СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт применения метопредметного метода по дисциплинам Математика, Информатика и ИКТ, МДК 02.01

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт применения метапредметного метода по дисциплинам «Математика», «Информатика и ИКТ», МДК 02.01 «Управление коллективом исполнителей» в рамках работы кружка «Вселенная по имени «Экономика»

Просмотр содержимого документа
«Опыт применения метопредметного метода по дисциплинам Математика, Информатика и ИКТ, МДК 02.01»

Опыт применения метапредметного метода по дисциплинам «Математика», «Информатика и ИКТ», МДК 02.01 «Управление коллективом исполнителей» в рамках работы кружка «Вселенная по имени «Экономика»


В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся, развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося. Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании обучающегося.

В процессе преподавания дисциплин «Математика», «Информатика и ИКТ», МДК 02.01 «Управление коллективом исполнителей» и работе кружка «Вселенная по имени «Экономика» нами применялся метапредметный метод обучения. Опыт применения данного метода выявил эффективность использования различных форм, в том числе интегрированное занятие и проектная деятельность.

Универсальные способы действий могут осваиваться обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных дисциплин и междисциплинарных курсов и применяются обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) преподавателем состояние интеллектуального затруднения обучающегося, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся специализированных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри - и межпредметной интеграции.

В процессе применения метапредметного метода формируются компетенции: ориентация обучающихся в различных областях; специализированные умения информационно-логического характера; организация собственной учебной деятельности; основные универсальные умения информационного характера; использование средств информационных и коммуникационных технологий; принятие решений и управление; формирование навыков исследовательской деятельности; взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Интегрированное занятие в профессиональном образовании дает возможность, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, усилить внутрипредметные и межпредметные связи, сформировать знания и навыки в рамках получаемой специальности.

Преимущества интегрированных (бинарных) уроков:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса обучающихся;

  • способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса;

  • расширяют кругозор, формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

  • интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных областях знаний;

  • интегрированные занятия позволяют систематизировать знания, формируют в большей степени профессиональные умения, навыки и рациональные навыки учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции;

  • способствуют росту профессионального мастерства преподавателя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

Интегрированные занятия с участием дисциплины «Информатика и ИКТ» позволяют «соединить» многие дисциплины различных циклов и междисциплинарных курсов. Например, изучая электронные таблицы, можно решать задачи по математике и экономике, строить графики и моделировать различные процессы. Осваивая сервисы Интернет, обучающиеся могут углублять свои знания по интересующим их вопросам. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжить.

Использование метапредметного метода в нашей работе нашло отражение в методических работах, на основе которых были проведены открытые занятия:

  • открытое бинарное практическое занятие по МДК 02.01 «Управления коллективом исполнителей» и учебной практике по компьютерным технологиям по теме «Расчет годового фонда зарплаты. Вычисление данных в электронных таблицах. Построение диаграмм»;

  • открытое интегрированное занятие по дисциплинам «Математика» «Информатика и ИКТ» в рамках работы кружка «Вселенная по имени «Экономика» по теме «Решение математических задач на проценты с экономическим содержанием»

При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Любой преподаватель, используя на уроках информационные технологии, уже создает интеграцию дисциплин. Также и преподаватели информатики при изучении различных программных продуктов, и не только, подбирают задания ориентируясь на получаемую обучающимися специальность. Тем самым создаются оптимальные условия для формирования метапредметных компетенций.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Метод проектов способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой обучающиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

Применяя метапредметный метод, нами был реализован исследовательский проект «Рынок труда в России», в котором приняли участие обучающиеся техникума. Результаты этой деятельности послужили основой для создания работы «Современное состояние рынка труда в России», ставшей лауреатом Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура»

Таким образом, применение проектной деятельности в образовательном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

В своем опыте применения рассмотренных средств метапредметного метода важное место занимает самостоятельная работа обучающегося. Самостоятельная работа способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного работника.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!