СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы МБОУ СШ №18 г.Волгодонска по профилактке суицидального поведения и возникновения кризисных состояний среди несовершеннолетних

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта работы МБОУ СШ №18 г.Волгодонска по профилактке суицидального поведения и возникновения кризисных состояний среди несовершеннолетних

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы МБОУ СШ №18 г.Волгодонска по профилактке суицидального поведения и возникновения кризисных состояний среди несовершеннолетних»

Текст выступления педагога-психолога Прониной Е.Е. на совещании по организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих трудности в обучении, воспитании и развитии; профилактике суицидов 07.09.2017г. на тему

«Опыт работы МБОУ СШ №18 г.Волгодонска

по профилактке суицидального поведения и возникновения кризисных состояний среди несовершеннолетних».


Система профилактики суицидального поведения и возникновения кризисных состояний в школе за последние годы обрела достаточно стройную структуру. Сегодня данная тема находит отражение во всех направлениях работы школы (не только в воспитательной деятельности, но и в образовательной) и затрагивает всех участников педагогического взаимодействия – родителей, детей, учителей.

В школе уже много лет действуют программы социальной и профилактической направленности: «Здоровье» и «Линия жизни». Данные программы и их результативность получили высокую оценку комиссии Администрации города по результатам проверки организации профилактической работы в 2016-2017 учебном году.

Ежегодно в начале учебного года разрабатываются планы работы по данному направлению. План работы педагога-психолога имеет в своей структуре отдельный раздел, который так и называется «Профилактика суицидального поведения и возникновения кризисных состояний».

В 2016 году в обществе возникла проблема вовлечния подростков в деструктивные игры, в связи с чем пришлось внести коррективы в планирование работы. Работа по формированию навыков безопасного поведения в сети-Интернет вышла на первый план. На данный момент у школы имеется опыт в проведении профилактических мероприятий в данном направлении, который будет реализован в дальнейшей работе.

Особое внимание уделяется реализации требований ФГОС в части организации досуговой и развивающей деятельности учащихся 1-7 классов. Это направление позволяет раскрыть внутренние ресурсы учащихся, уделить большее внимание одаренным детям, установить более тесный контакт с трудными подростками, развить их коммуникативные способности.

Сегодня много говорят о психологической безграмотности населения как об одной из основных причин возникновения кризисных состояний, конфликтов, трагедий различного характера. Именно ФГОСы позволили нам ввести часы, направленные на повышение психологической грамотности учащихся. Уже третий год педагог-психолог школы реализует программу «Психологическая азбука» в 1, 2, 3, 6, 7 классах. Мы убеждены, что если знать из чего состоит целое, это целое легче сохранить, а возможно и улучшить.

Ни для кого не секрет, что нам приходится работать с немотивированным клиентом, убежденным в том, что к психологу ходят «психи». Программа «Психологическая азбука» помогает мне снять этот барьер в общении с некоторыми учащимися. Как результат, увеличение количества подростков, обратившихся за помощью и поддержкой к педагогу-психологу самостоятельно и более результативная индивидуальная работа с ними.

Большое внимание в нашей школе уделяется популяризации служб, призванных помогать детям и родителям в трудных жизненных ситуациях. Один раз в четверть проводятся мероприятия (классные часы, беседы, акции по распространению памяток, оформление стендов) на тему «Время доверять».

В сентябре 2017 года школа стала площадкой для реализации регионального проекта по здоровьесбережению. Мы получили возможность и активно используем ресурсы этого проекта. Педагогический коллектив анализирует и использует в своей работе результаты скринингового обследования и психологического онлайн-тестирования.

Администрация школы охотно сотрудничает с учреждениями системы дополнительного образования, предоставляя помещения с целью проведения кружков и секций различной направленности: шахматы, волейбол, баскетбол, каратэ, краеведение, моделирование и т.д. Это позволяет сделать досуг детей и подростков максимально полезным и безопасным, т.к. ребенок получает эту услугу в своем микрорайоне.

Школа тесно взаимодействует с учреждениями системы профилактики. В последние два года расширились контакты с ППРК центром «Гармония», молодежным движением «Молодая гвардия», наркологическим диспансером. Очень активно привлекаем к работе родителей, работающих в данных учреждениях.

Педагоги-предметники строят свои уроки таким образом, чтобы уделить внимание формированию социальных навыков и навыков ЗОЖ, формированию системы жизненных ценностей.

Одним из критериев оценивания работы классных руководителей, является проведение внеурочных мероприятий совместно с родителями. Администрация поддерживает и поощряет классных руководителей, добившихся успехов в данном направлении. Результатом такой политики стали победы на городских мероприятиях. По результатам диагностического исследования уровень сплоченности классных коллективов выше, а уровень тревожности ниже в тех классах, где родители тесно взаимодействуют со школой, принимают активное участие в различных мероприятиях.

Все мы знаем поговорку «Один в поле не воин». Один педагог-психолог и ок. 900 учащихся плюс их родители – справиться с таким количеством не под силу никому. Поэтому одним из основных направлений в работе по профилактике суицидов и возникновения кризисных состояний администрация нашей школы считает работу с педагогическим коллективом. На педагогических советах и совещаниях при директоре педагог-психолог знакомит учителей с практическими методиками работы: играми, упражениями, методиками экспресс-диагностики, формирует и распространяет среди педагогов методические папки (в электронном виде) по различным направлениям, где содержатся разработки классных часов, видеоролики, образцы листовок и памяток, проводит лекции и беседы, направленные на повышение психологической грамотности самих учителей. Классные руководители принимают участие в диагностике наличия кризисных состояний и составлении психологического портрета класса. Активизация деятельности классных руководителей в данном направлении способствовала повышению интереса к сотрудничеству с педагогом-психологом: они обращаются за помощью, принимают эту помощь и используют ее в своей работе.

В целом работу по профилактике суицидального поведения и возникновения кризисных состояний в школе и, в частности, работу педагога-психолога можно признать удовлетворительной. Актуальными для нашей школы остаются вопросы материально-технического и кадрового обеспечения работы психологической службы. Самым сложным из направлений остается работа с семьей.


Рекомендации образовательным учреждениям по организации работы по профилактике суицидального поведения и возникновения кризисных состояний у детей и подростков:

  1. Работа по данному направлению должна иметь системный характер и находить отражение во всех направлениях работы, затрагивать всех участников педагогического взаимодействия – родителей, детей, учителей.

  2. Необходимо уделять больше внимания повышению психологической грамотности учащихся, педагогов, родителей.

  3. Усилить работу по формированию системы семейных ценностей у детей и их родителей, способствовать повышению статуса семьи как основы формирования гармонично развитой личности.

  4. Своевременно диагностировать наличие кризисной ситуации в жизни детей и подростков, своевременно организовывать и реализовывать комплекс мероприятий по ее устранению или коррекции последствий.

  5. Расширять и углублять связи с организациями, призванными оказывать психолого-педагогическую, медицинскую, юридическую помощь семьям и несовершеннолетним, а так же с общественными организациями.




Педагог-психолог

МБОУ СШ №18 г.Волгодонска Пронина Е.Е.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!