СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы МКОУ «Якшур – Бодьинская школа - интернат» по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы МКОУ «Якшур – Бодьинская школа - интернат» по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Опыт работы МКОУ «Якшур – Бодьинская школа - интернат» по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

МКОУ «Якшур – Бодьинская школа – интернат» является единственной в республике специализированной школой-интернат, где обучаются слепые и слабовидящие дети. Наша школа обучает детей с нарушением зрения со всей республики и не только (есть обучающиеся с Кировской области, с Татарстана).

В школу принимаются дети по результатам центральной психолого – медико – педагогической комиссии с остротой зрения в пределах от 0 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции (т.е. в очках). При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса.

В 2019 - 2020 учебном году в школе обучается 81 человек. 24 человека – слепые, из них 10 человек тотально слепые, 6 человек имеют светоощущение и 8 человек остаточное зрение. 57 человек – слабовидящие, из них 6 человек с тяжелой степенью слабовидения (0,05 до 0,09), 30 чел. – средней степенью слабовидения (0,1 до 0,2) и 21 чел.- слабой степенью слабовидения (0,3 до 0,4). Всё больше становится детей, которые имеют не только зрительное заболевание, но и нарушение опорно – двигательного аппарата, слуха и интеллектуальные нарушения.

С 2013 года школа - интернат является республиканской пилотной площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта.

С 2013 по 2015 год учреждение являлось «опорной площадкой» «Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики» по введению ФГОС начального общего образования.

С 2014 года учреждение было включено в апробацию ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения.

С 2015 года школа- интернат выступает в качестве пилотной площадки по апробации, разработанного кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт – Петербург, комплекта учебно-методических материалов по специальной адаптации содержания образования, адаптированного под особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения.

Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт в части, касающейся слепых обучающихся представляет четыре варианта (3.1, 3.2, 3.3, 3.4), для слабовидящих обучающихся - три варианта 4.1, 4.2, 4.3) адаптированных основных образовательных программ начального общего образования. В нашей школе представлены все семь вариантов, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся. Эта дифференциация связана с тем, что категория детей с нарушением зрения неоднородна.

В качестве критериев такой дифференциации выступают: развитие познавательной сферы обучающихся, наличие потенциальных возможностей, необходимых для систематического обучения, наличие сочетания нарушения зрения с нарушением интеллекта.

Школа активно решает вопросы кадрового обеспечения специальным образованием. Наши педагоги - это профессионалы высокого класса. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по реализации АООП слепых, слабовидящих обучающихся в условиях ФГОС, большинство педагогов имеют специальное дефектологическое образование по профилям «Тифлопедагогика» и «Олигофренопедагогика». Ежегодно педагоги повышают квалификацию, являясь слушателями курсов, семинаров по реализации ФГОС НОО в АОУ ДПО ИРО г. Ижевска.

Учитывая важность и необходимость специальных знаний педагоги каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации в городе Москва «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», в городе Санкт-Петербург «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена».

С 2018 года школа сотрудничает с Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения. В рамках федерального ресурсного центра педагоги участвуют в вебинарах, являются слушателями курсов, получают консультативную помощь в работе с детьми с нарушением зрения и публикуют свои методические разработки.

Для координирования коррекционной работы в школе введена должность учителя – дефектолога (тифлопедагога), для оказания необходимой технической помощи обучающимся на уроках и занятиях введены должности ассистентов.

Основополагающей целью ФГОС обучающихся с ОВЗ является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» по линии Министерства Образования и Науки УР в школе был переоборудован центральный вход (установлены поручни, кнопка вызова для детей с ОВЗ, противоскользящие пороги и покрытие, пиктограммы (тактильные таблички на дверях), поручни на 3 этаже в туалетных комнатах, сенсорная комната, специальное рабочее место для ребенка с ОВЗ (слепых, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи).

Рядом с каждым кабинетом в нашей школе расположены таблички с обозначением номеров и названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, выполненные плоско - печатным и рельефно - точечным шрифтом. На дверях школы имеются цветовые указатели (сигнальные знаки). Имеются зрительные и рельефные ориентиры, обозначающие маршрут следования в школьном пространстве и контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов, сделаны рельефные планы этажей.

Для успешной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе – интернате имеются учебные классы, а также кабинеты для коррекционных занятий и внеурочной деятельности: кабинет пространственной ориентировки, развития коммуникативной деятельности, кабинет домоводства, кабинет адаптивной физической культуры, ритмики, спортивный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда, тифлопедагога, компьютерный класс, игровая комната, комната отдыха, актовый зал. Во всех кабинетах организована развивающая предметно – пространственная среда.

При обучении и воспитании ребенка педагоги опираются на его сохранные органы чувств (слух, осязание обоняние, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется, используют специальные приемы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Большое значение придается созданию офтальмо - гигиенических условий в образовательном процессе. 

1. Рассаживая детей в классе, педагог руководствуется данными об их остроте зрения. о зрительном диагнозе

2. Мебель соответствует росту детей. С этой целью в школе приобретены столы и стулья, регулируемые по высоте. На столах у слепых обучающихся прикреплены бортики.

3.Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности школьника. Дети с пониженным зрением быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники, поэтому чередуются виды деятельности на уроках и занятиях и проводятся физкультминутки.

4. Во время проведения урока и занятия педагоги учитывают допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для школьников с ослабленным зрением. В начальных классах она не превышает 10 минут.

5. Для предупреждения зрительного утомления своевременно проводятся зрительные гимнастики.

6. Освещение в классах комбинированное, предполагающее сочетание общего и местного освещения. Так как снижают зрительную работоспособность и тени от предметов, расположенные между источниками света и рабочей поверхностью. Установлено дополнительное освещение на рабочем месте ребенка.

7. В классах и кабинетах стены и предметы оборудования светлого цвета, для того чтобы была повышена освещённость. А также занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность обучающихся.

8. Необходимо помнить о классных досках. Плохая освещенность классной доски, блики, затрудняют зрительную работу учеников, способствуют быстрому зрительному утомлению, поэтому классная доска, столы, стены, пол в классах матовые и установлено дополнительное освещение учебной доски.

9. Во время уроков и занятий не должно быть никаких препятствий для проникновения дневного света, поэтому окна не заслоняются цветами. Цветы на подоконнике в горшках не выше 15 см.

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Огромное значение придаётся натуральным наглядным пособиям: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий. (при использовании натуральной наглядности дети с нарушениями зрения приобретают реалистичные представления, более полную информацию).

Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.

Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д. (требования: четко выделены детали, правильно пропорциональны все части тела)

Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации, репродукции картин, фото, и видеоматериалы, (Должны быть в цветном исполнении, избегать темно - синего, фиолетового оттенков, так как они трудны для восприятия. Размеры наглядностей зависят от остроты и поля зрения)

Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

Символические наглядные пособия: различные карты.

Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные в рельефном изображении (тактильные книги, игрушки).

Также в работе используются специальные тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих. Учебная тифлотехника обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение детей с нарушением зрения. Набор устройств, которым будет пользоваться конкретный ребёнок, индивидуален и зависит от многих факторов: от его зрительных возможностей, умственного развития, потребностей.

Для слабовидящих:

  • очки;

  • различные лупы;

  • подставки для чтения;

  • тетради для слабовидящих в крупную клетку и линейку;

  • ручки с черной пастой для письма и ручка с зеленой пастой для графических работ;

  • электронные лупы, которые увеличивают размер изображения в несколько раз.

Для незрячих:

  • приборы и грифели, тетради для слепых;

  • приборы «Брайлевское шеститочие», «Брайлевская строка»;

  • аудиокниги;

  • линейки, транспортиры с тактильными метками;

  • приборы для рисования и черчения «Школьник»;

  • универсальные цифровые планшеты;

  • приборы «Ориентир» и «Графика»;

  • компьютерный класс нашего образовательного учреждения ос­нащен программой экранного доступа, с помощью которой незрячие имеют представление обо всем, что у них отображается на экране монитора посредством озвученных инструк­ций;

  • брайлевские дисплеи;

  • читающие машины с синтезом речи для чтения плоскопечатных листов;

  • различные трости, которые являются универсальным средством для передвижения в пространстве;

  • специальный спортивный инвентарь.

Для разработки материалов для слепых детей в школе имеется брайлевский принтер, для создания рельефных дидактических пособий – термопечь.

В школе функционирует богатая библиотека. Для слепых обучающихся имеется специальная литература, издаваемая по системе Брайля, т.е. с использованием рельефно – точечного шрифта. Это учебники, учебные пособия, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, имеются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать. Для слабовидящих обучающихся имеются учебники и художественная литература, издаваемая крупным печатным шрифтом. В 2016 - 2017 учебном году школа участвовала в проекте «Модернизация школьных библиотек», благодаря этому был получен роутер для чтения электронных учебников и приобретена новая учебно – методическая литература и наглядные пособия.

Для развития предметно – пространственной среды в школе активно ведется грантовая работа. В 2017 году наша школа выиграла грант в размере около 1 млн рублей на реализацию разработанного педагогами проекта парка ощущений под названием «Почувствуй сказку». Этот парк силами всего педагогического коллектива в течение года построен для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории пришкольного участка. При реализации данного проекта обучающиеся с ОВЗ получают возможность в доступной для них форме ощутить, «увидеть» разнообразие живой природы, т.е. через тактильный контакт знакомятся с различными видами растений и материалов. Его инфраструктура, включая пространства для отдыха, разработана специально для безопасного и комфортного пребывания в нем инвалидов с учетом их потребностей. Но при этом создано пространство, одинаково интересное для всех детей, что способствует их контактированию, безбарьерному общению и обмену навыками. В настоящее время разработаны еще три проекта, которые направлены на развитие предметно – пространственной среды: «Прикосновение к искусству» (цель проекта: создание коррекционно – развивающей среды, доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья, для повышения их эстетической реабилитации - развития способности воспринимать, понимать и создавать прекрасное и расширять свои знания в области различных видов искусства), проект по созданию гончарной мастерской в школе «Не боги горшки обжигают» и проект детской игровой площадки.

Внеурочная деятельность организуется в количестве 10 часов недельной нагрузки, пять из которых коррекционные дисциплины, («Ритмика»; «Адаптивная физическая культура»; «Развитие зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие коммуникативной деятельности» и другие в зависимости от варианта адаптированной основной образовательной программы), направленные на компенсацию вторичных дефектов слепых и слабовидящих обучающихся и пять часов по направлениям деятельности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное). Наши дети успешно выступают на районных, республиканских, российских и международных конкурсах, фестивалях и соревнованиях не только среди детей с ограниченными возможностями здоровья, но и среди здоровых сверстников.

Инструментом оценки достижений обучающихся является портфолио, отражают динамику развития обучающихся индивидуальные карты развития, которые заполняются педагогами на каждого ученика. Мониторинг проводится специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить состояние индивидуального развития обучающихся школы-интерната, заметить изменения, произошедшие в течение года, причинно - следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья и познавательной деятельности обучающихся.

Составной частью деятельности школы является организация лечебно-профилактической работы, которая осуществляется врачом – офтальмологом и медсестрой. Вся лечебно - профилактическая работа в школе направлена на улучшение и охрану зрения обучающихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия: 

  • обследование зрительных возможностей с помощью таблицы, на аппарате «Щелевая лампа») консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия);

  • лечение на аппаратах «Визотроник», (лечение близорукости, амблиопии), «Офтальмохромотерапия (лечение амблиопии, миопии, ЧАЗН);

  • своевременное направление обучающихся, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар; назначение очковой коррекции и соблюдение ношения очков.

Таким образом, в школе созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся, без которых невозможно освоение адаптированных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).

Но по внедрению ФГОС ОВЗ НОО мы столкнулись с рядом трудностей, которые выделили в 3 группы:

    1. Просветительские. (При поступлении в школу родители обучающихся впервые узнают об АООП, вариантах обучения. Для преодоления этих пробелов проводится школа для родителей по разработанной педагогами программе «Шаг навстречу»)

    2. Работа ЦПМПк. (1. Хотелось бы, чтобы на обследовании ребенка присутствовал медицинский работник. 2. ЦПМПк рекомендует обучение ребенка по варианту 4.1 (3.1), но в адаптационный период мы наблюдаем, что ребенок испытывает трудности по данной программе и возникает проблема перевода с 4.1 на 4.2 (с 3.1 на 3.2). Нам бы хотелось упростить процедуру перевода и провести её в рамках школьного консилиума. 3. Возникает также непонимание: нужно ли обучать по СИПР ребенка, имеющего вариант 3.4, если в заключении ЦПМПк СИПР не прописан.)

    3. Внутренние проблемы (В одном классе дети обучаются по разным вариантам, соответственно по разным адаптированным программам, в прологированные и непролонгированные сроки)

Несмотря на возникающие трудности, школа развивается, идет в ногу со временем и за свою долгую историю накопила огромный, исключительно важный для общества опыт работы со слепыми и слабовидящими детьми. Поэтому мы считаем, что на сегодняшний день опыт работы нашего учреждения может быть рекомендован как результативный по работе с детьми с нарушением зрения; и с целью формирования у педагогических работников профессиональных компетенций в организации эффективной предметно – пространственной среды слепых и слабовидящих обучающихся педагогами школы разработана на базе АОУ ДПО ИРО г. Ижевска программа стажировочной площадки по теме: «Предметно – пространственная среда как средство социализации обучающихся с нарушением зрения и сложной структурой дефекта».

С января 2019 года школа стала районным Центром по координации работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, который создан в целях оказания консультативной помощи педагогам образовательных организаций, родителям детей с ОВЗ, ООП, а также проведения диагностики в рамках подготовки к прохождению психолого – медико – педагогической комиссии для определения образовательного маршрута, обучающегося.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!