Просмотр содержимого документа
«Опыт проведения профконсультирования»
Опыт проведения профконсультирования
Педагог-психолог МОУ «СШ № 16 г. Макеевка»
Воропай Ольга Ивановна
- Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня
- Иоганн Вольфганг Гете
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ
МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии Занятость обучающихся классов во внеурочное время (с предоставлением выбора деятельности)
Проведение с обучающимися психологических тренингов
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
- большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
Правила профориентационной консультации Необходимое условие: установление контакта, доверительной атмосферы беседы, равных позиций
- Во время консультативной беседы старайтесь избегать прямых советов, т.к. они с очень большой долей вероятности вызовут сопротивление.
- Соблюдайте правило «20 / 80». Ваше «время звучания» в диалоге должно составлять около 20 % от всего времени беседы, а «время звучания» вашего собеседника - около 80 процентов.
- Задача консультанта: помочь ученику найти ту зону интереса, которая вызывает у него энергию, прилив сил, желание действовать.
Правила профориентационной консультации
- Необходимо помочь ученику преодолеть ограничивающие рамки «взрослого» мышления. Свободный полёт фантазии может помочь значительно расширить зону поиска. «Отпусти умные рамки, пофантазируй! Представь, что можно всё! Что бы ты тогда выбрал?»
- Ученику дается возможность задать интересующие его вопросы.
- Помогите ему продумать план дальнейших действий, обозначьте возможные варианты вашего взаимодействия.
- Не навреди! Если вы или родители ребёнка не согласны с направлением деятельности, которое он считает своим призванием, не будьте категоричны. Так вы лишь разрушите доверие. Помогите ему расширить взгляд на ситуацию и, возможно, включить его мечту в образ желаемого будущего в другом качестве или в другой период времени. Кроме того, подобная ситуация является прямым указанием на необходимость беседы с родителями.
- Правила профориентационной консультации. Необходимо помочь ученику преодолеть ограничивающие рамки «взрослого» мышления. Свободный полёт фантазии может помочь значительно расширить
Виды консультаций:
- справочные;
- диагностические;
- формирующие;
- медицинские.
- Индивидуальные/групповые
Профориентационные методы и их применение в консультации
- Рассказ
- Объяснение
- Беседа
- Самостоятельное изучение
- Экскурсия
- Видеофильмы
- Методы профессиональной диагностики
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- 1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
- 2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- 3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- 4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- 5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- 6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- 7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась.
- 8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- 9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках…
- 10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!