А.А.Александрова,
учитель изобразительного искусства МБОУ «СШ№18», Ачинск
Наставничество как форма работы с одаренными детьми
Аннотация.
В современном мире становятся, все больше, востребованы те, кто может нестандартно мыслить, выдвигать новые идеи, строит реальные перспективы, выходящие за привычные стандартные рамки. Поэтому, одной из главных задач современной школы является выявление учеников подходящих под эти требования и организация работы с ними. Дети, имеющие особые качества нуждаются в поддержке и сопровождении наставника. Педагога, который сможет раскрыть весь потенциал ребенка, чтобы укрепить и развить его способности, от которых будет в полной мере зависеть его успех в той или иной деятельности.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, наставник
В последнее время мы очень часто слышим такое понятие как наставничество. В связи с этим возникает вопрос - все ли отношения, ведущие к усвоению определенных компетенций, будут являться наставничеством или только те, которые имеют целенаправленный и систематический характер.
Давайте первоначально разберемся с таким понятием как наставничество. Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития.
Рассматривая исторические справки можно сделать вывод, что практики наставничества идут своими корнями еще в доисторические времена. Например, в Европе наставничество известно еще со времен Древней Греции, а в Союзе ССР оно распространяется в системе профессионального технического образования и производственного обучения. Начиная с 1950 годов, приобретает массовый характер – в средней школе становится формой методической работы и определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту.
По сути, этот термин не новый, есть даже определенные модели наставничества, тогда почему им стали пользоваться так часто последнее время? Все дело в том, что появляется все больше учеников, которым не интересна стандартная работа с учебником на уроке, которые все больше ищут информации на свои многочисленные вопросы, из разных источников пытаясь как то упорядочить свои знания или найти подтверждение своим гипотезам. Поэтому важно еще в школе выявить такого ребенка и помочь ему раскрыть свои способности. Таких ярких, непохожих на обычного ученика детей и называют одаренными. Выявление таких детей начинается еще с начальной школы, а сопровождение идет вплоть до ее окончания. И здесь мы понимаем, что у детей есть родители, родственники, старшие друзья способные показывать позитивный пример, но лишь наставник способен принять на себя все эти роли и провести целенаправленную систематическую работу до ее завершения. Анализируя понятие одаренности в разных источниках, делаем вывод, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. И если одаренность нужно развивать систематически, то и наставничество – это систематическая и целенаправленная работа. Следовательно, возникает вопрос все ли дети подходят под категорию одаренный ребенок и как быстро это можно определить? Из определения, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. А это значит, что эти дети имеют более высокие способности, более высокую восприимчивость к учению, доминирующую активность (лидерские качества), насыщенную познавательную потребность и творческие возможности. Наставником для одаренного ребенка может быть и классный руководитель и учитель-предметник. В данном случае речь идет о школьном наставничестве, которое рассматривает регулярную индивидуальную работу (в том числе и портфолио ученика), взаимодействие с учителями предметниками, педагогами дополнительного образования и администрацией школы.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя:
выявление одаренных детей (на уроке, на занятиях дополнительного образования, беседы с классными руководителями, другими учителями, с родителями, наблюдение, диагностики и др.);
составление плана работы (в том числе перспективное планирование);
создание условий (набор детей в группе дополнительного образования разного возраста и разного уровня художественного развития, работа за мольбертом, а не столом, право выбора темы здания и пр.);
развитие (подбор конкурсов разных уровней, акций, мероприятий, олимпиад, индивидуальная работа и т.п.);
результат (портфолио ученика);
анализ (в том числе пересмотр программы с целью ее улучшения и корректировки).
Из опыта успешной практики могу сказать, что одной из важных форм работы с одаренными детьми являются олимпиады. Они способствуют и выявлению наиболее способных детей, и развитию образовательных потребностей, и подготовке к получению высшего образования, и творческому подходу в разных областях практической деятельности. Министерство просвещения Российской Федерации утвердило перечень олимпиад и других интеллектуальных и творческих конкурсов на 2022/2023 учебный год. Перечень приводится в приказе ведомства, опубликованном на сайте https://docs.edu.gov.ru/document/abe3bcefd987433a7f553b816c5b418d/
В перечень вошло более 600 мероприятий, которые разделены на несколько уровней. По каждому профильному направлению в спорте или предметной области в образовании уровни присуждаются исходя из качественных критериев. Для участников конкурсов и олимпиад, которые входят в перечень, предусмотрены различные формы поощрения и поддержки, в частности они, могут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы. Чем выше уровень состязания, тем больше льгот и преимуществ получит выпускник. На сегодняшний день у нас есть опыт участия в таких мероприятиях. Среди состязаний I уровня – Олимпиада по комплексу предметов «Культура и искусство». Организатор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». Олимпиада проводилась отдельно по двум комплексам предметов: академический рисунок, живопись, композиция, история искусства и культуры; технический рисунок и декоративная композиция. В 2022/2023 учебном году ученица 7 класса стала призером, получив диплом II степени.
Олимпиада I уровня дает льготу 1-го порядка, победителям и призерам, «поступление без вступительных испытаний» на направления, соответствующие комплексу олимпиады «Культура и искусство». Диплом действителен в течение 4 лет. Комплекс предметов - «Академический рисунок, живопись, композиция, история искусства и культуры» - направления: Дизайн. Монументально-декоративное искусство. Графика (Художник анимации и компьютерной графики). Искусство костюма и текстиля. Конструирование изделий легкой промышленности. Технология изделий легкой промышленности. Технологии и проектирование текстильных изделий. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Технология художественной обработки материалов. Технология полиграфического и упаковочного производства. Информационные системы и технологии. Прикладная информатика в дизайне. Комплекс предметов - «Технический рисунок и декоративная композиция» - направления: Конструирование изделий легкой промышленности. Технология изделий легкой промышленности. Технологии и проектирование текстильных изделий. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Технология художественной обработки материалов. Технология полиграфического и упаковочного производства. Информационные системы и технологии. Прикладная информатика в дизайне. Искусство костюма и текстиля.
Олимпиада II уровня - Межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, композиция). Организатор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» Департамент образования и науки Тюменской области. В 2022/2023 учебном году ученик 8 класса стал призером в заключительный этап, набрав максимальное количество баллов. Соревнования проводились в два этапа. К участию в финале допускаются победители и призеры отборочного этапа олимпиады. Он включал задания по рисунку, композиции и черчению разного уровня сложности. Следующие соревнования начнутся в сентябре (2023\2024 учебный год).
Другая новая форма работы с одаренными детьми в школе, которую я использую - это проектирование. Проектный метод как способ обучения через практическую деятельность, получения новых знаний и способов действий. Работая в учебных проектах, школьники учатся исследовать, анализировать информацию и представлять свои новые идеи. Поэтому основу проектной деятельности представляет в первую очередь креативное (творческое) мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно реализовывать свои знания.
Особую роль уделяю работе в группе, так как эта работа помимо коммуникативных и аналитических навыков, выявляет и лидерские качества.
Еще одна форма работы – это совместная деятельность по подготовке к конкурсам (наставник/ученик). Мы начали подготовку к участию в фестивале - конкурсе «Русь мастеровая» - 2023 в этом году в него включили отдельную номинацию - «Совместно с преподавателем», которая подразумевает демонстрацию совместного творчества ученика и учителя (наставника). В работе по выявлению одаренных детей так же использую предметные недели, тематические выставки, индивидуальные задания по интересам в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В заключении хотелось бы отметить. Каждый ребенок индивидуален и талантлив от рождения. Выявление и поддержка одаренных детей, безусловно, важная задача для школы. Поэтому простраивать учебную, внеурочную, воспитательную и, конечно же, дополнительную деятельность нужно с учетом индивидуальных особенностей детей, при этом создавать вокруг него то пространство, в котором он проявит себя в полной мере.
Одаренность проявляется на разных уровнях и во всех сферах деятельности, поэтому рассматривать ее необходимо не только как определенное достижение, но и как возможность ее проявления.