СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт логопедического сопровождения школьников с тнр в общеобразовательной организации

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены особенности организации логопедического сопровождения младших школьников с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Опыт логопедического сопровождения школьников с тнр в общеобразовательной организации»


ОПЫТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Пчельникова Евгения Михайловна

Ассистент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону

E-mail:pchelnikovа-e@mail.ru

Жеглова Надежда Евгеньевна

Учитель-логопед МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области

E-mail: [email protected]


В работе представлены особенности организации логопедического сопровождения младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Показано, что школьники обучаются в режиме полной инклюзии. Логопедическая работа осуществляется во внеурочной деятельности в группах по параллели.

Ключевые слова: логопедическое сопровождение, обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи, дисграфия, дислексия

В последние годы в нашей стране отмечается значительное количество детей, имеющих нарушения устной речи. Так, М. Русецкая заявляет, что у около 60% первоклассников диагностируются такие нарушения [1]. Часть указанных школьников имеют статус обучающихся с ОВЗ.

В связи с развитием инклюзивной образовательной практики школьники с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) стали обучаются в массовых школах. Обязательным условием организации процесса образования является логопедическое сопровождение таких обучающихся, так как наличие различных форм речевой патологии делает затруднительным освоение учащимися образовательной программы [2]. Именно коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда направлена на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, важность учёта которых неоднократно отмечается в литературе [3, 4].

Полагаем необходимым отметить, что согласно положениям действующих правовых актов, к обучающимся с ТНР относят не только детей, у которых имеются нарушения всех компонентов языка, то есть имеющих общее недоразвитие речи 1,2,3 или 4 уровней. В эту группу причисляют также школьников, имеющих такие нарушения речи, как фонетическое или фонематическое недоразвитие, заикание, дисграфию и дислексию [2].

Каковы основные задачи логопедической помощи обучающимся с ТНР? Прежде всего – это компенсация первичных речевых нарушений, затрудняющих освоение школьной программы. Кроме того, к задачам логопедической помощи относят и предупреждение производных отклонений в развитии (вторичных нарушений) обучающихся.

Целью настоящей статьи является рассмотрение опыта организации логопедического сопровождения младших школьников с ТНР в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области.

В настоящее время в школе получают начальное общее образование несколько детей, которым районной ПМПК рекомендовано обучение по ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1 и вариант 5.2 – 1 отделение).

В школе данные ученики учатся совместно с обучающимися, не имеющими нарушений в развитии, то есть в обычных классах. Эту форму обучения в педагогике называют подлинной инклюзией. Ряд педагогов считают, что именно при такой форме организации обучения дети с ОВЗ равны в образовательном процессе и могут полностью социализироваться [5].

Вместе с тем, в целях удовлетворения их особых образовательных потребностей для данных обучающихся в школе организованы специальные коррекционно-развивающие курсы. Направлениями логопедического воздействия является работа по преодолению фонетического и фонологического недоразвития, обогащению лексического запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи. Также важнейшим направлением логопедической работы в школе является коррекция нарушений чтения и письма (дисграфии, дизорфографии и дислексии).

С учётом рекомендаций ПМПК и особенностей психоречевого развития обучающихся с ТНР школой разработаны индивидуальные учебные планы для таких учеников. В них отражены дополнительные часы учебных предметов, а также коррекционных курсов, которые обучающиеся посещают для устранения речевых и иных дефицитов.

Для регламентации логопедической помощи в школе принят локальный нормативный акт – «Положение об оказании логопедической помощи в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района».

Логопедическая работа осуществляется во внеурочной деятельности в группах по параллели. Ученики, обучающиеся по ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) посещают подгрупповые логопедические занятия 2 раза в неделю, а также коррекционный курс «Развитие речи» - 1 раз в неделю. Для учеников, осваивающих вариант 5.2 (1 отделение) адаптированной программы организованы специальные коррекционно-развивающие курсы: «Развитие речи» – 2 часа в неделю, «Логоритмика» – 1 час в неделю, подгрупповые логопедические занятия – 2 часа в неделю. Для улучшения процесса преодоления речевых дефицитов у детей логопедическая работа по развитию речи тесно связана с содержанием программы по развитию связной речи на уроках русского языка.

Помимо логопедического сопровождения обучающихся с ТНР существует ещё одно важнейшее условие реализации адаптированной образовательной программы - согласованная работа всех педагогов, работающих с обучающимися. Специалистами школы ежегодно для каждого обучающегося с ТНР разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи, где формулируются направления коррекционной работы на учебный год, а также отмечается её эффективность.

Сведения о динамике развития ребёнка, его трудностях и достижениях заносятся педагогами в специальный дневник наблюдений, который ведётся на всем протяжении обучения ребенка по ФАОП НОО.

Полагаем необходимым отметить, что помимо коррекционно-развивающих курсов, направленных на предупреждение и преодоление речевых нарушений, с обучающимися с ТНР 1 раз в неделю проводятся психокоррекционные занятия. Направлениями деятельности данных занятий являются развитие произвольной регуляции деятельности, которая часто нарушена у детей с первичной речевой патологией, а также коррекция и развитие компетенций эмоционально-волевой сферы.

Таким образом осуществляется адаптация образовательной системы к особенностям развития обучающихся, что является одним из принципов государственной политики нашего государства в области образования.


Список использованных источников:

  1. Около 60% российских детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи / Вести образования. – Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi (дата обращения 27.05.2024).

  2. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.03.2023.

  3. Мацюк Е.А. Междисциплинарный подход к изучению дисграфии и дислексии у младших школьников в условиях цифровизации // Инновационная наука: психология. педагогика. дефектология 2021, том 4, № 1. – С.77-92.

  4. Тишина Л.А. Вариативность нарушений у обучающихся с дисграфией: лингвокогнитивный аспект // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Тула, 6 апреля 2023 года) / науч. редактор С.Г. Лещенко. - Чебоксары: Среда, 2023. - С. 102-104.

  5. Ахметова Д.З., Фазлеева Л.Р. Модели обучения и социализации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью: исследование готовности педагогов республики Татарстан // Педагогическое образование и наука. – 2023. - № 2. – С. 98-104.


EXPERIENCE OF SPEECH THERAPY SUPPORT FOR SCHOOLCHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION.


Pchelnikova Evgeniya Mikhailovna

Zheglova Nadezhda Evgenievna

The paper presents the features of the organization of speech therapy support for younger schoolchildren with severe speech disorders. It is shown that schoolchildren study in the mode of full inclusion. Speech therapy work is carried out in extracurricular activities in parallel groups.

Keywords: speech therapy support, students with severe speech disorders, dysgraphia, dyslexia

Заявка

Название конференции

IV всероссийская научная конференция «Наука без границ: психолого-педагогический и социологический дискурсы»

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) (полностью)

Пчельникова Евгения Михайловна,

Жеглова Надежда Евгеньевна

Название статьи

ОПЫТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Название секции

Педагогические исследования

Место работы (учебы) (полностью)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (Пчельникова Е.М.)

МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области (Жеглова Н.Е.)

Должность, ученая степень, звание

Ассистент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» (Пчельникова Е.М.)

Учитель-логопед (Жеглова Н.Е.)

Необходимость в справке о публикации (100 руб.)

1) Пчельникова Евгения Михайловна

2) Жеглова Надежда Евгеньевна

Необходимость в получении сертификата участника конференции. (150 руб.)

нет

Диплом участника конференции (200 руб.)

1) Пчельникова Евгения Михайловна

Благодарность научному руководителю. (200 руб.)

нет

E-mail для связи

[email protected]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!