СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт и успешные практики подготовки специалистов в условиях инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт и успешные практики подготовки специалистов в условиях инклюзивного образования»

ОПЫТ И УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Задумина

КГУ «Глубоковский технический колледж»

п. Верхнеберезовский


Аннотация

В данной статье представлен опыт реализации современных технологий и методик в условиях инклюзивного образования. Приведены примеры успешной практики качественной подготовки специалистов.

Abstract

The article presents the experience of implementing modern technologies and methods in an inclusive education. It is given Examples of successful practice of high-quality training of specialists.


Каждый день, который Вы не пополнили своего образования,

хотя бы маленьким, но новым для Вас знанием…., считайте

бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

К. Станиславский

Одной из главных задач, определенных стратегией «Казахстан-2050» и стоящих перед системой образования и науки республики, государство считает воспитание культурной и образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразование в стране и вести работу для процветания Казахстана и всех граждан.[2] На современном уровне развития общества студенты должны не только овладевать определенной суммой знаний, но и умением самостоятельно добывать, анализировать и успешно использовать эти знания для полезного участия в жизни общества, для самореализации в условиях рыночной экономики.

Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство требует от педагогической общественности нового подхода на профессиональные задачи и способы их решения. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2016–2019 годы определены новые концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.[3]

Образование — право каждого человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями. Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в РК», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ОВЗ», а также в ряде нормативных правовых актах. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие.[1]

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения студентов с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для студентов, имеющих особые образовательные потребности.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких людей, создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.

У нас ограниченные возможности...

Так, почему-то, принято считать.

Но кто, скажите, может ограничить

Возможность верить и мечтать.

Назло болезни заниматься спортом!

И не за грамоты, не за призы.

Пусть мы не ставим мировых рекордов:

Рекорды ведь у каждого - свои.

Встречать рассвет! И радоваться жизни!

Писать стихи, когда душа поёт!

Возможности у нас не ограничены,

Когда мы вместе! А не наоборот.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Существуют следующие принципы инклюзивного образования:

• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• каждый человек способен чувствовать и думать;

• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• все люди нуждаются друг в друге;

• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

• каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.[6]

Инклюзивное образование есть обеспечение равного доступа к образованию, в том числе и профессиональному, для всех студентов с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В настоящее время в рамках реформы образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации студентов с ограниченными возможностями развития.

Для реализации государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностямиразвития в 2017-2018 учебном году в нашем колледже были открыты группы инклюзивного образования по специальности: «Строительство зданий и сооружений», квалификации «Каменщик» (с государственным языком обучения), «Штукатур» (с русским языком обучения)

Правильно организованный учебно-воспитательный процесс обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в стенах колледжа позволяет эффективно и качественно формировать общие и профессиональные компетенции, подготовить их к трудовой деятельности.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содействуют более эффективному уровню подготовки будущего специалиста.

Ориентация на новые образовательные технологии влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При этом основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и развитие познавательных потребностей и творческого потенциала студентов.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

В профессиональном образовании сегодня актуальной является разработка инновационных технологий обучения, использование компетентностного подхода, обеспечивающего качественную подготовку будущих специалистов по отдельной образовательной программе.

Использование информационных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, является необходимым условием работы на занятиях. Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют расширять знания обучающихся по дисциплине и углублять практические навыки, тем самым формируя общие и профессиональные компетенции выпускников.

Наиболее часто на уроках специальных дисциплин мною используются практические работы, учебные элементы, деловые игры, тематические презентации, компьютерное тестирование.

В целях повышения интереса к предметам по профессии, развития у обучающихся познавательной активности, применяю на уроках различные формы и методы обучения, стараясь не учить, а побуждать студентов учиться в творческом, продуктивном режиме.

На каждом уроке стараюсь дать новый материал, таким образом, чтобы учащиеся разрешали проблемные, логические, производственные ситуации с их обязательным анализом. Это требует от них проявления инициативы, творчества, самостоятельного мышления.

В основу преподавания специальных дисциплин взяты блочно-модульная технология, технология личностно-ориентированного обучения, позволяющие добиться активизации познавательной деятельности, умение решать проблемы, получать и использовать информацию, ориентировать студентов на применение и использование знаний полученных при изучении общетехнических дисциплин.

При изложении нового материала всегда стараюсь создавать производственные ситуации, решение которых позволяет обеспечивать активное участие каждого обучающегося. В процессе решения конкретной производственной ситуации, устанавливается хороший контакт со всеми обучающимися, что позволяет выявить знания каждого по пройденному материалу, учить выбирать свой путь решения вопроса. При этом каждый студент учится обосновывать выбор решения ситуации, что побуждает их говорить правильным техническим, грамотным языком.

Активизируют познавательную деятельность учащихся проведение лабораторно-практических работ. В процессе выполнения лабораторно-практических работ учу пользоваться справочной и технической литературой, объясняю как правильно искать нужную информацию, обсуждаю наиболее сложные моменты при сборке электрических схем. Некоторые лабораторно-практические работы провожу в мастерской, где имеется необходимое оборудование, смонтированное на стендах.

При работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья, необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность, пробуждающие у них потребность в познавательной деятельности. В работе важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности студентов с особыми потребностями является не сформированности общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения на уроках специальных дисциплин особое место уделяю: решению задач, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи –занимательными, узнаваемыми, реалистическими и красочными.

Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых студентов с особыми образовательными потребностями более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повысить уровень общих и профессиональных компетенций.

Стимулирует деятельность студентов проведение контроля знаний, методом тестирования. Тест – это задания стандартной формы, выраженные словами, рисунком, схемой, числовыми знаками, с помощью которых может быть определена степень усвоения того или иного материала. Тест отличается от контрольных заданий, вопросников, примеров, задач, головоломок тем, что он представляет собой специально изготовленный набор контрольных заданий, позволяющих объективно и надежно оценить знания учащихся.

Итак, при проведении любого вида уроков по специальным дисциплинам, я стараюсь проводить занятия таким образом, чтобы студенты, как можно больше, проявляли самостоятельности в решении различных задач, учились отстаивать свою точку зрения, находили правильные решения, вырабатываю у них интерес к изучаемым предметам, специальности.

Инновационная деятельность образовательной деятельности, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направлена на решение следующих задач:

- создание условий для получения полноценного образования без каких-либо ограничений;

- создание необходимой адаптивной среды в образовательном учреждении посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;

- обеспечение индивидуального образовательного сопровождения на основе инклюзивных подходов;

- создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.

Основная задача в педагогической деятельности - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами преподавателей, станет составной частью их профессионального мышления.[9]

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.


Список литературы:

1.Государственный общеобразовательный стандарт образования. –Астана, 23.08.2012 г. № 1080

2.Послание президента РК, лидера нации Н.Назарбаева народу Казахстана

«Стратегия Казахстана 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

3.Государственная Программа развития образования в республике Казахстан на 2016-2019 гг. (Указ Президента Республики Казахстан от 01 марта 2016 года № 205)

4. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 09.04.16 г. №501-V

5.Конвекция о правах инвалидов Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.un.orq/ru.

6. Ребенок с задержкой психического развития, по материалам статьи И. Ю. Троицкой

7. Нормативно-правовая база интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания. Д.Митчелл.

8. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.

9. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, Федерико Майор,07–10.1994г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!