Просмотр содержимого документа
«Опыт организации тьюторского сопровождения (тьюторский кейс)»
«Кейс тьюторского сопровождения»
Тьюторант: ученик 5 класса - дружелюбный, открытый, творческий и позитивный. Ребёнок любит экспериментировать и проявляет увлечение по темам, которые интересны его воображению. Впрочем, у мальчика есть некоторые сложности в концентрации и работе памяти. Он может быть слишком рассеянным и терять фокус на учебных задачах. Ребенок нуждается в постоянном напоминании и структуре.
Запрос ребенка тьютору: не нравится, что из-за периодического снижения концентрации и резкого кратковременного нежелания учиться «здесь и сейчас» теряется часть информации необходимой для дальнейшей работы на уроке или выполнения домашнего задания.
Диагностический этап: посещение уроков; наблюдение за ребенком на переменах, во время прогулки, при выполнении домашнего задания и во время совместных игр со сверстниками; беседа с ребенком, направленная на выявление его интересов, учебных мотивов, успехов и достижений по мнению мальчика, испытываемых трудностях, позитивных и негативных моментов жизни ребенка в целом и в школе в частности.
Точки роста: на уроке внимание удерживается не более 5 минут, затем ребенок испытывает необходимость в физической активности (хочется чем-то поиграть, проверить, есть ли жвачка под партой, пишет ли сосед, что-то спросить у учителя, чтобы спросить, перевязать шнурки и др.), отсутствие нацеленности на результат, внутренний отказ от скучного и\или однотипного задания, требующего концентрации. Интересы ребенка связанны с частным переключением внимания с одного действия на другое, устойчивого увлечения нет, хочется заниматься всем и сразу.
Ребенок отмечает у себя: желание и успешность действий при организации и проведении игр для сверстников, проявление навыков самоконтроля при социально – коммуникативном взаимодействии и во время учебного процесса при ЧЕТКОМ построении правил поведения или определенных договоренностей.
Проектировочный этап. Разработка ИОМ, определение цели и задач тьюторского сопровождения (соотнесение интересов ребенка с учебным материалом, развитие навыков самоконтроля, формирование учебных и внеучебных ситуаций, в которых мальчик может проявить свои сильные стороны), порядок взаимодействия с педагогами и родителями.
Реализация: на этапе реализации тьюторского сопровождения ребенка необходимо позитивное и последовательное отношение к нему, важным фактором является конкретность инструкций и организации урочной и внеурочной деятельности, создание ситуации успеха. Для большего контроля посадить ребенка за парту непосредственно перед столом учителя, с целью снятия физического и умственного напряжения создавать организованную физическую активность (собрать\раздать тетради, провести физ.культ минутку и др.). Перед уроком, на котором у ребенка не высокая мотивация, тьютор обговаривает тему, возможные открытия урока, так как у ребенка широкий кругозор, он может рассказать тьютору свой опыт по данной теме (история др. мира – хотел бы\ путешествовал ли по Египту, литература «Использование эпитетов» - Какими бы эпитетами описал своё путешествие? Свой день? Настроение? и т.д.). С целью реализации коммуникативной активности, организаторских способностей и мотивации к обучению ребенку предлагается совместно с тьютором разработать квест для класса по пройдённому материалу, сделав игру с тематикой близкой интересу ребенка (география – один из любимых предметов, математика не любимый предмет- одна из станций квеста включает, разработанную ребенком задачу по расстоянию от точки А до точки Б путешествия Афанасия Никитина, посчитать, выразить в масштабе).
На этапе рефлексии происходит обсуждение с тьюторантом: На каких уроках стало интереснее? Почему? Что помогло? Что хотелось бы улучшить?
При планировании дальнейший действий тьютор в беседе с ребенком выясняет, что ребенку важно стало сейчас. Чем он доволен и что необходимо делать чтобы сохранить это чувство? Чего ещё можно достичь?