Из опыта работы педагога - психолога коррекционной школы – интерната с обучающимися «группы риска»
Педагог- психолог ГКОУ «С(К)ОШИ»
с. Покровка, Оренбургская область, Новосергиевский район.
Квернадзе Л.Ф..
Павлика привезли в школу-интернат…
Я спрашиваю у дежурного:
- Где мне найти Павлика?
- А там, на дверях списки.
На 1-м этаже я читаю на двери: "Плохие дети" Павлика в списке нет.
Поднимаюсь на второй этаж, читаю: "Очень плохие дети". Павлика нет.
На третьем этаже читаю: "Ужасные дети". Павлика нет.
На четвертом этаже: "Отвратительные дети". Павлика нет.
На последнем, пятом этаже: "Кошмарные дети". Павлика нет.
Я поднимаюсь на чердак, подхожу к двери и читаю: "Павлик"…
Конечно, это анекдот. Только если вдуматься, совсем не смешной. Мы делим детей на «норму», «группу риска», «детей-сирот», «обучающихся с ОВЗ» и прочее, прочее, прочее… Между тем, и очень хорошие дети, и самые «кошмарные», и даже «Павлики» - все одинаково нуждаются в любви, внимании, поддержке и заботе. Очень нуждаются в том, чтобы в них поверили и помогли.
Сказать, что это сложная задача – ничего не сказать. В интернатное учреждение ребенок поступает с целым багажом негативного опыта, а зачастую, и асоциальных ценностей, которые и не дают ему свободно социализироваться, выстраивать конструктивные межличностные отношения. Главной задачей специалистов учреждения становится не просто помочь этот опыт нейтрализовать, но и привить положительные установки, работать над формированием мотивационной сферы, развитием эмоционального интеллекта ребенка.
Естественно, что процесс этот долгий, затратный и по времени, и по эмоциональному, интеллектуальному включению специалиста в эту работу, но, все же, творческий! Важно соблюсти принципы природосообразности, гуманизации, системности, чтобы не напугать подростка, обрушив на него все методы и приемы сразу. Необходимо создать условия для возникновения доверительного контакта, и постепенно помочь ребенку раскрыться, как цветок раскрывается при правильном уходе и заботе.
За годы работы, путём творческого поиска, а так же, проб и ошибок, мной был выстроен следующий алгоритм работы с воспитанниками «группы риска».
Налаживаем контакт. Дети приходят разные: кто дверь ногой открывает, кто отказывается идти на консультацию… В любой ситуации предлагаю ребенку чашку чая и беседу по душам.
На первой встрече обычно удается провести МЦВ (Л.Собчик) – вроде и диагностика, а вроде и игра, которая дает возможность оценить эмоциональное состояние в данный момент, ведущую потребность и т.д., «незаконченные предложения» позволяют получить первичную информацию о ребенке, о его планах, ценностях, ближайшем окружении, отношении к сложившейся ситуации, а так же психолого-педагогическое наблюдение.
Эмоциональная поддержка и помощь воспитаннику в адаптации к новым условиям обучения и проживания осуществляется ежедневно совместно с воспитателем, классным руководителем и соц.педагогом в зависимости от остроты момента. Обычно, на адаптацию воспитанника «группы риска» уходит около двух месяцев.
Первичная диагностика тесно переплетается с коррекционно-развивающей работой. В зависимости от интеллектуальных возможностей, подростку предлагается следующий диагностический минимум: «Заучивание 10 слов» (Лурия), «Зрительная память» (Векслер), «Опосредованное запоминание» (Леонтьев), «Выделение существенных признаков», «Мотивация» (Гинзбург), «Рисунок несуществующего животного», «Склонность к отклоняющемуся поведению» (Орел), «Самооценка и уровень притязаний» (Дембо - Рубенштейн), «Опросник агрессивности» (Басс - Дарки), «Дом.Дерево.Человек», «Домики» (Орехова) и т.д.
В течение месяца по результатам первичной диагностики составляется психологическое представление с направлениями работы психолога на ближайшие полгода и рекомендациями специалистам по взаимодействию с данным обучающимся. По результатам ПМПк оценивается уровень адаптации и составляется индивидуальная программа сопровождения обучающегося специалистами учреждения.
Индивидуальная коррекционно – развивающая работа. На этом этапе (при необходимости) прорабатываются такие проблемы как: последствия материнской депривации (с помощью медитативных сказок, песочной терапии, релаксационных комплексов); последствия жестокого обращения в семье (песочная терапия, которая позволяет трансформировать травматический опыт и обратиться к ресурсам личности); нарушение базового доверия к миру (песочная терапия, метафорические ассоциативные карты «Тропинка к своему я», позволяющие установить контакт со своим внутренним ребенком и обнаружить ресурсы, которые до сих пор не использовались).
Работа по восстановлению биологических связей и формированию семейных ценностей так же может проводиться с помощью изготовления авторской славянской куклы «Семейка» (Д.Курочкина), рисуночной «Семейной серии» Т.Зинкевич – Евстигнеевой и песочной терапии «Мой идеальный мир», «Мое будущее», «Мой дом - моя крепость», а так же метафорических ассоциативных карт «ОНА» К.Крюгер.
Сенсорная комната дает обучающимся «группы риска» возможность уединиться, побыть в тишине, расслабиться и отдохнуть. Релаксационные занятия направлены на снятие психофизического напряжения, формирование умений общего мышечного расслабления и саморегуляции.
Групповая коррекционно – развивающая работа проводится по графику согласно рабочим программам два раза в неделю: «Сказкотерапия» и «Песочная терапия». Воспитанники «группы риска» систематически посещают данные занятия. Сказкотерапевтические практикумы позволяют формировать положительные нравственные нормы и ценности, основы индивидуального целепологания, коммуникативные навыки, с помощью таких инструментов, как «Карта сказочной страны», «Метафорические автопортреты», «Изготовление куклы-помощника (марионетки)», «Сотворение мира» - работа с пластилином, «Дождь в сказочной стране», любимая детьми и взрослыми техника «Волшебные краски» и т.д.
Студия «Песочной анимации» позволяет участникам отреагировать деструктивные эмоции и гармонизировать эмоциональное состояние, а так же развивать эстетические способности.
Профилактика. Мероприятия психолога в рамках профилактической работы предполагают оформление агитационных (информационных) стендов, проведение конкурсов «мотиваторов» – «демотиваторов», фотосессий, дискуссий и тренингов по теме. Привлечение детей «группы риска» к участию в психологических акциях, «Неделе психологии», профилактических неделях, школьном соуправлении активизирует творческие способности подростков, помогает им проявить себя с лучшей стороны (дети выступают в роли лидеров, ведущих, фоторепортеров, психологов, журналистов).
Вернемся к Павлику... Вернее, к мысли о том, что детям жизненно необходимо, чтобы их любили, в них верили. Это аксиома. Однако, нельзя забывать о том, что и ребенок должен поверить взрослому, который волей судьбы оказался рядом. Увидеть в нем не только специалиста, но и человека, которому можно доверять, с которым хочется говорить, на которого можно положиться. И тогда, возможно, внутренний ребенок Павлика улыбнется и доверится этому миру.