Опыт раннего вмешательства в странах мира
Система профилактики, ранней диагностики и коррекции.
- В начале 70-х годов ХХв. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям.
Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:
- Оценка уровня развития ребенка;
- -консультация семьи;
- -специальная система образования родителей;
- -организация развивающей среды для младенцев;
- - охват образованием различных сфер развития младенца
- (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развитие предпосылок понимания речи и активной речи)
Службы осуществляющие социально-педагогическую помощь.
- Выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития (движений, речи, слуха ,зрительного восприятия и т.д.
- Развитие специальной системы образования родителей,
- -организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии,
- -социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи,
- - координация всех видов помощи, оказывающейся ребенку и семье.
Критерии эффективности работы служб ранней помощи в США
- Время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи;
- Интенсивность ранней помощи;
- Создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
- -охват программой различных сфер развития ребенка;
- учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
- - поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Система раннего психотерапевтического воздействия
- Направлена на одновременную работу с родителями и младенцами.
- Развитие комплексной, мультидисциплинарной системы служб ранней помощи.
- На законодательном уровне оформлена деятельность институтов ранней диагностики и ранней помощи.
- Система образования дополнена структурами, оказывающими действенную раннюю помощь детям с ОВЗ и их семьям.
Законодательная база
- В 1986 году Конгресс США принял поправки к Закону об образовании(от рождения до 2-х лет)
- Группы детей: медицинского, генетического и социального риска.
- Этиология: задержка в познавательной деятельности, моторная сфера, становление речи, формирование навыков самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие.
- Дети проживающие в условиях высокой вероятности возникновения задержки развития.
Важнейшей особенностью деятельности работников служб ранней помощи является ее «командная» организация.
В компетенцию «команды» профессионалов входит:
Обязательным составляющим процесса ранней комплексной помощи являются взаимодействие с членами семьи, целенаправленное обучение родителей и включение их в активную повседневную работу.
Знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку развития и разрабатывать индивидуальную программу раннего образования на основе базовой.
Система служб «раннего вмешательства»
Западный вариант организации системы служб «раннего вмешательства» предполагает привлечение специалистов разных специальностей. В процессе деятельности выстраиваются партнерские отношения.
Основным документов регламентирующим работу «служб раннего вмешательства», является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой специалистов службы ранней помощи совместно с родителямии.
Содержание индивидуального плана обслуживания семьи.
- Данные о потребностях ребенка и возможностях семьи;
- Информация об уровне развития ребенка в различных областях;
- Подробное описание направления работы на каждом этапе;
- Организационные формы конкретных мероприятий;
- Ответственный из состава специалистов за координацию действий всех сотрудников службы;
- Форма обслуживания семьи;
- Частота и длительность специальных мероприятий;
- Методы обучения ребенка и членов семьи;
- Утверждаются процедуры медицинской коррекции;
- Критерии и периодичность оценки результатов работы по всем направлениям.
Направления конструирования программ
- При становлении и развитии западной системы ранней помощи выделились два основных направления конструирования программ «раннего вмешательства».
- Психотерапевтическое и социально-педагогическое:
- Психотерапевтическое : психотерапевтические сеансы
- Модели «Тренировка взаимодействия»(T.Field);
- Модель «руководство взаимодействием» (W.McDonough);
- Модель «Психодинамическая психотерапия» (C.Fraiberg)
Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микроклимата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи.
Ранее социально-педагогическое вмешательство :
Ориентированно на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста.
Программы раннего развития ориентированы не только на детей, но и на их семьи (семейноцентрированные программы раннего вмешательства). Профессиональная помощь оказывается и детям и родителям.
Диапозон семейно-центрированного обслуживания состоит из следующих элементов:
- Информационная поддержка и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих структур, как государственных, так и негосударственных систем образования;
- Разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка и членов семьи;
- Помощи в организации взаимодействия родителей и ребенка;
- Реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;
Обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода
К обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинской, психологической, социально-бытовой, педагогической)
- Организация Лекотек- библиотек игрушек.
- Впервые появились в 60-х годах в Скандинавских странах,
- К 1990 годам были организованы уже в 21 стране мира;
- В Швеции около 75,
- Концепция.
Использование игр и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, налаживания общения, социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями
Это место встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами.
Ведущий специалист лекотеки - это
- Педагог в области специального образования.
- Организует комплексную диагностику.
- Вместе с командой сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации.
- Занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования
- Организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.
- Специфическая особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве профессионалов и родителей.
Реализация вариативных программ
- Позитивно повлияло на развитие системы специального образования.
- Коренным образом изменила жизнь людей с отклонениями, получивших возможность стимуляции развития уже в раннем возрасте.
- Благодаря применению программ ранней помощи люди с инеллектуальными и физическими нарушениями в западных странах теперь живут несравненно полноцение.
В западных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью воспитываются в условиях семьи (родной, ее замещающей, специально организованной), а не в специальных учреждениях вне дома.На всех этапах жизни дети и семьи находятся под патронажем специалистов, организован процесс сопровождения этих людей в образовательное и социальное пространство. Будучи полноценными членами общества, дети, подростки, взрослые с ограниченными возможностями здоровья так же могут, как и их здоровые сверстники вести активный образ жизни- учиться, работать, отдыхать.
Спасибо за внимание!