Тема опыта: «Дидактические игры на липучках-как средство развития связанной речи дошкольников»
Сведения об авторе: Курган Галина Ивановна, воспитатель.
МКДОУ «Детский сад №8 «Колосок» село Нины.
Образование высшее, ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт» 2017г.
Стаж работы: 3 года 4 месяца
педагогический: 3года 4 месяца
Актуальность игр на липучках : Полноценное развитие личности ребенка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребенка, в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Для построения разнообразной деятельности дошкольника служат различные формы, способы, методы и средства работы, которые выступают поддержкой детской активности и инициативы.
К средствам развития речи и познавательной активности можно отнести дидактические игры. Дидактические игры занимают одно из главных мест в развитии познавательной сферы ребенка. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры развивают у дошкольников кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире.
•Одной из разновидностей дидактических игр являются «Игры на липучках»
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Задачи: Формируют целостную картину мира, расширяют кругозор, обогащают словарный запас и развивают связную речь, способствуют формированию элементарных математических представлений.
Развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, воображение, пространственное мышление, координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Обогащают игровой опыт детей.
Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.
Преимущества игр на липучках : Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя. Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от Вашей фантазии. Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.
Развивают воображение, внимание, память, мышление и эмоциональный интеллект.
Развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость.
(не мало важно) Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.
Достаточно мобильны.
Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой - поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Используется на занятиях и свободной деятельности. Игры актуальны в разных возрастных периодах.
Практические действия с игровым набором из липучек отражает свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления. Поэтому игры с липучками обогащают чувственный опыт малышей, учат их мыслить. В таких практических действиях как соединение, разъединение предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщение и др.
В наше время доступно множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
В ходе работы выделила следующие плюсы игр на
1. Прочные. Таких пособий хватит на много занятий, ведь заламинированный элемент тяжело порвать или помять;
2. Яркие. Картинки привлекут внимание ребёнка и не выцветут со временем, если соблюдать правила использования пособия;
3. Водонепроницаемые. Если правильно заламинировать игру, то её можно протирать влажной салфеткой или мыть под струей воды, не боясь, что картинка испортиться;
4. Мобильные. Можно брать с собой в путешествие, в гости, на прогулку или в ожидании очереди в поликлинике;
5. Сложно потерять. Так как у каждого элемента есть , которая легко прилипает к основанию, а если так случится, то всегда можно распечатать и заламинировать новый. Особенно это актуально для пазлов, элементы которых часто теряются;
6. Многоразовые. Можно выполнять одно задание неограниченное количество раз. Это очень удобно, особенно для занятий в детском саду.
Для примера представляю вашему вниманию несколько игр.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок». Цель игры : закрепление цветов. Ребенок учится находить цветок того цвета, какого бабочка, при этом закрепляется умение произносить цвет правильно.
Д/и "Собери урожай" (овощи и фрукты, ягоды). В ходе данной игры формируются элементарные математические представления, а так же развиваются мышление, речь, воображение. Например, можно «очутиться» в деревне у бабушки и дедушки или вспомнить как помогали маме и папе при уборке овощей и многое другое. Можно не только собирать урожай, но и садить грядки.
Альбом «Любимые сказки»
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребёнок сможет начать связывать слова в словосочетания, а затем в предложения.
- Большую помощь в работе мне оказывает пособие «Любимые сказки». Оно представляет собой яркие картинки-иллюстрации известных детям сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кот,петух и лиса», «Репка» и т. д. На картинку- фон ( например: лес, избушка, огород) с помощью липучек прикрепляются главные герои
Детям нравится красочность иллюстраций, а также то, что они сами руководят героями сказки. В процессе такого действия, дети вспоминают последовательность сюжета, проговаривают уже знакомые им диалоги. А ещё развивают мелкую моторику, т. к. все персонажи крепятся на липучки и легко перемещаются с места на место. Сказку не просто можно пересказать, но и выстроить новый сюжет, пофантазировать. Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
Например, при проведении игры «Мамы и их детёныши», предлагаю малышу повторить слова, звуки, которые издают животные, что способствует упражнению правильному произношению звуков и слов, укреплению артикуляционного аппарата ребенка. В игре «Сварим суп или компот» с детьми закрепляю знания об овощах и фруктах.
Вывод: игры на липучках воспитывают интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, помогают в работе над развитием всех сторон речи - начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи,
побуждают ребенка быть внимательным, стараться запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Приложение №1
Конспект НОД в 1 младшей группе «Солнышко» по ФЦКМ, тема: «Домашние животные и их детеныши».
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.
Задачи:
Образовательные: Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде, питании и его детеныше.
Развивающие: Развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: Способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
Демонстрационный материал:
Большой плакат с изображением домашних животных и их детенышей (корова, лошадь, баран, собака, кошка). Игрушки домашних животных (корова, лошадь, баран, собака, кошка).
Раздаточный материал:
Картинки на липучках с изображением домашних животных на каждом столе и карточки с изображением детенышей домашних животных на каждого ребенка.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, дидактическая игра на липучках «Домашние животные и их детеныши», физкультминутка, подведение итогов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.
2. Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».
Ход НОД
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сидит перед ними.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель ставит на стол перед детьми макеты домашних животных корову, лошадь, барана, собаку и кошку.
Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришли домашние животные, а домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они дают нам очень много полезного. Давайте послушаем наших гостей.
Воспитатель берет в руки игрушку корову.
Корова. Ребята, я корова я живу в хлеву, пасусь на лугу и ем траву, а зимой человек кормит меня сеном, взамен я даю вам ребята очень вкусное молочко.
Воспитатель. Ребята, а как говорит корова, давайте помычим.
Дети хором. Мууу…
Воспитатель берет в руки игрушку барана.
Баран. Ребята, а меня называют баран, я тоже люблю кушать траву или сено, а вам ребята я даю густую шерсть, из которой вам вяжут теплые носочки, рукавички и шарфики.
Воспитатель. Ребята, а баран говорит беее….
Дети хором. Беее…
Воспитатель берет в руки лошадь.
Лошадь. А я лошадь, я живу в стойле, ем сено, человек за мной ухаживает, а я взамен вожу его верхом на своей спине.
Дети и воспитатель произносят иго-го…
Воспитатель берет в руки игрушки кошки и собаки.
Кошка и собака. А мы кошка и собака, мы живем с человеком очень близко, я собака живу в конуре и охраняю дом от чужих людей, я очень люблю косточки; а я кошка, меня кормят молочком, а я ловлю мышей, чтобы они не портили запасы.
Дети и воспитатель произносят как кошка и собака : мяу…, гав-гав…
Воспитатель. Ребята, а давайте теперь поиграем, выходите все ко мне. Воспитатель: ребята, давайте встанет в круг и проводём подвижную игру «Теленок». Координация движений в сочетании с речью.
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)
Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков).
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)
Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят руку за спину).
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)
Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек).
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)
Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)
Испугаю. (4Топают).
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)
Забодаю. («Бодаются»).
Воспитатель: Ребята, пока мыс вами играли, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.
Детям предлагается сесть за столы. Воспитатель на каждый стол кладет изображение коровы, а детям раздает карточки с изображением всех детенышей.
Воспитатель. Ребята, кто это.
Воспитатель по очереди спрашивает каждого ребенка, пробуждая отвечать индивидуально и хором.
Дети. Корова.
Воспитатель. Ребята поищите на своих карточках изображение детеныша коровы, и приклейте рядом с мамой коровой.
Дети находят изображение теленка и приклеивают рядом с мамой коровой, ребятам, которые затрудняются, воспитатель помогает.
Такое действие проводиться попеременно со всеми животными.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились.
Приложение №2
Конспект прогулки в 1младшей группе «Солнышко» «Наблюдение за птицами»
Цель: Расширение представления детей а птицах, их внешнем виде.
Задачи: Воспитательные: воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к ним.
Образовательные: расширять и закреплять представления детей о птицах , их внешнем виде (две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, тело покрыто перьями), птичьих повадках. Обобщить и закрепить полученные детьми представления о своем участке.Закрепление понятия большой, маленький.
Развивающие:развивать внимание, память, наблюдательность. Развивать желание детей играть вместе с воспитателем в подвижные игры. Активизировать словарный запас детей.
Словарная работа: птичка, голова, хвостик, крылья, птицы летают, клюют, большие, маленькие.
Методические приемы: показ, объяснение, художественное слово, рассмотрение, игровые приемы.
Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома «Птицы», чтение стихов о птицах, слушание «Птица и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; разучивание песни «Птичка» муз. Раухвергера, сл.А.Барто, лепка зернышек для птичек.
Наглядный материал, оборудование: Фигурки птичек, Д.и на липучках «Собери птичку», эмблемы птичек для подвижной игры, корм для птиц, лопатки, формочки, совочки.
Ход прогулки
Выйти с детьми на прогулку, рассмотреть прилетевших на участок птиц.
Положить в кормушку хлебные крошки. Понаблюдать, как птицы клюют корм.
-Воспитатель: У птичек есть две лапки, два крыла, есть клюв, они клюют крошки.
Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.
Задать детям вопросы: Что делают птицы? Какие птицы? Что есть у птичек? (Ответы детей).
Трудоваядеятельность
Помощь воспитателю в расчистке территории от снега.
П. игра «Найди нас» (ориентировка на участке)
Воспитатель: Ребята на участке спрятались птички
Где же птички?(дети ищут птичек и называют предметы, которые находятся на участке)
П.игра «Птички летают».
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.
Дети надевают эмблемы понравившихся им птичек. По сигналу воспитателя птички «летают» - дети бегают, клюют зернышки.
Индивидуальная работа по развитию движений: «Поймай птичку» - прыжки на двух ногах вверх до предмета.
Д\игра «Собери птичку»
Воспитатель раскладывает части тела птички (голову,2крыла,2 лапки, хвостик) и кладёт иллюстрацию птички, которую нужно собрать.
Ребята посмотрите внимательно, давайте соберём птичку. Дети с помощью липучек клеят на картинку части тела птички.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом: лопатками, формочками, совочками.
Итог:
Воспитатель : Ребята вам понравилось играть с птичками? Какие птички прилетали к нам на участок? Что делали птички? (ответы детей)
Приложение № 3
Приложение №4