешательства в странах мира

Опыт раннего вмешательства в странах мира

Система профилактики, ранней диагностики и коррекции. В начале 70-х годов ХХв. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: Оценка уровня развития ребенка; -консультация семьи; -специальная система образования родителей; -организация развивающей среды для младенцев; - охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развитие предпосылок понимания речи и активной речи)

Система профилактики, ранней диагностики и коррекции.

  • В начале 70-х годов ХХв. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям.

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

  • Оценка уровня развития ребенка;
  • -консультация семьи;
  • -специальная система образования родителей;
  • -организация развивающей среды для младенцев;
  • - охват образованием различных сфер развития младенца
  • (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развитие предпосылок понимания речи и активной речи)
 Службы осуществляющие социально-педагогическую помощь. - Выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития (движений, речи, слуха ,зрительного восприятия и т.д. Развитие специальной системы образования родителей, -организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии, -социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи, - координация всех видов помощи, оказывающейся ребенку и семье. Критерии эффективности работы служб ранней помощи в США Время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи; Интенсивность ранней помощи; Создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша; -охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков; - поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.

Службы осуществляющие социально-педагогическую помощь.

- Выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития (движений, речи, слуха ,зрительного восприятия и т.д.

  • Развитие специальной системы образования родителей,
  • -организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии,
  • -социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи,
  • - координация всех видов помощи, оказывающейся ребенку и семье.

Критерии эффективности работы служб ранней помощи в США

  • Время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи;
  • Интенсивность ранней помощи;
  • Создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
  • -охват программой различных сфер развития ребенка;
  • учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
  • - поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
  Система раннего психотерапевтического воздействия Направлена на одновременную работу с родителями и младенцами. Развитие комплексной, мультидисциплинарной системы служб ранней помощи. На законодательном уровне оформлена деятельность институтов ранней диагностики и ранней помощи. Система образования дополнена структурами, оказывающими действенную раннюю помощь детям с ОВЗ и их семьям.

Система раннего психотерапевтического воздействия

  • Направлена на одновременную работу с родителями и младенцами.
  • Развитие комплексной, мультидисциплинарной системы служб ранней помощи.
  • На законодательном уровне оформлена деятельность институтов ранней диагностики и ранней помощи.
  • Система образования дополнена структурами, оказывающими действенную раннюю помощь детям с ОВЗ и их семьям.
 Законодательная база В 1986 году Конгресс США принял поправки к Закону об образовании(от рождения до 2-х лет) Группы детей: медицинского, генетического и социального риска. Этиология: задержка в познавательной деятельности, моторная сфера, становление речи, формирование навыков самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие. Дети проживающие в условиях высокой вероятности возникновения задержки развития.

Законодательная база

  • В 1986 году Конгресс США принял поправки к Закону об образовании(от рождения до 2-х лет)
  • Группы детей: медицинского, генетического и социального риска.
  • Этиология: задержка в познавательной деятельности, моторная сфера, становление речи, формирование навыков самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие.
  • Дети проживающие в условиях высокой вероятности возникновения задержки развития.
Важнейшей особенностью деятельности работников служб ранней помощи является ее «командная» организация. В компетенцию «команды» профессионалов входит: Обязательным составляющим процесса ранней комплексной помощи являются взаимодействие с членами семьи, целенаправленное обучение родителей и включение их в активную повседневную работу. Знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку развития и разрабатывать индивидуальную программу раннего образования на основе базовой.

Важнейшей особенностью деятельности работников служб ранней помощи является ее «командная» организация.

В компетенцию «команды» профессионалов входит:

Обязательным составляющим процесса ранней комплексной помощи являются взаимодействие с членами семьи, целенаправленное обучение родителей и включение их в активную повседневную работу.

Знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку развития и разрабатывать индивидуальную программу раннего образования на основе базовой.

Система служб «раннего вмешательства» Западный вариант организации системы служб «раннего вмешательства» предполагает привлечение специалистов разных специальностей. В процессе деятельности выстраиваются партнерские отношения. Основным документов регламентирующим работу «служб раннего вмешательства», является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой специалистов службы ранней помощи совместно с родителямии.

Система служб «раннего вмешательства»

Западный вариант организации системы служб «раннего вмешательства» предполагает привлечение специалистов разных специальностей. В процессе деятельности выстраиваются партнерские отношения.

Основным документов регламентирующим работу «служб раннего вмешательства», является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой специалистов службы ранней помощи совместно с родителямии.

Содержание индивидуального плана обслуживания  семьи.  Данные о потребностях ребенка и возможностях семьи; Информация об уровне развития ребенка в различных областях; Подробное описание направления работы на каждом этапе; Организационные формы конкретных мероприятий; Ответственный из состава специалистов за координацию действий всех сотрудников службы; Форма обслуживания семьи; Частота и длительность специальных мероприятий; Методы обучения ребенка и членов семьи; Утверждаются процедуры медицинской коррекции; Критерии и периодичность оценки результатов работы по всем направлениям.

Содержание индивидуального плана обслуживания семьи.

  • Данные о потребностях ребенка и возможностях семьи;
  • Информация об уровне развития ребенка в различных областях;
  • Подробное описание направления работы на каждом этапе;
  • Организационные формы конкретных мероприятий;
  • Ответственный из состава специалистов за координацию действий всех сотрудников службы;
  • Форма обслуживания семьи;
  • Частота и длительность специальных мероприятий;
  • Методы обучения ребенка и членов семьи;
  • Утверждаются процедуры медицинской коррекции;
  • Критерии и периодичность оценки результатов работы по всем направлениям.
Направления конструирования программ При становлении и развитии западной системы ранней помощи выделились два основных направления конструирования программ «раннего вмешательства». Психотерапевтическое и социально-педагогическое: Психотерапевтическое : психотерапевтические сеансы Модели «Тренировка взаимодействия»(T.Field); Модель «руководство взаимодействием» (W.McDonough); Модель «Психодинамическая психотерапия» (C.Fraiberg)  Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микроклимата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи.

Направления конструирования программ

  • При становлении и развитии западной системы ранней помощи выделились два основных направления конструирования программ «раннего вмешательства».
  • Психотерапевтическое и социально-педагогическое:
  • Психотерапевтическое : психотерапевтические сеансы
  • Модели «Тренировка взаимодействия»(T.Field);
  • Модель «руководство взаимодействием» (W.McDonough);
  • Модель «Психодинамическая психотерапия» (C.Fraiberg)

Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микроклимата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи.

 Ранее социально-педагогическое вмешательство : Ориентированно на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста. Программы раннего развития ориентированы не только на детей, но и на их семьи (семейноцентрированные программы раннего вмешательства). Профессиональная помощь оказывается и детям и родителям.

Ранее социально-педагогическое вмешательство :

Ориентированно на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста.

Программы раннего развития ориентированы не только на детей, но и на их семьи (семейноцентрированные программы раннего вмешательства). Профессиональная помощь оказывается и детям и родителям.

Диапозон семейно-центрированного обслуживания состоит из следующих элементов: Информационная поддержка и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих структур, как государственных, так и негосударственных систем образования; Разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка и членов семьи; Помощи в организации взаимодействия родителей и ребенка; Реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;

Диапозон семейно-центрированного обслуживания состоит из следующих элементов:

  • Информационная поддержка и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих структур, как государственных, так и негосударственных систем образования;
  • Разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка и членов семьи;
  • Помощи в организации взаимодействия родителей и ребенка;
  • Реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;
 Обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода К обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинской, психологической, социально-бытовой, педагогической) Организация Лекотек- библиотек игрушек. Впервые появились в 60-х годах в Скандинавских странах, К 1990 годам были организованы уже в 21 стране мира; В Швеции около 75, Концепция. Использование игр и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, налаживания общения, социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями Это место встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами.

Обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода

К обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинской, психологической, социально-бытовой, педагогической)

  • Организация Лекотек- библиотек игрушек.
  • Впервые появились в 60-х годах в Скандинавских странах,
  • К 1990 годам были организованы уже в 21 стране мира;
  • В Швеции около 75,
  • Концепция.

Использование игр и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, налаживания общения, социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями

Это место встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами.

Ведущий специалист лекотеки - это Педагог в области специального образования. Организует комплексную диагностику. Вместе с командой сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования Организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии. Специфическая особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве профессионалов и родителей.

Ведущий специалист лекотеки - это

  • Педагог в области специального образования.
  • Организует комплексную диагностику.
  • Вместе с командой сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации.
  • Занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования
  • Организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.
  • Специфическая особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве профессионалов и родителей.
Реализация вариативных программ Позитивно повлияло на развитие системы специального образования. Коренным образом изменила жизнь людей с отклонениями, получивших возможность стимуляции развития уже в раннем возрасте. Благодаря применению программ ранней помощи люди с инеллектуальными и физическими нарушениями в западных странах теперь живут несравненно полноцение.

Реализация вариативных программ

  • Позитивно повлияло на развитие системы специального образования.
  • Коренным образом изменила жизнь людей с отклонениями, получивших возможность стимуляции развития уже в раннем возрасте.
  • Благодаря применению программ ранней помощи люди с инеллектуальными и физическими нарушениями в западных странах теперь живут несравненно полноцение.
В западных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью воспитываются в условиях семьи (родной, ее замещающей, специально организованной), а не в специальных учреждениях вне дома.На всех этапах жизни дети и семьи находятся под патронажем специалистов, организован процесс сопровождения этих людей в образовательное и социальное пространство. Будучи полноценными членами общества, дети, подростки, взрослые с ограниченными возможностями здоровья так же могут, как и их здоровые сверстники вести активный образ жизни- учиться, работать, отдыхать.

В западных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью воспитываются в условиях семьи (родной, ее замещающей, специально организованной), а не в специальных учреждениях вне дома.На всех этапах жизни дети и семьи находятся под патронажем специалистов, организован процесс сопровождения этих людей в образовательное и социальное пространство. Будучи полноценными членами общества, дети, подростки, взрослые с ограниченными возможностями здоровья так же могут, как и их здоровые сверстники вести активный образ жизни- учиться, работать, отдыхать.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!